Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Я и мой дом
Движение домашних церквей пережило гонения и вызвало всплеск христианского роста по всему Китаю
Накануне победы коммунистов в 1949 году в Китае насчитывалось около миллиона протестантов (всех конфессий). В 2007 году даже самые консервативные официальные опросы показали 40 миллионов, и это без учёта миллионов тайных христиан в Коммунистической партии и правительстве. Чем объясняется этот поразительный рост? Многие наблюдатели указывают на роль китайских домашних церквей.

Движение домашних церквей началось в миссионерскую эпоху, предшествовавшую 1949 году. Новообращённые — особенно в евангелических миссиях, таких как Внутренняя Миссия Китая и Альянс Христиан и Миссионеров — часто встречались дома. Кроме того, быстро растущие независимые церкви, такие как Церковь Истинного Иисуса, Малая Паства и Семья Иисуса, делали упор на мирское служение и евангелизацию. У Маленькой Паствы не было пасторов, она полагалась на каждого "брата", чтобы возглавить служение, и привлекала много образованных городских жителей и студентов, которые были недовольны традиционными иностранными миссиями и деноминациями. Семья Иисуса практиковала общинный образ жизни и привлекала сельскую бедноту. Эти независимые церкви имели уникальные возможности для выживания и, в конечном счете, процветания в новой, строго контролируемой среде.

В начале 1950-х годов патриотическое движение "Три Я" ликвидировало конфессии и установило удушающий политический контроль над сокращающимися церквями. Многие верующие потихоньку начали выходить из этой системы. Они предпочитали встречаться дома, хотя такая деятельность была очень опасной. Согласно коммунистическому источнику, к середине 1950-х годов эти группы стали "более многочисленными, чем все остальные протестантские церкви вместе взятые".

В 1953 году председатель контролируемого коммунистами Бюро по делам религий назвал "подозрительным быстрый рост числа собраний на дому". К 1958 году, году насильственного "церковного единства", TSPM полностью запретил домашние церкви: "Все так называемые "церкви", "молитвенные залы" и "семейные собрания", которые были созданы без разрешения правительства, должны быть распущены".

На "собраниях с обвинениями" христиан поощряли осуждать своих собственных лидеров как "лакеев западного империализма". Несмотря на это, ряд ключевых евангельских лидеров выступили против вмешательства Коммунистической партии в церковные дела. Ван Миндао, пастор независимой христианской скинии в Пекине, обвинил И.Т. Ву (первого председателя TSPM) и его последующего преемника епископа К.Х. Тинга в отрицании основных доктрин евангельской веры. Ван был заключен в тюрьму на 23 года. На юге Линь Сянгао, получивший баптистское образование (позже известный как пастор Лэмб), также был заключён в тюрьму и отправлен на рабский труд в угольные шахты. Аллен Юань в Пекине был отправлен в трудовой лагерь за противодействие TSPM. Многие другие также подвергались преследованиям. Очень сомнительно, что церковь выжила бы в Китае без их безупречного свидетельства и терпеливых, подобных Христу страданий в тёмные дни правления Мао.

Суровое испытание

Хелен Уиллис, последняя протестантская миссионерка, покинувшая Китай в 1959 году, сообщила, что христиане в Шанхае "часто собирались по двое и по трое, чтобы помолиться, часто со слезами и с большой серьёзностью". Некоторые даже собирались каждое воскресенье по домам, чтобы разделить Вечерю Господню. В 1962 году, через четыре года после закрытия большинства церквей, китайский автор в гонконгской газете Standard описал неформальную христианскую деятельность, возникающую во многих местах, несмотря на преследования:
...хотя видимые и формальные церкви вымирают, невидимых, бесформенных, неполитических и истинных церквей становится всё больше в Шанхае, Нанкине, Пекине и других городах и посёлках … Жена бывшего профессора Пекинского университета принадлежала к небольшой молитвенной группе из четырёх китаянок … Она говорит, что есть много таких небольших групп, сформированных людьми, чьи церкви были либо закрыты, либо захвачены коммунистами. Они встречаются нерегулярно, но нередко в разных домах для молитвенных собраний, изучения Библии и общения. Они завоевали много душ, которые нашли в Боге великую помощь в трудную минуту.
Кажется, нет никаких сомнений в том, что долгий кошмар Культурной революции (официально 1966-76 гг., хотя период наибольшего насилия и анархии продолжался только с 1966-69 гг.) был тем испытанием, из которого китайские домашние церкви вышли духовно очищенными и готовыми распространять Евангелие по всей стране. В течение ещё более длительного периода (1966-1979) все церковные здания были закрыты, а христианская деятельность запрещена. Библии были сожжены, и многие церковные лидеры (включая пасторов TSPM) были заключены в тюрьму на долгие годы в трудовых лагерях. Собрания для молитвы и изучения Библии были чрезвычайно опасны. Шахтёры встречались в глубинах северных угольных шахт, их сборники гимнов и нацарапанные стихи из Библии были замаскированы под "Маленькую красную книжку" Мао. Христианские племена мяо на дальнем юго-западе прятали Библии в горных пещерах, в которые они забирались для тайных встреч.

В то время как официальная церковь умирала, домашние церкви продолжали зажигать пламя христианского свидетельства. Церковь выжила как движение мирян, часто возглавляемое малообразованными женщинами, которые заучивали Писание наизусть и передавали веру членам семьи и (если они осмеливались) соседям и друзьям.

Репортажи из подполья

К началу 1970-х годов вся мощь Культурной революции была израсходована. В 1971-1972 годах Генри Киссинджер и Ричард Никсон посетили Китай, и были открыты два места поклонения для иностранных протестантов и католиков, проживающих в Пекине. Общая ситуация для китайских христиан по-прежнему оставалась крайне напряженной, но к настоящему времени первые сообщения о деятельности домашних церквей просочились в Гонконг, в основном из прибрежных провинций.

В 1972 году в отчёте из южной Фуцзяни говорилось, что встречи стали более открытыми, но по-прежнему проводились только с родственниками и близкими друзьями. В более поздних сообщениях говорилось о 200-300, в основном молодых людях, посещающих христианские собрания в сельских зданиях без мебели, а также о сообществе из более чем 1000 верующих, которое возникло за последние четыре года. Многие были обращены, в том числе по крайней мере один коммунистический кадровый состав.

В 1974 году появились сообщения о 50 000 христиан, собравшихся в Вэньчжоу, провинция Чжэцзян, ныне известном как "Иерусалим Китая" из-за взрывного роста церкви. На протяжении 70-х годов эти группы становились всё более организованными и регулярно проводили библейские занятия, собрания свидетелей Иеговы, молитвенные собрания, тренинги и сезонные христианские ретриты. Ранние сообщения о деятельности домашней церкви в районе Вэньчжоу недавно были подтверждены китайским учёным Ли Фэном:
У них не было церквей, но они использовали горные районы этой местности, встречаясь в горных долинах, уединенных местах и т.д., собираясь вместе ночью, а не днём. У них не было пасторов, но многие верующие организовались и создали своих собственных лидеров. У них не было Библий, но они читали их по памяти, используя рукописные копии и мимеографированные листы для удовлетворения своих потребностей. Хотя некоторые тайные собрания были обнаружены, местная христианская деятельность продолжалась непрерывно.
Домашние церкви были активны не только в прибрежных провинциях, но и в центральных, сельских провинциях, таких как Хэнань. В конце 70-х и начале 80-х годов в хэнаньских домашних церквях появился ряд харизматичных крестьянских лидеров, таких как Чжан Жунлян, Сюй Юнцзе и брат Шэнь. Их евангелизация и лидерство были настолько успешными, что Церковь Фанчэн, Церковь Нового рождения (известная в народе как "плакальщики") и Китайское Евангельское Братство теперь насчитывают по нескольку миллионов членов, как и две аналогичные сети, базирующиеся в соседней провинции Аньхой. С 1980-х годов они расширили свою евангелизационную деятельность по всему Китаю, вплоть до Тибета и Синьцзяна на крайнем западе и Хайнаня на крайнем юге.

Экспансия и преследование

В 1978 году новый коммунистический лидер Дэн Сяопин "отменил приговоры" в отношении миллионов людей (включая христиан), которые подвергались несправедливым преследованиям в эпоху Мао. Вскоре после этого TSPM был официально реанимирован, и первые места христианского богослужения были официально вновь открыты. В течение следующих нескольких лет движение домашней церкви переживало колоссальный рост. Многие ранние лидеры, такие как Ван Миндао, были освобождены из тюрьмы и давали библейское учение и благочестивые советы растущему движению. Пастор Лэмб был освобождён в 1978 году и вернулся в Гуанчжоу. Сегодня, 30 лет спустя, он возглавляет процветающую домашнюю церковь, насчитывающую около 3000 человек, в самом центре города.

Однако в 1982 году Коммунистическая партия опубликовала "Документ 19" о контроле за религиозными делами. В нём говорилось, что "касается христиан, осуществляющих религиозную деятельность на домашних собраниях, то они в принципе не должны быть разрешены, но их не следует жестко пресекать. Благодаря работе, проводимой патриотически настроенным религиозным персоналом [т.е. TSPM и CCC], чтобы убедить религиозные массы, должны быть приняты другие подходящие меры". Хотя за последние 25 лет были внесены различные уточнения, это по-прежнему остается основной политикой правительства по отношению к домашним церквям. В принципе, к ним относятся неодобрительно, но на практике фактическое осуществление политики значительно варьируется от времени к времени и от места к месту.

Во время правительственной "кампании по борьбе с духовным загрязнением" в 1983 году сотни лидеров домашних церквей и евангелистов были арестованы, а некоторые отправлены в трудовые лагеря. Хотя к 1984 году кампания была остановлена, в течение последних двух десятилетий правительство периодически пыталось добиться регистрации всех домашних церквей, что означает (за некоторыми исключениями) надзор в рамках TSPM. Хотя несколько независимых домашних церквей подали заявки, большинство решили остаться незарегистрированными. Они считают, что свобода поклоняться и проповедовать Евангелие без вмешательства Коммунистической партии стоит риска преследования.

Однако на низовом уровне часто существует небольшая разница между зарегистрированными и незарегистрированными христианами. Многие зарегистрированные церкви могут проследить своё происхождение от небольших домашних собраний, которые переросли свои первоначальные места собраний и подали заявку на официальное признание, чтобы построить более крупные церковные здания. И многие из этих "официальных" церквей продолжают проводить домашние собрания в городах и отвечать за пасторскую работу и проповедь в домашних церквях в пригородах и сельской местности. Поместные церкви в обоих кругах демонстрируют горячую, ориентированную на Христа, основанную на Библии веру, выражающуюся в евангелизации и, все чаще, в целостном служении, оказывающем влияние на общество. Проповедь, молитва, евангелизация, исцеление и уход за больными, посещения и служения практической поддержки (такие как клиники, дома престарелых, служения жертвам ВИЧ/СПИДа и наркоманам, а также помощь при стихийных бедствиях) - всё это процветает.

Новое городское лицо

С тех пор как Дэн Сяопин восстановил ограниченную свободу вероисповедания, домашние церкви развивались непредвиденным образом. В первые дни центр тяжести находился в основном в сельской местности, где даже лидеры часто были фермерами с образованием только в начальной или неполной средней школе и практически без библейского или богословского образования вообще. Это привело к ненужным разногласиям по второстепенным вопросам и оставило многие церкви открытыми для разрушительных нашествий культов, таких как "Восточная молния". В последние годы поток рабочих-мигрантов из сельской местности в города привёл к тому, что многие сельские церкви столкнулись с кризисом руководства и даже членства.

Сегодня передний край христианского служения в Китае переместился из деревень в города, многие из которых составляют менее 1% христиан. Новая волна студентов и выпускников, в том числе тех, кто был обращён и получил богословское образование за рубежом, обеспечивает динамичное лидерство. Через два десятилетия или меньше 50% территории Китая будет занято городами. Многие домашние церкви уже обладают духовным опытом и хорошо подготовлены к тому, чтобы принять этот вызов. До сих пор, хотя они служат во всё более материалистическом обществе, их рвение не ослабевает.

Tony Lambert - директор China Research for Overseas Mission Fellowship (OMF) International.
Категория: История | Просмотров: 137 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: гонения, Пробуждение, Китай, церковь
   
Топ
О сайте
Беседка
Книги [2398]
Видео [683]
Аудио [306]
SCOAN [529]
Статьи [2242]
Разное [495]
Библия [237]
Израиль [294]
Новости [545]
История [635]
Картинки [275]
MorningStar [1131]
Популярное [178]
Пророчества [1115]
Пробуждение [308]
Прославление [770]
Миссионерство [316]
It's Supernatural! [676]
Благословить
Комментарии
Оцените сайт!
Всего ответов: 20
500

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2022