Джордж Уайтфилд был, вероятно, самым известным религиозным деятелем восемнадцатого века. Газеты называли его "чудом века". Уайтфилд был проповедником, способным повелевать тысячами людей на двух континентах одной только силой своего красноречия. За свою жизнь он проповедовал по меньшей мере 18 000 раз, возможно, 10 миллионам слушателей.
Актёр от рождения
Будучи мальчиком в Глостере, Англия, он ненасытно читал пьесы и часто пропускал школу, чтобы попрактиковаться в своих школьных спектаклях. Позже он отрёкся от театра, но методы, которые он усвоил в молодости, проявились в его проповедях.
Он прошёл Пембрук-колледж в Оксфорде, обслуживая более богатых студентов. Там он познакомился с группой благочестивых "методистов", называвших себя "Святым клубом", во главе с братьями Уэсли, Джоном и Чарльзом. Под их влиянием он пережил "новое рождение" и решил стать миссионером в колонии Новая Джорджия по другую сторону Атлантического океана.
Когда путешествие было отложено, Уайтфилд был рукоположен в сан дьякона в англиканской церкви и начал проповедовать по всему Лондону. Он с удивлением обнаружил, что везде, где он говорил, материализовывались толпы и ловили каждое слово.
Это были не обычные проповеди. Он изображал жизнь библейских персонажей с реализмом, которого никто прежде не видел. Он плакал, он танцевал, он кричал. Среди зачарованных был Дэвид Гаррик, тогда самый известный актёр Британии. “Я бы дал сто гиней”, - сказал он, “если бы мог сказать "О", как мистер Уайтфилд".
Однажды, проповедуя о вечности, он внезапно прервал своё послание, огляделся и воскликнул: “Мне кажет
... Читать дальше »
"Черный карлик" - так называли его враги. А у невысокого темнокожего египетского епископа врагов было предостаточно. Он был изгнан пять раз четырьмя римскими императорами, проведя 17 из 45 лет, которые он служил епископом Александрии в изгнании. Однако в конце концов его богословские враги были "изгнаны" из церковного учения, и именно труды Афанасия определили будущее церкви.
Бросая вызов "ортодоксии"
Чаще всего проблема заключалась в том, что он упрямо настаивал на том, что арианство, господствовавшая в то время "ортодоксия", на самом деле было ересью.
Спор начался, когда Афанасий был главным диаконом-помощником епископа Александрийского Александра. В то время как Александр проповедовал о Троице "с, может быть, слишком философской подробностью", Арий, пресвитер (священник) из Ливии, объявил: "Если Отец родил Сына, то тот, кто был рождён, имел начало в существовании, и из этого следует, что было время, когда Сына не было". Спор продолжался, но Александр и Афанасий боролись против Ария, утверждая, что он отрицает Троицу. Христос не похож на Бога, утверждали они, но это та же самая субстанция.
Для Афанасия это не было расщеплением богословских "волос". Спасение было под вопросом: только тот, кто был полностью человеком, мог искупить человеческий грех; только тот, кто был полностью божественным, мог иметь силу спасти нас. Для Афанасия логика новозаветного учения о спасении предполагала двойственную природу Христа. "Те, кто утверждает, что "Было время, когда Сына не было", грабят Бога, как грабители".
В энциклике Александра, подписанной Афанасием (и, возможно, написанной им), критиковались последствия ереси ариан: "Сын [тогда] есть творение и дело; и Он не подо
... Читать дальше »
Ульрих Цвингли, городской капеллан, предстал перед Цюрихским городским советом в январе 1523 года. Ветры Реформации пробрались через Альпы из лютеровской Германии, и Цвингли доказывал 67 тезисов, начиная с "Все, кто говорит, что Евангелие недействительно без подтверждения церкви, заблуждаются и клевещут на Бога". Несмотря на то, что Лютер отказался от 95 тезисов, опубликованных шестью годами ранее, аргументы Цвингли были более убедительными: власти разрешили ему продолжать проповедь, в которой в первую очередь подчеркивался Христос, а во вторую - церковь ("Христос - единственный посредник между Богом и нами", - говорилось в другом тезисе Цвингли). Реформация в Швейцарии шла полным ходом, и Цвингли предстояло сыграть ключевую роль в первые годы.
Беспокоясь за своё дело
Цвингли родился в семье преуспевающего фермера в долине Тоггабург в восточных нижних Альпах. Здесь Цвингли развил в себе глубокую любовь к родине. Позже он перевёл одну строчку из Псалма 22 "В прекрасных Альпах Он заботится обо мне" и использовал реку Рейн в качестве иллюстрации ключевой темы своей проповеди: "Ради Бога, не ставьте себя в противоречие со Словом Божьим. Ибо, воистину, оно сохранится так же верно, как Рейн следует своим курсом. Можно, может быть, запрудить его на некоторое время, но остановить его невозможно".
Но Цвингли понадобились годы, чтобы открыть силу этого Слова. После окончания Базельского университета в 1506 году он стал приходским священником в Гларусе. С самого начала он серьёзно относился к своим священническим обязанностям. Позже он писал: "Хотя я был молод, церковные обязанности внушали мне больше страха, чем р
... Читать дальше »
Историки обычно датируют начало современного миссионерского движения 1792 годом, путешествием Уильяма Кэри в Индию. Но целых 150 лет назад пуританин Джон Элиот проповедовал коренным американцам — хотя долговременное влияние его работы было разрушено страхами колонистов.
Впечатлённый силой благочестия
Элиот родился в богатой семье в Херфордшире, Англия. После окончания Кембриджа в 1622 году он попал под влияние пуританского пастора Томаса Хукера, человека, главным образом ответственного за его обращение: "Когда я пришёл в эту благословенную семью", - писал позже Элиот, "я тогда увидел, как никогда раньше, силу благочестия в его живой силе и действенности".
В 1631 году, когда лидеры англиканской церкви начали гнать пуритан, Элиот эмигрировал в Роксбери, штат Массачусетс. Там он стал пастором церкви, в которую входили многие его английские друзья. В следующем году он женился на Энн (Ханне) Мамфорд.
Главным наследием ранних лет Элиота стала первая книга, изданная в Америке: "Книга псалмов залива" (1640), в которой псалмы были помещены в метрические стихи.
С четырьмя театральными словами: "Доктор Ливингстон, я полагаю?" — словами журналиста Генри Мортона Стэнли, отрепетированными заранее, — Дэвид Ливингстон стал бессмертным. Стэнли прожил у Ливингстона пять месяцев, а потом уехал в Англию писать свой бестселлер "Как я нашёл Ливингстона". Ливингстон тем временем снова заблудился — в болоте буквально по шею. Через полтора года он умер в глинобитной хижине, преклонив колени перед своей койкой в молитве.
Весь цивилизованный мир плакал. Ему дали салют из 21 пушки и похороны героя среди святых в Вестминстерском аббатстве. "Принесённый верными руками по суше и морю", - гласит его надгробие, "Дэвид Ливингстон: миссионер, путешественник, филантроп. В течение 30 лет его жизнь была посвящена неустанным усилиям по евангелизации коренных народов, изучению нераскрытых тайн и упразднению работорговли". Он был Матерью Терезой, Нилом Армстронгом и Авраамом Линкольном в одном лице.
Дорожный человек
В возрасте 25 лет, после того как в детстве он работал по 14 часов в день на хлопчатобумажной фабрике, а затем учился в классе и самостоятельно, Ливингстон был очарован призывом стать медицинским миссионером в Китае. Однако пока он готовился, дверь в Китай захлопнулась из-за Опиумной войны. Через полгода он познакомился с Робертом Моффатом, ветераном миссионерской деятельности в Южной Африке, который очаровал его рассказами о своей отдалённой станции, сияющей в лучах утреннего солнца "дымом тысячи деревень, где прежде не бывал ни один миссионер".
В течение десяти лет Ливингстон пытался быть обычным миссионером в Южной Африке. Он открыл ряд станций в "дальних краях", где устроился на работу, преподавал в школе и присматривал за садом. После четырех ле
... Читать дальше »
Он подтолкнул евангеликов рассматривать социальное участие и евангелизацию как “два крыла самолета”.
С. Рене Падилья, богослов, пастор, издатель и давний сотрудник “Международного братства евангельских студентов”, умер во вторник, 27 апреля 2021 года, в возрасте 88 лет.
Падилья был наиболее известен как “отец интегральной миссии”, теологической основы, которая была принята более чем 500 христианскими миссиями и организациями по оказанию помощи, включая "Сострадание интернэшнл" и "Видение мира". Интегральная миссия подтолкнула евангелистов по всему миру расширить свою христианскую миссию, утверждая, что социальное действие и евангелизм являются важными и неделимыми компонентами — по словам Падильи, “два крыла самолета”.
Влияние Падильи особенно ярко проявилось на конгрессе в Лозанне в 1974 году, где он выступил с зажигательной пленарной речью. Почти 2500 протестантских евангельских лидеров из более чем 150 стран и 135 конфессий собрались в Лозанне, Швейцария, на встречу, финансируемую главным образом Евангелистской ассоциацией Билли Грэма (BGEA). Один влиятельный журнал назвал собрание Лозанне “грозным форумом, возможно, самым широким собранием христиан, когда-либо проводившимся”. Когда Падилья взошёл на сцену, он нёс надежды и мечты многих евангелистов с Глобального Юга, которые стремились к равноправию в принятии решений всемирными церквями и миссионерскими организациями.
Одна из проблем полного подчинения Христу состоит в том, что мы не знаем, что ждёт нас впереди. Несомненно, некоторые из нас были бы более склонны подчиниться, если бы Бог вручил нам контракт со всеми подробностями. Мы хотели бы знать, чего ожидать. Мы хотим увидеть весь мелкий шрифт, чтобы прочитать его, подумать, а затем решить, стоит ли подписывать своё имя на пунктирной линии.
Но это не Божий путь. Вместо этого Бог говорит: "Вот чистый лист бумаги. Я хочу, чтобы ты подписал/а своё имя в нижней строке, вернул/а его Мне и позволил/а Мне заполнить детали. Почему? Потому что Я - Бог; потому что Я купил тебя; потому что Я заслуживаю доверия; потому что ты знаешь, как сильно Я люблю тебя; потому что ты живёшь для Моей славы, а не для своего собственного независимого, самоутверждающегося удовольствия".
Безоговорочная капитуляция
Бетти Скотт Стэм была женщиной, которая доверяла Богу, чтобы Он заполнял детали её жизни. Она родилась в 1906 году в Альбионе, штат Мичиган, и выросла в Китае, где её родители были миссионерами. Когда ей было семнадцать лет, она вернулась в Соединённые Штаты на последний год учёбы в средней школе, а затем поступила в колледж и училась в библейском институте Муди. В те годы Бетти написала молитву, которая стала прошением многих других верующих, которые жаждут жить жизнью безоговорочного подчинения Иисусу как Господу:
«Господь, я отказываюсь от своих собственных планов и целей, от всех своих желаний, надежд и амбиций и принимаю Твою волю для моей жизни. Я отдаю себя, свою жизнь, всё своё целиком Тебе, чтобы быть Твоей навсегда. Я отдаю на Твоё попечение всю мою дружбу; все люди, которых я люблю, должны занять второе место в моём сердце. Наполни меня сейчас и
... Читать дальше »
Игнатий должен был умереть. Он знал это. Он хотел этого. Единственной возможной проблемой, по его мнению, было вмешательство христиан.
"Я боюсь вашей доброты, которая может повредить мне", - писал он римским христианам, надеющимся освободить его. "Возможно, вы сумеете добиться того, что задумали. Но если вы не прислушаетесь к моей просьбе, мне будет очень трудно достичь Бога". И это была истинная цель Игнатия: подражать "Богу нашему Иисусу Христу" в смерти. Если христиане действительно хотят что-то сделать, они должны молиться, чтобы оставаться верными. "Если вы будете молчать обо мне, я стану словом Божьим. Но если вы позволите себе поддаться любви, в которой вы держите мою плоть, я снова буду не более чем человеческим голосом".
То, что Игнатий действительно хотел умереть, было почти всё, что мы знаем о его мученичестве. Доподлинно неизвестно даже, был ли он убит, хотя это вполне вероятно.
Будучи вторым (или третьим) епископом Антиохии, одной из самых важных церквей того времени, он, несомненно, был одним из самых выдающихся христиан того времени, непосредственно сменивших апостолов. Но Антиохия была также домом для некоторых религиозных дебатов, и в то время как Игнатий осуждал разделение как "начало зла", епископ участвовал в дебатах с упорством.
В юности Екатерина часто ходила в пещеру неподалеку от своего дома в Сиене, чтобы предаваться размышлениям, поститься и молиться. Примерно в 7 лет она утверждала, что видела видение Иисуса с Петром, Павлом и Иоанном евангелистом; затем она объявила своим родителям о своей решимости жить религиозной жизнью. Убедившись в её преданности, они отвели ей небольшую комнату в подвале своего дома, служившую кельей.
Эта необыкновенная девушка расцвела в не менее необыкновенную женщину, чьи духовные, нравственные и политические усилия имели длительный эффект.
Мистическое дитя
Рождение Катерины Бенинкасы в семье сиенского красильщика шерсти из среднего класса едва ли вызвало волнение; она была двадцать третьей из 25 детей. Другое событие того же года, блоха, полная бацилл Yersinia pestis, приплывавшая в итальянский порт Мессина, принесла волну болезни, названной "Чёрной смертью". Всего за три года, с 1348 по 1350 год, погибло более трети Европы. Малышка Екатерина пережила чуму и, став взрослой, спасла многих жертв чумы благодаря своему сострадательному уходу.
Поселившись в своёй келье, она спала на доске, использовала деревянное бревно в качестве подушки и смотрела на свой единственный духовный символ - распятие. Она утверждала, что получила невидимые (ради смирения) стигматы, которыми ощупывала раны Христа. Одно время родители пытались уговорить её выйти замуж, но Екатерина была непреклонна и в 15 лет отрезала себе волосы, чтобы помешать их планам.
Екатерина не была удовлетворена созерцательной жизнью; она хотела помогать бедным и больным. Но она не хотела быть обычной монахиней. Под влиянием своего двоюродного
... Читать дальше »
С его безграничной физической энергией, природной проницательностью, уверенностью в себе и вечным оптимизмом Дуайт Лайман Муди мог бы стать промышленным гигантом Золотого века, как Джон Д. Рокфеллер или Джей Гулд. Вместо этого он стал одним из великих евангелистов девятнадцатого века.
Поездка на пони в YMCA
Он родился в Нортфилде, штат Массачусетс, в семье каменщика-унитария. Его отец умер, когда Муди было 4 года, оставив девять детей на воспитание своей матери Бетси. Его мать никогда не поощряла Дуайта читать Библию, и он получил только эквивалент образования в пятом классе.
В 17 лет он бросил своё дело и стал продавать обувь в бостонском магазине своего дяди. Он также посещал занятия YMCA и воскресной школы, где стал христианином в возрасте 18 лет. Вскоре после этого он переехал в Чикаго, где продавал обувь и работал над своей целью - накопить состояние в 100 000 долларов.
Постепенно до Муди дошло, что в свете его новой веры его жизнь должна быть потрачена не столько на накопление богатства, сколько на помощь бедным. В 1858 году он основал миссионерскую воскресную школу в Норт-Маркет-холле в трущобах Чикаго. Вскоре она превратилась в церковь (из которой шесть лет спустя была образована Независимая церковь Иллинойс-стрит, предшественница ныне знаменитой мемориальной церкви Муди). К 1861 году он оставил свой бизнес, чтобы сосредоточиться на социальной и евангелической работе. Он привлекал детей немецкого и скандинавского иммигрантского низшего класса к своей миссии конфетами и катанием на пони, а взрослых - вечерними молитвенными собраниями и уроками английского. Он был убеждён: "Если вы действительно може
... Читать дальше »
Когда Джон Смит был сослан в Амстердам из своей родной Англии, он собрал вокруг себя три дюжины своих последователей. Бывший англиканский проповедник и кембриджский стипендиат прочёл исповедь веры, а затем крестил себя сам.
Этот наглый поступок шокировал даже тех, кто вместе со Смитом презирал государственную церковь Англии. Амстердамский сепаратист Ричард Бернард прозвал его "Се-баптистом" (самокрещенцем). Хотя последователи Смита предпочитали термин "Христиане, крещённые по исповеданию своей веры", более короткое, уничижительное "се-баптист", позже было сокращенно до "баптист", и так осталось.
Недостаточно реформированная
Хотя его ранние годы потеряны для истории, Смит родился в то время, когда Реформация, казалось, остановилась — смерть Лютера, Контрреформационный совет Трента и разрыв Англии с Римом произошли всего за десять лет до его рождения. Смит учился на англиканского священника в Колледже Христа в Кембридже, но всё больше разочаровывался в церкви — не только в Риме, но и в Лютере, Кальвине, Цвингли и особенно в своей собственной Англиканской церкви. Всего через шесть лет после того, как он стал городским проповедником в Линкольне в 1600 году, он полностью отказался от англиканства.
После нескольких лет врачебной практики Смит присоединился к группе единомышленников-сепаратистов, которые хотели создать церковь верующих, не связанных церковными или епархиальными границами. Вместе они "будут ходить всеми путями Его [Христа], которые известны или будут известны среди них ... чего бы это им ни стоило".
Чего им это стоило, так это была их родина. Когда Яков I взошёл на престол в 1603 году, он начал преследов
... Читать дальше »
В конце 1735 года из Англии в Новый Свет прибыл корабль. На борту находился молодой англиканский священник Джон Уэсли, которого пригласили служить пастором британским колонистам в Саванне, штат Джорджия. Когда погода испортилась, корабль оказался в серьезной беде. Уэсли, тоже капеллан корабля, опасался за свою жизнь.
Но он заметил, что группа немецких моравов, направлявшихся проповедовать американским индейцам, совсем не боялась. На самом деле, несмотря на бурю, они спокойно пели. Когда поездка закончилась, он спросил моравского лидера о его безмятежности, и моравец ответил вопросом: Есть ли у него, Уэсли, вера во Христа? Уэсли сказал, что да, но позже подумал: "Боюсь, это были пустые слова".
На самом деле Уэсли был сбит с толку этим опытом, но его недоумение привело к периоду поиска души и, наконец, к одному из самых известных и последовательных обращений в истории церкви.
Религиозное воспитание
Уэсли родился в сильной англиканской семье: его отец, Сэмюэл, был священником, а его мать, Сюзанна, верно учила религии и морали своих 19 детей.
Уэсли учился в Оксфорде, проявил себя прекрасным учёным и вскоре был рукоположен в англиканское служение. В Оксфорде он вступил в общество (основанное его братом Чарльзом), члены которого давали обеты вести святую жизнь, причащаться раз в неделю, ежедневно молиться и регулярно посещать тюрьмы. Кроме того, каждый день они проводили по три часа, изучая Библию и другие религиозные материалы.
Из этого "Святого клуба" (как насмешливо называли его сокурсники) Уэсли отплыл в Джорджию, чтобы служить пастором. Его опыт оказался неудачным. Женщина,
... Читать дальше »
Его брат Джон считается организационным гением, стоящим за основанием методизма. Но без гимнов Чарльза методистское движение, возможно, никуда бы не пошло. Как выразился один историк, "Ранние методисты учились и руководились как гимнами [Чарльза], так и проповедями и памфлетами [Джона] Уэсли."
Вместе с братом, сестрой и двумя друзьями Жан Кальвин бежал из католической Франции и направился в свободный город Страсбург. Это было летом 1536 года; Кальвин недавно перешёл в "евангельскую" веру и только что опубликовал "Институты христианской религии", в которых излагались его протестантские взгляды. Он был объявлен в розыск.
Группа остановилась на постоялом дворе в Женеве, и до местного церковного лидера Уильяма Фареля быстро дошла весть, что автор "Институтов" находится в городе. Фарель был в восторге. Он отчаянно нуждался в помощи, пытаясь организовать в городе новообразованную протестантскую церковь. Он бросился в трактир и умолял Кальвина, утверждая, что это Божья воля, чтобы он остался в городе.
Кальвин сказал, что останется только на одну ночь. Кроме того, он был учёным, а не пастором. Фарель, сбитый с толку и расстроенный, дал великую клятву, что Бог проклянет все исследования Кальвина, если он не останется в Женеве.
Кальвин, человек с нежной совестью, позже вспоминал об этом моменте: "Я чувствовал, как будто Бог с небес положил на меня Свою могучую руку, чтобы остановить меня на моём пути, — и я был так поражен ужасом, что не продолжил свой путь".
По сей день имя Кальвина ассоциируется, к добру и к худу, с городом Женева. А вера Кальвина в Божье избрание — это его богословское наследие церкви.
"Вся сумма благочестия"
Кальвин родился в 1509 году в Нуайоне, Франция. Его отец, юрист, планировал карьеру в церкви для своего сына, и к середине 1520-х годов Кальвин стал прекрасным учёным. Он прекрасно говорил по-латыни, превосходно разбирался в философии и получил право на интенсивное
... Читать дальше »
В шестнадцатом веке мир разделился вокруг Мартина Лютера. Один католик считал Мартина Лютера "демоном в облике человека". Другой, который первым поставил под сомнение теологию Лютера, позже заявил: "Он один прав!"
В наши дни, спустя почти 500 лет, вердикт почти единогласен в пользу хорошего. И католики, и протестанты утверждают, что он был не только прав во многом, но и изменил ход западной истории к лучшему.
Обращение во время грозы
Мартин родился в Айслебене (примерно в 120 милях к юго-западу от современного Берлина) в семье Маргарет и Ганса Людеров (как это было произнесено на местном языке). Он вырос в Мансфельде, где его отец работал на местных медных рудниках.
Ганс отправил Мартина в латинскую школу, а затем, когда Мартину было всего 13 лет, в Эрфуртский университет изучать право. Там Мартин получил степень бакалавра и магистра в кратчайшие сроки, предусмотренные университетским уставом. Он оказался настолько искусен в публичных дебатах, что заслужил прозвище "Философ".
Затем в 1505 году его жизнь приняла драматический оборот. Когда 21-летний Лютер пробивался сквозь сильную грозу по дороге в Эрфурт, молния ударила в землю рядом с ним.
"Помоги мне, Святая Анна!" - закричал Лютер. "Я стану монахом!"
Скрупулезный Лютер исполнил свой обет: он отдал всё своё имущество и вступил в монашескую жизнь.
Духовный прорыв
Лютер был необычайно успешным монахом. Он погрузился в молитву, пост и аскетические практики — ходил без сна, переносил пронизывающий до костей холод без одеяла и бичевал себя. Как он позже прокомментировал: "Если кто и мог заслужить небеса жизнью мо
... Читать дальше »
В сентябре 1853 года маленький трёхмачтовый клипер тихо выскользнул из Ливерпульской гавани с Хадсоном Тейлором, худым 21-летним миссионером на борту. Он направлялся в страну, которая только входила в сознание христианского Запада; там было всего несколько десятков миссионеров. Однако к тому времени, когда Тейлор умер полвека спустя, Китай считался самым плодородным и сложным из миссионерских полей, поскольку тысячи добровольцев ежегодно отправлялись туда служить.
Радикальный миссионер
Тейлор родился у Джеймса и Амелии Тейлор, методистской пары, увлечённой Дальним Востоком, которые молились за своего новорожденного: "Даруй ему возможность работать для Тебя в Китае". Много лет спустя подросток Хадсон пережил духовное рождение во время интенсивной молитвы, когда он лежал, растянувшись, как он позже выразился, "перед Ним с невыразимым благоговением и невыразимой радостью". Следующие годы он провёл в лихорадочных приготовлениях, изучая основы медицины, изучая мандаринский язык и всё глубже погружаясь в Библию и молитву.
Его корабль прибыл в Шанхай, один из пяти "договорных портов", открытых Китаем для иностранцев после первой опиумной войны с Англией. Почти сразу же Тейлор принял радикальное решение (по крайней мере, для протестантских миссионеров того времени): он решил одеться в китайскую одежду и отрастить косичку (как это делали китайцы). Его собратья-протестанты были либо недоверчивы, либо критически настроены.
Тейлор, со своей стороны, не был доволен большинством миссионеров, которых он видел: он считал их "мирскими" и они проводил слишком много времени с английскими бизнесменами и дипломатами, которые нуждались
... Читать дальше »