Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
От иностранных миссий к Китайской Церкви
Миссионерам в Китае мешали давление из дома, ошибки в руководстве и отождествление себя с Западом, но они посеяли семена, которые когда-нибудь дадут удивительный урожай
В первой половине 20-го века иностранное миссионерское движение в Китае созрело, расцвело, а затем умерло. В эти же десятилетия родилась китайская церковь — церковь, которая сегодня растёт невероятно быстро. С 1900 по 1950 год христианство в Китае отказалось от своего иностранного происхождения и облачилось в китайскую одежду. Бурные силы истории, которые сформировали все аспекты политики, экономики и культуры Китая, также обрушились на иностранных миссионеров и китайских христиан.

Если мы возьмём исторический телескоп и сосредоточимся только на двух годах, 1932-1934 годах, мы сможем увидеть трансформацию христианства в Китае в середине потока. И это началось с преобразования самого миссионерского начинания.

Осенним днём 1932 года Перл Бак, родившаяся в Китае в семье миссионеров и сама известная тамошняя миссионерка, вышла на трибуну в бальном зале нью-йоркского отеля Astor, чтобы обратиться к 2000 пресвитерианским женщинам. Бак только что получила Пулитцеровскую премию за роман "Добрая земля". Теперь она обратилась к теме "Есть ли основания для иностранных миссий?" Технически её ответ был "да", но он был настолько квалифицированным и без энтузиазма, а её критика миссионеров за высокомерие, невежество и ограниченность взглядов была настолько резкой, что она оставила свою аудиторию ошеломленной. Это событие вызвало бурю взволнованных комментариев как со стороны критиков, так и со стороны защитников иностранных миссий почти во всех кругах американского протестантизма. Это было знамением времени.

Ещё одним знамением времени стала публикация книги "Переосмысление миссий: исследование мирян спустя сто лет", написанной по заказу Джона Д. Рокфеллера-младшего, крупнейшего частного финансового спонсора миссий в США. Широко распространенный и читаемый доклад призывал к пересмотру миссионерского мышления, особенно по таким вопросам, как исключительность христианства.

Также в 1932-33 годах Роберт Сервис, бывшая звезда легкой атлетики Калифорнийского университета в Беркли, который был пионером создания YMCA в западном Китае, был неожиданно уволен. В разгар Великой депрессии и сокращения взносов YMCA и другие хорошо зарекомендовавшие себя миссии в Китае в начале 1930-х годов столкнулись с серьёзным финансовым кризисом. Их дорогостоящие учреждения, обременённые большими затратами, особенно больницы, школы и колледжи, не вписывались в бюджеты миссий. Многие миссионеры отправились домой.

Миссионерское движение явно занимало оборонительную позицию.

Обнадёживающие признаки

Однако, несмотря на эти негативные предзнаменования, всё ещё находились восторженные молодые люди, откликнувшиеся на "призыв" отправиться в Китай. Китайская внутренняя миссия (CIM), это замечательное многонациональное творение Дж. Хадсона Тейлора, продолжила стремительный рост, который наблюдался с конца 1800-х годов. Его принципы "миссии веры" (отсутствие деноминационной или другой регулярной финансовой поддержки) сумели адаптироваться к новому климату дефицита.

Несмотря на то, что другие миссии сокращались из-за разочарования или сокращения бюджетов, CIM начала успешную кампанию по отправке 200 миссионеров. Дэвид Адени, молодой студент Кембриджского университета, узнал об этой кампании "200" и почувствовал сильный призыв к Китаю. Он приехал в северо-центральный Китай в 1934 году и нашёл свою нишу, работая со студентами, чем и занимался до тех пор, пока не уехал в 1950 году. Он установил связи, которые оставались нетронутыми, хотя и бездействовали более 30 лет, и которые были возобновлены трогательным образом, когда Адени вернулся в Китай в 1980-х годах.

В дополнение к признакам жизни в богословски-консервативных миссиях, таких как CIM, волна пятидесятнического пробуждения прокатилась по некоторым частям Китая. Путешествующая норвежская евангелистка Мари Монсен стала катализатором знаменитого "Шантунгского пробуждения". Участники видели языки огня и слышали рёв ветра, а некоторые даже падали на землю в полубессознательном состоянии. Пятидесятничество с его акцентом на "дарах Духа", включая пророчество, божественное исцеление и говорение на языках, также способствовало росту большинства независимых церквей, которые начали организовываться к 1920-м годам.

В эти годы стало опасно быть христианином в Китае, будь то иностранцу или китайцу. Через несколько месяцев после прибытия Дэвида Адени в 1934 году произошёл один из самых драматических случаев мученичества в истории китайской миссии. Джон и Бетти Стэм - молодая пара, которые были выпускниками Библейского института Муди в Чикаго и приехали в Китай с CIM пару лет назад, были размещены в небольшом городе в провинции Аньхой (центральный Китай). Когда коммунистические войска захватили город в конце 1934 года, они обезглавили Стэмов и убили нескольких местных христиан, которые умоляли сохранить жизнь иностранцам, но трёхмесячный ребенок Стэмов был благополучно доставлен на ближайшую миссионерскую станцию. Эта история получила широкую огласку и побудила многих молодых людей отправиться на миссионерское поприще.

Эффект был почти таким же, как после смерти выпускника Йельского университета Горация Питкина во время восстания боксёров в 1900 году. Питкин умер вместе с более чем 10 другими иностранными миссионерами — пресвитерианцами, конгрегационалистами и сотрудниками CIM — в Баодине, недалеко от Пекина. Его смерть вызвала всплеск числа претендентов на миссию, многие из которых были из колледжей Восточного побережья, и создание Йельской Китайской миссии в начале 1900-х годов.

Конец Золотого века

Восстание боксёров началось как крестьянское восстание против растущего коммерческого, политического и религиозного посягательства западных стран на китайскую культуру. Боксёры убили сотни иностранцев, в том числе около 250 миссионеров и детей миссионеров, а также 20 000 или более китайских христиан (которые считались предателями). В отместку оккупационные войска восьми стран убили по меньшей мере столько же других китайцев в 1900-1902 годах. Это стало катастрофой для Китая. И всё же, как это ни парадоксально, эта национальная травма спровоцировала национальное движение за реформы. На короткое время ксенофобия прошлого была дискредитирована, и Китай стал более открытым для Запада. (Позже коммунисты будут восхвалять боксеров как патриотов).

Это дало христианским миссиям в Китае самые большие возможности, которые у них когда-либо были, - поистине "Золотой век". Миссионерские школы внезапно стали пользоваться высоким престижем. Члены элитного класса стали христианами. Темпы роста резко возросли, особенно среди протестантов. После революции, свергнувшей слабую маньчжурскую династию в 1911-1912 годах, временным президентом молодой республики стал крещёный христианин Сунь Ятсен. В 1913 году второй президент Республики попросил иностранную миссионерскую общину в Китае помолиться за нацию. Число протестантских миссионеров резко возросло с более чем 1300 в 1905 году до 8000 в 1925 году. Многие христиане были уверены, что события неумолимо движутся к "христианизации" Китая.

Этому не суждено было сбыться. Золотой век длился менее двух десятилетий, до середины 1920-х годов. Что пошло не так? В течение этого времени практически все миссии в Китае не смогли в достаточной степени воспитать китайское руководство в своих миссионерских структурах и позволить этому руководству пасти паству в независимых и самоподдерживающихся поместных церквях. Риторика о переходе от (иностранной) миссии к (китайской) церкви присутствовала всегда, но в основном она была пустой. Временами казалось, что руководство иностранных миссий уступило место китайскому руководству. На национальной миссионерской конференции 1907 года было всего полдюжины китайских делегатов из более чем тысячи; следующая крупная конференция в 1924 году называлась "христианской" (а не "миссионерской") конференцией, и более половины делегатов были китайцами.

Но внешность обманчива. В лучшем случае это было партнёрство, причем несбалансированное. Почти во всех случаях миссионеры по-прежнему контролировали денежные потоки. Результатом стало то, что лучшие китайские лидеры, воспитанные протестантами, такие как Чэн Цзиньи, уважаемый глава Церкви Христа в Китае, и Ю Ричан (Дэвид З.Т. Юи), одаренный национальный секретарь YMCA, никогда не избавлялись от образа подчинённого иностранным миссионерам.

Протестанты поставили китайцев на руководящие должности, где они, по крайней мере, имели видимость ответственности и власти, даже если эта власть была ограничена тесной связью с иностранными миссиями. Римско-католическая церковь в Китае ещё больше пострадала от токенизма. Католическая иерархия в Китае на протяжении десятилетий разрешала (и тщательно контролировала) обучение китайских священников, которым поручались мирские задачи и мало ответственности. Но ни один китайский епископ не был рукоположен до 1926 года, после того как несколько европейских миссионеров-священников, в частности о. Винсент Леббе убедил папу римского разорвать мёртвую хватку, которую европейская иерархия держала над китайским духовенством. Несмотря на это, китайские священники по-прежнему в значительной степени отводились второстепенным ролям в местных приходах, а новые китайские епископы были переведены на вспомогательные функции.

Запятнанные ассоциацией

Почти наверняка не было никакого сознательного заговора среди иностранных миссионеров с целью лишить китайских лидеров средств для появления и процветания. Между миссионерами и китайскими священниками и пасторами часто существовало уважение, искренняя дружба и коллегиальное сотрудничество. Но в новой политической атмосфере, которая назревала в Китае после 1920 года, такие связи были фатально компрометирующими для вовлеченных китайцев.

В 1920-х годах народное недовольство юридическими привилегиями иностранцев в Китае, которое восходит к договорам, подписанным маньчжурским правительством в середине 1800-х годов, достигло апогея. Этот народный национализм способствовал быстрому росту двух основных политических партий, которые доминировали в китайской политике с 1920-х годов по настоящее время: Гоминьдан (националисты) и коммунисты, которые стали непримиримыми соперниками, а затем смертельными врагами. Лидером националистов был Чан Кайши, сам принявший христианство и женатый на Сун Мэйлин, дочери одной из самых известных христианских семей Китая. При Чан Кайши несколько других христиан занимали государственные посты и поддерживали вежливые, даже сердечные отношения с представителями иностранных миссий. Но даже Чан Кайши согласился с тем, что иностранные привилегии должны быть отменены как можно скорее, особенно иммунитет от китайских законов.

Миссионеры были среди тех, кто пользовался этими привилегиями. Время от времени появлялись миссионерские пророки (например, Фрэнк Роулинсон, редактор шанхайского миссионерского журнала The Chinese Recorder), которые предупреждали, что семена "договорной системы", как её называли, могут однажды принести урожай гнева. Этот день настал в середине 1920-х годов, и наиболее радикальные элементы китайского общественного мнения посчитали миссионеров, а также китайских христиан, лакеями иностранных правительств и "мировой капиталистической эксплуатации".

Эти настроения, которые пронизывали Коммунистическую партию, сохранялись до тех пор, пока последние иностранные миссионеры не были изгнаны из Китая в 1951-1952 годах новым правительством. Миссионерское сообщество и миссионерский проект в целом заплатили высокую цену за свою неспособность дистанцироваться хотя бы от некоторых аспектов западной политической, военной и экономической власти в Китае.

Такое описание миссионерской деятельности может показаться некоторым несправедливым. Миссии принесли Китаю много благословений. Китайские христианские школы были первыми местами, где китайцы могли получить современное образование, и первыми, где разрешили зачислять девочек и нанимать женщин-учителей. Миссионерские больницы и клиники спасли десятки тысяч жизней, а координируемая миссионерами помощь голодающим спасла сотни тысяч, если не миллионы. Миссионеры были лидерами движений за отмену торговли опиумом и за прекращение обычая связывать и калечить ноги молодым девушкам в качестве средства повышения их привлекательности для вступления в брак.

В целом, вклад миссионеров в создание современного Китая был значительным. Несмотря на то, что после 1949 года новый режим поносил и демонизировал их, им спокойно воздают должное за их достижения и тепло приветствуют их возвращение в Китай сегодня.

Доморощенная вера

Если миссии были проклятием для многих китайцев, а многие китайские христиане были запятнаны отождествлением себя с иностранными миссионерами, как христианство вошло в коммунистический период с достаточной устойчивостью, чтобы пережить тёмную долину 30 лет и начать процветать с 1980 года?

После того, как Япония вступила в войну с Китаем в 1937 году, большинство миссионеров уехали, но сотни остались в "Свободном Китае", за пределами досягаемости японцев, и служили во время войны на Тихом океане. Ещё около 1000 человек были интернированы японцами в лагеря, где многие погибли, в том числе Эрик Лидделл. Китайские христиане, оставшиеся под японским правлением, теперь внезапно взяли на себя полную ответственность за свои церкви и общины, и многие приняли вызов, развив лидерские качества, которые позже пригодились при коммунизме.

За короткий период между капитуляцией Японии в августе 1945 года и победой коммунистов в 1949 году несколько тысяч миссионеров вернулись (включая Дэвида Адени). К этому времени ненавистные договоры были отменены, и иностранцы подпадали под действие китайских законов. Но после того, как коммунисты одержали верх в гражданской войне и создали своё новое правительство, в 1951 году, в контексте Корейской войны, они решили изгнать всех иностранных миссионеров. Существует множество драматических историй об освобождении последних миссионеров из отдаленных районов Китая.

Так закончилось движение иностранных миссий в Китае, но не христианское движение. С 1920-х годов произошло ещё одно, очень здоровое развитие: рост независимых, полностью возглавляемых Китаем движений, которые имели достаточно глубокие корни, чтобы верующие могли устоять, когда надвигались бури. К 1949 году, вероятно, 25% китайских протестантов состояли в этих независимых церквях. Они представляют собой удивительно малоизвестную историю с некоторыми интересными личностями.

Пламенный евангелист Джон Сунг путешествовал по стране и собирал огромные толпы. Пастор-фундаменталист Ван Миндао (которому предстояло судьбоносное столкновение с новым режимом в 1950-х годах) построил свою собственную "Скинию" для богослужений в Пекине в дополнение к выступлениям по всему Китаю. Вочман Ни разрабатывал свою теологию, основанную на Святом Духе. Пол Вэй, пекинский торговец тканями, основал Церковь Истинного Иисуса, которая стремительно росла. Цзин Дианьин развивал и управлял сельскими христианскими общинами "Семьи Иисуса", основанными на принципах общей собственности и групповой жизни. Были также важные женщины-лидеры, в том числе Мэри Стоун. Её Вефильская семинария в Шанхае создала "Вефильскую группу" из ревностных молодых музыкантов-евангелистов, которые распространяли пробуждение по всему Китаю.

Стойкие группы верующих продолжали существовать как в миссионерских, так и в независимых церквях. Миссионеры были несовершенными, но искренними сеятелями семени; китайским христианам оставалось перенести свою веру во вторую половину 20-го века и собрать обильный урожай в 1980-х и последующих годах.

Daniel H. Bays - профессор истории и директор программы азиатских исследований в колледже Кэлвина.


Галерея миссионеров

Lemuel Nelson Bell (1894-1973). Л. Нельсон Белл и его жена Вирджиния были медицинскими миссионерами Южной пресвитерианской церкви. Они служили в больнице любви и милосердия в Цинцзянпу, провинция Цзянсу, в течение 25 лет, прежде чем окончательно вернуться в США в 1941 году во время японской оккупации. Их дочь Рут, будущая миссис Грэм, родилась в Китае. В 1956 году Белл и Грэм стали соучредителями журнала Christianity Today.

Minnie Vautrin (1886-1941). Будучи преподавателем в колледже Джинлинг (Jinling) в Нанкине, американская миссионерка Вильгельмина (Минни) Вотрен находилась в городе, когда вторглась японская армия и произошла ужасная "Нанкинская резня". Вместо того чтобы бежать, Минни осталась и превратила колледж в приют для тысяч женщин и детей, спасая множество жизней. Но воспоминания о грабежах, поджогах, изнасилованиях и убийствах, свидетелями которых она была, преследовали её. Позже у неё случился нервный срыв, она была госпитализирована в США и покончила с собой.

Frédéric-Vincent Lebbe (1877-1940). Родившийся в Бельгии католический миссионер Винсент Леббе стал гражданином Китая, потому что считал, что миссионеры должны как можно теснее отождествлять себя с китайским народом. Он решительно выступал за хиротонию китайских епископов, и его влияние в конечном итоге привело к тому, что этот идеал стал реальностью. Он был взят в плен коммунистами в 1940 году и вскоре умер.

John и Betty Stam (1906/07-1934). Одной из самых драматичных историй о миссионерах-мучениках в Китае 20-го века стало публичное обезглавливание коммунистическими солдатами в 1934 году Стэмов, молодой пары из CIM, окончивших Библейский институт Муди. Их маленькая дочь Хелен была спрятана в одеялах и спасена китайскими христианами. Мужество Стэмов вдохновило многих других стать миссионерами.

Eric Liddell (1902-1945). Обладатель золотой олимпийской медали Эрик Лидделл, прославленный в фильме "Огненные колесницы", пробежал гораздо более сложную гонку, чем большинство людей знают. После Олимпийских игр он переехал в Китай, где его семья была миссионерами. Во время японского вторжения все иностранцы были интернированы в лагеря для военнопленных. Эрик был любимым духовным лидером и другом в своём лагере, проявляя особую заботу о молодежи. Он умер от опухоли мозга всего за несколько месяцев до освобождения лагеря.

Jonathan Goforth (1859-1936). Едва спасшись от восстания боксёров, канадские миссионеры Джонатан и Розалинд Гофорт вернулись в Китай в 1901 году. Джонатан молился, чтобы Бог принёс пробуждение в Китай, как это было в Корее, и в 1908 году Джонатан стал свидетелем такого пробуждения, проповедуя в Маньчжурии. В течение следующих трех десятилетий он стал одним из самых широко известных странствующих евангелистов в Китае.
Категория: История | Просмотров: 574 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 4.7/3 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Китай, христианство
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [696]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [387]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 41
500

Онлайн всего: 57
Гостей: 57
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024