"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евреям 13:7-8).
Вера в личное возвращение Христа для установления Своего земного царства — премилленаризм — всегда привлекала приверженцев, но в середине 1800-х годов мало кто мог себе представить, что это привлечёт больше, чем горстку людей.
Однако к 1875 году начал распространяться новый вид премилленаризма, называемый диспенсационализмом. Новый премилленаризм пришёл в Соединённые Штаты после гражданской войны, после расцвета в Великобритании среди «плимутских братьев». Одним из самых одарённых учителей «Братьев» был Джон Нельсон Дарби (1800-1882), бывший священник англиканской церкви Ирландии, который разработал новую разновидность футуристического премилленаризма. Он назвал это диспенсационализмом, в честь разделения истории на диспенсации или эпохи.
"Эти периоды отмечены в Писании некоторыми изменениями в подходе Бога к человечеству в отношении двух вопросов: греха и ответственности человека”, - объяснил К. И. Скофилд, популяризировавший систему Дарби в Америке. “Каждое из этих устроений можно рассматривать как новое испытание естественного человека, и каждое заканчивается судом, отмечающим его полную неудачу в каждом устроении”.
Диспенсационалисты спорили о количестве и названиях диспенсаций, но большинство американских диспенсационалистов придерживались семикратной схемы Скофилда: Невинность (до грехопадения), Совесть (от Грехопадения до Потопа), Человеческое правление, Обещание (от Авраама до Моисея), Закон (от Моисея до Христа), Благодать (эпоха церкви) и Царство (тысячелетнее царство).
В разделении истории на периоды не было ничего особенно радикального. Что отличало диспенсационалистов от всех остальных, так это их новый метод толкования Библии. Всё в системе диспенсационализма, казалось, основывалось на убеждении, что у Бога есть два совершенно разных плана, действующих в истории:
... Читать дальше »
В последние годы мы почти привыкли ожидать широко разрекламированных сообщений из Библейского пояса Техаса и авангардной Калифорнии о самопровозглашенном пророке, объявляющем о конце света. Он привлекает множество сторонников или вызывает панику — и в итоге оказывается неправ. Однако самый известный случай на американской земле произошёл на северо-востоке Соединённых Штатов незадолго до Гражданской войны.
Пророк рока не был фанатиком с выпученными глазами. Это был честный фермер с квадратной челюстью, который ходил в церковь, по имени Уильям Миллер.
Бывший капитан на войне 1812 года, Миллер в 1816 году отошёл от деизма. Взволнованный, он начал “исследовать Писания” в поисках истины. Через два года он убедился, что понимает их, особенно Даниила 8:14: “на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится”.
Очищение святилища, полагал Миллер, могло означать только очищение земли огнём - короче говоря, конец света.
Интерпретируя эти пророческие дни как годы и начиная с даты пророчества (Джеймс Ашер отнёс её к 457 году до н.э.), Миллер пришёл к выводу, что окончание 2300 “дней” придётся на 1843 год: “Таким образом, я пришёл к торжественному выводу, что примерно через 25 лет после этого времени, как все дела нашего нынешнего государства были бы улажены”.
Рубеж тысячелетий
Миллер вырос в Лоу-Хэмптоне, штат Нью-Йорк, недалеко от границы с Вермонтом. В 1803 году он женился и переехал в Поултни, штат Вермонт, где занимался фермерством и служил шерифом и мировым судьей.
Этот район, населённый фермерами-поселенцами, находился на одном из основных маршрутов, ведущих из Новой Англии на Средний Запад. Из обжитых городов Востока тысячи предприимчивых янки устремлялись к новым землям за горизонтом.
Атмосфера была наполнена оптимизмом. В одн
... Читать дальше »
Возможно, вам незнакомо имя Харальд Бредесен, если вы не читали классическую книгу 1964 года (продано 2,5 миллиона экземпляров) “Они говорят на иных языках”. В главе 2, озаглавленной “Странная история Харальда”, рассказывается о том, как отмеченный наградами писатель и исследователь Джон Л. Шеррилл пригласил его на обед по рекомендации коллеги-редактора журнала Guideposts.
Бредесен, пастор Первой реформатской церкви в пригороде Нью-Йорка Маунт-Вернон, пришел в “священническом воротничке, с лысиной и заразительным возбуждением... Там, в окружении кофейных чашек и сахарниц, он рассказал мне историю, которая, казалось, пришла из другого мира”.
Он был настолько недоволен разрывом между христианством первого века и его современной версией, что удалился в горную хижину для многодневного духовного уединения. И вот, наконец, однажды утром, когда он стоял на улице и смотрел на Аллеганские горы, он прервал свою молитву... и затем разразился потоком слов, которых он не узнал. “Это было так, как если бы я слушал иностранный язык, - священник рассказал Шеррилл, - за исключением того, что он исходил из моих собственных уст”.
Удивлённый, заинтригованный и немного испуганный, Бредесен побежал вниз с горы, всё ещё громко говоря на этом языке. Он подошел к краю небольшого поселения. На крыльце хижины сидел старик. Бредесен продолжал говорить на языке, который так легко и непринужденно слетал с его губ. Мужчина ответил, быстро говоря на языке, которого Бредесен не знал. Когда стало очевидно, что они не общаются, старик заговорил по-английски.
“Как вы можете говорить по-польски, но не понимать его?” - спросил мужчина.
“Я говорил по-польски?”
Мужчина рассмеялся, думая, что Бредесен ш
... Читать дальше »
На протяжении большей части XIX века американские протестанты верили, что они живут в особые времена, что текущие события ускоряют наступление Царства Божьего на земле. Гимны, подобные “Боевому гимну Республики”, стали популярными, потому что они так хорошо выражали эту надежду:
“Я увидел, как во славе Сам Господь явился нам,
Как Он мощною стопою гроздья гнева разметал,
Как Он молнией ужасной обнажил меча металл.
Он правды держит шаг”. (перевод wikipedia)
Основой этого оптимизма была доктрина постмилленаризма — вера в то, что Второе пришествие произойдёт после тысячелетия блаженного мира и процветания церкви, которое наступит благодаря усилиям церкви с божественной помощью.
Для многих становится неожиданностью, что на протяжении большей части XIX века постмилленаризм был “общепринятой доктриной” среди американских протестантов, как выразился один священник в 1859 году. Постмилленаризм доминировал в религиозной прессе, ведущих семинариях и большей части протестантского духовенства, и он прочно укоренился в массовом сознании.
Пуританин, задающий темп жизни
Постмилленаризм был впервые четко сформулирован в Америке человеком, которого многие считают величайшим богословом в американской истории, - конгрегационным пастором Новой Англии Джонатаном Эдвардсом (1703-1758).
Эдвардс был преданным исследователем Писаний, в том числе Книги Откровение. Он также искренне надеялся, что Бог совершит нечто особенное среди жителей Новой Англии. Он был осмотрителен, когда в 1730-х годах в его собственной общине началось пробуждение, но когда в начале 1740-х годов вся Новая Англия была охвачена духовным пробуждением, он не смог сдержаться: “Не исключено, что эта работа Божьего Духа, столь необычная и чу
... Читать дальше »
На дворе 1530 год. Протестантская мысль, подобно торнадо, проносится по европейской территории, которая мало изменилась за тысячу лет. Застигнутый бурей, влиятельный город Страсбург (ныне во Франции) охвачен теми же страхами, что бушуют в Германии и Нидерландах. Всё готово для революции. Меховщик Мельхиор Хоффман поднимается на кафедру, чтобы произнести очередную из своих пламенных апокалиптических проповедей. Вот-вот явится "Новое Откровение".
Ранее в том же году этот популярный проповедник спонтанно начал перекрещивать взрослых. Его независимое мышление выходило далеко за рамки того, что предполагал Мартин Лютер, но оно быстро собрало множество последователей в Нидерландах.
Хотя историкам трудно точно определить истоки анабаптистского движения из-за его одновременного возникновения в нескольких местах, большинство сходится во мнении, что проповедь Мельхиора Хоффмана была наиболее значительным фактором в становлении радикального крыла Реформации. Его акцент на буквальном Тысячелетнем правлении Иисуса Христа на земле поразил воображение анабаптистского движения.
Лютеране, кальвинисты и англиканские реформаторы отвергали миллениализм как “невежественную” и “злонамеренную” спекуляцию. В Тридцати девяти статьях, Аугсбургском и Вестминстерском исповеданиях не упоминалось о буквальном Тысячелетнем царствовании Христа. Однако в Страсбурге всё было иначе, поскольку воображение Хоффмана было захвачено двадцатой главой Откровения и ожиданием буквального, неминуемого наступления физического Царства Божьего.
Со всем пылом и яростью проповедника пограничного возрождения Хоффман провозглашал свои вдохновенные образы и видения. Прихожане уже знали, что эпоха подходит к концу; он убедил их, что Конец близок. Личная харизматическая аура Хоффмана придавала ему неукротимую силу. Вершиной его новаторских заявлений было т
... Читать дальше »
Хотя радикальные апокалиптические движения возникали в позднем Средневековье, они были редкими исключениями. Начиная с Августина, большинство теологов полагали, что Тысячелетнее царство в Откровении 20 относится к нынешнему веку церкви. В центре внимания эсхатологии было не завершение истории, а будущий статус отдельных людей перед Богом.
Начиная с 95 тезисов Мартина Лютера, основные реформаторы бросили вызов многим средневековым церковным доктринам, но в эсхатологии они, похоже, в основном удовлетворились традиционным акцентом и учением.
Скрытое будущее
Мартин Лютер учил, что там, где есть прощение грехов, есть также жизнь и спасение. Таким образом, индивидуальное спасение - это реальность сегодняшнего дня.
Однако христиане будут продолжать бороться с противоречием: “Мы не ждём прощения и всех милостей, как будто не получим их до будущей жизни; напротив, они уже присутствуют для нас в вере — даже если они скрыты и откроются только в будущей жизни.” Быть христианином - значит пережить напряжение между тем, что уже есть, и тем, чего ещё нет.
"В грядущей жизни мы больше не будем нуждаться в вере”, - писал он. “Ибо тогда мы не будем видеть тьму сквозь стекло (как сейчас), но будем видеть лицом к лицу”. Для Лютера эта надежда является фундаментальной и незаменимой составляющей христианской жизни.
Лютер применяет эту индивидуальную эсхатологию и к церкви. Как и средневековая церковь до него, Лютер отвергал будущее Тысячелетнее правление и интерпретировал Откровение 20 как описание исторической церкви, а не конца истории. В нынешнюю эпоху церковь должна продолжать терпеть враждебность как мира, так и сатаны, пока в конце не станет ясно господство Христа.
Тем не менее, Лютер отошёл от некоторых аспектов средневекового амилленаризма. В
... Читать дальше »
Какое отношение Христофор Колумб (1451-1506) может иметь к изучению миллениализма? Когда мы думаем о великом исследователе, мы вспоминаем о нём с какой угодно точки зрения, но только не с эсхатологической. Его испанские покровители, Фердинанд и Изабелла, действительно были воодушевлены перспективой богатства, о котором они и не мечтали. Так же, как и Колумб. Но у всех троих на уме было кое-что ещё.
Фердинанд и Изабелла сочетали политические амбиции с духовными устремлениями, лелея надежду на последний крестовый поход за освобождение Иерусалима. Сдерживаемые нехваткой средств, они были привлечены предложением Колумба о том, что поиск более короткого пути к легендарным богатствам Востока позволит им заранее финансировать борьбу с неверными и подготовиться к пришествию Христа в Иерусалим.
У Колумба была ещё одна причина отправиться в это путешествие. Он придерживался тысячелетней веры, основанной на усердном изучении Писания и знакомстве с эсхатологией Иоахима из Фиоре. Если бы существовал кратчайший путь на Восток по морю, миссионеров можно было бы отправить туда быстрее. Таким образом, христиане могли подготовиться к всемирной евангелизации до возвращения Господа. Подобно Иоанну Крестителю во время первого пришествия, он помог подготовить почву для второго.
"Бог сделал меня вестником Нового Неба и Новой Земли”, - писал он.
Это убеждение росло с годами, особенно после его знаменитого путешествия. Колумб посвятил себя составлению того, что он назвал "Книгой пророчеств". Эта книга - нечто большее, чем просто собрание библейских и классических предсказаний о конце света и возвращении Христа, она показывает, как Колумб верил, что его путешествия служили божественному плану. Он цитировал древних писателей, таких как Августин и философ-стоик Сенека, чтобы показать, что открытие Западных остр
... Читать дальше »
У отца Денниса Беннета было достаточно причин быть довольным тем, во что превратилась епископальная церковь Святого Марка в богатом пригороде Лос-Анджелеса Ван-Найс за почти семь лет его пребывания на посту настоятеля. Община, испытывающая трудности, встала на ноги и теперь насчитывала 2600 прихожан. Его служительский штат состоял из четырёх младших священников.
Тем не менее, Деннис не был полностью удовлетворён своим духовным состоянием. Его солидное образование (Чикагский университет, а затем Чикагская теологическая семинария) наполнило его разум, но каким-то образом оставило равнодушным его сердце. Он жаждал вновь обрести страсть, которую познал после своего обращения в христианство в возрасте одиннадцати лет.
Однажды ему позвонил коллега-священник и рассказал о паре прихожан, которые совершенно неожиданно воспряли духом в своей вере и служении Богу. Они говорили о так называемом “крещении Святым Духом”. Деннису было настолько любопытно, что он пошёл на молитвенное собрание в церкви своего коллеги, что оказалось субботним утренним собранием всего четырёх человек в частном доме. В своей первой книге он рассказывает о том, как чувствовал себя застенчивым, даже неловким:
“Что мне делать?” Я спросил их ещё раз.
“Попроси Иисуса крестить тебя Святым Духом”, - сказал Джон. “Мы помолимся с тобой, а ты просто молись и славь Господа”.
Я сказал: “Поймите, я хочу быть ближе к Богу, вот и всё; меня не интересует говорение на языках!”
“Что ж, - сказали они, - всё, что мы можем сказать тебе об этом, это то, что это прилагается!”
Джон пересёк комнату и возложил руки сначала на мою голову, а затем на голову моего друга. Он начал молиться, очень тихо, и я понял... он говорил на языке, которого я не понимал, и говорил очень бегло. Он тоже нисколько не “волновался” по это
... Читать дальше »
Поскольку датировка от Рождества Христова (отсчёт годового календаря от рождества Христова) в 1000 году нашей эры была ещё относительно новой, историки сомневаются, что этот год имел большое апокалиптическое значение для средневековых мужчин и женщин. Бургундский монах по имени Рауль Глабер несколько лет спустя рассказал о “многочисленных знамениях и чудесах, которые происходили до, после и примерно в 1000 году”, а также о других событиях, произошедших около 1033 года (тысячелетие смерти и воскресения Христа), но это, пожалуй, единственное свидетельство лихорадки первого тысячелетия. Однако это не означает, что начало первого тысячелетия было спокойным или что позднесредневековое христианство мало интересовалось размышлениями о конце света. Как раз наоборот.
Капитуляция на Голгофе
Около 950 года монах по имени Адсо написал самый полный на сегодняшний день трактат об Антихристе. Он утверждал, что Антихрист произойдёт из еврейского колена Дана и будет воспитываться на Востоке.
Однако, прежде чем он сможет прийти, должен воцариться франкский король. Этот король одержит победу над всеми врагами христианства и будет править мирным христианским миром. Затем он отправится на Голгофу, чтобы сложить с себя корону, и это послужит сигналом к пришествию Антихриста.
Идея Адсо о “Последнем мировом императоре” получила широкое распространение и вскоре стала идеалом мирской власти. В "Песне о Роланде", написанной около 1095 года, Карл Великий (умер в 814 году) изображен как мессианский правитель, одержавший победу над всеми мусульманами и язычниками. Граф Эмих Лейзингенский, предводитель Первого крестового похода, убивал евреев, которые отказывались принять христианство, потому что был убеждён, что Бог призвал его стать Последним мировым императором. В то же время напряженность в отношениях между национальными и церковными правителями ро
... Читать дальше »
Скончавшийся 21 апреля 2025 года Папа римский Франциск был одним из самых популярных пап последнего времени.
Его любили многие католики за всепрощающий, сострадательный подход к человеческой природе, заботу об окружающей среде и мигрантах, и он вызывал восхищение как у членов других церквей.
Тем не менее, его папство не обошлось без критиков, в том числе тех, кто был в восторге от его избрания, но разочарован отсутствием прогресса в ключевых вопросах. Казалось, он не смог обеспечить наличие у католической церкви надежной системы защиты детей от сексуального насилия со стороны священников. Хотя он продвинул нескольких женщин на должности чиновников Ватикана, он не сдвинулся с места в вопросе рукоположения женщин и даже не разрешил женщинам становиться дьяконами. И хотя его любили за его призывы к миру, многие считали, что его попытки улучшить отношения Ватикана с пекинским режимом никак не помогли христианам, которые пострадали от притеснения религии в Китае.
Традиционный папа Римский
Папа Франциск родился как Хорхе Марио Бергольо в 1936 году в Буэнос-Айресе, в семье итальянских мигрантов. Прежде чем вступить в орден иезуитов и стать священником, он работал вышибалой, уборщиком и аптекарем, а также увлекся футболом и танго. После того, как в 1973 году в возрасте 36 лет он был назначен провинциалом (лидером) аргентинских иезуитов, его пребывание на этом посту привело к конфликту с другими священниками и лидерами ордена в Риме, и он был отстранён от своих обязанностей.
После долгих лет изгнания и раскаяния был назначен совсем другой Бергольо.
В 1998 году стал архиепископом Буэнос-Айреса, а в 2001 году стал кардиналом. В течение многих лет, возглавляя церковь в Аргентине, он вёл простую жизнь, заботился о бедных и стал сторонником теологии освобождения в стране, где царили крайности между богатством и бе
... Читать дальше »
Одна из интересных особенностей Августина Гиппонского, знаменитого североафриканца, принявшего христианство в 386 году н.э., заключается в том, как и почему он изменил свои взгляды за 45 лет своей писательской карьеры христианина. Возможно, самое значительное изменение, внесённое им в "Град Божий", величайшее произведение Августина. На его написание (около тысячи страниц в современных переводах) у него ушло двенадцать лет.
Там, в книге 22, Августин излагает своё зрелое понимание “Тысячи лет” из Откровения 20:3-6. Его новая позиция, которую часто называют амилленарной, стала точкой зрения большинства христиан на Западе, включая реформаторов, почти на полтора тысячелетия.
Тысячелетие сейчас
Августин ранее придерживался взглядов большинства ранних христиан, которые были известны как хилиазм (от греческого слова "тысяча лет"). Он перевёл это на латынь как "милленаризм".
Итак, в “Граде Божьем” Августин рассматривал тысячелетие, описанное в Откровении 20, не как какое-то особое будущее время, а как "период, начинающийся с первого пришествия Христа", то есть эпоху христианской церкви. На протяжении всего этого века святые царствуют со Христом — не во всей полноте грядущего царства, уготованного для тех, кого благословил Бог Отец, но “каким-то другим и гораздо худшим образом”.
На самом деле, по словам Августина, если бы народ Божий сейчас не царствовал со Христом, церковь не была бы царством Христовым, царством небесным (хотя он и различает различные значения слова "царство" в Писании).
Так что же насчёт зла, с которым люди сталкиваются в царстве Христа? Августин сказал: “дьявол связан на протяжении всего периода, от первого пришествия Христа до конца света, который
... Читать дальше »
“Настанут дни, когда вырастут виноградные лозы, - воображал Папий из Иераполя, - у каждой из которых будет по десять тысяч ветвей, и на каждой ветви по десять тысяч прутиков, а на каждом прутике по десять тысяч побегов, и на каждом из побегов по десять тысяч гроздей, и на каждой из гроздей по десять тысяч виноград, и из каждой виноградины, если её отжать, получится двести галлонов вина. И когда кто-нибудь из святых схватится за гроздь, другой воскликнет: “Я - лучшая гроздь, возьми меня; благослови Господа через меня”. Папий (60-120) был, пожалуй, первым послебиблейским автором, описавшим явленное тысячелетнее Царство Христа - Миллениум.
Ранний гностический еретик Керинф (около 100 г.) подробно описывал физические удовольствия Миллениума, включая “брачные” удовольствия, до такой степени, что это шокировало ортодоксов.
Некоторые ранние ортодоксальные христиане и христиане-еретики находили осязаемые, чувственные ожидания Миллениума непреодолимыми. Но по мере того, как христиане приобретали больше опыта в отношении этих ожиданий, они находили достаточные основания для беспокойства.
Первые премилленаристы
По мере того как годы превращались в десятилетия, а десятилетия - в столетия, становилось ясно, что, вопреки надеждам некоторых, Тысячелетнее царство началось не с воскресения Иисуса. Хотя некоторые современные учёные предполагают, что это могло вызвать тревогу, нет никаких свидетельств — ни во внутренних наставлениях, ни в ответах внешним критикам, — что это кого-то беспокоило.
Христиане регулярно молились о том, чтобы конец света был отложен. Похоже, что задержка просто не была проблемой. Те, кто ожидал наступления Тысячелетия, были уверены, что оно наступит. Вопрос был лишь в том, когда.
Шли годы, и те, кто думал о Тысячелетнем царстве, начали переосмысливать событие, которое положило ему начало. Если бы
... Читать дальше »
Уильямс Дженнингс Брайан (1860-1925)
Великий простолюдин
Уильямс Дженнингс Брайан верил в Бога, который был на стороне простых людей. Брайан сделал себе имя в Прогрессивную эпоху, борясь с экономической элитой своей собственной Демократической партии. Его ораторские способности помогли ему выдвинуть свою кандидатуру на пост президента от партии в 1896 году, когда он, как известно, выступил с речью о золотом стандарте. “Вы не должны возлагать на чело лейбористов этот терновый венец”, - прогремел Брайан, простирая руки. “Вы не должны распинать человечество на золотом кресте”.
Брайан трижды баллотировался на пост президента, и трижды ему это не удавалось. Тем не менее, помимо Вудро Вильсона и Теодора Рузвельта, Брайан руководил эпохой реформ, которая длилась с 1890-х по 1920-е годы. Он отстаивал четыре поправки к конституции, принятые в этот период: сухой закон, прямые выборы сенаторов, подоходный налог и избирательное право для женщин. Известный как “Великий простолюдин”, Брайан выступал против интересов бизнеса, которые, по его мнению, подрывали интересы рабочего класса Америки. “В частных руках не может быть хорошей монополии, пока Всемогущий не пошлёт нам ангелов, которые будут руководить этой монополией”, - утверждал он.
Черты характера, которые привлекли к Брайану внимание масс, сделали его противоречивым и непопулярным среди других. В эпоху расцвета ораторского искусства Брайан был замечательным оратором, которого многие деловые и политические лидеры воспринимали как громкого демагога. Он придерживался своих принципов и подал в отставку с поста госсекретаря в кабинете Вудро Вильсона, когда Америка готовилась вступить в Первую мировую войну. Но Брайан оказался неумелым в своих усилиях по урегулированию конфликта, и его простое благочестие не произвело впечатления на оппонентов. Однако, по сло
... Читать дальше »
Под палящим июньским солнцем около 25 000 нетерпеливых католиков-харизматов на футбольном стадионе Университета Нотр-Дам наблюдали за туннелем, из которого обычно выходили на поле ирландцы-бойцы, но не в этот день. Вместо этого появились две длинные шеренги священников в белых одеяниях и монашеских накидках, всего более шестисот человек. Аплодисменты переросли в рев, когда процессия завершилась появлением восьми епископов, а затем, в своём безошибочно узнаваемом кроваво-красном облачении, бельгийского князя церкви, назначенного самим папой: кардинала Лео Йозефа Суэненса. “Аллилуйя! Аллилуйя!” - пела толпа.
Это празднование в 1973 году — ежегодное мероприятие на протяжении нескольких десятилетий — в течение всего утра сопровождалось молитвами, увещеваниями и пророческими речами. Когда Его Высокопреосвященство поднялся на трибуну, он сказал: “Дары Духа даются специально для созидания христианской общины. После Второго Ватиканского собора нам пришлось провести ряд реформ, и мы должны продолжать это делать. Но недостаточно изменить тело. Нам нужно изменить душу, чтобы обновить Церковь”.
Многие из собравшихся в тот день знали о решающей роли, которую он сыграл десять лет назад на II Ватиканском соборе, новаторском соборе, который пересмотрел литургические молитвы, сократил литургический календарь, позволил монахиням обновить свою одежду и разрешил проводить мессу на современных языках, а не только на латыни. Кардинал Суэненс был ключевым игроком на протяжении всех сессий, выступая в качестве одного из четырёх модераторов и убедительно доказывая, что дары Духа были присущи не только древним временам.
Один памятный момент произошёл 22 октября 1963 года, когда высокопоставленный итальянский кардинал выразил мнение, что любые харизматические способности должны быть доступны только духовенству.
... Читать дальше »