Первые миссионеры заложили основу для массовых движений ко Христу среди меньшинств Китая
Кто бы мог подумать, что в одном относительно небольшом географическом районе Китая более половины из 480 000 человек преданы Иисусу Христу? Этот район - Юньнань, одна из юго-западных провинций, а жители - лиза, одна из крупных групп некитайского меньшинства. За последние 100 лет христианство в некоторых случаях распространилось среди этих этнических меньшинств даже быстрее и основательнее, чем среди большинства (ханьцев) китайцев. Целые кланы и деревни пришли ко Христу. Почти в каждом случае эти массовые движения можно проследить до семян, посеянных некоторыми очень влиятельными ранними миссионерами.
Когда Китайская Народная Республика разработала свою первую конституцию в 1954 году, она определила страну как "унитарное многонациональное государство, в котором все национальности равны". Основной национальностью является народ хань — те, кого традиционно считают китайцами, которые возникли во времена династии Хань во времена Христа. Эта доминирующая группа насчитывает более миллиарда человек. Численность остальных 56 национальностей колеблется от нескольких сотен до 15 миллионов человек. Они живут в Китае и являются патриотически настроенными китайскими гражданами, но у них есть свой собственный уникальный язык, история и земля. Политически они китайцы, но в культурном отношении у них другая идентичность.
На протяжении более 1200 лет христианские миссионеры стремились донести Евангелие до национальных меньшинств Китая. Начиная с несториан во времена династии Тан (618-907) и продолжаясь, по крайней мере, до появления Китайской Народной Республики, эмиссары креста пытались проникнуть в Монголию, Тибет и районы на территории современного Синьцзяна на северо-западе Китая. В конце 19 века началась миссионерская работа среди многих групп меньшинств на юго-западе Китая.
В течение десятилетий, предшествовавших 1949 году, условия среди этих национальностей не благоприятствовали христианским миссионерским усилиям. В то время меньшинства презирались или, в лучшем случае, были гражданами второго сорта (больше ими не являются). Религиозные иерархии угнетали их. Феодализм свирепствовал. Местные условия были хаотичными, потому что центральное правительство не имело эффективного контроля. Многие группы были разорены междоусобицами, а также борьбой с другими группами. Условия путешествия были трудными и опасными. Образования почти не существовало, и не было никакой письменной литературы. Выращивание и употребление опиума было основой местной экономики. Бандитизм и убийства были повседневным явлением. Смертельные болезни убивали миссионеров, а также местных жителей. За исключением особых кризисных моментов, миссионеры и местные христиане обычно могли свободно проповедовать Евангелие. Но они столкнулись с огромными социальными, политическими и религиозными проблемами.
За исключением монголов, все национальности в северном Китае являются мусульманами. Монголы и тибетцы верят в ламаизм, одну из форм буддизма. Почти каждая группа на юго-западе Китая верит в духов, или анимизм - традиционную религию. Когда миссионеры начали обращаться к меньшинствам, мусульмане и буддисты оказали им яростное сопротивление. Эти группы были очень структурированы, со священными книгами, священством, местами поклонения и религиозными общинами. Анимистические группы, с другой стороны, часто с энтузиазмом принимали Евангелие и видели, как их жизнь и сообщества кардинально изменились. Это хорошо видно на примере народов лису и мяо.
Лису
Лису живут в основном в западной провинции Юньнань, недалеко от северной границы с Сычуанью, а также в нескольких уездах провинции Сычуань. Первым протестантским иностранным миссионером, который сосредоточил своё служение на них, был Джеймс Фрейзер из Внутренней Миссии Китая, который начал свою работу в Юньнани в 1910 году. Поначалу евангельская весть принесла мало плодов. Через короткое время Фрейзер понял, что он находится в духовной битве против поклонения демонам, обрядов предков, употребления опиума и пристрастия к алкоголю. Он посвятил себя долгим периодам молитвы.
Во время одной из таких молитв Фрейзер пришёл к убеждению, что лису и другие подобные им группы меньшинств лучше всего приходят ко Христу семьями или даже многими семьями в том, что стало называться массовыми движениями. Он всё больше сосредотачивался на мосте от отдельных людей к семьям. Его изменение подхода постепенно привело к тому, что сотни семей из многих деревень обратились ко Христу. К 1918 году 60 000 верующих Лису были крещены. Фрейзер был не одинок в своих убеждениях, и те же результаты были замечены другими миссионерскими обществами, такими как английские методисты, американские баптисты и Ассамблеи Бога.
В течение двухлетнего периода ожидания новообращенных лису обучали христианским верованиям и помогали отказаться от опиума, алкоголя и поклонения демонам. Затем они были крещены и вовлечены в программы постоянного ученичества. Одной из них была Библейская школа Сезона дождей, в которой люди пользовались затишьем в сельскохозяйственный сезон для изучения Библии. Фрейзер делал всё, что мог, чтобы помочь людям практическими способами, например, привозил с собой медикаменты, когда посещал их деревни. Но он был твёрд в своём убеждении, что формирующиеся церкви не должны зависеть от иностранной помощи.
Лидеры церкви лису теперь благодарят Фрейзера за то, что он удержал их от чрезмерной зависимости от помощи извне. Сегодня в лису насчитывается около 300 000 христиан. Бюро по делам религий предложило считать христианство официальной религией этой группы меньшинств. Фонд Дружбы недавно переиздал Новый Завет на языке лису, используя сценарий и перевод, разработанные Джеймсом Фрейзером.
Мяо
Различные группы народа мяо с разными языками и культурами разбросаны по провинциям Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань и Хунань. Дж. Р. Адам, миссионер CIM, принадлежащий к Свободной церкви Шотландии, был ключевой фигурой в раннем развитии протестантской работы среди этой национальности. В 1899 и в начале 1900-х годов он посетил сотни деревень и крестил 7000 мяо, в основном в провинции Гуйчжоу.
Различные народы мяо подвергались жестокому угнетению со стороны китайцев и других групп меньшинств. Поэтому их глубоко привлекла христианская весть о страданиях Иисуса на кресте — как они могли отказать Ему, который так много страдал за них, как страдающий народ? "Вы же на самом деле не имеете в виду, что Бог любит нас, народ мяо, не так ли?" - спросил один из них, услышав проповедь английского методистского миссионера Сэмюэля Полларда, который начал работать среди них в первые несколько лет 20-го века.
Поллард боролся против угнетения народа мяо, вступая в противостояние с китайскими чиновниками, когда они несправедливо обращались с землевладением. Он был обеспокоен бедностью мяо и помог им купить собственную землю и сэкономить деньги, которые затем можно было бы вложить в своего рода кредитный союз. За это он был чуть не забит до смерти по приказу жадного землевладельца.
Поллард научил христиан из племени мяо молиться о Божьей защите от злых духов. Под его руководством новые христиане увидели в Иисусе великого освободителя от этого злого демонического мира. Это, наряду с его столкновениями с землевладельцами, дало Полларду положение среди них, которое было уникальным для белого иностранца. Он также запретил помолвки младенцев, установил брачный возраст для мужчин в 20 лет, а для женщин в 18 лет и запретил женихам давать приданое (покупать жён) на свадьбах. Позже христианские лидеры мяо стали рассматривать эти "законы" как большую помощь в распространении христианской веры.
Чувство товарищества Полларда с мяо побудило его сделать акцент на служении Причастия как на лучшем способе донести до людей суть Евангелия. Он назвал массовое обращение мяо ко Христу "сакраментальным движением".
После прихода к власти коммунистов и особенно во время Культурной революции христиане мяо подверглись жестоким преследованиям. Но попытка коммунистических чиновников искоренить христианство среди мяо имела противоположный эффект: появились независимые евангелисты, умножились домашние церкви, и всё больше и больше людей обращались ко Христу. Когда в 1998 году в Вестминстерском аббатстве чтили память 10 христианских мучеников 20-го века, лидер мяо Ван Чжимин представлял тех, кто погиб в Китае. Этот всеми любимый пастор был казнён перед толпой из более чем 10 000 человек в 1973 году.
Сегодня в мяо насчитывается почти миллиона христиан. Как мяо сталкиваются с современным китайским обществом? В некотором смысле они становятся всё более китайскими — изучают китайский язык, носят китайскую одежду и пользуются электричеством, радио, телевизорами и магнитофонами в своих домах. Они продолжают твердо держаться своей веры.
В некоторых районах Китая коммунистические чиновники продолжают создавать условия, в которых церкви трудно расти, но многие начали видеть, что доверие Христу помогает людям жить лучше, и нет никаких причин выступать против христианства.
- Ralph Covell - старший профессор всемирного христианства в Денверской семинарии и бывший миссионер в течение 20 лет в Китае и на Тайване.