Поликарп был христианином с детства, но римляне не удосужились убить его, пока ему не исполнилось восемьдесят. Какова бы ни была причина задержки, это всё ещё первое зарегистрированное мученичество в истории церкви после Нового Завета.
Необразованный, но прямой
Он жил в самую формирующую эпоху церкви, в конце эпохи первых апостолов, когда церковь совершала критический переход ко второму поколению верующих. Традиция гласит, что он был лично обучен апостолом Иоанном и что он был назначен епископом Смирны (в современном Измире в Турции) некоторыми из первых апостолов.
В более поздние годы он пытался урегулировать споры о дате празднования Пасхи и столкнулся с одним из самых беспокойных еретиков церкви, гностиком Маркионом, назвав его "первенцем сатаны", когда он столкнулся с ним в Риме. Поликарп также был ответственен за обращение многих из гностицизма. Его единственное существующее письмо, пастырское письмо к церкви в Филиппах, показывает, что у него было мало формального образования, и он был непритязательным, скромным и прямым.
Такие черты особенно очевидны в рассказе о его мученичестве, который был написан в течение года после его смерти. Не совсем ясно, почему он внезапно, в возрасте 86 лет, подвергся аресту, но когда он услышал, что римские чиновники намерены арестовать его, он решил подождать их дома. Охваченные паникой друзья умоляли его бежать, поэтому, чтобы успокоить их, он в конце концов согласился переехать в небольшое поместье за городом. Но, находясь там в молитве, он получил какое-то видение. Что он видел или слышал, мы не знаем. Он просто сообщил своим друзьям, что теперь понял: "Я должен быть сожжён заживо".
... Читать дальше »
“Я чувствую, что на какое-то время меня похоронят, спрячут в безвестности, а потом я вдруг вспыхну, сделаю свою работу и исчезну". Так писал 22-летний Освальд Чемберс, когда начал свою долгую подготовку в отдалённом шотландском городке, прежде чем его отправили в мир в качестве проповедника. Он был отчасти прав: после 15 лет публичного служения Чемберс внезапно умер в возрасте 43 лет. Но он по-прежнему далёк от того, чтобы исчезнуть - его наследство “Всё, что могу, - во славу Ему”pdf (проповеди, опубликованные посмертно, как и почти 50 других проповедей, носящих его имя), остаётся одним из самых популярных руководств, когда-либо напечатанных.
Портрет художника
Родился как сын баптистского проповедника в Абердине, Шотландия, и перешёл в христианство под руководством Чарльза Сперджена. В свои двадцать лет он стремился изобразить послание Божьего искупления в искусстве, изучая технику в Лондоне и Эдинбурге.
Постепенно Чемберс начал верить, что Бог хочет, чтобы он занимался искусством не для Бога, а ради Бога, только ради Его воли. Как он позже писал: "Мне потребовалось много времени, чтобы понять, что Бог не уважает ничего, что я приношу Ему. Всё, что он хочет от меня, — это безоговорочная капитуляция".
Его решение привело его в Данун-колледж, небольшую межконфессиональную теологическую школу. Вскоре сам Чемберс начал верить, как и члены его се
... Читать дальше »
Корри тен Бум, младшая из четырёх детей, родилась 15 апреля 1892 года в Амстердаме, Нидерланды. Её отец, Каспер тен Бум, был часовщиком, и когда Корри была ещё ребёнком, семья переехала в Харлем, где он унаследовал семейную мастерскую. Её благочестивые и любящие родители отражали любовь Небесного Отца, и когда Корри была совсем маленькой, она приняла Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа. Она свидетельствовала о Нём и молилась об обращении тех, кто жил по соседству, на протяжении всего её детства.
Дом семьи тен-Бум над часовым магазином на Бартельйорисстраат, 199 (назывался Бедже, сокращенно произносилось “бэй-яй”) имел широко открытые двери для всех и особенно для тех, кто нуждался. Кроме мистера и миссис тен Бум и четверых детей, в маленьком доме жили еще три тётки, а потом и приёмные дети.
Корри стала первой женщиной, получившей лицензию часового мастера в Нидерландах, но она всегда говорила, что никогда не становилась экспертом в этом деле, потому что постоянно была занята выполнением многих планов. Были, например, клубы, которыми она руководила, – для мальчиков и девочек, для умственно отсталых детей и взрослых, – и христианское движение девочек-скаутов, которое в конечном счёте состояло из тысяч членов по всей территории Нидерландов, Индонезии и Голландских Антильских островов.
В 1944 году произошло необычное для того времени событие. Дед Каспера тен Бума начал молитвенное собрание в Бедже за еврейский народ. Семья тен Бум любила евреев, и когда Каспер тен Бум стал участвовать в сокрытии и спасении некоторых из них во время Второй Мировой Войны, он ответил, когда его предупредили об опасности: “Если я
... Читать дальше »
В 177 году жители Лиона (столицы Галлии, нынешней Франции) отправились на охоту за христианами города. Это было тяжелое время для жителей Южной Галлии, которые страдали от частых вражеских набегов и смертельной чумы. Для тех, кто не принял Христа, отказ христиан поклоняться языческим божествам был правдоподобным объяснением ярости богов. Давно существующие предрассудки переросли в полномасштабный бунт. Жители нападали на христиан, таща их на общественную площадь. Городские власти уклонились от ответственности, вместо этого бросив христиан в тюрьму и передав этот вопрос губернатору.
В конце концов христиане были осуждены за отказ от требований властей. Некоторые были жестоко казнены на публичной арене, в то время как другие, такие как Потин, епископ Лиона, умерли в тюрьме. После этого кошмара Ириней, который, вероятно, путешествовал, когда произошла трагедия, вернулся, чтобы собрать осколки. Как преемник Потина, он столкнулся со всеми вопросами, связанными с трагическими последствиями: как заботиться о вдовах и сиротах, утешать страдающих, поощрять перебежчиков, избавлять от страхов и способствовать единству.
Миссионер в Галлии
К тому времени, когда Ириней переехал в Галлию, христианство быстро росло. По оценкам историков, к концу первого века христиан в Римской империи насчитывалось менее 10 000 человек. К 150 году нашей эры их число выросло примерно до 40 000, а к концу второго века-более 200 000. В основном они были разбросаны по всему Средиземному морю, но некоторые из них рискнули выйти за пределы империи. Преследование было спорадическим, в основном спровоцированным простыми людьми.
Ранние христиане были организованы в церкви и объединены общими убеждениями, которые были выражены в коротких о
... Читать дальше »
Основатель африканской методистской епископальной церкви
Ричард Аллен и его коллега Авессалом Джонс были лидерами чёрной методистской общины в Филадельфии в 1793 году, когда разразилась эпидемия желтой лихорадки. Многие люди, чёрные и белые, умирали. Ещё сотни бежали из города. Городские власти пришли к Аллену и спросили, может ли чернокожая община помочь служить медсёстрами для страдающих и помогать хоронить мёртвых.
Аллен и Джонс признали расизм, присущий этой просьбе: просить чернокожих людей выполнять рискованную, грязную работу для белых. Но они согласились — отчасти из сострадания, а отчасти для того, чтобы ещё одним способом показать белому сообществу моральное и духовное равенство чернокожих.
Проповедуя во сне
Аллен родился в рабстве в Филадельфии в 1760 году. Он был обращён в христианство в возрасте 17 лет и начал проповедовать на своей плантации и в местных методистских церквях, проповедуя всякий раз, когда у него была такая возможность. "Иногда я просыпался от сна, проповедуя и молясь", - вспоминал он позже. Его владелец, один из первых обращённых Аллена, был так впечатлён им, что позволил Аллену купить свою свободу.
В 1781 году Аллен начал путешествовать по методистским проповедническим кругам в Делавэре и прилегающих штатах. "Мой обычный метод состоял в том, что, когда я раздевался, я прекращал путешествовать и шёл на работу", - сказал он. "Мои руки были заняты моими нуждами." Всё чаще видные методистские лидеры, такие как Фрэнсис Эсбери, заботились о том, чтобы Аллену было где проповедовать. В 1786 году бывший раб вернулся в Филадельфию и присоединился к методистской церкви Святого Георгия. Его лидерство на молитвенных службах привлекло в церковь десятки чернокожих, а вместе с ними возросла расовая напряженность.
<
... Читать дальше »
“Это был лысый, кривоногий коротышка с большим носом и целой бровью, которая лежала поперек его лба, как дохлая гусеница”.
Это перефразирование.
Эта фраза из единственного физического описания Павла в раннехристианском документе "Деяния Павла". (Её автор, церковный лидер второго века, был изгнан из-за книги, потому что он приписал Павлу некоторые неортодоксальные учения, такие как сексуальное воздержание в браке).
Более буквальный перевод описания Павла на греческий гласит: “Мужчина среднего роста, с редкими волосами, немного кривыми ногами и широко расставленными коленями; у него были большие глаза, брови сходились, а нос был несколько длинным”.
Это может быть не более чем образное письмо, написанное спустя столетие после смерти Павла, но оно не противоречит тому, как его описывали критики Павла: “в посланиях он строг и силен а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна” (2 Кор. 10:10).
2. Был ли Павел женат?
Скорее всего, нет. Но поскольку Павел почти ничего не сказал об этом, есть много возможностей для обсуждения этого вопроса.
Консультируя одиноких и вдов в Коринфе, он написал: “Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я” (1 Кор. 7:8).
Но, перечисляя права апостола и рассуждая от своего имени и от имени Варнавы, он сказал: “Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа?” (1 Кор. 9:5).
Интерпретируя это утверждение, некоторые учёные говорят, что вопрос Павла, взятый вместе с его заявлением о том, что он не бы
... Читать дальше »
6 Родился римским гражданином у еврейских родителей в Тарсе (современная восточная Турция).
20-30 Изучает Тору в Иерусалиме с Гамалиилом; становится фарисеем
30-33 Преследует последователей Иисуса из Назарета в Иерусалиме и Иудее
Обращение
33-36 Обращён по дороге в Дамаск; проводит три года в Аравии; возвращается в Дамаск, чтобы проповедовать Иисуса как Мессию
36 Бежит из Дамаска из-за преследований; посещает Иерусалим и встречается с апостолами
36-44 Проповедует в Тарсе и его окрестностях
44-46 Приглашен Варнавой преподавать в Антиохии
46 Вместе с Варнавой посещает Иерусалим, чтобы принести жертву в помощь голодающим
Миссионерские путешествия
47-48 Первое миссионерское путешествие с Варнавой на Кипр и в Галатию
49 На Иерусалимском соборе Павел успешно доказывает, что христиане-язычники не должны следовать еврейскому закону; возвращается в Антиохию; противостоит Петру по вопросу о еврейском законе
49-52 Второе миссионерское путешествие с Силой через Малую Азию и Грецию; поселяется в Коринфе; пишет письма фессалоникийцам
52 Ненадолго посещает Иерусалим и Антиохию; начинает третье миссионерское путешествие
52-55 Остаётся в Ефесе; пишет послания к Галатам и Коринфянам
55-57 Путешествует по Греции и, возможно, Иллирии (современная Югославия); пишет письмо римлянам
Арест и смерть Пола
57-59 Возвращается в Иерусалим и арестован; заключён в тюрьму в Кесарии
59-60 Предстает перед Фестом и обращается к Цезарю; путешествие в Рим
60-62 Под домашним арестом в Риме; пишет письма к Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам и Филимону
62-64 Освобождён; путешествует в Испанию?; пишет письма Тимофею и Титу
"Это глупость и безумие - наполнять шкафы одеждой”, - увещевал собравшихся Иоанн Антиохийский, - “и позволять людям, созданным по образу и подобию Божьему, стоять голыми и дрожать от холода так, что они едва могут держаться прямо".
Красноречивая и бескомпромиссная проповедь была типична для Иоанна и принесла ему имя, которым его запомнила история: Златоуст — "золотой рот". Но его проповедь, хотя и считалась лучшей в ранней церкви, была тем, что привело его к неприятностям и к его безвременной смерти.
Дело о статуях
Иоанн был воспитан в Антиохии, ведущем интеллектуальном центре поздней античности, своей овдовевшей матерью Антузой, благочестивой христианкой. Его наставником был Либаний, знаменитый языческий ритор, который был профессором как в Афинах, так и в Константинополе.
После своего образования, как и многие набожные люди его времени, паучий Иоанн (он был невысоким, худым и длинноногим) вступил в монашеское уединение. Но его аскетические строгости были настолько напряжёнными, что повредили его здоровью (последствия будут длиться всю его жизнь), и он был вынужден вернуться к общественной жизни. Он быстро прошёл путь от лектора до диакона и священника в церкви в Антиохии.
В течение этого времени он писал о Священстве, оправдывая свою собственную задержку с вступлением в священство, но также зрелый взгляд на опасности и возможности служения: "Я не знаю, удавалось ли кому-нибудь когда-либо не наслаждаться похвалой", - написал он в одном отрывке. "И, если ему это нравится, он, естественно, хочет получить это. И если он хочет получить его, он не может не испытывать боли и отчаяния от его потери".
На встрече баптистских лидеров в конце 1700-х годов недавно рукоположенный священник выступал за ценность зарубежных миссий. Его резко прервал пожилой священник, который сказал: "Молодой человек, сядьте! Вы энтузиаст. Когда Богу будет угодно обратить язычников, он сделает это, не посоветовавшись ни с вами, ни со мной".
То, что такое отношение сегодня немыслимо, во многом объясняется последующими усилиями этого молодого человека, Уильяма Кэри.
Трудяга
Уильям вырос в малоизвестной сельской деревушке Полерпери, в центре Англии. Он был подмастерьем в местной сапожной мастерской, где номинальный англиканец был обращён. Он с энтузиазмом принял веру, и, хотя молодой новообращённый был мало образован, он позаимствовал греческую грамматику и продолжил изучать греческий язык Нового Завета.
Когда его хозяин умер, он занялся сапожным делом в соседнем Хаклтоне, где познакомился и женился на Дороти Плэкетт, которая вскоре родила дочь. Но жизнь подмастерья сапожника была тяжёлой — ребёнок умер в возрасте 2 лет, — а его доход был недостаточным. Семья Кэри погрузилась в нищету и осталась там даже после того, как он взял на себя бизнес.
"Я могу упорно трудиться”, - писал он позже, “я могу упорно продолжать любое определённое дело". Всё это время он продолжал изучать язык, добавляя иврит и латынь, и стал проповедником у Партикулярных баптистов. Он также продолжал всю жизнь интересоваться международными делами, особенно религиозной жизнью других культур.
Кэри был впечатлён ранними моравскими миссионерами и всё больше встревожен отсутствием интереса у своих коллег-протестантов к миссиям. В ответ он написал “Исследование об обязательствах христиан использовать средства для обращения язычников”. Он утверж
... Читать дальше »
Этот "религиозный фанатик" третьего века бросил свою работу, спал на полу, не ел мяса, не пил вина, постился два раза в неделю, не имел обуви и, как сообщается, кастрировал себя за веру. Он также был самым плодовитым учёным своего времени (с сотнями работ на его счету), первоклассным христианским философом с глубоким изучением Библии.
Вундеркинд Ориген Адамантий ("человек из стали") родился около Александрии около 185 года нашей эры. Будучи старшим из семи детей в христианском доме, он вырос, изучая Библию и значение обязательств. В 202 году, когда его отец, Леонид, был обезглавлен за свои христианские убеждения, Ориген тоже захотел умереть мучеником. Но мать не позволила ему даже выйти из дома, спрятав его одежду.
Чтобы поддержать свою семью, 18-летний Ориген открыл гимназию, переписывал тексты и обучал оглашенных (тех, кто стремился стать членами церкви). Сам он учился у языческого философа Аммония Саккаса, чтобы лучше защитить свою веру от языческих аргументов. Когда богатый новообращенный снабдил его секретарями, он начал писать.
В тот год, когда родился Якоб Арминий (в Удуотере, Голландия), Жан Кальвин был занят созданием Женевской академии для распространения своих идей о предопределении. Примерно в то же время Гвидо де Брес написал первое издание "Бельгийского исповедания", которое стало одним из основных доктринальных стандартов голландского кальвинизма. Когда Арминий вырос, споры об учении Кальвина прервали споры об испанском правлении. К тому времени, когда Арминию исполнилось 14 лет, Вильгельм Молчаливый, король Голландии, стал кальвинистом.
Но к тому времени, когда Арминий умер, теологический ландшафт снова изменился, и антикальвинистская теология Арминия быстро распространилась по всей Европе.
Иренический реформатор
Арминий начал подвергать сомнению кальвинизм (особенно его взгляды на благодать и предопределение) в начале 20-х годов, но вместо того, чтобы бороться за свои взгляды в Женевской академии, где он учился у преемника Кальвина Теодора Безы, он тихо ушёл. Когда власти Женевы разгневались на защиту Арминия французским гуманистом Питером Рамусом, Арминий уехал в Базель. Там ему предложили докторскую степень, но он отказался на том основании, что его молодость (ему было всего 24 или 25 лет) принесёт позор титулу.
Именно его изучение Послания к Римлянам в качестве амстердамского служителя решительно настроило Якова Арминия против кальвинизма. Вера, по его мнению, была причиной избрания: "Это вечный и милостивый указ Бога во Христе, которым Он решает оправдать и принять верующих и наделить их вечной жизнью, но осудить неверующих и нераскаявшихся людей".
Хотя его обвиняли в пелагианстве (чрезмерный акцент на свободе воли) и других ересях, его критики не привели н
... Читать дальше »
От домашних молитвенных собраний до продуваемых сквозняками палаток и богато украшенных часовен семинарии, от солнечной Калифорнии до глухих лесов Кентукки и сверкающих городских пейзажей Нью-Йорка, Торонто и за их пределами, ветер Святого Духа дул в пятидесятническо-харизматическом движении уже более века. Вот некоторые из тех, кто почувствовал его тепло. ... Читать дальше »
Первые 40 лет жизни Терезы не дали никакого представления о богатой глубине и продуктивности второй половины ее жизни. Урождённая Тереза де Сепеда-и-Ахумада в центральной Испании, она провела свои ранние годы со своей семьей, отдавая себя обязанностям семейной жизни. В возрасте 21 года, вопреки желанию отца, она приняла обет кармелитки в испанском монастыре “Воплощения” в Авиле.
И всё же, по её собственным словам, она духовно колебалась. Монастырь был известен своей снисходительностью, например, разрешая отношения с теми, кто находился за пределами монастыря, и разрешая мирские владения внутри. Тереза, наслаждаясь снисходительностью монастыря, ослабла в своей преданности. Затем тяжелая, продолжительная болезнь (и частичный паралич от попытки излечения) вынудила её провести три года в относительном покое, в течение которых она читала книги о духовной жизни. Когда она выздоровела и вернулась в монастырь, она возобновила то, что позже показалось ей лишь половинчатой духовностью. Об этих годах она написала в автобиографии: "Я плавала по этому бурному морю почти 20 лет с падениями и подъёмами".
И вот однажды, когда она шла по коридору монастыря, её взгляд упал на статую израненного Христа, и видение Его постоянной любви, несмотря на её непостоянство, пронзило её сердце. Мягко, но властно она попросила, чтобы Иисус начал разрушать её защиту и открыл ей причину её духовного истощения: её увлечение удовольствиями греха.
Она немедленно порвала со своим прошлым, претерпев окончательное обращение. После этого она начала испытывать глубокие мистические восторги, хотя они вскоре прошли. На всю оставшуюся жизнь она полностью отдал
... Читать дальше »
Испанский “Siglo de Oro” действительно был "золотым веком" - временем, запомнившимся своими художниками, драматургами, романистами, поэтами и исследователями — имена Сервантеса, Веги и Кортеса являются лишь тремя из самых известных. Одного низкорослого, узколобого монаха, который потратил большую часть своей энергии на реформирование ещё одного религиозного ордена, можно было легко не заметить. Но сегодня Иоанна Креста, как его стали называть, помнят как одного из самых влиятельных духовных наставников в истории.
Выбирая более трудный путь
Хуан де Йепес, его имя при рождении, потерпел неудачу в различных профессиях, прежде чем поступить сначала в местную школу иезуитов, а затем в Университет Саламанки, где принял священный сан. Там он встретил Терезу Авильскую, которая убедила его присоединиться к ней, чтобы реформировать орден кармелитов.
Полагая, что борьба и страдания, которые, вероятно, повлечёт за собой такая реформа, необходимы для духовного роста, Хуан вступил в орден кармелитов в 1568 году как брат Хуан де ла Крус, монах Иоанн Креста. И это была крестная жизнь, как и задумывал Иоанн: "Обратись не к самому легкому, а к самому трудному ... не к большему, а к меньшему; не к тому, что высоко и драгоценно, но к тому, что низко и презренно; не к тому, чтобы желать чего-либо, но ничего не желать".
Иоанн не позволял себе передышки от страданий, но обрушивал их на себя долгим постом и порками. Если этого было недостаточно, его также жестоко критиковали и игнорировали, когда он призывал своих собратьев-монахов отказаться от своих удобств, свобод
... Читать дальше »
Переводчик Библии, чья версия просуществовала тысячелетие
Евсевий Иероним Софроний, известный как Иероним, был, вероятно, величайшим христианским учёным в мире в свои 30 лет. Возможно, как величайшая фигура в истории перевода Библии, он провёл три десятилетия, создавая латинскую версию, которая будет стандартом для более чем тысячелетия. Но это был не книжный умник. Иероним был также крайним аскетом с отвратительным нравом, который осыпал своих противников сарказмом и бранью.
От Цицерона до скорпионов
Иероним родился у богатых родителей христиан в Стридоне, Далмация (недалеко от современной Любляны, Словения), и получил образование в Риме, где изучал грамматику, риторику и философию. Там он был крещён в 19 лет.
Как и другие студенты, Иероним совмещал учёбу с путешествиями. Но вместо того, чтобы открыть для себя чувственные удовольствия империи, Иероним обнаружил, что его тянет к аскетам, которых он встречал по пути, в том числе в Трире (ныне на юго-западе Германии) и Аквилее (Италия), где он присоединился к группе аскетов. Среди них был Руфиний, известный своими переводами сочинений Оригена. Однако около 373 года группа распалась, и Иероним возобновил свои путешествия, на этот раз предприняв "неопределённое путешествие", чтобы стать отшельником в Святой Земле.
Измученный, он добрался только до Антиохии, где продолжил изучение греческого. Он даже учился у Аполлинария Лаодикийского (который впоследствии был осуждён как еретик за учение, что Христос имел только человеческую плоть, а не человеческий ум или волю). Но его греческие занятия были прерваны сном — одним из самых известных в церковной истории — во время Великого поста 375 года: он предстал перед судом
... Читать дальше »
В возрасте 14 лет Джонатан Эдвардс, уже студент Йельского университета, читал философа Джона Локка с большим удовольствием, "чем самый жадный скряга находит, собирая пригоршни серебра и золота из какого-нибудь недавно обнаруженного сокровища".
Он также был молодым человеком с глубокой духовной чувствительностью. В 17 лет, после периода страданий, он сказал, что святость открылась ему как восхитительная, божественная красота. Его сердце задыхалось, "чтобы лечь низко перед Богом, как в прах; чтобы я мог быть ничем, и чтобы Бог мог быть всем, чтобы я мог стать как малое дитя".
Это сочетание ума и благочестия характеризовало всю жизнь Эдвардса.