"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евреям 13:7-8).
В первые годы существования пятидесятничества не было ничего необычного в том, что женщины проповедовали, были пасторами и руководили | www.christianitytoday.com
В 1916 году Мария Б. Вудворт-Эттер заявила: "Сегодня Бог призывает Марий и Марф по всей нашей земле трудиться в разных местах виноградника Господня; дай Бог, чтобы они откликнулись и сказали: "Господь, вот я. Пошли меня". ...Моя дорогая сестра во Христе, когда ты услышишь эти слова, путь сойдёт на тебя Дух Божий и вселит в тебя желание выполнять работу, которую Господь поручил тебе".
Следуя примеру своих предшественниц, таких как Фиби Палмер и Кэтрин Бут из "Армии Спасения", женщины занимали видное место в служении на заре пятидесятничества.
Мужчины и женщины в одном ряду
Чарльз Фокс Пархем основал Библейский колледж "Вефиль" в 1900 году в Топеке, штат Канзас, чтобы "подготовить мужчин и женщин к проповеди до края земли". Агнес Озман, первой принявшая Духовное крещение, проходила подготовку евангелистов для миссионерской деятельности в школе Пархема. Пархем рукополагал женщин и поручал им служение, и эти женщины помогали Пархему в его евангелизационных кампаниях. Он часто оставлял женщин за главных, когда переходил к следующей встрече.
Женщины также участвовали в миссии на Азуза-стрит в Лос-Анджелесе. В журнале "Апостольская вера" публиковались свидетельства, статьи и репортажи о женщинах, занимающихся евангелизацией, пасторством и миссионерской деятельностью. В какой-то момент по крайней мере шесть из двенадцати членов комитета по про
... Читать дальше »
Мало кто понимает Библию более буквально, чем Джордж Хенсли и "укротители змей"
"Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы". Согласно Евангелию от Марка, это были последние слова Иисуса на земле (хотя и в более поздних рукописях).
Пятидесятники верят в экзорцизм, говорение на новых языках и возложение рук на больных; так почему бы им не брать змей? Неграмотному проповеднику из Теннесси по имени Джордж У. Хенсли ("Маленький Джордж") это показалось непоследовательным. Поэтому, когда в 1910 году он проповедовал по "отрывку из Марка" в одно из воскресений, он закончил свою проповедь тем, что голыми руками достал из коробки большую гремучую змею. Он держал её в руках несколько минут, а затем приказал своим прихожанам тоже взять её в руки, иначе они будут "обречены на вечные муки в аду".
Слава Хенсли распространилась по всему региону Аппалачей и вскоре привлекла внимание Эй Джея Томлинсона, тогдашнего главного епископа "Церкви Божьей". Он посвятил Хенсли в сан (хотя нет никаких сведений о том, что Томлинсон обращался со змеями, это делала его дочь).
Поначалу большинство змей были принесены в церковь неверующими в поисках хорошего зрелища. На одном из ранних собраний, во время проповеди Хенсли, хулиганы бросили перед бывшим самогонщиком коробку, полную медноголовых и гремучих змей. Прихожане выбежали из здания, но Хенсли просто наклонился и поднял змей, как выразился один наблюдатель, "как мальчик собирает в охапку дрова, чтобы отнести в дом".
В течение десяти лет Хенсли путешествовал по региону, проповедуя, прикасаясь к змеям и выпивая яд. По ок
... Читать дальше »
От мексиканского штата Синалоа до Сан-Франциско, штат Калифорния, более полутора тысяч километров по горным хребтам и пустыням, и юному Франциско было всего шестнадцать лет, когда он отправился в это путешествие в одиночку. Он поживёт у родственников и, как надеялся, присоединится к команде корабля, чтобы совершить кругосветное путешествие.
Отец не поддерживал его; фактически, он бросил семью после того, как мать Франциско покинула традиционную церковь и стала ревностной евангелисткой. Теперь их сын оказался совсем один в чужой стране.
Однако вскоре мальчик познакомился с преуспевающим бизнесменом по имени Джордж Монтгомери, чьи различные предприятия включали в себя эксплуатацию шахт в Мексике. Его жена, Кэрри Джудд Монтгомери, была известной писательницей и служительницей исцеления, и эта пара побудила юного Франциско сосредоточить свою жизнь и планы на будущее во Христе. Они научили его основным христианским доктринам. Чтобы узнать больше, в возрасте 22 лет он вернулся в Мексику и прошёл трёхлетнее обучение в Уэслианской школе теологии в Сан-Луис-Потоси. Его первым методистским пасторством была испаноязычная конгрегация в Эль-Пасо, штат Техас. Методистский епископ рукоположил его в сан в 1916 году.
Однако примерно в это же время он возобновил отношения с Монтгомери, которые поразили его новостью о том, что они теперь пятидесятники и говорят на языках. Он посетил молитвенное собрание в их доме, где сам был крещён в Духе. Вскоре он начал проповедовать о полноте работы Святого Духа всем, кто был готов слушать. Спонсор из Лос-Анджелеса сообщил: “Бог использовал верное послание Олазабаля, чтобы донести свет Пятидесятницы до многих, особенно до тех, кто знал его здесь раньше, в Методистской епископальной церкви, когда он критиковал и преследов
... Читать дальше »
Он принёс апокалиптическую теологию в массы, утверждая, что в Библии есть ответ на вопрос “Что будет дальше?”
Хэл Линдси, который популяризировал теологию конца света, связывая библейские пророчества с текущими событиями и событиями ближайшего будущего, скончался 25 ноября в возрасте 95 лет.
Имя Линдси стало нарицательным в Америке в 1970-х годах после успеха книги "Покойная великая планета Земля", которую он написал в соавторстве с журналисткой Кэрол К. Карлсон. К концу столетия было продано около 35 миллионов экземпляров книги, а несколько последующих изданий, в том числе "Сатана жив и здоров на планете Земля" и "Планета Земля: две тысячи лет нашей эры: выживет ли человечество?" также стали бестселлерами.
Книги Линдси продемонстрировали невероятный интерес к апокалиптическим спекуляциям в Америке и проложили путь многим другим авторам пророчеств, включая Тима Лахэя, Джерри Дженкинса и Джоэла Розенберга. Он превратил некогда малоизвестную теологию диспенсационалистического премилленаризма в основное направление, познакомив широкую аудиторию с концепциями Восхищения, Антихриста и начертания зверя.
Многолетнее наследие Линдси, пожалуй, наиболее ярко проявляется в том, как эти идеи были приняты и адаптированы с большой гибкостью: от критиков вакцин против COVID-19, заявляющих, что иммунизация может быть клеймом зверя, до еврейских комиков Сета Рогана и Эвана Голдберга, доказывающих свой талант сценариста фильмом "Восхищение".
Линдси, со своей стороны, считал, что применение Писания к “знамениям времени” - лучший способ продемонстрировать, что Писание не только имеет отношение к современной жизни, но и является насущной необходимостью. По его словам, в Библии содержится ответ на все жизненные вопросы, включая
... Читать дальше »
До недавнего времени латиноамериканцы были самыми незаметными членами семьи пятидесятников
Ежегодно пятидесятники привлекают от 30 000 до 40 000 латиноамериканцев, которые отходят от римского католицизма.
По словам одного наблюдателя, пробуждение на Азуза-стрит было заметно "свободным от всех националистических чувств". "Если мексиканец или немец не говорит по-английски, он встаёт и говорит на своём родном языке и чувствует себя как дома, потому что Дух говорит через его лицо, и люди говорят "Аминь". Ни один сосуд, который может использовать Бог, не отвергается из-за цвета кожи, одежды или образования".
Не случайно, что первым примером разнообразия этнической принадлежности для этого наблюдателя стал "мексиканец", поскольку с самого начала пятидесятничества латиноамериканцы играли важную роль в этом движении.
Религия старых времён
Абундио и Роза Лопес были одними из первых, кто принял крещение "Святым Духом и огнём" на Азуза. "Благодарение Богу за тот Дух, который привёл нас в "Миссию на Азуза-стрит", апостольскую веру, древнюю религию", - воскликнули они. "Мы не можем выразить нашу благодарность, которую мы испытываем ежеминутно, за то, что Он сделал для нас, поэтому мы хотим, чтобы нас использовали для исцеления души и тела".
С самого начала латиноамериканцы стекались в миссию на Азуза-стрит в поисках Бога и лучшей жизни. По не совсем понятным причинам их безудержный энтузиазм и желание свидетельствовать побудили руководителя миссии "безжалостно разгромить" латиноамериканский контингент в 1909 году.
Этот конфликт породил латиноамериканское пятидесятническое движение, многие из которых покинули миссию и начали проповедовать пятидесятническую весть в барриосах и
... Читать дальше »
Ранние пятидесятники спрашивали, зачем идти на войну, когда Иисус скоро придёт?
Когда началась Первая мировая война, большинство приверженцев молодого пятидесятнического движения твёрдо встали на сторону пацифизма. Лидеры движения, такие как Фрэнк Бартлман и Чарльз Пархэм (который женился на квакерше), сделали это ключевым принципом много лет назад, хотя и верили, что война неизбежна.
Эта позиция укрепилась, по крайней мере, с двух сторон. Во-первых, пятидесятники буквально восприняли библейские предписания "Любите врагов ваших" и "Не убий".
Но пятидесятники также верили, что их движение предвещает конец света, каким они его знали. Будучи ярыми сторонниками премилленаризма, они предвидели окончательное пробуждение, потрясшее землю, даже когда мир вступал на последний путь разрушения, который должен был привести к наступающему тысячелетию.
С этой точки зрения, начало войны в 1914 году стало наглядным доказательством того, что конец близок и борьба с воинствующими силами в Европе бесполезна. Единственной важной битвой была война за души.
Поэтому большинство пятидесятнических деноминаций выступили против войны и призвали своих членов отказаться от военной службы по соображениям совести или получить статус участника боевых действий. Некоторые из них, такие как "Ассамблеи Божьи" и "Пятидесятническая церковь святости", заявили о своём несогласии с военными действиями, но оставили принятие окончательного решения за своими членами.
"Церковь Бога" (Кливленд, штат Теннесси), однако, приняла резолюцию, конкретно запрещающую своим членам участвовать в войне. Её публикация "Евангелие Церкви Бога" фактически столкнулась с расследованием Министерства юстиции на предмет возможного нарушения "Законов о шпионаж
... Читать дальше »
Движение "Единственников" подтолкнуло пятидесятников к организации
Проповедуйте во имя Иисуса,
Учите во имя Иисуса
Исцеляйте больных во имя Иисуса;
И всегда провозглашайте,
Что это было имя Иисуса
В котором была сила;
Крестите во имя Его,
Терпя позор,
Ибо во имя Иисуса есть победа.
Так звучал один из гимнов пятидесятников-единственников, для которых Иисус был именем Отца, Сына и Святого Духа. Их желание вернуть себе мантию апостольской церкви началось с вопросов о том, какую формулу следует использовать при водном крещении. Но вскоре они стали подвергать сомнению даже учение о Троице.
В апреле 1913 года в Арройо Секо, штат Калифорния, состоялись собрания пятидесятников и святости. Каждый вечер на собраниях присутствовало от 1500 до 2000 пятидесятников, в основном пасторов, а по воскресеньям палатками заполняли ещё сотни человек. Именно здесь Роберт Эдвард Макалистер, уважаемый канадский священник, заметил, что, хотя Иисус велел Своим ученикам "крестить [учеников] во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", в Новом Завете неизменно упоминается, что апостолы крестили только "во имя Иисуса".
Позже пятидесятнический проповедник Фрэнк Дж. Юарт сказал: "С этой трибуны был произведён выстрел, которому суждено было прогреметь по всему христианскому миру".
Фактически, к январю 1915 года весть распространилась по всему континенту. Многие верующие-пятидесятники были повторно крещены, чтобы следовать путями апостольской церкви. Они верили, что старые доктрины, которые долгое время страдали от неверия многих поколений и неспособности прислушаться к Божьему Духу, были раскрыты этим "новым светом" Святого Духа.
Для большинства новых приверженцев это была просто другая формула кре
... Читать дальше »
Разногласия по поводу "Завершенной работы" стали первым расколом в пятидесятничестве
В 1911 году, когда Уильям Дарем осудил доктрину освящения, основанную на "втором благословении", молодая женщина ударила его шляпной булавкой, чтобы продемонстрировать своё "явное несогласие". Она была не одинока в своём презрении к его "демоническим" взглядам. Конфликт вокруг освящения разгорелся годом ранее и стал первым полномасштабным конфликтом в пятидесятническом движении.
Раннее пятидесятническое движение возникло из "движения святости" и, подобно своему основателю, разделяло взгляды Джона Уэсли на освящение: оно представляло собой мгновенный опыт "полного освящения" или "христианского совершенства" и что это был отдельный опыт от обращения. Ранние пятидесятники называли это "вторым благословением" и рассматривали как необходимую подготовку к третьему переживанию - пребыванию Святого Духа (то есть новому пятидесятническому переживанию).
В 1910 году Уильям Х. Дарем, пастор миссии на Норт-авеню в Чикаго, вызвал волну возмущения в пятидесятнических кругах, когда осудил эти взгляды. "Я начал выступать против учения о том, что для спасения и очищения человека требуются два действия благодати", - писал он позже. "Я отрицал и продолжаю отрицать, что Бог не имеет дела с природой греха при обращении. Я отрицаю, что обращённый или рождённый свыше человек внешне омыт и очищен, но что его сердце остается нечистым, в нём живёт вражда против Бога".
Это не было бы спасением, утверждал он, потому что спасение "означает, что весь ветхий человек, или старая природа, которая была греховной и порочной и которая была именно тем, что в нас было осуждено, распята со Хрис
... Читать дальше »
Их имена и образование дают вам чёткую подсказку: вы не найдёте больших католиков (даже ирландских католиков!), чем выпускники Нотр-Дама Кевин и Дороти (Гэррити) Ранаган. К тому времени, когда они поженились в 1966 году, оба получили степени магистра; позже он защитил докторскую диссертацию по литургическим исследованиям (1973). Они ещё не отпраздновали первую годовщину своей свадьбы, когда друзья из другого католического университета в Питтсбурге (Дюкесн) начали рассказывать им об их новом “крещении Святым Духом”. Так что же всё-таки всё это значило?
“Итак, моя реакция на это была довольно негативной, как и реакция Дороти”, - вспоминает Кевин. В то время он преподавал в колледже Святой Марии, расположенном через дорогу от Нотр-Дама, в то время как Дороти преподавала в католической средней школе. “Но мы хорошо знали этих людей. Я имею в виду, что они были солидными, ответственными католиками, настроенными на обновление, и они были учёными. Все мы были студентами или преподавателями теологии, истории церкви и философии”. Это погрузило его в шестинедельное личное изучение того, что на самом деле говорится в Библии по этому поводу.
Дороти признаётся: “Мы видели, что даже в их лицах было что-то изменившееся, и поэтому, хотя мы хотели не обращать внимания на то, что они говорили, поскольку это звучало немного странно, мы не могли отрицать того, что увидели... И что бы это ни было... мы пришли к тому, что тоже этого захотели. Мы хотели большего. Иногда мы даже не знали, что такое "больше", но мы хотели большего, больше Господа, больше работы и больше возможностей”.
Итак, что теперь? Вместе с несколькими своими друзьями из Нотр-Дама они обратились к президенту местного отделения "Братства бизнесменов Полного Евангелия
... Читать дальше »
Тот факт, что у пятидесятничества два основателя — один белый (Чарльз Пархэм), другой чёрный (Уильям Сеймур) — не остался незамеченным. Это прекрасно продемонстрировало межрасовое сотрудничество первых дней движения, как на Азуза-стрит, так и в новых деноминациях. Чёрные и белые не только молились вместе с представителями других рас и этнических групп, но и многие расисты изменились, а предрассудки были брошены вызов.
К сожалению, фанатичных наклонностей Пархэма среди них не было. Он изобразил "отвратительные" собрания Сеймура на Азуза-стрит как "собрания южной черноты". Недолговечные отношения между Сеймуром и Пархэмом предвещали неспособность пятидесятников поддерживать расовую гармонию в течение длительного времени. Однако в результате неудачного эксперимента возникло отдельное движение. Ни это движение, чернокожее пятидесятничество, ни более широкое движение, пятидесятничество, нельзя понять, не зная ранних взаимоотношений между черными и белыми пятидесятниками.
Журнал "Христианская история" попросил Дэвида Дэниелса из семинарии Маккормика (Чикаго) помочь нам разобраться в этих сложных взаимоотношениях.
Чернокожее пятидесятничество возникло из трёх движений обновления церкви чернокожих в девятнадцатом веке: "движения за святость" чернокожих, движения чёрных реставрационистов и движения за исцеление - и все три с самого начала стремились объединить чёрных и белых.
Движение черных за святость возникло за десятилетия до Гражданской войны, но сформировало свои институты только в 1869 году, когда была сформирована первая деноминация черной святости - Реформированная апостольская церко
... Читать дальше »
Пресвитерианский священник Р.Ч. Спроул, один из самых влиятельных популяризаторов реформатской теологии конца 20-го и начала 21-го веков, вошел в радость своего Господа и Спасителя 14 декабря 2017 года после осложнений, вызванных эмфиземой. Ему было 78 лет.
Поскольку он проповедовал весь замысел Божий и всем сердцем желал подготовить народ Божий к жизни перед лицом святого Бога, за пять десятилетий своего служения он часто говорил о страданиях и смерти.
Однажды он откровенно признался в своих страхах перед смертью:
Недавно я услышал замечание молодого христианина: “Я не боюсь смерти”. Услышав это замечание, я подумал: “Хотел бы я сказать так”.
Я не боюсь смерти. Я верю, что смерть для христианина - это славный переход на небеса. Я не боюсь попасть на небеса. Меня пугает сам процесс. Я не знаю, каким образом я умру. Возможно, это будет связано со страданиями, и это пугает меня.
Я знаю, что даже это не должно меня пугать. Меня пугает множество вещей, которым я не должен позволять пугать себя. Писание утверждает, что совершенная любовь изгоняет страх. Но любовь всё ещё несовершенна, и страхи витают вокруг.
Он писал о том, каково это - быть на небесах и отождествлять себя со Христом:
Вы можете скорбеть обо мне за неделю до моей смерти, если мне будет страшно и больно, но когда я испущу этот последний мимолётный вздох и моя бессмертная душа улетит на небеса, я буду прыгать через пожарные гидранты по золотым улицам, и моей самой большой заботой, если она у меня вообще будет, будет, чтобы моя жена вернулась сюда поскорее.
Когда я умру, я буду отождествляться с возвышением Христа. Но прямо сейчас я отожде
... Читать дальше »
История пробуждения на Азуза-стрит, самого феноменального события в христианстве двадцатого века
Ранним утром 18 апреля 1906 года жители Сан-Франциско были разбужены самым смертоносным землетрясением в истории Северной Америки. Разрушительный пожар, вызванный повреждением газопровода, довершил то, что землетрясение, которое позже оценили в 8,3 балла по шкале Рихтера, не смогло уничтожить в первые же секунды. Около 700 человек погибли в разрушенных 514 городских кварталах.
Разгневанные мужчины и женщины обвиняли Бога и нестабильную землю, расположенную на вершине непредсказуемого разлома Сан-Андреас. В евангелическом трактате, который был срочно напечатан и широко распространён в этом районе, трагедия была названа судом и предупреждением от Бога, которого некоторые проклинали.
В то же утро в 500 километров к югу мир обратил внимание на ещё одно движение, последствия которого продолжаются и по сей день. В скептической статье на первой полосе, озаглавленной "Странное столпотворение языков", репортёр "Los Angeles Times" попытался описать то, что вскоре станет известно как "Пробуждение на Азуза-стрит".
"Издавая странные звуки и исповедуя веру, которую, казалось бы, не может понять ни один здравомыслящий смертный, - начиналась статья, - в Лос-Анджелесе возникла новейшая религиозная секта".
Тощий и болезненный фанатик
"Новейшая религиозная секта" на самом деле существовала уже несколько лет. Начиная с конца девятнадцатого века, методисты Среднего Запада и другие христиане, связанные с движением святости, стали одержимы идеей божественного исцеления и возможностью говорения на языках — доктринами и практиками, которые, по утверждению диспенсационалистов, закончились в ап
... Читать дальше »
Задолго до появления Twitter в 2006 году британо-американский писатель и пробужденец Леонард Равенхилл писал серьёзные высказывания, из которых могли бы получиться отличные твиты. Некоторые из них:
Единственная причина, по которой у нас нет пробуждения, заключается в том, что мы готовы обходиться без него.
Люди дают советы, Бог направляет.
Моя главная цель в жизни - попасть в список самых разыскиваемых дьяволом.
Уникальный талант Равенхилла привлекать внимание людей оттачивался более тридцати лет в городах и деревнях его родной Англии, где он начал проповедовать вскоре после окончания учёбы в методистской школе под названием Клифф-колледж. Там, под руководством проповедника "святости" Сэмюэля Чедвика, его сердце рано воспылало желанием увидеть подлинное пробуждение. Он и его жена-ирландка Марта перенесли эту страсть через Атлантику, когда в 1958 году переехали в Миннеаполис и обосновались в миссионерском колледже Бетани.
В следующем году, когда издательство "Бетани" выпустило его первую книгу "Почему пробуждение медлит", это потрясло многих в христианском мире. Возьмём, к примеру, самый первый абзац:
Главная тема сегодняшней церкви - молитвенные собрания. Эта служанка Господня нелюбима и непривлекательна, потому что она не осыпана жемчугами интеллектуализма, не блистает шелками философии и не очаровывает диадемой психологии. Она носит домотканые одежды искренности и смирения и поэтому не боится преклонять колени!
На четвертой странице он заявлял:
Неприятным фактом является то, что огонь на алтаре либо погас, либо горит очень слабо… Своим отношением к молитве мы говорим Богу, что то, что было начато в Духе, мы можем завершить во плоти. Какая церковь когда-либо спрашивала своих кандидатов в служители, сколько времени
... Читать дальше »
Малоизвестные или примечательные факты о раннем пятидесятничестве
Журнал Life, составляя список из 100 главных событий второго тысячелетия, поместил пятидесятничество на 68-е место. В “Христианском словаре Америки” говорится, что пятидесятничество, возможно, является "самым значительным событием в христианстве двадцатого века".
Хотя многие считают Пробуждение на Азуза-стрит в 1906 году рождением современного пятидесятничества, но "говорение на языках" имело место на двух более ранних собраниях "Святости", одно в Топеке, штат Канзас, в 1901 году, а другое в округе Чероки, штат Северная Каролина, в 1896 году.
Трудно сказать, какая из них является старейшей пятидесятнической деноминацией. "Объединенная Святая церковь" и "Церковь Бога" (Кливленд, штат Теннесси) указывают на то, что пятидесятники существовали ещё в 1886 году. "Пятидесятническая церковь Святости", корни которой уходят в 1879 год, была первой, кто приняли чёткое пятидесятническое изложение веры в 1908 году.
Ранние пятидесятники утверждали, что дар языков - это прежде всего умение говорить не на небесном языке (глоссалалия), а на других человеческих языках (ксенолалия). С какой целью? Один из первых руководителей церкви Чарльз Пархэм сказал: “В течение многих лет я считал, что любой миссионер, отправляющийся на чужбину, должен проповедовать на языке местных жителей, и что если Бог когда-либо снаряжал своих служителей таким образом [посредством ксенолалии], Он мог бы сделать это сегодня”. Хотя существует множество историй о ксенолалии, ни одна из них не была подтверждена.
Многие первые пятидесятники были пацифистами. С началом Первой мировой войны некоторые пятидесятники призвали к созыву “
... Читать дальше »