"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евреям 13:7-8).
Пресвитерианский священник Р.Ч. Спроул, один из самых влиятельных популяризаторов реформатской теологии конца 20-го и начала 21-го веков, вошел в радость своего Господа и Спасителя 14 декабря 2017 года после осложнений, вызванных эмфиземой. Ему было 78 лет.
Поскольку он проповедовал весь замысел Божий и всем сердцем желал подготовить народ Божий к жизни перед лицом святого Бога, за пять десятилетий своего служения он часто говорил о страданиях и смерти.
Однажды он откровенно признался в своих страхах перед смертью:
Недавно я услышал замечание молодого христианина: “Я не боюсь смерти”. Услышав это замечание, я подумал: “Хотел бы я сказать так”.
Я не боюсь смерти. Я верю, что смерть для христианина - это славный переход на небеса. Я не боюсь попасть на небеса. Меня пугает сам процесс. Я не знаю, каким образом я умру. Возможно, это будет связано со страданиями, и это пугает меня.
Я знаю, что даже это не должно меня пугать. Меня пугает множество вещей, которым я не должен позволять пугать себя. Писание утверждает, что совершенная любовь изгоняет страх. Но любовь всё ещё несовершенна, и страхи витают вокруг.
Он писал о том, каково это - быть на небесах и отождествлять себя со Христом:
Вы можете скорбеть обо мне за неделю до моей смерти, если мне будет страшно и больно, но когда я испущу этот последний мимолётный вздох и моя бессмертная душа улетит на небеса, я буду прыгать через пожарные гидранты по золотым улицам, и моей самой большой заботой, если она у меня вообще будет, будет, чтобы моя жена вернулась сюда поскорее.
Когда я умру, я буду отождествляться с возвышением Христа. Но прямо сейчас я отожде
... Читать дальше »
История пробуждения на Азуза-стрит, самого феноменального события в христианстве двадцатого века
Ранним утром 18 апреля 1906 года жители Сан-Франциско были разбужены самым смертоносным землетрясением в истории Северной Америки. Разрушительный пожар, вызванный повреждением газопровода, довершил то, что землетрясение, которое позже оценили в 8,3 балла по шкале Рихтера, не смогло уничтожить в первые же секунды. Около 700 человек погибли в разрушенных 514 городских кварталах.
Разгневанные мужчины и женщины обвиняли Бога и нестабильную землю, расположенную на вершине непредсказуемого разлома Сан-Андреас. В евангелическом трактате, который был срочно напечатан и широко распространён в этом районе, трагедия была названа судом и предупреждением от Бога, которого некоторые проклинали.
В то же утро в 500 километров к югу мир обратил внимание на ещё одно движение, последствия которого продолжаются и по сей день. В скептической статье на первой полосе, озаглавленной "Странное столпотворение языков", репортёр "Los Angeles Times" попытался описать то, что вскоре станет известно как "Пробуждение на Азуза-стрит".
"Издавая странные звуки и исповедуя веру, которую, казалось бы, не может понять ни один здравомыслящий смертный, - начиналась статья, - в Лос-Анджелесе возникла новейшая религиозная секта".
Тощий и болезненный фанатик
"Новейшая религиозная секта" на самом деле существовала уже несколько лет. Начиная с конца девятнадцатого века, методисты Среднего Запада и другие христиане, связанные с движением святости, стали одержимы идеей божественного исцеления и возможностью говорения на языках — доктринами и практиками, которые, по утверждению диспенсационалистов, закончились в ап
... Читать дальше »
Задолго до появления Twitter в 2006 году британо-американский писатель и пробужденец Леонард Равенхилл писал серьёзные высказывания, из которых могли бы получиться отличные твиты. Некоторые из них:
Единственная причина, по которой у нас нет пробуждения, заключается в том, что мы готовы обходиться без него.
Люди дают советы, Бог направляет.
Моя главная цель в жизни - попасть в список самых разыскиваемых дьяволом.
Уникальный талант Равенхилла привлекать внимание людей оттачивался более тридцати лет в городах и деревнях его родной Англии, где он начал проповедовать вскоре после окончания учёбы в методистской школе под названием Клифф-колледж. Там, под руководством проповедника "святости" Сэмюэля Чедвика, его сердце рано воспылало желанием увидеть подлинное пробуждение. Он и его жена-ирландка Марта перенесли эту страсть через Атлантику, когда в 1958 году переехали в Миннеаполис и обосновались в миссионерском колледже Бетани.
В следующем году, когда издательство "Бетани" выпустило его первую книгу "Почему пробуждение медлит", это потрясло многих в христианском мире. Возьмём, к примеру, самый первый абзац:
Главная тема сегодняшней церкви - молитвенные собрания. Эта служанка Господня нелюбима и непривлекательна, потому что она не осыпана жемчугами интеллектуализма, не блистает шелками философии и не очаровывает диадемой психологии. Она носит домотканые одежды искренности и смирения и поэтому не боится преклонять колени!
На четвертой странице он заявлял:
Неприятным фактом является то, что огонь на алтаре либо погас, либо горит очень слабо… Своим отношением к молитве мы говорим Богу, что то, что было начато в Духе, мы можем завершить во плоти. Какая церковь когда-либо спрашивала своих кандидатов в служители, сколько времени
... Читать дальше »
Малоизвестные или примечательные факты о раннем пятидесятничестве
Журнал Life, составляя список из 100 главных событий второго тысячелетия, поместил пятидесятничество на 68-е место. В “Христианском словаре Америки” говорится, что пятидесятничество, возможно, является "самым значительным событием в христианстве двадцатого века".
Хотя многие считают Пробуждение на Азуза-стрит в 1906 году рождением современного пятидесятничества, но "говорение на языках" имело место на двух более ранних собраниях "Святости", одно в Топеке, штат Канзас, в 1901 году, а другое в округе Чероки, штат Северная Каролина, в 1896 году.
Трудно сказать, какая из них является старейшей пятидесятнической деноминацией. "Объединенная Святая церковь" и "Церковь Бога" (Кливленд, штат Теннесси) указывают на то, что пятидесятники существовали ещё в 1886 году. "Пятидесятническая церковь Святости", корни которой уходят в 1879 год, была первой, кто приняли чёткое пятидесятническое изложение веры в 1908 году.
Ранние пятидесятники утверждали, что дар языков - это прежде всего умение говорить не на небесном языке (глоссалалия), а на других человеческих языках (ксенолалия). С какой целью? Один из первых руководителей церкви Чарльз Пархэм сказал: “В течение многих лет я считал, что любой миссионер, отправляющийся на чужбину, должен проповедовать на языке местных жителей, и что если Бог когда-либо снаряжал своих служителей таким образом [посредством ксенолалии], Он мог бы сделать это сегодня”. Хотя существует множество историй о ксенолалии, ни одна из них не была подтверждена.
Многие первые пятидесятники были пацифистами. С началом Первой мировой войны некоторые пятидесятники призвали к созыву “
... Читать дальше »
Джонатан Эдвардс жил в эпоху драматических социальных и интеллектуальных перемен. Технический прогресс в производстве изменил общественную жизнь, особенно в Англии. Идеи эпохи просвещения начали оказывать влияние на теологию Америки, делая упор на разум и пренебрегая традиционным христианским взглядом на природу человека. Деизм был популярен среди интеллектуалов Европы и Америки, и некоторые мыслители были готовы вообще отказаться от сверхъестественного. Однако, работая в рамках библейской веры, Эдвардс не пришёл к выводу, как это делали многие, что разум человека побуждает его творить добро.
Эдвардс творчески работал в рамках кальвинистской традиции, веря, что возвращение к ортодоксии приведёт к великому пробуждению в Америке. Столкнувшись, с одной стороны, с растущей волной рационализма, а с другой - с религиозным пробуждением, которое часто обходилось без здравого смысла, Эдвардс пытался придерживаться среднего курса и поддерживать баланс разума и эмоций, разума и сердца в христианской жизни.
Джонатан Эдвардс
1703Джонатан Эдвардс родился в Восточном Виндзоре, штат Коннектикут
(1866–1961) Человек, который сказал: “Да, Господь”
Несколько голов, возможно, повернулись в миссии на Азуза-стрит, когда в марте 1907 года появились Чарльз Х. Мейсон и два его помощника. Любой, кто познакомился бы с ними поближе, узнал бы, что они проехали на поезде почти две тысячи миль из Мемфиса, штат Теннесси, чтобы увидеть и ощутить действие Духа.
Ещё несколько вопросов показали бы, что Мейсон в возрасте 42 лет был рукоположенным священником и, фактически, соучредителем собрания чёрных святых или “освящённых” церквей по всему среднему Югу под названием Церковь Бога во Христе (COGIC). Он придумал это название однажды, прогуливаясь по улице в Литл-Роке, основав его на основании 1 Фессалоникийцам 2:14 и 2 Фессалоникийцам 1:1. Группа уже была юридически зарегистрирована и посвящала в сан священнослужителей.
Сам Мейсон был рукоположен баптистами-миссионерами и окончил Институт священника при баптистском колледже Арканзаса. Однако его продолжающиеся духовные поиски привели его к поиску освящения как особого дела благодати, что не очень понравилось баптистской конвенции. К концу 1890-х годов он и его коллега были заняты проповедью послания святости в церквях и на собраниях на улице, призывая слушателей к более глубокому хождению с Богом.
Затем пришли новости о пробуждении в Лос-Анджелесе. Мейсону просто необходимо было пойти и убедиться самому.
В первый день на собрании я сидел один, вдали от тех, кто был со мной. Я начал в своём сердце благодарить Бога за всё, потому что, когда я слышал, как некоторые говорят на языках, я знал, что это правильно, хотя и не понимал этого. Тем не менее, мне было приятно.
Как А.В. Тозер превратился из человека, который бросил учёбу в школе с шестого класса, в автора бестселлеров и пастора?
А.В. Тозер впервые посвятил свою жизнь Богу в подростковом возрасте, услышав, как уличный проповедник провозгласил, что для спасения нужно воззвать к Иисусу с просьбой помиловать его - грешника. Годы спустя, став пастором, а затем и плодовитым писателем, Тозер последовательно провозглашал ту же идею о прощении человечеству его грехов и возвращении к примирению с Богом через смерть и воскресение Иисуса Христа.
Как А.В. Тозер стал пастором и писателем?
Тозер родился в бедной семье и окончил только шестой класс. Однако он самостоятельно изучал христианскую теологию. В 1919 году, через пять лет после того, как он посвятил свою жизнь Иисусу, Тозер стал пастором своей первой церкви. Затем он 44 года служил пастором в "Христианском и миссионерском альянсе".
Его первая пасторская должность была в небольшой церкви в Западной Вирджинии. Затем, с 1928 по 1959 год, он был пастором церкви "Саутсайд Альянс" в Чикаго. В последние годы своего пасторства он возглавлял церковь на Авеню-роуд в Торонто, провинция Онтарио.
В 1931 году Тозер начал писать для Alliance Weekly, конфессионального журнала "Христианского и миссионерского альянса", и со временем у него появилась собственная колонка. В 1950 году он стал редактором и оставался на этой должности до своей смерти в 1963 году.
Работая в Alliance Weekly, он также написал свои первые книги: биографии А.Б. Симпсона и Роберта А. Джеффри. Но его третья книга, "Стремление к Богу" (1948), стала бестселлером. В дальнейшем он н
... Читать дальше »
Джордж Уайтфилд был известным другом Эдвардса. В то время как американские деятели пробуждения, такие как Эдвардс и Гилберт Теннент, ограничивали свою деятельность относительно небольшими территориями, Уайтфилд расширил "Пробуждение", превратив его в межколониальное, межконфессиональное мероприятие, направленное на восстановление духовной энергии церквей. Уайтфилд, англиканский священник, был пламенным проповедником и мог тронуть огромную аудиторию своими чрезвычайно драматичными проповедями. Великий английский актёр Дэвид Гаррик утверждал, что отдал бы сотню гиней только за то, чтобы иметь возможность произнести букву “О” так, как это делал Уайтфилд. Практичный Бенджамин Франклин пришёл послушать проповедь Уайтфилда и в итоге опустошил свой кошелёк, чтобы помочь финансировать благотворительную организацию, спонсируемую Уайтфилдом. Как бедные, так и привилегированные люди приходили послушать этого оратора, популярность которого в этом столетии не имела себе равных. Однако, поскольку многие церкви были закрыты для него, как и для его друга и советника Джона Уэсли, Уайтфилд часто выступал с проповедями в открытых полях, амбарах или зданиях судов по обе стороны Атлантики. Он семь раз путешествовал по Америке и оказал влияние на колониальное общество от Нью-Гэмпшира до Джорджии. Его популярность в Америке была настолько велика, что, как и Эдвардса, Уайтфилда критиковали многие священнослужители, которых возмущали его эмоциональность. Чарльз Чонси был одним из самых ярых критиков как Эдвардса, так и Уайтфилда. На самого Эдвардса присутствие Уайтфилда произвело глубокое впечатление, и когда Уайтфилд проповедовал в церкви Эдвардса, Эдвардс плакал бол
... Читать дальше »
Настоящий Джонатан Эдвардс, мужчина, личность, был нежным мужем, эффективным и любящим отцом, человеком, совершенно непохожим на его образ сурового проповедника, читающего проповеди о грехе. Его счастливый брак с Сарой Пьерпонт был больше, чем просто любовной связью между двумя людьми: это была связь Эдвардса с жизнью — с практичностью, с тёплым камином, вкусной едой, привлекательной обстановкой, с преданностью своему делу, с повседневностью Воплощения. То, что Эдвардс назвал их “необычным союзом”, чудесным образом связало их друг с другом, а также с живым Богом.
Они познакомились в 1723 году в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, когда Эдвардсу было двадцать лет, он был аспирантом и преподавателем в Йельском университете. Саре тогда было тринадцать лет, и она была дочерью Джеймса Пьерпонта, влиятельного священника Нью-Хейвенской церкви. Одним из её прадедов был Томас Хукер, а другой - первый мэр Нью-Йорка. У неё было безупречное социальное происхождение, а безупречные манеры Сары соответствовали её происхождению. Когда неуклюжий Эдвардс впервые встретил Сару, он напугал её. Необычайно высокий, в эпоху, когда мужчины, как правило, были невысокого роста; воздержанный в обществе весёлых выпивох, напряжённый и прилежный, Эдвардс был неуклюжим кавалером. Наблюдая за тем, как Сара блистает в социальных ситуациях, Эдвардс осознавал свои собственные недостатки и, возвращаясь домой, корил себя в своём дневнике такими записями, как “В последнее время совершал ошибки, не уделяя достаточно времени разговорам”. Когда он вернулся домой в Ист-Виндзор, штат Коннектикут, в конце учебного семестра, он должен был готовиться к получению степени магистра. Ему предстояло много учиться, но обычно сосредоточенный Эдвардс обнаружил, что его мысли блуждают. На первой странице греческой грамматики он написал это знаменитое отступлен
... Читать дальше »
В этом мире, полном тьмы и заблуждений, очень важно, чтобы каждый мог отличать истинную религию от ложной. Возможно, никто не приложил к этому больше усилий и не потрудился более успешно, чем тот, чья жизнь представлена читателю (из предисловия).
Он строго и нерушимо относился к справедливости во всех своих отношениях с ближними и очень заботился о том, чтобы всё было честно в глазах всех людей; так что едва ли нашёлся человек, который, имея с ним дело, не сознавал бы его правоты. Казалось, он свято чтил истину в своих словах, как в обещаниях, так и в рассказах, которые соответствовали его решениям. Несомненно, это было одной из причин, по которой он не был таким многословным, как многие. Никто не боялся положиться на его правдивость....
Его беседа с друзьями всегда была приятной и полезной: в этом он был замечателен и почти исключителен. — Он не имел обыкновения проводить с ними время в скандалах, злословии и язвительности, в глупых шутках, пустой болтовне и рассказывании историй, но его уста были такими о праведном, который излучает мудрость, и уста его распространяют знание. Его язык был подобен перу опытного писателя, когда он беседовал о важных, возвышенных, божественных вещах, которыми было так полно его сердце, в такой естественной и свободной манере, которая была самой занимательной и поучительной: так что никто из его друзей не мог наслаждаться его обществом без наставлений и помощи. прибыль, если только это не произошло по их собственной вине.
Его великая благожелательность к людям проявилась, среди прочего, в необычном отношении, которое он проявлял в щедрости и милосердию к бедным и попавшим в беду. Он много раз рекомендовал это как в публичных выступлениях, так и в частных беседах. Он часто заявлял, что, по его мнению, те, кто называют себя христианами, в наши дни очень плохо справляются с этой обязанностью, причём гораз
... Читать дальше »
Дон Дабл, очень влиятельный евангелист, которого иногда называют Билли Грэмом из Великобритании, скончался в возрасте 90 лет | www.premierchristianity.com
Дон родился 27 июня 1934 года. Последствия второй мировой войны и заражение туберкулезом привели к тому, что у него было трудное детство. После окончания школы он не смог даже написать своё имя, что делает невероятное влияние его служения ещё более заметным.
Он был приведён ко Христу под руководством Питера Скаутерна, который наставлял его в первые годы его веры и вдохновил стать евангелистом. В 1962 году, когда он жил в Ипсвиче, Эдгар Траут впервые пригласил его проповедовать в Сент-Блейзи, Корнуолл.
Поездка из Ипсвича в Корнуолл в те годы была чем-то вроде миссии сама по себе, но упорство Дона и его послушание Божьему призыву были таковы (качества, которые Господь широко использовал на протяжении всей его жизни), что он совершил это путешествие, и Сент-Блейзи стал местом, которое остаётся особенным для семьи Дабл до сих пор. Именно здесь он встретил свою жену Хизер, известную своей коронной фразой: “Конечно, ты можешь!” Эта фраза продолжает влиять на многих и по сей день. У Дона и Хизер было пятеро детей, которые все по-разному послужили Богу, 15 внуков и множество правнуков.
Ранние годы Дона были посвящены неустанному странствующему евангельскому служению. Он был настолько предан идее нести Благую весть в забытые места, что жил в разъездах, брав с собой всю свою семью. У них не было дома, и они жили там, куда их приводил Господь. Только когда их старший сын Стив достиг школьного возраста, они окончательно обосновались в Корнуолле.
Дон основал "The Good News Crusade" (GNC) в 1968 году, и вскоре
... Читать дальше »
Весной 1960 года методистский епископ и двадцать его суперинтендантов и должностных лиц собрались вместе в комнате, чтобы встретиться со священнослужителем совсем другого типа: Дэвидом Йоханнесом дю Плесси (произносится ДЮ-пле-сее). Позже переехав в Соединённые Штаты, он провёл первые четыре десятилетия жизни в своей родной Южной Африке, где были проведены четкие границы не только между чёрными и белыми (такими, как он сам), но и столь же чётко между основными деноминациями и группами пятидесятников-выскочек.
Однако те люди в тот день “испытали определённый опыт спасения”, - писал он. “Главной жалобой было "бессильное служение" и "церкви, которые духовно мертвы". Когда я сидел там, где сидели они, я был поражен, услышав смиренные признания людей, которые жаждут настоящего Пробуждения Святым Духом, посланного Небесами. Такое раскаяние не может остаться без награды от Господа”.
Дю Плесси ясно говорил о работе Духа, используя такие слова, как “Новый Завет - это не запись о том, что произошло в одном поколении, но это план того, что должно происходить в каждом поколении, пока не придёт Иисус. Каждое поколение должно быть пробуждено Духом”. Вскоре вопросы посыпались сами собой, и мы поделились ответами. Последний вопрос дня был, пожалуй, самым красноречивым: “Почему Вы - единственный пятидесятник, которого мы пока нашли, который пришёл к нам с любовью и проявил такой интерес к нашему духовному благополучию?”
Дю Плесси откровенно признался, что десятью годами ранее даже он не присоединился бы к такому собранию. В своей автобиографии "Дух велел мне идти" он рассказал о подобном собрании в Коннектикуте:
Я мог вспомнить дни, когда мне хотелось увидеть таких людей, чтобы осудить их теологию и помолиться о Божьем суде над
... Читать дальше »
Как и многие другие серьёзные молодые люди своего времени, молодой Джонатан Эдвардс составил список решений, посвятив себя жизни, сосредоточенной на Боге, и жизни в гармонии с другими людьми. Приведённый здесь список, вероятно, был впервые составлен в 1722 году и несколько раз дополнялся в течение его жизни. Всего в нём семьдесят решений. Приведённые здесь выдержки дают представление о серьёзности и решимости, с которыми Эдвардс подходил к жизни.
Сознавая, что я ничего не могу сделать без Божьей помощи, я смиренно умоляю Его по Его благодати дать мне возможность соблюдать эти решения, насколько они согласуются с Его волей, ради Христа.
Решил, что буду делать всё, что, по моему мнению, больше всего послужит к славе Божьей, а также к моему собственному благу, выгоде и удовольствию, на протяжении всей моей жизни.
Решил делать всё, что, по моему мнению, является моим долгом, и в первую очередь для блага и выгоды человечества в целом.
Решил делать это, с какими бы трудностями я ни столкнулся, сколько бы их ни было и насколько бы они ни были велики.
Решил никогда не терять ни минуты времени, а использовать его с максимальной выгодой, на какую только способен.
Решил никогда не делать ничего такого, чего я побоялся бы сделать, даже если бы это был последний час моей жизни.
Решил стремиться к поиску подходящих объектов благотворительности и щедрости.
Решил соблюдать строжайшую умеренность в еде и питье.
Решил никогда не совершать ничего такого, что, если бы я увидел в другом человеке, я счёл бы справедливым поводом презирать его или думать о нём ещё более подло.
Решил изучать Писания так упорно, постоянно и часто, как только смогу, и ясно ощущаю, что расту в познании то
... Читать дальше »
Джонатан Эдвардс, возможно, величайший американский теолог и философ — и, возможно, также величайший ум, который когда-либо производила Америка. Теологический гений Эдвардса заключался в его способности эффективно обобщить основные направления реформации и пуританства и при этом не просто повторить их, но и применить к важнейшим проблемам своего века.
Богословие Эдвардса уходит корнями в кальвинизм. Многие из его основных работ являются просто последовательным применением учения Кальвина о Божьей благодати и суверенитете. Эдвардс, несомненно, является самым влиятельным теологом, писавшим в реформатской традиции до двадцатого века.
Но источники его мышления простираются далеко за пределы кальвинизма. На него оказали влияние различные течения мысли семнадцатого века. Некоторые из них, такие как кембриджский платонизм и философия Джона Локка, полностью противоречат друг другу и кажутся далекими от мысли реформации. И теология Эдвардса в значительной степени использует разум и естественную теологию. Но прежде всего Эдвардс был воспитан пуританской духовной теологией. Во многих отношениях он - Иоганн Себастьян Бах пуританства, совершенствующий и обобщающий акцент этого движения на христианском опыте в то время, когда это было не в моде.
Противостояние мёртвой ортодоксии
Эдвардс применил свой теологический синтез при решении двух важнейших проблем восемнадцатого века. Один из этих кризисов был внутренним: потеря духовной силы внутри пуританского движения обновления. Другой кризис лежал как внутри церкви, так и вокруг неё: развивающийся климат гуманистического рационализма, секулярный дрейф западной культуры. Великим достижением Эдвардса стало создание теологии, которая противостояла обоим этим кризисам лицом к лицу, противопоставл
... Читать дальше »