"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евреям 13:7-8).
Ранние пятидесятники спрашивали, зачем идти на войну, когда Иисус скоро придёт?
Когда началась Первая мировая война, большинство приверженцев молодого пятидесятнического движения твёрдо встали на сторону пацифизма. Лидеры движения, такие как Фрэнк Бартлман и Чарльз Пархэм (который женился на квакерше), сделали это ключевым принципом много лет назад, хотя и верили, что война неизбежна.
Эта позиция укрепилась, по крайней мере, с двух сторон. Во-первых, пятидесятники буквально восприняли библейские предписания "Любите врагов ваших" и "Не убий".
Но пятидесятники также верили, что их движение предвещает конец света, каким они его знали. Будучи ярыми сторонниками премилленаризма, они предвидели окончательное пробуждение, потрясшее землю, даже когда мир вступал на последний путь разрушения, который должен был привести к наступающему тысячелетию.
С этой точки зрения, начало войны в 1914 году стало наглядным доказательством того, что конец близок и борьба с воинствующими силами в Европе бесполезна. Единственной важной битвой была война за души.
Поэтому большинство пятидесятнических деноминаций выступили против войны и призвали своих членов отказаться от военной службы по соображениям совести или получить статус участника боевых действий. Некоторые из них, такие как "Ассамблеи Божьи" и "Пятидесятническая церковь святости", заявили о своём несогласии с военными действиями, но оставили принятие окончательного решения за своими членами.
"Церковь Бога" (Кливленд, штат Теннесси), однако, приняла резолюцию, конкретно запрещающую своим членам участвовать в войне. Её публикация "Евангелие Церкви Бога" фактически столкнулась с расследованием Министерства юстиции на предмет возможного нарушения "Законов о шпионаж
... Читать дальше »
Движение "Единственников" подтолкнуло пятидесятников к организации
Проповедуйте во имя Иисуса,
Учите во имя Иисуса
Исцеляйте больных во имя Иисуса;
И всегда провозглашайте,
Что это было имя Иисуса
В котором была сила;
Крестите во имя Его,
Терпя позор,
Ибо во имя Иисуса есть победа.
Так звучал один из гимнов пятидесятников-единственников, для которых Иисус был именем Отца, Сына и Святого Духа. Их желание вернуть себе мантию апостольской церкви началось с вопросов о том, какую формулу следует использовать при водном крещении. Но вскоре они стали подвергать сомнению даже учение о Троице.
В апреле 1913 года в Арройо Секо, штат Калифорния, состоялись собрания пятидесятников и святости. Каждый вечер на собраниях присутствовало от 1500 до 2000 пятидесятников, в основном пасторов, а по воскресеньям палатками заполняли ещё сотни человек. Именно здесь Роберт Эдвард Макалистер, уважаемый канадский священник, заметил, что, хотя Иисус велел Своим ученикам "крестить [учеников] во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", в Новом Завете неизменно упоминается, что апостолы крестили только "во имя Иисуса".
Позже пятидесятнический проповедник Фрэнк Дж. Юарт сказал: "С этой трибуны был произведён выстрел, которому суждено было прогреметь по всему христианскому миру".
Фактически, к январю 1915 года весть распространилась по всему континенту. Многие верующие-пятидесятники были повторно крещены, чтобы следовать путями апостольской церкви. Они верили, что старые доктрины, которые долгое время страдали от неверия многих поколений и неспособности прислушаться к Божьему Духу, были раскрыты этим "новым светом" Святого Духа.
Для большинства новых приверженцев это была просто другая формула кре
... Читать дальше »
Разногласия по поводу "Завершенной работы" стали первым расколом в пятидесятничестве
В 1911 году, когда Уильям Дарем осудил доктрину освящения, основанную на "втором благословении", молодая женщина ударила его шляпной булавкой, чтобы продемонстрировать своё "явное несогласие". Она была не одинока в своём презрении к его "демоническим" взглядам. Конфликт вокруг освящения разгорелся годом ранее и стал первым полномасштабным конфликтом в пятидесятническом движении.
Раннее пятидесятническое движение возникло из "движения святости" и, подобно своему основателю, разделяло взгляды Джона Уэсли на освящение: оно представляло собой мгновенный опыт "полного освящения" или "христианского совершенства" и что это был отдельный опыт от обращения. Ранние пятидесятники называли это "вторым благословением" и рассматривали как необходимую подготовку к третьему переживанию - пребыванию Святого Духа (то есть новому пятидесятническому переживанию).
В 1910 году Уильям Х. Дарем, пастор миссии на Норт-авеню в Чикаго, вызвал волну возмущения в пятидесятнических кругах, когда осудил эти взгляды. "Я начал выступать против учения о том, что для спасения и очищения человека требуются два действия благодати", - писал он позже. "Я отрицал и продолжаю отрицать, что Бог не имеет дела с природой греха при обращении. Я отрицаю, что обращённый или рождённый свыше человек внешне омыт и очищен, но что его сердце остается нечистым, в нём живёт вражда против Бога".
Это не было бы спасением, утверждал он, потому что спасение "означает, что весь ветхий человек, или старая природа, которая была греховной и порочной и которая была именно тем, что в нас было осуждено, распята со Хрис
... Читать дальше »
Их имена и образование дают вам чёткую подсказку: вы не найдёте больших католиков (даже ирландских католиков!), чем выпускники Нотр-Дама Кевин и Дороти (Гэррити) Ранаган. К тому времени, когда они поженились в 1966 году, оба получили степени магистра; позже он защитил докторскую диссертацию по литургическим исследованиям (1973). Они ещё не отпраздновали первую годовщину своей свадьбы, когда друзья из другого католического университета в Питтсбурге (Дюкесн) начали рассказывать им об их новом “крещении Святым Духом”. Так что же всё-таки всё это значило?
“Итак, моя реакция на это была довольно негативной, как и реакция Дороти”, - вспоминает Кевин. В то время он преподавал в колледже Святой Марии, расположенном через дорогу от Нотр-Дама, в то время как Дороти преподавала в католической средней школе. “Но мы хорошо знали этих людей. Я имею в виду, что они были солидными, ответственными католиками, настроенными на обновление, и они были учёными. Все мы были студентами или преподавателями теологии, истории церкви и философии”. Это погрузило его в шестинедельное личное изучение того, что на самом деле говорится в Библии по этому поводу.
Дороти признаётся: “Мы видели, что даже в их лицах было что-то изменившееся, и поэтому, хотя мы хотели не обращать внимания на то, что они говорили, поскольку это звучало немного странно, мы не могли отрицать того, что увидели... И что бы это ни было... мы пришли к тому, что тоже этого захотели. Мы хотели большего. Иногда мы даже не знали, что такое "больше", но мы хотели большего, больше Господа, больше работы и больше возможностей”.
Итак, что теперь? Вместе с несколькими своими друзьями из Нотр-Дама они обратились к президенту местного отделения "Братства бизнесменов Полного Евангелия
... Читать дальше »
Тот факт, что у пятидесятничества два основателя — один белый (Чарльз Пархэм), другой чёрный (Уильям Сеймур) — не остался незамеченным. Это прекрасно продемонстрировало межрасовое сотрудничество первых дней движения, как на Азуза-стрит, так и в новых деноминациях. Чёрные и белые не только молились вместе с представителями других рас и этнических групп, но и многие расисты изменились, а предрассудки были брошены вызов.
К сожалению, фанатичных наклонностей Пархэма среди них не было. Он изобразил "отвратительные" собрания Сеймура на Азуза-стрит как "собрания южной черноты". Недолговечные отношения между Сеймуром и Пархэмом предвещали неспособность пятидесятников поддерживать расовую гармонию в течение длительного времени. Однако в результате неудачного эксперимента возникло отдельное движение. Ни это движение, чернокожее пятидесятничество, ни более широкое движение, пятидесятничество, нельзя понять, не зная ранних взаимоотношений между черными и белыми пятидесятниками.
Журнал "Христианская история" попросил Дэвида Дэниелса из семинарии Маккормика (Чикаго) помочь нам разобраться в этих сложных взаимоотношениях.
Чернокожее пятидесятничество возникло из трёх движений обновления церкви чернокожих в девятнадцатом веке: "движения за святость" чернокожих, движения чёрных реставрационистов и движения за исцеление - и все три с самого начала стремились объединить чёрных и белых.
Движение черных за святость возникло за десятилетия до Гражданской войны, но сформировало свои институты только в 1869 году, когда была сформирована первая деноминация черной святости - Реформированная апостольская церко
... Читать дальше »
Пресвитерианский священник Р.Ч. Спроул, один из самых влиятельных популяризаторов реформатской теологии конца 20-го и начала 21-го веков, вошел в радость своего Господа и Спасителя 14 декабря 2017 года после осложнений, вызванных эмфиземой. Ему было 78 лет.
Поскольку он проповедовал весь замысел Божий и всем сердцем желал подготовить народ Божий к жизни перед лицом святого Бога, за пять десятилетий своего служения он часто говорил о страданиях и смерти.
Однажды он откровенно признался в своих страхах перед смертью:
Недавно я услышал замечание молодого христианина: “Я не боюсь смерти”. Услышав это замечание, я подумал: “Хотел бы я сказать так”.
Я не боюсь смерти. Я верю, что смерть для христианина - это славный переход на небеса. Я не боюсь попасть на небеса. Меня пугает сам процесс. Я не знаю, каким образом я умру. Возможно, это будет связано со страданиями, и это пугает меня.
Я знаю, что даже это не должно меня пугать. Меня пугает множество вещей, которым я не должен позволять пугать себя. Писание утверждает, что совершенная любовь изгоняет страх. Но любовь всё ещё несовершенна, и страхи витают вокруг.
Он писал о том, каково это - быть на небесах и отождествлять себя со Христом:
Вы можете скорбеть обо мне за неделю до моей смерти, если мне будет страшно и больно, но когда я испущу этот последний мимолётный вздох и моя бессмертная душа улетит на небеса, я буду прыгать через пожарные гидранты по золотым улицам, и моей самой большой заботой, если она у меня вообще будет, будет, чтобы моя жена вернулась сюда поскорее.
Когда я умру, я буду отождествляться с возвышением Христа. Но прямо сейчас я отожде
... Читать дальше »
История пробуждения на Азуза-стрит, самого феноменального события в христианстве двадцатого века
Ранним утром 18 апреля 1906 года жители Сан-Франциско были разбужены самым смертоносным землетрясением в истории Северной Америки. Разрушительный пожар, вызванный повреждением газопровода, довершил то, что землетрясение, которое позже оценили в 8,3 балла по шкале Рихтера, не смогло уничтожить в первые же секунды. Около 700 человек погибли в разрушенных 514 городских кварталах.
Разгневанные мужчины и женщины обвиняли Бога и нестабильную землю, расположенную на вершине непредсказуемого разлома Сан-Андреас. В евангелическом трактате, который был срочно напечатан и широко распространён в этом районе, трагедия была названа судом и предупреждением от Бога, которого некоторые проклинали.
В то же утро в 500 километров к югу мир обратил внимание на ещё одно движение, последствия которого продолжаются и по сей день. В скептической статье на первой полосе, озаглавленной "Странное столпотворение языков", репортёр "Los Angeles Times" попытался описать то, что вскоре станет известно как "Пробуждение на Азуза-стрит".
"Издавая странные звуки и исповедуя веру, которую, казалось бы, не может понять ни один здравомыслящий смертный, - начиналась статья, - в Лос-Анджелесе возникла новейшая религиозная секта".
Тощий и болезненный фанатик
"Новейшая религиозная секта" на самом деле существовала уже несколько лет. Начиная с конца девятнадцатого века, методисты Среднего Запада и другие христиане, связанные с движением святости, стали одержимы идеей божественного исцеления и возможностью говорения на языках — доктринами и практиками, которые, по утверждению диспенсационалистов, закончились в ап
... Читать дальше »
Задолго до появления Twitter в 2006 году британо-американский писатель и пробужденец Леонард Равенхилл писал серьёзные высказывания, из которых могли бы получиться отличные твиты. Некоторые из них:
Единственная причина, по которой у нас нет пробуждения, заключается в том, что мы готовы обходиться без него.
Люди дают советы, Бог направляет.
Моя главная цель в жизни - попасть в список самых разыскиваемых дьяволом.
Уникальный талант Равенхилла привлекать внимание людей оттачивался более тридцати лет в городах и деревнях его родной Англии, где он начал проповедовать вскоре после окончания учёбы в методистской школе под названием Клифф-колледж. Там, под руководством проповедника "святости" Сэмюэля Чедвика, его сердце рано воспылало желанием увидеть подлинное пробуждение. Он и его жена-ирландка Марта перенесли эту страсть через Атлантику, когда в 1958 году переехали в Миннеаполис и обосновались в миссионерском колледже Бетани.
В следующем году, когда издательство "Бетани" выпустило его первую книгу "Почему пробуждение медлит", это потрясло многих в христианском мире. Возьмём, к примеру, самый первый абзац:
Главная тема сегодняшней церкви - молитвенные собрания. Эта служанка Господня нелюбима и непривлекательна, потому что она не осыпана жемчугами интеллектуализма, не блистает шелками философии и не очаровывает диадемой психологии. Она носит домотканые одежды искренности и смирения и поэтому не боится преклонять колени!
На четвертой странице он заявлял:
Неприятным фактом является то, что огонь на алтаре либо погас, либо горит очень слабо… Своим отношением к молитве мы говорим Богу, что то, что было начато в Духе, мы можем завершить во плоти. Какая церковь когда-либо спрашивала своих кандидатов в служители, сколько времени
... Читать дальше »
Малоизвестные или примечательные факты о раннем пятидесятничестве
Журнал Life, составляя список из 100 главных событий второго тысячелетия, поместил пятидесятничество на 68-е место. В “Христианском словаре Америки” говорится, что пятидесятничество, возможно, является "самым значительным событием в христианстве двадцатого века".
Хотя многие считают Пробуждение на Азуза-стрит в 1906 году рождением современного пятидесятничества, но "говорение на языках" имело место на двух более ранних собраниях "Святости", одно в Топеке, штат Канзас, в 1901 году, а другое в округе Чероки, штат Северная Каролина, в 1896 году.
Трудно сказать, какая из них является старейшей пятидесятнической деноминацией. "Объединенная Святая церковь" и "Церковь Бога" (Кливленд, штат Теннесси) указывают на то, что пятидесятники существовали ещё в 1886 году. "Пятидесятническая церковь Святости", корни которой уходят в 1879 год, была первой, кто приняли чёткое пятидесятническое изложение веры в 1908 году.
Ранние пятидесятники утверждали, что дар языков - это прежде всего умение говорить не на небесном языке (глоссалалия), а на других человеческих языках (ксенолалия). С какой целью? Один из первых руководителей церкви Чарльз Пархэм сказал: “В течение многих лет я считал, что любой миссионер, отправляющийся на чужбину, должен проповедовать на языке местных жителей, и что если Бог когда-либо снаряжал своих служителей таким образом [посредством ксенолалии], Он мог бы сделать это сегодня”. Хотя существует множество историй о ксенолалии, ни одна из них не была подтверждена.
Многие первые пятидесятники были пацифистами. С началом Первой мировой войны некоторые пятидесятники призвали к созыву “
... Читать дальше »
Джонатан Эдвардс жил в эпоху драматических социальных и интеллектуальных перемен. Технический прогресс в производстве изменил общественную жизнь, особенно в Англии. Идеи эпохи просвещения начали оказывать влияние на теологию Америки, делая упор на разум и пренебрегая традиционным христианским взглядом на природу человека. Деизм был популярен среди интеллектуалов Европы и Америки, и некоторые мыслители были готовы вообще отказаться от сверхъестественного. Однако, работая в рамках библейской веры, Эдвардс не пришёл к выводу, как это делали многие, что разум человека побуждает его творить добро.
Эдвардс творчески работал в рамках кальвинистской традиции, веря, что возвращение к ортодоксии приведёт к великому пробуждению в Америке. Столкнувшись, с одной стороны, с растущей волной рационализма, а с другой - с религиозным пробуждением, которое часто обходилось без здравого смысла, Эдвардс пытался придерживаться среднего курса и поддерживать баланс разума и эмоций, разума и сердца в христианской жизни.
Джонатан Эдвардс
1703Джонатан Эдвардс родился в Восточном Виндзоре, штат Коннектикут
(1866–1961) Человек, который сказал: “Да, Господь”
Несколько голов, возможно, повернулись в миссии на Азуза-стрит, когда в марте 1907 года появились Чарльз Х. Мейсон и два его помощника. Любой, кто познакомился бы с ними поближе, узнал бы, что они проехали на поезде почти две тысячи миль из Мемфиса, штат Теннесси, чтобы увидеть и ощутить действие Духа.
Ещё несколько вопросов показали бы, что Мейсон в возрасте 42 лет был рукоположенным священником и, фактически, соучредителем собрания чёрных святых или “освящённых” церквей по всему среднему Югу под названием Церковь Бога во Христе (COGIC). Он придумал это название однажды, прогуливаясь по улице в Литл-Роке, основав его на основании 1 Фессалоникийцам 2:14 и 2 Фессалоникийцам 1:1. Группа уже была юридически зарегистрирована и посвящала в сан священнослужителей.
Сам Мейсон был рукоположен баптистами-миссионерами и окончил Институт священника при баптистском колледже Арканзаса. Однако его продолжающиеся духовные поиски привели его к поиску освящения как особого дела благодати, что не очень понравилось баптистской конвенции. К концу 1890-х годов он и его коллега были заняты проповедью послания святости в церквях и на собраниях на улице, призывая слушателей к более глубокому хождению с Богом.
Затем пришли новости о пробуждении в Лос-Анджелесе. Мейсону просто необходимо было пойти и убедиться самому.
В первый день на собрании я сидел один, вдали от тех, кто был со мной. Я начал в своём сердце благодарить Бога за всё, потому что, когда я слышал, как некоторые говорят на языках, я знал, что это правильно, хотя и не понимал этого. Тем не менее, мне было приятно.
Как А.В. Тозер превратился из человека, который бросил учёбу в школе с шестого класса, в автора бестселлеров и пастора?
А.В. Тозер впервые посвятил свою жизнь Богу в подростковом возрасте, услышав, как уличный проповедник провозгласил, что для спасения нужно воззвать к Иисусу с просьбой помиловать его - грешника. Годы спустя, став пастором, а затем и плодовитым писателем, Тозер последовательно провозглашал ту же идею о прощении человечеству его грехов и возвращении к примирению с Богом через смерть и воскресение Иисуса Христа.
Как А.В. Тозер стал пастором и писателем?
Тозер родился в бедной семье и окончил только шестой класс. Однако он самостоятельно изучал христианскую теологию. В 1919 году, через пять лет после того, как он посвятил свою жизнь Иисусу, Тозер стал пастором своей первой церкви. Затем он 44 года служил пастором в "Христианском и миссионерском альянсе".
Его первая пасторская должность была в небольшой церкви в Западной Вирджинии. Затем, с 1928 по 1959 год, он был пастором церкви "Саутсайд Альянс" в Чикаго. В последние годы своего пасторства он возглавлял церковь на Авеню-роуд в Торонто, провинция Онтарио.
В 1931 году Тозер начал писать для Alliance Weekly, конфессионального журнала "Христианского и миссионерского альянса", и со временем у него появилась собственная колонка. В 1950 году он стал редактором и оставался на этой должности до своей смерти в 1963 году.
Работая в Alliance Weekly, он также написал свои первые книги: биографии А.Б. Симпсона и Роберта А. Джеффри. Но его третья книга, "Стремление к Богу" (1948), стала бестселлером. В дальнейшем он н
... Читать дальше »
Джордж Уайтфилд был известным другом Эдвардса. В то время как американские деятели пробуждения, такие как Эдвардс и Гилберт Теннент, ограничивали свою деятельность относительно небольшими территориями, Уайтфилд расширил "Пробуждение", превратив его в межколониальное, межконфессиональное мероприятие, направленное на восстановление духовной энергии церквей. Уайтфилд, англиканский священник, был пламенным проповедником и мог тронуть огромную аудиторию своими чрезвычайно драматичными проповедями. Великий английский актёр Дэвид Гаррик утверждал, что отдал бы сотню гиней только за то, чтобы иметь возможность произнести букву “О” так, как это делал Уайтфилд. Практичный Бенджамин Франклин пришёл послушать проповедь Уайтфилда и в итоге опустошил свой кошелёк, чтобы помочь финансировать благотворительную организацию, спонсируемую Уайтфилдом. Как бедные, так и привилегированные люди приходили послушать этого оратора, популярность которого в этом столетии не имела себе равных. Однако, поскольку многие церкви были закрыты для него, как и для его друга и советника Джона Уэсли, Уайтфилд часто выступал с проповедями в открытых полях, амбарах или зданиях судов по обе стороны Атлантики. Он семь раз путешествовал по Америке и оказал влияние на колониальное общество от Нью-Гэмпшира до Джорджии. Его популярность в Америке была настолько велика, что, как и Эдвардса, Уайтфилда критиковали многие священнослужители, которых возмущали его эмоциональность. Чарльз Чонси был одним из самых ярых критиков как Эдвардса, так и Уайтфилда. На самого Эдвардса присутствие Уайтфилда произвело глубокое впечатление, и когда Уайтфилд проповедовал в церкви Эдвардса, Эдвардс плакал бол
... Читать дальше »
Настоящий Джонатан Эдвардс, мужчина, личность, был нежным мужем, эффективным и любящим отцом, человеком, совершенно непохожим на его образ сурового проповедника, читающего проповеди о грехе. Его счастливый брак с Сарой Пьерпонт был больше, чем просто любовной связью между двумя людьми: это была связь Эдвардса с жизнью — с практичностью, с тёплым камином, вкусной едой, привлекательной обстановкой, с преданностью своему делу, с повседневностью Воплощения. То, что Эдвардс назвал их “необычным союзом”, чудесным образом связало их друг с другом, а также с живым Богом.
Они познакомились в 1723 году в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, когда Эдвардсу было двадцать лет, он был аспирантом и преподавателем в Йельском университете. Саре тогда было тринадцать лет, и она была дочерью Джеймса Пьерпонта, влиятельного священника Нью-Хейвенской церкви. Одним из её прадедов был Томас Хукер, а другой - первый мэр Нью-Йорка. У неё было безупречное социальное происхождение, а безупречные манеры Сары соответствовали её происхождению. Когда неуклюжий Эдвардс впервые встретил Сару, он напугал её. Необычайно высокий, в эпоху, когда мужчины, как правило, были невысокого роста; воздержанный в обществе весёлых выпивох, напряжённый и прилежный, Эдвардс был неуклюжим кавалером. Наблюдая за тем, как Сара блистает в социальных ситуациях, Эдвардс осознавал свои собственные недостатки и, возвращаясь домой, корил себя в своём дневнике такими записями, как “В последнее время совершал ошибки, не уделяя достаточно времени разговорам”. Когда он вернулся домой в Ист-Виндзор, штат Коннектикут, в конце учебного семестра, он должен был готовиться к получению степени магистра. Ему предстояло много учиться, но обычно сосредоточенный Эдвардс обнаружил, что его мысли блуждают. На первой странице греческой грамматики он написал это знаменитое отступлен
... Читать дальше »