Джонатан Эдвардс жил в эпоху драматических социальных и интеллектуальных перемен. Технический прогресс в производстве изменил общественную жизнь, особенно в Англии. Идеи эпохи просвещения начали оказывать влияние на теологию Америки, делая упор на разум и пренебрегая традиционным христианским взглядом на природу человека. Деизм был популярен среди интеллектуалов Европы и Америки, и некоторые мыслители были готовы вообще отказаться от сверхъестественного. Однако, работая в рамках библейской веры, Эдвардс не пришёл к выводу, как это делали многие, что разум человека побуждает его творить добро.
Эдвардс творчески работал в рамках кальвинистской традиции, веря, что возвращение к ортодоксии приведёт к великому пробуждению в Америке. Столкнувшись, с одной стороны, с растущей волной рационализма, а с другой - с религиозным пробуждением, которое часто обходилось без здравого смысла, Эдвардс пытался придерживаться среднего курса и поддерживать баланс разума и эмоций, разума и сердца в христианской жизни.
Джонатан Эдвардс
1703Джонатан Эдвардс родился в Восточном Виндзоре, штат Коннектикут
(1866–1961) Человек, который сказал: “Да, Господь”
Несколько голов, возможно, повернулись в миссии на Азуза-стрит, когда в марте 1907 года появились Чарльз Х. Мейсон и два его помощника. Любой, кто познакомился бы с ними поближе, узнал бы, что они проехали на поезде почти две тысячи миль из Мемфиса, штат Теннесси, чтобы увидеть и ощутить действие Духа.
Ещё несколько вопросов показали бы, что Мейсон в возрасте 42 лет был рукоположенным священником и, фактически, соучредителем собрания чёрных святых или “освящённых” церквей по всему среднему Югу под названием Церковь Бога во Христе (COGIC). Он придумал это название однажды, прогуливаясь по улице в Литл-Роке, основав его на основании 1 Фессалоникийцам 2:14 и 2 Фессалоникийцам 1:1. Группа уже была юридически зарегистрирована и посвящала в сан священнослужителей.
Сам Мейсон был рукоположен баптистами-миссионерами и окончил Институт священника при баптистском колледже Арканзаса. Однако его продолжающиеся духовные поиски привели его к поиску освящения как особого дела благодати, что не очень понравилось баптистской конвенции. К концу 1890-х годов он и его коллега были заняты проповедью послания святости в церквях и на собраниях на улице, призывая слушателей к более глубокому хождению с Богом.
Затем пришли новости о пробуждении в Лос-Анджелесе. Мейсону просто необходимо было пойти и убедиться самому.
В первый день на собрании я сидел один, вдали от тех, кто был со мной. Я начал в своём сердце благодарить Бога за всё, потому что, когда я слышал, как некоторые говорят на языках, я знал, что это правильно, хотя и не понимал этого. Тем не менее, мне было приятно.
Как А.В. Тозер превратился из человека, который бросил учёбу в школе с шестого класса, в автора бестселлеров и пастора?
А.В. Тозер впервые посвятил свою жизнь Богу в подростковом возрасте, услышав, как уличный проповедник провозгласил, что для спасения нужно воззвать к Иисусу с просьбой помиловать его - грешника. Годы спустя, став пастором, а затем и плодовитым писателем, Тозер последовательно провозглашал ту же идею о прощении человечеству его грехов и возвращении к примирению с Богом через смерть и воскресение Иисуса Христа.
Как А.В. Тозер стал пастором и писателем?
Тозер родился в бедной семье и окончил только шестой класс. Однако он самостоятельно изучал христианскую теологию. В 1919 году, через пять лет после того, как он посвятил свою жизнь Иисусу, Тозер стал пастором своей первой церкви. Затем он 44 года служил пастором в "Христианском и миссионерском альянсе".
Его первая пасторская должность была в небольшой церкви в Западной Вирджинии. Затем, с 1928 по 1959 год, он был пастором церкви "Саутсайд Альянс" в Чикаго. В последние годы своего пасторства он возглавлял церковь на Авеню-роуд в Торонто, провинция Онтарио.
В 1931 году Тозер начал писать для Alliance Weekly, конфессионального журнала "Христианского и миссионерского альянса", и со временем у него появилась собственная колонка. В 1950 году он стал редактором и оставался на этой должности до своей смерти в 1963 году.
Работая в Alliance Weekly, он также написал свои первые книги: биографии А.Б. Симпсона и Роберта А. Джеффри. Но его третья книга, "Стремление к Богу" (1948), стала бестселлером. В дальнейшем он н
... Читать дальше »
Джордж Уайтфилд был известным другом Эдвардса. В то время как американские деятели пробуждения, такие как Эдвардс и Гилберт Теннент, ограничивали свою деятельность относительно небольшими территориями, Уайтфилд расширил "Пробуждение", превратив его в межколониальное, межконфессиональное мероприятие, направленное на восстановление духовной энергии церквей. Уайтфилд, англиканский священник, был пламенным проповедником и мог тронуть огромную аудиторию своими чрезвычайно драматичными проповедями. Великий английский актёр Дэвид Гаррик утверждал, что отдал бы сотню гиней только за то, чтобы иметь возможность произнести букву “О” так, как это делал Уайтфилд. Практичный Бенджамин Франклин пришёл послушать проповедь Уайтфилда и в итоге опустошил свой кошелёк, чтобы помочь финансировать благотворительную организацию, спонсируемую Уайтфилдом. Как бедные, так и привилегированные люди приходили послушать этого оратора, популярность которого в этом столетии не имела себе равных. Однако, поскольку многие церкви были закрыты для него, как и для его друга и советника Джона Уэсли, Уайтфилд часто выступал с проповедями в открытых полях, амбарах или зданиях судов по обе стороны Атлантики. Он семь раз путешествовал по Америке и оказал влияние на колониальное общество от Нью-Гэмпшира до Джорджии. Его популярность в Америке была настолько велика, что, как и Эдвардса, Уайтфилда критиковали многие священнослужители, которых возмущали его эмоциональность. Чарльз Чонси был одним из самых ярых критиков как Эдвардса, так и Уайтфилда. На самого Эдвардса присутствие Уайтфилда произвело глубокое впечатление, и когда Уайтфилд проповедовал в церкви Эдвардса, Эдвардс плакал бол
... Читать дальше »
Настоящий Джонатан Эдвардс, мужчина, личность, был нежным мужем, эффективным и любящим отцом, человеком, совершенно непохожим на его образ сурового проповедника, читающего проповеди о грехе. Его счастливый брак с Сарой Пьерпонт был больше, чем просто любовной связью между двумя людьми: это была связь Эдвардса с жизнью — с практичностью, с тёплым камином, вкусной едой, привлекательной обстановкой, с преданностью своему делу, с повседневностью Воплощения. То, что Эдвардс назвал их “необычным союзом”, чудесным образом связало их друг с другом, а также с живым Богом.
Они познакомились в 1723 году в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, когда Эдвардсу было двадцать лет, он был аспирантом и преподавателем в Йельском университете. Саре тогда было тринадцать лет, и она была дочерью Джеймса Пьерпонта, влиятельного священника Нью-Хейвенской церкви. Одним из её прадедов был Томас Хукер, а другой - первый мэр Нью-Йорка. У неё было безупречное социальное происхождение, а безупречные манеры Сары соответствовали её происхождению. Когда неуклюжий Эдвардс впервые встретил Сару, он напугал её. Необычайно высокий, в эпоху, когда мужчины, как правило, были невысокого роста; воздержанный в обществе весёлых выпивох, напряжённый и прилежный, Эдвардс был неуклюжим кавалером. Наблюдая за тем, как Сара блистает в социальных ситуациях, Эдвардс осознавал свои собственные недостатки и, возвращаясь домой, корил себя в своём дневнике такими записями, как “В последнее время совершал ошибки, не уделяя достаточно времени разговорам”. Когда он вернулся домой в Ист-Виндзор, штат Коннектикут, в конце учебного семестра, он должен был готовиться к получению степени магистра. Ему предстояло много учиться, но обычно сосредоточенный Эдвардс обнаружил, что его мысли блуждают. На первой странице греческой грамматики он написал это знаменитое отступлен
... Читать дальше »
В этом мире, полном тьмы и заблуждений, очень важно, чтобы каждый мог отличать истинную религию от ложной. Возможно, никто не приложил к этому больше усилий и не потрудился более успешно, чем тот, чья жизнь представлена читателю (из предисловия).
Он строго и нерушимо относился к справедливости во всех своих отношениях с ближними и очень заботился о том, чтобы всё было честно в глазах всех людей; так что едва ли нашёлся человек, который, имея с ним дело, не сознавал бы его правоты. Казалось, он свято чтил истину в своих словах, как в обещаниях, так и в рассказах, которые соответствовали его решениям. Несомненно, это было одной из причин, по которой он не был таким многословным, как многие. Никто не боялся положиться на его правдивость....
Его беседа с друзьями всегда была приятной и полезной: в этом он был замечателен и почти исключителен. — Он не имел обыкновения проводить с ними время в скандалах, злословии и язвительности, в глупых шутках, пустой болтовне и рассказывании историй, но его уста были такими о праведном, который излучает мудрость, и уста его распространяют знание. Его язык был подобен перу опытного писателя, когда он беседовал о важных, возвышенных, божественных вещах, которыми было так полно его сердце, в такой естественной и свободной манере, которая была самой занимательной и поучительной: так что никто из его друзей не мог наслаждаться его обществом без наставлений и помощи. прибыль, если только это не произошло по их собственной вине.
Его великая благожелательность к людям проявилась, среди прочего, в необычном отношении, которое он проявлял в щедрости и милосердию к бедным и попавшим в беду. Он много раз рекомендовал это как в публичных выступлениях, так и в частных беседах. Он часто заявлял, что, по его мнению, те, кто называют себя христианами, в наши дни очень плохо справляются с этой обязанностью, причём гораз
... Читать дальше »
Дон Дабл, очень влиятельный евангелист, которого иногда называют Билли Грэмом из Великобритании, скончался в возрасте 90 лет | www.premierchristianity.com
Дон родился 27 июня 1934 года. Последствия второй мировой войны и заражение туберкулезом привели к тому, что у него было трудное детство. После окончания школы он не смог даже написать своё имя, что делает невероятное влияние его служения ещё более заметным.
Он был приведён ко Христу под руководством Питера Скаутерна, который наставлял его в первые годы его веры и вдохновил стать евангелистом. В 1962 году, когда он жил в Ипсвиче, Эдгар Траут впервые пригласил его проповедовать в Сент-Блейзи, Корнуолл.
Поездка из Ипсвича в Корнуолл в те годы была чем-то вроде миссии сама по себе, но упорство Дона и его послушание Божьему призыву были таковы (качества, которые Господь широко использовал на протяжении всей его жизни), что он совершил это путешествие, и Сент-Блейзи стал местом, которое остаётся особенным для семьи Дабл до сих пор. Именно здесь он встретил свою жену Хизер, известную своей коронной фразой: “Конечно, ты можешь!” Эта фраза продолжает влиять на многих и по сей день. У Дона и Хизер было пятеро детей, которые все по-разному послужили Богу, 15 внуков и множество правнуков.
Ранние годы Дона были посвящены неустанному странствующему евангельскому служению. Он был настолько предан идее нести Благую весть в забытые места, что жил в разъездах, брав с собой всю свою семью. У них не было дома, и они жили там, куда их приводил Господь. Только когда их старший сын Стив достиг школьного возраста, они окончательно обосновались в Корнуолле.
Дон основал "The Good News Crusade" (GNC) в 1968 году, и вскоре
... Читать дальше »
Весной 1960 года методистский епископ и двадцать его суперинтендантов и должностных лиц собрались вместе в комнате, чтобы встретиться со священнослужителем совсем другого типа: Дэвидом Йоханнесом дю Плесси (произносится ДЮ-пле-сее). Позже переехав в Соединённые Штаты, он провёл первые четыре десятилетия жизни в своей родной Южной Африке, где были проведены четкие границы не только между чёрными и белыми (такими, как он сам), но и столь же чётко между основными деноминациями и группами пятидесятников-выскочек.
Однако те люди в тот день “испытали определённый опыт спасения”, - писал он. “Главной жалобой было "бессильное служение" и "церкви, которые духовно мертвы". Когда я сидел там, где сидели они, я был поражен, услышав смиренные признания людей, которые жаждут настоящего Пробуждения Святым Духом, посланного Небесами. Такое раскаяние не может остаться без награды от Господа”.
Дю Плесси ясно говорил о работе Духа, используя такие слова, как “Новый Завет - это не запись о том, что произошло в одном поколении, но это план того, что должно происходить в каждом поколении, пока не придёт Иисус. Каждое поколение должно быть пробуждено Духом”. Вскоре вопросы посыпались сами собой, и мы поделились ответами. Последний вопрос дня был, пожалуй, самым красноречивым: “Почему Вы - единственный пятидесятник, которого мы пока нашли, который пришёл к нам с любовью и проявил такой интерес к нашему духовному благополучию?”
Дю Плесси откровенно признался, что десятью годами ранее даже он не присоединился бы к такому собранию. В своей автобиографии "Дух велел мне идти" он рассказал о подобном собрании в Коннектикуте:
Я мог вспомнить дни, когда мне хотелось увидеть таких людей, чтобы осудить их теологию и помолиться о Божьем суде над
... Читать дальше »
Как и многие другие серьёзные молодые люди своего времени, молодой Джонатан Эдвардс составил список решений, посвятив себя жизни, сосредоточенной на Боге, и жизни в гармонии с другими людьми. Приведённый здесь список, вероятно, был впервые составлен в 1722 году и несколько раз дополнялся в течение его жизни. Всего в нём семьдесят решений. Приведённые здесь выдержки дают представление о серьёзности и решимости, с которыми Эдвардс подходил к жизни.
Сознавая, что я ничего не могу сделать без Божьей помощи, я смиренно умоляю Его по Его благодати дать мне возможность соблюдать эти решения, насколько они согласуются с Его волей, ради Христа.
Решил, что буду делать всё, что, по моему мнению, больше всего послужит к славе Божьей, а также к моему собственному благу, выгоде и удовольствию, на протяжении всей моей жизни.
Решил делать всё, что, по моему мнению, является моим долгом, и в первую очередь для блага и выгоды человечества в целом.
Решил делать это, с какими бы трудностями я ни столкнулся, сколько бы их ни было и насколько бы они ни были велики.
Решил никогда не терять ни минуты времени, а использовать его с максимальной выгодой, на какую только способен.
Решил никогда не делать ничего такого, чего я побоялся бы сделать, даже если бы это был последний час моей жизни.
Решил стремиться к поиску подходящих объектов благотворительности и щедрости.
Решил соблюдать строжайшую умеренность в еде и питье.
Решил никогда не совершать ничего такого, что, если бы я увидел в другом человеке, я счёл бы справедливым поводом презирать его или думать о нём ещё более подло.
Решил изучать Писания так упорно, постоянно и часто, как только смогу, и ясно ощущаю, что расту в познании то
... Читать дальше »
Джонатан Эдвардс, возможно, величайший американский теолог и философ — и, возможно, также величайший ум, который когда-либо производила Америка. Теологический гений Эдвардса заключался в его способности эффективно обобщить основные направления реформации и пуританства и при этом не просто повторить их, но и применить к важнейшим проблемам своего века.
Богословие Эдвардса уходит корнями в кальвинизм. Многие из его основных работ являются просто последовательным применением учения Кальвина о Божьей благодати и суверенитете. Эдвардс, несомненно, является самым влиятельным теологом, писавшим в реформатской традиции до двадцатого века.
Но источники его мышления простираются далеко за пределы кальвинизма. На него оказали влияние различные течения мысли семнадцатого века. Некоторые из них, такие как кембриджский платонизм и философия Джона Локка, полностью противоречат друг другу и кажутся далекими от мысли реформации. И теология Эдвардса в значительной степени использует разум и естественную теологию. Но прежде всего Эдвардс был воспитан пуританской духовной теологией. Во многих отношениях он - Иоганн Себастьян Бах пуританства, совершенствующий и обобщающий акцент этого движения на христианском опыте в то время, когда это было не в моде.
Противостояние мёртвой ортодоксии
Эдвардс применил свой теологический синтез при решении двух важнейших проблем восемнадцатого века. Один из этих кризисов был внутренним: потеря духовной силы внутри пуританского движения обновления. Другой кризис лежал как внутри церкви, так и вокруг неё: развивающийся климат гуманистического рационализма, секулярный дрейф западной культуры. Великим достижением Эдвардса стало создание теологии, которая противостояла обоим этим кризисам лицом к лицу, противопоставл
... Читать дальше »
Джонатан Эдвардс был рукоположен в Нортгемптоне в 1726 году. В течение года после этой даты Новая Англия пережила “Великое землетрясение” в ноябре 1727 года. Землетрясение началось, согласно нескольким сообщениям, со “вспышки света”, за которой затем последовали “ужасный грохот” и “сильная тряска”, которые продолжали отдаваться эхом в течение всего вечера. Томас Пейн из Уэймута вспоминал об этом инциденте: “Движение земли было очень сильным, подобно морским волнам… . Самые прочные дома сильно сотрясались, и верхушки некоторых дымоходов были сброшены вниз.... Это затронуло жителей Северной Каролины, особенно тех, кто находился ближе к её центру, с большим страхом и изумлением, чем когда-либо, как считается, постигало эту страну с тех пор, как она получила это название”. Проснувшиеся спящие высыпали на улицы сбившимися группами, уверенные, что настал судный день. Повторные толчки продолжались в течение девяти дней, которые, по наблюдению Пейна, “сильно поддерживали ужас перед этим в людях и подталкивали их ко всем возможным средствам исправления”.
На следующий день после землетрясения по всей стране спонтанно были объявлены посты, которые повторялись несколько раз в последующие недели. В Нортгемптоне Эдвардс взошёл на кафедру и произнес “краткую проповедь” из книги пророка Ионы 3:10: “И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл”. В отличие от обычных (воскресных) проповедей, где главной заботой Эдвардса была индивидуальная душа, в данном случае его заботило текущее состояние Новой Англии, которое, как он верил, управлялось их общим заветом с Богом. Точно так же, как его текст был посвящен народу Ниневии и Божьей милости к ним за то, что они покаялись, в тот день он также был озабочен народом Новой Англии и
... Читать дальше »
Нет, спасибо. Молодой миссионер в Боливии не хотел быть частью странного пятидесятничества, как он его понимал. Направляющие агентства, в которых он служил, были на хорошем счету у межконфессиональной ассоциации иностранных миссий, которая требовала от каждой миссии “поддерживать нехаризматическую ориентацию”.
“...Я был диспенсационалистом, у которого была [Справочная] Библия Скофилда, - сказал Питер Вагнер, - и я мог составить все таблицы по памяти. Я очень отчётливо помню, что, когда в наш город Кочабамба, Боливия, приехал религиозный целитель, я предупредил наших боливийских верующих не ходить на собрания и написал статью для национального евангелического журнала, опровергающую его утверждения”.
Затем пара событий поколебала его догму. Э. Стэнли Джонс, известный методистский евангелист, приехал в его город. Вагнер и его жена Дорис с опаской относились к “либеральной” теологии, но всё равно пошли послушать его, намеренно опоздав и усевшись сзади. Это оказалось служением исцеления. Вагнер не собирался идти вперёд на молитву, но когда он проснулся на следующее утро, открытая гноящаяся киста на его шее (которой была назначена повторная операция) внезапно высохла.
Вскоре после этого он отправился в соседнее Чили, чтобы провести исследование по милой его сердцу теме: росту церкви. Его аппетит подогрел его наставник, доктор Дональд Макгавран, декан-основатель "Школы всемирной миссии" при теологической семинарии Фуллера, где Вагнер получил степень магистра богословия.
"Во всяком случае, [меня] привлёк феноменальный рост чилийских пятидесятнических церквей. Там я был свидетелем исцелений, говорения на языках, совместных молитв, крещений в Духе, танцев в Духе, пророчеств, видений — точно так же, как если бы они были обычной частью христианского опыта 20-го века.
Подборка экстатических переживаний, описанных в разные эпохи истории церкви
РАННЯЯ ЦЕРКОВЬ
Климент Римский (умер около 96) и Игнатий (ок.35-ок.107) свидетельствуют о продолжающемся действии духовных дарований среди обычных христиан.
Ириней Лионский (ок. 130-202) описывает харизматические дары, особенно пророчества, в своей церкви в Южной Галлии (современная Франция), предостерегая от гностиков, которые выдумывают эти дары, чтобы завоевать наивных.
Тертуллиан (ок.160-ок.225) и монтанистские "новые пророки" (чьё осуждение как еретиков недавно было поставлено под сомнение) практиковали исцеление, пророчество и использование языков. Тертуллиан отделяет "апостолов", которые полностью обладают Духом, от "верующих", которые обладают им частично.
Антоний Египетский (251?-356), как говорят, практиковал исцеление и различение духов, а также совершал знамения и чудеса.
Еретики мессалиане (ок.360-800) учат, что каждый человек с рождения одержим личным бесом, изгоняемым только молитвой и принятием Святого Духа. Они практикуют возложение рук для этого духовного крещения и ожидают наглядного доказательства изгнания беса.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Августин (354-430) заявляет (как и Иоанн Златоуст на Востоке), что глоссолалия прекратилась, но также сообщает о многочисленных божественных исцелениях.
Симеон Новый Богослов (949-1022), восточный мистик, рассказывает о своих самых сокро
... Читать дальше »
Когда Джонотан Эдвардс достиг зрелости в 1720-х годах, Новая Англия была заселена англичанами уже сто лет. Этот район осознавал свои исторические корни, и Коттон Мазер, знаменитый пуританский проповедник, написал монументальную историю Новой Англии "Магналия Кристи Американа" (1702). Работа Мазера задумывалась как религиозная история колоний, но в ней рассказывается о каждом аспекте ранней Новой Англии. Для ранних жителей Новой Англии религиозная и социальная история были неразделимы. С момента высадки пилигримов в 1620 году предполагалось, что поселенцы были (или должны были быть) христианами и что Бог благословит создание благочестивого содружества на новой земле.
Излишне говорить, что церкви Новой Англии больше не были преследуемыми сектами: они стали устоявшимися церквями. Религиозные группы, заселившие Новую Англию, покинули прежнюю страну из-за преследований или потому, что они считали Англиканскую церковь плохим образцом библейской веры. Они нашли себе место в Новом Свете, с большими трудностями и дисциплиной. Со временем жители Новой Англии поняли, что они больше не праведный остаток, бегущий от отступнической английской церковной верхушки. Теперь они были истеблишментом.
Поселенцы начинали с идеи, что видимая церковь должна быть идентична невидимой, то есть собравшиеся общины должны быть объединениями истинно верующих. Номинальное христианство действительно немыслимо среди преследуемых сект, ведь если человек страдает за свои убеждения, он либо будет твёрдо верить, либо отречётся от этих убеждений. Но в Новом Свете, вдали от преследований и приспособившись к жизни на новой территории, номинальное христианство стало реальностью. Среди набожных верующих были члены церкви, которые лишь на словах придерживались христианской веры. Представление о Новой Англии как о праведном городе, расположенном
... Читать дальше »
Джонатан Эдвардс был единственным сыном в семье из одиннадцати детей. У него и его жены Сары было одиннадцать собственных детей.
Хотя Джон Уэсли и Джонатан Эдвардс родились в один и тот же год (1703) и восхищались евангелизационной работой друг друга, эти двое мужчин никогда не встречались. Оба были друзьями Джорджа Уайтфилда и оба подчеркивали необходимость обращения и искренней религии. Эдвардс читал гимны и священные поэмы Уэсли, а Уэсли руководил публикацией в Англии "Некоторых мыслей Эдвардса о нынешнем возрождении религии".
Репутация Эдвардса как драматического проповедника адского пламени в значительной степени незаслуженная. Обычно он говорил тихо и с достоинством, хотя и выразительно, и его голос был неподходящим для проповедей перед большими толпами. Он никогда не использовал громкую речь или преувеличенные жесты, чтобы донести свою точку зрения, поскольку полагался на яркие образы и логическую аргументацию своих проповедей.
В рамках своих ежедневных молитв Эдвардс выезжал верхом на лошади в лес и гулял в одиночестве, предаваясь размышлениям. Он писал заметки для себя на клочках бумаги и прикалывал их к своему пальто. По возвращении домой его встречала Сара, которая помогала собирать его записи.
Эдвардс продвигал и поддерживал Великое Пробуждение в Новой Англии, но с подозрением относился к эмоциональным перегибам, вызванным пробуждением. Хотя он поощрял покаяние и сердечную преданность Богу, его несколько беспокоили вопли, трансы и экстатический бред, которые часто сопровождали пробуждения. Хотя физические признаки не дискредитировали Пробуждение для Эдвардса, он чувствовал, что некоторые пасторы уделяют чрезмерное внимание внешним признакам.
Немецкий солдат, найденный Христом в лагере для военнопленных, он стал известным христианским учёным, который учил, что “Бог плачет вместе с нами, чтобы мы могли однажды посмеяться вместе с Ним”
Юрген Мольтманн, богослов, который учил, что христианская вера основана на надежде на воскресение распятого Христа и что грядущее Царство Божье воздействует на человеческую историю из эсхатологического будущего, скончался 3 июня в Тюбингене, Германия. Ему было 98 лет.
Мольтманн широко известен как один из самых выдающихся теологов со времён Второй мировой войны. По словам теолога Мирослава Вольфа, его работа была “экзистенциальной и академической, пастырской и политической, инновационной и традиционной, читабельной и требовательной, контекстуальной и универсальной”, поскольку он показал, как центральные темы христианской веры соотносятся с “фундаментальным человеческим опытом” страдания.
Всемирный совет церквей сообщает, что Мольтманн является “самым читаемым христианским богословом” за последние 80 лет. Религиовед Мартин Марти сказал, что его труды “вдохновляют неуверенную в себе Церковь” и “освобождают людей от мёртвой хватки прошлого”.
Мольтманн не был евангеликом, но многие евангелики были глубоко увлечены его творчеством. Популярный христианский писатель Филип Янси назвал Мольтманна одним из своих ... Читать дальше »