Её называли святой, еретичкой и "бриллиантом среди камней". Но кем была эта неграмотная французская крестьянка, которая за 15 месяцев изменила историю Западной Европы и стала, по словам одного историка, "самой известной из всех средневековых женщин"?
Её голоса
Отец Жанны был самым зажиточным фермером в маленькой французской деревушке Домреми. Она пряла шерсть и собирала урожай - типичная жизнь, прерываемая лишь случайными встречами с солдатами Столетней войны (1337-1453), затяжного конфликта между Францией и Англией. Один раз английские солдаты сожгли деревенскую церковь; два раза Жанна загоняла скот в безопасное место от их мародёрских нашествий.
Однажды летом, когда Жанне было около 13 лет, она работала в саду своего отца в полдень. Вдруг она увидела яркий свет и услышала голос. Голос назвал её "Служанкой Жанной" и велел ей вести добродетельную жизнь. Голоса раздавались всё чаще и давали указания: Жанна должна спасти Францию и помочь короноваться дофину (законному наследнику Франции). Жанна задалась вопросом, как она могла бы совершить эти поразительные подвиги. Голоса говорили, что Бог будет с ней.
Позже Жанна определила, что голоса принадлежали архангелу Михаилу и святым Маргарите Антиохийской и Екатерине Александрийской. Во всяком случае, голоса Жанны побуждали её к выполнению немыслимых задач; она скорее умрет, чем откажется от них.
С помощью своей кузины Жанна получила доступ к Роберту де Бодрикуру, местному лорду. Он категорически приказал: "Дайте ей хорошую пощечину и отведите её обратно к отцу".
Жанна не сдавалась, и почти девять месяцев спустя она убедила своих слушателей, что она был
... Читать дальше »
Хотя Чарльз Симеон и стал моделью для таких современных деятелей, как Джон Стотт, он начал свою жизнь в Кембридже совсем не как модель.
В 1779 году молодой Симеон из аристократической семьи приехал учиться в Кингс-колледж в Кембридже, и ему сказали, что он должен посетить часовню в День Пасхи, чтобы принять Причастие. До сих пор Симеона больше всего интересовали лошади, игры и мода. Он считал, что "сам сатана был так же пригоден для участия [в таинстве], как и я". Тем не менее, он упорно пытался понять, как он мог бы разобраться со своей совестью. Он начал читать Священные Писания и различные религиозные книги.
Читая об искупительной жертве в Ветхом Завете, он подумал: "Что, я могу переложить всю свою вину на другого? Разве Бог не приготовил мне жертву, чтобы я возложил свои грехи на Его голову?" Он немедленно возложил свои грехи "на священную голову Иисуса".
В среду Страстной недели, писал он, у него "зародилась надежда на милосердие. В четверг эта надежда возросла. В пятницу и субботу она становилась всё сильнее. И в воскресенье утром, в День Пасхи, 4 апреля, я проснулся рано с этими словами на сердце и устах: Иисус Христос воскрес сегодня, аллилуйя, аллилуйя!"
Симеон был рукоположен, и после короткого пребывания в Сент-Эдвардсе, Кембридж, в возрасте 23 лет он был назначен викарием церкви Святой Троицы. Приходу нужен был другой священник, и этот факт — в сочетании с евангельской проповедью Симеона — быстро оттолкнул руководство. Они заперли свои арендованные скамьи от него, и те, кто пришёл послушать Симеона, были вынуждены стоять в проходах.
Когда Симеон начал ставить скамейки в проходах, церковные старосты выки
... Читать дальше »
Варвары хлынули в империю, угрожая римскому образу жизни, как никогда прежде. Христианская церковь также подверглась нападкам со стороны внутренних еретиков. Потенциальное разрушение культуры, цивилизации и церкви было не просто случайным кошмаром — оно воспринималось как непосредственная угроза. И Августин отвечал с такой мудростью, что его ответы до сих пор считаются самыми важными трудами церкви после Библии.
Секс и веселье
С самого рождения в маленьком североафриканском городке Августин знал о религиозных различиях, охвативших Римскую империю: его отец был язычником, почитавшим древних пунических богов; его же мать была ревностной христианкой. Но отрока Августина интересовали не столько религия и учёность, сколько секс и весёлая жизнь — например, он вместе с друзьями воровал груши с соседского сада, "не для того, чтобы съесть их самим, а просто бросить свиньям".
В возрасте 17 лет Августин отправился в школу в Карфаген — деревенский мальчик в жемчужине Северной Африки. Там он пришёл в восторг от своих занятий и начал делать себе имя. Он погрузился в труды Цицерона и манихейских философов и отбросил остатки религии своей матери.
Закончив учебу, Августин вернулся в свой родной город Тагасте, чтобы преподавать риторику — и немного манихейства (философия, основанная на учении перса по имени Мани, была дуалистическим искажением христианства. Она учила, что мир света и мир тьмы постоянно воюют друг с другом, вовлекая в борьбу большую часть человечества). Августин пытался скрыть свои взгляды от матери, Моники, но когда она узнала об этом, то выгнала его из дома.
Но Моника, которая мечтала, что её сын станет христиа
... Читать дальше »
Трудно однозначно думать о Франциске Ассизском. Первое, что приходит на ум — это кроткий святой, который проповедовал птицам, приручал волков и бродил по цветущим полям, купаясь в любви Божьей. Но также трудно представить, как такая добрая фигура могла перевернуть вверх дном Европу XIII века.
На самом деле Франциск был сложной фигурой, человеком, который, как утверждали современники, пережил Нагорную проповедь лучше, чем кто-либо другой, за исключением, конечно, человека, который первым её произнес. Если это даже близко к истине, то легче понять, почему он произвёл такое впечатление на свой век и на все последующие.
От отшельника к страннику
Он родился в Ассизи, Италия, как Джованни Франческо Бернардоне, сын богатого купца. В молодости Фрэнсис вёл мирскую, беззаботную жизнь. Один из ранних биографов сказал: "Он ужасно растрачивал своё время. Действительно, он затмевал всех своих друзей в развлеченьях". В 1202 году он отправился на битву против города Перуджи, полный юношеских мечтаний о воинской славе. Но во время битвы он попал в плен, и прошёл год, прежде чем его отец смог договориться о выкупе. За этим последовал год восстановления в Ассизи - год, в течение которого Франциск, которому было чуть за двадцать, медленно преображался. Во время болезни он видел сны и видения. Однажды, когда он молился в полуразрушенной церкви в Сан-Дамиано, на окраине Ассизи, он услышал, как Христос трижды сказал с распятия: "Франциск, пойди почини Мой дом, который, как ты видишь, полностью разрушается". Франциск понимал, что ему предстоит восстановить церковь, в которой он молился (хотя его последователи позже у
... Читать дальше »
Джон Уиклиф произвёл на церковь большое влияние: через 43 года после его смерти чиновники выкопали его тело, сожгли останки и бросили пепел в реку Свифт. И всё же они не могли избавиться от него. Учение Уиклифа, хотя и подавлялось, продолжало распространяться. Как заметил более поздний летописец, "Так ручей перенёс его прах в Эйвон, Эйвон - в Северн, Северн - в моря, а они - в главный океан. Таким образом, прах Уиклифа является эмблемой его учения, которое теперь рассеяно по всему миру".
"Мастер ошибок"
Уиклифф родился в глубинке, на овечьей ферме в 200 милях от Лондона. В 1346 году он уехал в Оксфордский университет, но из-за периодических нашествий “Чёрной Смерти” не смог получить докторскую степень до 1372 года. Тем не менее к тому времени он уже считался ведущим философом и теологом Оксфорда.
В 1374 году он стал настоятелем прихода в Латтерворте, но год спустя был разочарован, узнав, что ему не было предоставлено место ни в Линкольне, ни в епископстве Вустера — неудачи, из-за которых некоторые обвинили его за мотивы последующих нападок на папство.
Тем временем Рим потребовал финансовой поддержки от Англии, страны, которая изо всех сил пыталась собрать деньги, чтобы противостоять возможному нападению французов. Уиклиф посоветовал своему местному лорду Джону Гонту сказать парламенту, чтобы тот не подчинялся. Он утверждал, что церковь уже слишком богата и что Христос призвал Своих учеников к бедности, а не к богатству. Если кто и должен собирать такие налоги, так это местные английские власти.
Такие мнения навлекли на Уиклифа неприятности, и он был доставлен в Лондон, чтобы ответить на обвинения в ереси. Едва нач
... Читать дальше »
Джордж Уайтфилд был, вероятно, самым известным религиозным деятелем восемнадцатого века. Газеты называли его "чудом века". Уайтфилд был проповедником, способным повелевать тысячами людей на двух континентах одной только силой своего красноречия. За свою жизнь он проповедовал по меньшей мере 18 000 раз, возможно, 10 миллионам слушателей.
Актёр от рождения
Будучи мальчиком в Глостере, Англия, он ненасытно читал пьесы и часто пропускал школу, чтобы попрактиковаться в своих школьных спектаклях. Позже он отрёкся от театра, но методы, которые он усвоил в молодости, проявились в его проповедях.
Он прошёл Пембрук-колледж в Оксфорде, обслуживая более богатых студентов. Там он познакомился с группой благочестивых "методистов", называвших себя "Святым клубом", во главе с братьями Уэсли, Джоном и Чарльзом. Под их влиянием он пережил "новое рождение" и решил стать миссионером в колонии Новая Джорджия по другую сторону Атлантического океана.
Когда путешествие было отложено, Уайтфилд был рукоположен в сан дьякона в англиканской церкви и начал проповедовать по всему Лондону. Он с удивлением обнаружил, что везде, где он говорил, материализовывались толпы и ловили каждое слово.
Это были не обычные проповеди. Он изображал жизнь библейских персонажей с реализмом, которого никто прежде не видел. Он плакал, он танцевал, он кричал. Среди зачарованных был Дэвид Гаррик, тогда самый известный актёр Британии. “Я бы дал сто гиней”, - сказал он, “если бы мог сказать "О", как мистер Уайтфилд".
Однажды, проповедуя о вечности, он внезапно прервал своё послание, огляделся и воскликнул: “Мне кажет
... Читать дальше »
"Черный карлик" - так называли его враги. А у невысокого темнокожего египетского епископа врагов было предостаточно. Он был изгнан пять раз четырьмя римскими императорами, проведя 17 из 45 лет, которые он служил епископом Александрии в изгнании. Однако в конце концов его богословские враги были "изгнаны" из церковного учения, и именно труды Афанасия определили будущее церкви.
Бросая вызов "ортодоксии"
Чаще всего проблема заключалась в том, что он упрямо настаивал на том, что арианство, господствовавшая в то время "ортодоксия", на самом деле было ересью.
Спор начался, когда Афанасий был главным диаконом-помощником епископа Александрийского Александра. В то время как Александр проповедовал о Троице "с, может быть, слишком философской подробностью", Арий, пресвитер (священник) из Ливии, объявил: "Если Отец родил Сына, то тот, кто был рождён, имел начало в существовании, и из этого следует, что было время, когда Сына не было". Спор продолжался, но Александр и Афанасий боролись против Ария, утверждая, что он отрицает Троицу. Христос не похож на Бога, утверждали они, но это та же самая субстанция.
Для Афанасия это не было расщеплением богословских "волос". Спасение было под вопросом: только тот, кто был полностью человеком, мог искупить человеческий грех; только тот, кто был полностью божественным, мог иметь силу спасти нас. Для Афанасия логика новозаветного учения о спасении предполагала двойственную природу Христа. "Те, кто утверждает, что "Было время, когда Сына не было", грабят Бога, как грабители".
В энциклике Александра, подписанной Афанасием (и, возможно, написанной им), критиковались последствия ереси ариан: "Сын [тогда] есть творение и дело; и Он не подо
... Читать дальше »
Ульрих Цвингли, городской капеллан, предстал перед Цюрихским городским советом в январе 1523 года. Ветры Реформации пробрались через Альпы из лютеровской Германии, и Цвингли доказывал 67 тезисов, начиная с "Все, кто говорит, что Евангелие недействительно без подтверждения церкви, заблуждаются и клевещут на Бога". Несмотря на то, что Лютер отказался от 95 тезисов, опубликованных шестью годами ранее, аргументы Цвингли были более убедительными: власти разрешили ему продолжать проповедь, в которой в первую очередь подчеркивался Христос, а во вторую - церковь ("Христос - единственный посредник между Богом и нами", - говорилось в другом тезисе Цвингли). Реформация в Швейцарии шла полным ходом, и Цвингли предстояло сыграть ключевую роль в первые годы.
Беспокоясь за своё дело
Цвингли родился в семье преуспевающего фермера в долине Тоггабург в восточных нижних Альпах. Здесь Цвингли развил в себе глубокую любовь к родине. Позже он перевёл одну строчку из Псалма 22 "В прекрасных Альпах Он заботится обо мне" и использовал реку Рейн в качестве иллюстрации ключевой темы своей проповеди: "Ради Бога, не ставьте себя в противоречие со Словом Божьим. Ибо, воистину, оно сохранится так же верно, как Рейн следует своим курсом. Можно, может быть, запрудить его на некоторое время, но остановить его невозможно".
Но Цвингли понадобились годы, чтобы открыть силу этого Слова. После окончания Базельского университета в 1506 году он стал приходским священником в Гларусе. С самого начала он серьёзно относился к своим священническим обязанностям. Позже он писал: "Хотя я был молод, церковные обязанности внушали мне больше страха, чем р
... Читать дальше »
Историки обычно датируют начало современного миссионерского движения 1792 годом, путешествием Уильяма Кэри в Индию. Но целых 150 лет назад пуританин Джон Элиот проповедовал коренным американцам — хотя долговременное влияние его работы было разрушено страхами колонистов.
Впечатлённый силой благочестия
Элиот родился в богатой семье в Херфордшире, Англия. После окончания Кембриджа в 1622 году он попал под влияние пуританского пастора Томаса Хукера, человека, главным образом ответственного за его обращение: "Когда я пришёл в эту благословенную семью", - писал позже Элиот, "я тогда увидел, как никогда раньше, силу благочестия в его живой силе и действенности".
В 1631 году, когда лидеры англиканской церкви начали гнать пуритан, Элиот эмигрировал в Роксбери, штат Массачусетс. Там он стал пастором церкви, в которую входили многие его английские друзья. В следующем году он женился на Энн (Ханне) Мамфорд.
Главным наследием ранних лет Элиота стала первая книга, изданная в Америке: "Книга псалмов залива" (1640), в которой псалмы были помещены в метрические стихи.
С четырьмя театральными словами: "Доктор Ливингстон, я полагаю?" — словами журналиста Генри Мортона Стэнли, отрепетированными заранее, — Дэвид Ливингстон стал бессмертным. Стэнли прожил у Ливингстона пять месяцев, а потом уехал в Англию писать свой бестселлер "Как я нашёл Ливингстона". Ливингстон тем временем снова заблудился — в болоте буквально по шею. Через полтора года он умер в глинобитной хижине, преклонив колени перед своей койкой в молитве.
Весь цивилизованный мир плакал. Ему дали салют из 21 пушки и похороны героя среди святых в Вестминстерском аббатстве. "Принесённый верными руками по суше и морю", - гласит его надгробие, "Дэвид Ливингстон: миссионер, путешественник, филантроп. В течение 30 лет его жизнь была посвящена неустанным усилиям по евангелизации коренных народов, изучению нераскрытых тайн и упразднению работорговли". Он был Матерью Терезой, Нилом Армстронгом и Авраамом Линкольном в одном лице.
Дорожный человек
В возрасте 25 лет, после того как в детстве он работал по 14 часов в день на хлопчатобумажной фабрике, а затем учился в классе и самостоятельно, Ливингстон был очарован призывом стать медицинским миссионером в Китае. Однако пока он готовился, дверь в Китай захлопнулась из-за Опиумной войны. Через полгода он познакомился с Робертом Моффатом, ветераном миссионерской деятельности в Южной Африке, который очаровал его рассказами о своей отдалённой станции, сияющей в лучах утреннего солнца "дымом тысячи деревень, где прежде не бывал ни один миссионер".
В течение десяти лет Ливингстон пытался быть обычным миссионером в Южной Африке. Он открыл ряд станций в "дальних краях", где устроился на работу, преподавал в школе и присматривал за садом. После четырех ле
... Читать дальше »
Он подтолкнул евангеликов рассматривать социальное участие и евангелизацию как “два крыла самолета”.
С. Рене Падилья, богослов, пастор, издатель и давний сотрудник “Международного братства евангельских студентов”, умер во вторник, 27 апреля 2021 года, в возрасте 88 лет.
Падилья был наиболее известен как “отец интегральной миссии”, теологической основы, которая была принята более чем 500 христианскими миссиями и организациями по оказанию помощи, включая "Сострадание интернэшнл" и "Видение мира". Интегральная миссия подтолкнула евангелистов по всему миру расширить свою христианскую миссию, утверждая, что социальное действие и евангелизм являются важными и неделимыми компонентами — по словам Падильи, “два крыла самолета”.
Влияние Падильи особенно ярко проявилось на конгрессе в Лозанне в 1974 году, где он выступил с зажигательной пленарной речью. Почти 2500 протестантских евангельских лидеров из более чем 150 стран и 135 конфессий собрались в Лозанне, Швейцария, на встречу, финансируемую главным образом Евангелистской ассоциацией Билли Грэма (BGEA). Один влиятельный журнал назвал собрание Лозанне “грозным форумом, возможно, самым широким собранием христиан, когда-либо проводившимся”. Когда Падилья взошёл на сцену, он нёс надежды и мечты многих евангелистов с Глобального Юга, которые стремились к равноправию в принятии решений всемирными церквями и миссионерскими организациями.
Одна из проблем полного подчинения Христу состоит в том, что мы не знаем, что ждёт нас впереди. Несомненно, некоторые из нас были бы более склонны подчиниться, если бы Бог вручил нам контракт со всеми подробностями. Мы хотели бы знать, чего ожидать. Мы хотим увидеть весь мелкий шрифт, чтобы прочитать его, подумать, а затем решить, стоит ли подписывать своё имя на пунктирной линии.
Но это не Божий путь. Вместо этого Бог говорит: "Вот чистый лист бумаги. Я хочу, чтобы ты подписал/а своё имя в нижней строке, вернул/а его Мне и позволил/а Мне заполнить детали. Почему? Потому что Я - Бог; потому что Я купил тебя; потому что Я заслуживаю доверия; потому что ты знаешь, как сильно Я люблю тебя; потому что ты живёшь для Моей славы, а не для своего собственного независимого, самоутверждающегося удовольствия".
Безоговорочная капитуляция
Бетти Скотт Стэм была женщиной, которая доверяла Богу, чтобы Он заполнял детали её жизни. Она родилась в 1906 году в Альбионе, штат Мичиган, и выросла в Китае, где её родители были миссионерами. Когда ей было семнадцать лет, она вернулась в Соединённые Штаты на последний год учёбы в средней школе, а затем поступила в колледж и училась в библейском институте Муди. В те годы Бетти написала молитву, которая стала прошением многих других верующих, которые жаждут жить жизнью безоговорочного подчинения Иисусу как Господу:
«Господь, я отказываюсь от своих собственных планов и целей, от всех своих желаний, надежд и амбиций и принимаю Твою волю для моей жизни. Я отдаю себя, свою жизнь, всё своё целиком Тебе, чтобы быть Твоей навсегда. Я отдаю на Твоё попечение всю мою дружбу; все люди, которых я люблю, должны занять второе место в моём сердце. Наполни меня сейчас и
... Читать дальше »
Игнатий должен был умереть. Он знал это. Он хотел этого. Единственной возможной проблемой, по его мнению, было вмешательство христиан.
"Я боюсь вашей доброты, которая может повредить мне", - писал он римским христианам, надеющимся освободить его. "Возможно, вы сумеете добиться того, что задумали. Но если вы не прислушаетесь к моей просьбе, мне будет очень трудно достичь Бога". И это была истинная цель Игнатия: подражать "Богу нашему Иисусу Христу" в смерти. Если христиане действительно хотят что-то сделать, они должны молиться, чтобы оставаться верными. "Если вы будете молчать обо мне, я стану словом Божьим. Но если вы позволите себе поддаться любви, в которой вы держите мою плоть, я снова буду не более чем человеческим голосом".
То, что Игнатий действительно хотел умереть, было почти всё, что мы знаем о его мученичестве. Доподлинно неизвестно даже, был ли он убит, хотя это вполне вероятно.
Будучи вторым (или третьим) епископом Антиохии, одной из самых важных церквей того времени, он, несомненно, был одним из самых выдающихся христиан того времени, непосредственно сменивших апостолов. Но Антиохия была также домом для некоторых религиозных дебатов, и в то время как Игнатий осуждал разделение как "начало зла", епископ участвовал в дебатах с упорством.
В юности Екатерина часто ходила в пещеру неподалеку от своего дома в Сиене, чтобы предаваться размышлениям, поститься и молиться. Примерно в 7 лет она утверждала, что видела видение Иисуса с Петром, Павлом и Иоанном евангелистом; затем она объявила своим родителям о своей решимости жить религиозной жизнью. Убедившись в её преданности, они отвели ей небольшую комнату в подвале своего дома, служившую кельей.
Эта необыкновенная девушка расцвела в не менее необыкновенную женщину, чьи духовные, нравственные и политические усилия имели длительный эффект.
Мистическое дитя
Рождение Катерины Бенинкасы в семье сиенского красильщика шерсти из среднего класса едва ли вызвало волнение; она была двадцать третьей из 25 детей. Другое событие того же года, блоха, полная бацилл Yersinia pestis, приплывавшая в итальянский порт Мессина, принесла волну болезни, названной "Чёрной смертью". Всего за три года, с 1348 по 1350 год, погибло более трети Европы. Малышка Екатерина пережила чуму и, став взрослой, спасла многих жертв чумы благодаря своему сострадательному уходу.
Поселившись в своёй келье, она спала на доске, использовала деревянное бревно в качестве подушки и смотрела на свой единственный духовный символ - распятие. Она утверждала, что получила невидимые (ради смирения) стигматы, которыми ощупывала раны Христа. Одно время родители пытались уговорить её выйти замуж, но Екатерина была непреклонна и в 15 лет отрезала себе волосы, чтобы помешать их планам.
Екатерина не была удовлетворена созерцательной жизнью; она хотела помогать бедным и больным. Но она не хотела быть обычной монахиней. Под влиянием своего двоюродного
... Читать дальше »
С его безграничной физической энергией, природной проницательностью, уверенностью в себе и вечным оптимизмом Дуайт Лайман Муди мог бы стать промышленным гигантом Золотого века, как Джон Д. Рокфеллер или Джей Гулд. Вместо этого он стал одним из великих евангелистов девятнадцатого века.
Поездка на пони в YMCA
Он родился в Нортфилде, штат Массачусетс, в семье каменщика-унитария. Его отец умер, когда Муди было 4 года, оставив девять детей на воспитание своей матери Бетси. Его мать никогда не поощряла Дуайта читать Библию, и он получил только эквивалент образования в пятом классе.
В 17 лет он бросил своё дело и стал продавать обувь в бостонском магазине своего дяди. Он также посещал занятия YMCA и воскресной школы, где стал христианином в возрасте 18 лет. Вскоре после этого он переехал в Чикаго, где продавал обувь и работал над своей целью - накопить состояние в 100 000 долларов.
Постепенно до Муди дошло, что в свете его новой веры его жизнь должна быть потрачена не столько на накопление богатства, сколько на помощь бедным. В 1858 году он основал миссионерскую воскресную школу в Норт-Маркет-холле в трущобах Чикаго. Вскоре она превратилась в церковь (из которой шесть лет спустя была образована Независимая церковь Иллинойс-стрит, предшественница ныне знаменитой мемориальной церкви Муди). К 1861 году он оставил свой бизнес, чтобы сосредоточиться на социальной и евангелической работе. Он привлекал детей немецкого и скандинавского иммигрантского низшего класса к своей миссии конфетами и катанием на пони, а взрослых - вечерними молитвенными собраниями и уроками английского. Он был убеждён: "Если вы действительно може
... Читать дальше »
Когда Джон Смит был сослан в Амстердам из своей родной Англии, он собрал вокруг себя три дюжины своих последователей. Бывший англиканский проповедник и кембриджский стипендиат прочёл исповедь веры, а затем крестил себя сам.
Этот наглый поступок шокировал даже тех, кто вместе со Смитом презирал государственную церковь Англии. Амстердамский сепаратист Ричард Бернард прозвал его "Се-баптистом" (самокрещенцем). Хотя последователи Смита предпочитали термин "Христиане, крещённые по исповеданию своей веры", более короткое, уничижительное "се-баптист", позже было сокращенно до "баптист", и так осталось.
Недостаточно реформированная
Хотя его ранние годы потеряны для истории, Смит родился в то время, когда Реформация, казалось, остановилась — смерть Лютера, Контрреформационный совет Трента и разрыв Англии с Римом произошли всего за десять лет до его рождения. Смит учился на англиканского священника в Колледже Христа в Кембридже, но всё больше разочаровывался в церкви — не только в Риме, но и в Лютере, Кальвине, Цвингли и особенно в своей собственной Англиканской церкви. Всего через шесть лет после того, как он стал городским проповедником в Линкольне в 1600 году, он полностью отказался от англиканства.
После нескольких лет врачебной практики Смит присоединился к группе единомышленников-сепаратистов, которые хотели создать церковь верующих, не связанных церковными или епархиальными границами. Вместе они "будут ходить всеми путями Его [Христа], которые известны или будут известны среди них ... чего бы это им ни стоило".
Чего им это стоило, так это была их родина. Когда Яков I взошёл на престол в 1603 году, он начал преследов
... Читать дальше »