Многие различия трудно перевести на современный язык. Тем не менее, все стороны сошлись в одном: Бог бесстрастен, то есть Он не подвержен изменениям или чувствам. Но как вы сочетаете это с Писаниями, которые подразумевают, что Христос “стал” человеком и пострадал?
В частности, христиане страстно спорили о двух вещах:
Является ли Иисус Божественным или человеческим существом?
· Христос полностью Божественен!
Большинство из этих людей были движимы убеждением, что только Бог может спасти человечество. Таким образом, они были готовы защищать божество Христа даже за счёт Его человечности, или, в случае модалистов, за счёт Троичности личностей.
Докетисты и гностики: Божественный Христос никогда не опустился бы до прикосновения к плоти, которая является злом. Иисус только казался (докео, по-гречески) человеком и только казался умирающим, потому что Бог не может умереть. Или, в других версиях, “Христос” покинул “Иисуса” перед Распятием. Ключевой текст: Фил. 2:8: “...и [Христос] по виду став как человек...”
Аполлинарии: Иисус не является в равной степени человеком и божественным, но одной личностью с одной природой. В человеческой плоти Иисуса обитали божественный разум и воля (у Него не было человеческого разума или духа), и Его божественность контролировала или освящала Его человечность. Ключевой текст: Иоанна 1:14: “Слово стало плотию” [а не человеческим разумом или волей].
Модалисты, они же сабеллианцы: имена Бога (Отец, Сын, Святой Дух) меняются в зависимости от Его ролей или “способов бытия” (как у хамелеона). Когда Бог является Сыном, Он не является Отцом. Между тремя “лицами” Троицы нет постоянного различия, в противном случае у вас есть три бога. Ключевые тексты: Исх. 20:3: “да не будет у тебя других богов пред лицом Моим” и Иоанна 10:30: “Я и Отец - одно”.
· Христос может быть особенным, но Он не Божественен!
Эти люди серьезно отнеслись к евангельскому портрету Христа, в котором Иисус изображен очень похожим на человека.
Эбиониты: Для этих консервативных иудейских христиан Бог един, а Иисуса следует понимать в категориях Ветхого Завета. Иисус был просто особо благословенным пророком. Ключевой текст: 1 Тим. 2:5: ”Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус".
Адопционисты, они же динамические монархисты: Никто не отрицает, что Иисус был особенным, но произошло вот что: при рождении (не зачатии) или крещении Бог “усыновил” человеческого Иисуса как Своего особого сына и дал Ему дополнительную меру божественной силы (дюнамис, по-гречески). Ключевой текст: Лука 3:22 (в некоторых древних версиях): “Ты Сын Мой Возлюбленный; (сегодня Я родил Тебя)”.
Ариане: Сын как Слово, Логос, был сотворён Богом до времени. Он не вечен и не совершенен, как Бог, хотя Он был Божьим посредником в создании всего остального. Ключевой текст: Иоанна 1:14: “Слово [есть] как Единородного от Отца”.
Как Иисус является одновременно Божественным и человеческим существом?
· Христос: Единая природа!
Монофизиты и евтихиане: у Иисуса не может быть двух природ; Его божественность поглотила Его человечность, “как капля вина в море”. Ключевой текст: Кол. 1:19: “ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота”.
· Христос: две личности!
Несториане: Если вы так отвергаете человечность Иисуса, Он не может быть Спасителем человечества. Лучше сказать, что у Него две природы, а также две личности: божественный Христос и человеческий Христос жили вместе в Иисусе. Ключевой текст: Иоанна 2:19: “разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его” [то есть, хотя человеческий Христос будет уничтожен, божественный Христос сохранится].
Ортодоксальный взгляд
Иисус полностью человек и полностью божественен, имея две природы в одном лице — “без путаницы, без изменения, без деления, без разделения”. Ключевой текст: Фил. 2:5-11: “Христос Иисус... будучи образом Божиим, …сделавшись подобным человекам... быв послушным даже до смерти.… и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос”.
До чего людей доводил догматизм и приверженность к точным формулировкам. Хотя это тенденция присутствует и сегодня. И как правило люди не познавшие Бога , не пережившие Его реально как Он есть , начинают сводить Его либо до своего уровня понимания , опыта, либо до своего понимания Божественных черт. Что и в том и в другом случае чаще всего заблуждение. Печально это осознавать, когда всем верующим, благодаря кресту, это познание Бога, как Он есть, доступно. Просто нужно воспользоваться этим доступом.