Христиане придерживались теологии мученичества, которая давала им мужество терпеть |
Теология мученичества ранней церкви родилась не на синодах или соборах, а в залитых кровью колизеях и катакомбах - тёмных и тихих, как смерть. Слово мученик означает "свидетель" и используется как таковое во всём Новом Завете. Однако по мере того, как Римская империя становилась всё более враждебной по отношению к христианству, различия между свидетельствованием и страданием стали размытыми и, наконец, исчезли.
Таким образом, во втором веке мученик стал техническим термином для обозначения человека, который умер за Христа, в то время как исповедник был определён как тот, кто провозгласил господство Христа на суде, но не понёс смертной казни. Отрывок из Евсевия описывает выживших во время гонений в Лионе (в 177 году на территории современной Франции): "Они также были настолько ревностны в своём подражании Христу... что, хотя они достигли чести и свидетельствовали не один или два раза, а много раз, были возвращены обратно в тюрьму от диких зверей, покрытые ожогами, шрамами и ранами — и всё же они не провозгласили себя мучениками и не позволили нам обращаться к ним по этому имени. Если кто-нибудь из нас в письме или разговоре говорил о них как о мучениках, они резко упрекали его.… И они напомнили нам о мучениках, которые уже отошли, и сказали: "Они уже мученики, которых Христос счёл достойными быть принятыми в их исповедании, запечатав их свидетельство их уходом; но мы скромные и смиренные исповедники".
Корни идеала мученика
Идеал мученичества возник не в христианской церкви; он был вдохновлён пассивным сопротивлением благочестивых евреев во время восстания Маккавеев (173-164 гг. до н.э.). Антиох IV, тиранический царь Селевкидов, спровоцировал революцию множеством варварских актов, в том числе запретом палестинским евреям совершать религиозные обряды, такие как обрезание. Ходило множество историй о стойких евреях, таких как Елеазар книжник (2 Макк. 6), который предпочёл пытки и смерть, чем нарушить Закон, съев свинину. Двести лет спустя, в Еврейской войне в 70 году нашей эры тысячи людей стали мучениками за свою веру, а не капитулировали перед римским язычеством. Эта благородная традиция помогла сформировать зарождающуюся церковную теологию мученичества.
Почему не вооруженное сопротивление?
Однако период Маккавеев также дал истории о мстительных мятежниках, таких как Иуда Маккавей. Что побудило христиан подражать пассивным участникам сопротивления, таким как Елеазар, а не вооруженным революционерам, таким как Иуда Маккавей?
Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно смотреть дальше, чем на самого Иисуса. Церковь понимала мученичество как подражание Христу. Господь был примером ненасилия на Своём собственном суде и казни, заявив, что Его слуги не будут сражаться, потому что Его царство не от мира сего.
Слова Иисуса глубоко врезались в коллективную психику Доникейской церкви: "ударившему тебя по щеке подставь и другую" (Луки 6:29); "не противься злому" (Мф. 5:39); "блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5:10); "если Меня гнали, будут гнать и вас" (Иоанна 15:20).
Павел и другие авторы Нового Завета поддерживали и развивали тему о том, что последователи Христа должны страдать, а не сражаться за своего Господа. Оружие верующего было сделано не из железа или бронзы, а из более прочного материала (Еф. 6:13 и далее).
Стефан, первый христианский мученик, умер смертью Христа, искренне молясь за своих мучителей. Евсевий, церковный историк, назвал Стефана "совершенным мучеником"; таким образом, он стал прототипом для подражания всем мученикам.
Окончательный контекст
Ненасильственный ответ мученика на суд и пытки никогда не приравнивался к пассивности или смирению. Для ранней церкви акт мученичества был духовной битвой эпических масштабов против сил самого ада. Иустин, например, написал апологетику императору Антонину Пию, обвиняя его в том, что его наказание христиан без допроса было "по наущению демонов".
Несмотря на своё моральное неприятие гладиаторских и спортивных состязаний, христиане свободно использовали язык игр для описания своих духовных схваток со злом. Евсевий восторженно писал о "дисциплине и испытанной стойкости атлетов религии, трофеях, завоеванных у демонов, победах, возложенных на их головы".
Этот образ был использован, с некоторой иронией, для изображения женщин и детей, сражающихся с духовным злом. Перед смертью Перпетуя записала в своём тюремном дневнике, что у неё было видение, в котором она победила египетского борца (обычного участника игр) перед Христом, небесным судьей. Победив этот символ зла, она была награждена яблоками, призом на играх Аполлона в Карфагене. Другая мученица, Бландина, была описана как "маленькая, слабая, презираемая, которая облеклась во Христа, великого и непобедимого Защитника, и которая во многих раундах побеждала противника и через борьбу была увенчана венцом нетления".
Эти яркие спортивные метафоры перекликаются с мыслями другого мученика, который умер за много лет до Бландины и Перпетуи, во время гонений Нерона: "Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного" (1 Кор. 9:24-25).
Идеальный Компаньон
Для ранних христиан такая битва велась не в одиночку. Церковь, как отмечает Г. У. Лампе, понимала страдания и смерть верующего как конкретное и буквальное воплощение смерти и погребения со Христом, образно воплощённое в крещении каждого новообращённого (Рим. 6:3). Игнатий Антиохийский, направляясь на мученическую смерть в Рим, написал тамошней церкви, чтобы она не предпринимала никаких действий, чтобы предотвратить его смерть, ибо он хотел "достичь Христа" и быть "подражателем страстей Христовых, Бога моего".
Новый Завет предоставил ранней церкви многочисленные объяснения этой темы: преследовать христиан - значит преследовать самого Иисуса (Деяния 9:5); ученики Христа пострадали бы так же, как Он (Иоанна 15:20); верующие должны быть распяты со Христом (Гал. 2:20); "как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1 Пет. 4:13).
Мученики не только представляли Христа, но и обнаружили, что Христос мистическим образом действительно присутствовал с ними во время их мучений. При смерти Бландины (в Лионе в 177 году) было сказано, что "они видели... того, кто был распят за них в лице их сестры". И это было написано о Санктусе, который пострадал в соседней Вене: "Но его бедное тело было свидетелем того, что он перенёс — одна целая рана и синяк сократились, потеряв внешний облик человека, — в этом теле Христос страдал и совершал великие чудеса, сводя противника на нет".
Церковь понимала, что источником силы и свидетельства мученика был Святой Дух. Только по Его вдохновению такое мощное заявление могло быть сделано перед враждебными властями. Мученики полагались на обещание Иисуса: "Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый" (Мк. 13:11).
Те, кто исповедовал свою веру перед лицом преследований, воспринимались как получающие слово откровения и провозглашения, во многом похожие на ветхозаветных пророков. Веттий, представитель лионских мучеников, был описан как имеющий "в себе Параклетоса, то есть Духа Захарии" (который был идентифицирован в Евангелии от Луки 1:67 как исполненного Духом пророк).
Дух сошёл на раба и свободного, крещёного и некрещёного, даруя сны и видения, как Он считал нужным. Например, Поликарп (епископ Смирны, принявший мученическую смерть около 155 года) увидел свою подушку в огне, поняв это видение как пророчество о том, какой смертью он умрёт. Базилеиду, александрийскому солдату, было даровано видение мученицы Потамиены, которая сообщила ему, что вскоре он получит привилегию умереть за Христа. В обоих случаях пророческие видения исполнились.
Венец
Отрицательной стороной гарантии вдохновения во время суда и пыток была опасность отступничества при тех же условиях. Пастырь Гермаса объявил, что слуга, который отрицает Господа, является злом. Киприан пошёл дальше, напомнив отпавшим, что отступничество равносильно хуле на Святого Духа: "Ибо это очень великое преступление, они сами знают, кто его совершил; поскольку наш Господь и Судья сказал: "Кто исповедует меня перед людьми, того и Я исповедую перед Отцом Моим Небесным, а кто отречётся от Меня, того отрекусь и Я". И снова Он сказал: "Сынам человеческим будут прощены все грехи и богохульства, но тот, кто будет хулить Святого Духа, не получит прощения, но будет виновен в вечном грехе".
Поскольку они противостояли отступничеству и обладали даром пророчества и видений, мученики и исповедники пользовались большим уважением в церкви. Их духовный авторитет, по сути, соперничал с авторитетом епископов. Дух, отмечает Р. Л. Фокс, позволял им "связывать и освобождать", осуждать ересь и ортодоксию и прощать грехи. В одном случае Сатуру из Карфагена было видение, в котором он и Перпетуя, оба будущие мученики, были призваны выступить посредниками в споре между епископом и его старейшинами.
Ранняя церковь также верила в мучеников как в главных ходатаев. 1 Иоанна намекает на силу ходатайства: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь" (1 Иоанна 5:16). Ходили многочисленные истории о почти легендарных молитвенных подвигах, совершенных мучениками при жизни. Таким образом, христианам того времени было нетрудно представить себе этих самых молитвенных воинов, ходатайствующих перед небесным судом после смерти. Эта вера иллюстрируется надписью, одной из многих подобных, в римских катакомбах: Paul ed(t) Petre pro victore — "Павел и Пётр молятся за Виктора".
Говорили, что награда девственницы в 60 раз больше, чем у обычного христианина, но у мученика она в 100 раз больше. В то время как смерть Христа оставалась центральной в понимании спасения ранней церковью, считалось, что мученическая смерть стирает все грехи, совершенные после крещения. Мелито из Сардиса утверждал: "Есть две вещи, которые дают отпущение грехов: крещение и страдания ради Христа". Тертуллиан повторил это, написав мученикам: "Ваша кровь - ключ к Раю".
Вера в добродетель мученичества породила феномен "добровольчества", в результате которого многие христиане активно искали преследований и смерти. В одном рассказе римский губернатор был прерван в зале суда христианином по имени Эвплюс, который крикнул: "Я христианин. Я хочу умереть". Его просьба была удовлетворена. Ранняя церковь не выступала за добровольное мученичество, и, по сути, Ориген и Климент специально предостерегали от них. Сам Иисус в Евангелии от Матфея советовал бежать, когда преследование было неминуемо. Таким образом, те, кто добровольно согласился умереть, составляли незначительное меньшинство.
От любви к почитанию
Отношение ранней церкви к своим мученикам перешло от любви к благоговению и почитанию. Автор повествования о мученической смерти Поликарпа писал: "Мы поклоняемся ему как Сыну Божьему; мучеников, как учеников и подражателей Господа, мы почитаем так, как они того заслуживают, за их непревзойденную преданность своему Царю и Учителю".
Мучеников чтили тем, что ежегодно отмечали их "небесные дни рождения" (то есть годовщины их смерти). Праздничная служба была проведена на могиле усопшего с молитвой, жертвоприношениями, причастием и чтением истории страданий и смерти мученика. Эта практика совершенно противоречила еврейским корням христианства, поскольку иудаизм, следуя закону Моисея, считал могилу нечистой. Так, сирийский христианин третьего века посоветовал единоверцам собираться на своих кладбищах, не опасаясь нечистоты.
Точно неизвестно, когда честь, воздаваемая умершим мученикам, была перенесена на их физические останки, но рассказ о мученической смерти Поликарпа, написанный во втором веке, включает заявление о том, что Смирнская церковь посчитала кости святого "более ценными, чем драгоценные камни, и более прекрасными, чем золото." Верующие в Антиохии высоко ценили останки Игнатия, в то время как кровь и одежда Киприана стали объектами почитания.
Упор на приобретение мощей мучеников привел к многочисленным злоупотреблениям, но не ослабил желания церкви почтить память своих усопших верующих. Важность реликвий возросла до такой степени, что Седьмой Вселенский собор (в Никее в 787 году) постановил, что реликвии должны быть помещены в алтарь новой церкви, прежде чем она может быть освящена.
Любые злоупотребления, связанные с почитанием мучеников, не должны закрывать нам глаза на духовный долг всей церкви перед этими храбрыми душами. Своей верностью Христу, несмотря на пытки и смерть, эти мужчины, женщины и дети провозгласили миру, что Господь - Иисус, а не кесарь. По словам Книги Откровения, "Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти" (12:11)."
|