| Мысль «Нового Века» на самом деле не так уж и нова, и двадцатый век - не первый случай, когда христиане были вынуждены реагировать на это напряжение религиозного учения. Одной из ранних форм мышления «Нового Века» был гностицизм, который процветал во втором и третьем веках, и одним из наиболее эффективных христианских ответчиков был Климент Александрийский.| 
 Богослов для мыслителей | 
 
 "Новая философия"
 
 Он родился Титом Флавием Клеменсом, скорее всего, у родителей-язычников в Афинах. Став взрослым, он искал истину у многих учителей в Греции, нижней Италии, Сирии, Палестине и, наконец, в Александрии, городе с миллионным населением. Там он сидел у Пантена, который учил христианству в свете научных учений того времени.
 
 Примерно в 190 году Климент открыл свою собственную "школу", которая больше походила на цикл конференций, растянутых на годы. Он преподавал "новую философию", которая обращалась к культурным и философским проблемам того времени. "Философия" не была такой уж новой — христианство, — но учение Климента о ней было. Он написал три книги, чтобы изложить свои взгляды.
 
 Его «Увещевание к грекам» было вводным философским сочинением для некрещёных, в котором он пытался показать разумность христианской веры. "Тогда прочь, прочь наше забвение истины!" увещевает он. "Давайте удалим невежество и тьму, которые, как туман, покрывают наше зрение, и получим видение истинного Бога".
 
 В "Наставнике" он обрисовал конкретные обязанности и этику, преподаваемые "Наставником" (то есть Логосом, или Христом): "Наше руководство в обучении и дисциплине – это служение Слова [Логоса, по-гречески], от которого мы учимся бережливости и смирению, а также всему, что относится к любви к свободе, любви к человеку и любви к совершенству".
 
 Его «Сборники» - это пёстрое лоскутное одеяло учений в передовой философии, этике и дисциплинированных инструкциях для "христианских гностиков", чтобы привести их к эзотерическому знанию (гнозису): "Человек понимания и различения, таким образом, является Гностиком. И его дело - не воздержание от того, что есть зло ... или делать добро из страха ... и больше он не должен делать этого из надежды на обещанное воздаяние ... но только творение добра из любви и ради собственного совершенства является выбором гностика".
 
 Если это звучит мистически, то так оно и есть. Климент стремился достичь литераторов своего времени, и гностицизм был в ярости. Он стремился представить христианскую веру в терминах, которые эти люди могли бы признать.
 
 
 
 Проблема богатства
 | 64 | Пожар Рима; Нерон начинает гонения |  
 | 110 | Игнатий Антиохийский мученик |  
 | 150 | Иустин Мученик посвящает своё «Первое Извинение» |  
 | 150 | Климент Александрийский родился |  
 | 215 | Климент Александрийский умирает |  
 | 215 | Ориген начинает писать |  
 Климент не тратил всё своё время на язычников, но также стремился помочь церкви. Одна из самых известных проповедей в истории - это проповедь Климента. В ней он попытался обратиться к повторяющейся в истории церкви проблеме, с которой христиане столкнулись впервые в его время: в свете притчи Иисуса о богатом молодом правителе, что богатые христиане должны делать со своим богатством? Климент избрал подход, который обсуждался, но с тех пор обычно соблюдался.
 
 Климент ставит этот вопрос следующим образом: "Поскольку вещи одного рода находятся внутри души, а вещи другого рода — вне её, и эти последние кажутся хорошими, если душа использует их хорошо, но если они используются плохо, - от чего из двух Он [Иисус] просит нас отказаться?"
 
 Он отвечает: "Господь допускает использование внешних вещей, приказывая нам отбросить не средства к жизни, а то, что плохо ими пользуется. И вот они ... немощи и страсти души".
 
 Другими словами, проблема заключается в нашем отношении к собственности (то есть в жадности), а не в самой собственности.
 
 Климент также выступал за использование изобразительного искусства в богослужении в то время, когда некоторые ранние христиане неохотно использовали живопись или рисунок, опасаясь, что внимание к их работе может представлять собой идолопоклонство. Климент пришёл к выводу, что христиане не должны изображать языческих богов, ни меча, ни лука, ни винных кубков, ни напоминаний о половой распущенности.
 
 Вместо этого: "Пусть наша эмблема будет голубем, или рыбой, или кораблём, несущимся по ветру, или лирой музыканта, или якорем корабля. И если будет рыбак, он напомнит нам апостола и маленьких детей, которых вытаскивают из воды".
 
 Кроме того, одним из самых ранних христианских гимнов является тот, который прилагается к «Наставнику» Климента: "Гимн Спасителя Христа". Его самое раннее исполнение в английском стихе (в 1846 году) появляется во многих гимнах сегодня как "Пастырь нежной юности". Три строфы, переведённые с греческого оригинала, дают яркую картину хвалы в александрийской церкви:
 
 Уздечки-удила необузданных жеребят,
 Крыло птиц, которые не сбиваются с пути,
 Верный Румпель кораблей,
 Пастырь царских ягнят!
 Собери Своих детей,
 Которые живут в простоте.
 Пусть они поют в святости.
 Пусть празднуют искренне,
 С устами, которые не знают зла.
 Христос, ведущий Своих детей!
 
 Его служение как в александрийской церкви, так и за её пределами резко оборвалось в 202 году, когда во время правления императора Септимия Севера начались гонения. Климент был вынужден бежать из города. Он поселился в Каппадокии и к 215 году умер.
 
 Но его влияние не прекратилось, когда закончилась его жизнь. Он был, по преданию, учителем Оригена, богословом, имевшим огромное влияние в следующем поколении. Его мистическое богословие, возможно, также повлияло на Псевдо-Дионисия, который был теологом, сформировавшим средневековый мистицизм. А в 1700-х годах Джон Уэсли обратился к изображению Климентом истинного гностика за помощью в описании христианского совершенства.
   |