Представьте себе, что вы пишете всеобъемлющую историю церкви за последние три столетия. Теперь представьте, что никто никогда не писал такой истории раньше, поэтому нет ни единой коллекции ключевых документов, ни книг, описывающих ключевые фигуры, ни хронологии основных событий, ни даже фиксированной системы дат. Когда Евсевий, епископ Кесарии, предпринял такую попытку, он почувствовал трепет: "Я чувствую себя не в состоянии отдать должное как первый, кто отважился на такое предприятие, путешественник по одинокому и нехоженому пути", - писал он во введении к “Истории Церкви” (или “Церковной истории”). "Но я молюсь, чтобы Бог направил меня и сила Господня помогла мне, потому что я не нашёл даже следов каких-либо предшественников на этом пути, только следы, в которых некоторые оставили различные рассказы о временах, в которые они жили".
За этот десятитомный труд Евсевий известен как "Отец церковной истории". Но в своё время он был в такой же степени творцом истории, как и её летописцем.
Преследования
Когда-то существовала биография Евсевия, написанная его преемником на посту епископа Кесарии, но, как и многие другие документы, она утеряна. Таким образом, мы ничего не знаем наверняка о ранней жизни этого историка. Он, вероятно, родился в Палестине, наверняка крестился в Кесарии и был рукоположен в пресвитера (старейшину) под руководством своего учителя и друга Памфила. Он так внимательно следил за этим приверженцем Оригена, что назвал себя Евсевием Памфилием, сыном Памфила.
Но в 303 году пришел Диоклетиан, который привлёк на него "великое преследование", и Памфил был замучен в течение семи лет. Евсевий тоже был заключён в
... Читать дальше »
"Вот, - проповедовал новоиспеченный священник, цитируя Плач Иеремии на похоронах своей жены, - я тот человек, который видел скорбь".
Действительно, начиная со смерти своего отца и кончая своей собственной, Джон Донн был свидетелем многих страданий. Чёрная чума неоднократно охватывала Лондон — три волны за время его 10-летнего пребывания на посту настоятеля собора Святого Павла — убивая десятки тысяч с каждым повторением. В течение нескольких месяцев Донн считал себя верной жертвой болезни. На протяжении всей своей жизни он противостоял финансовому краху, разрушению своей семьи, религиозным преследованиям и другим бедствиям. Тем не менее, он стал одним из величайших английских поэтов любви и одним из величайших проповедников 1600-х годов.
Эротические ранние дни
Донн родился в старой римско-католической семье, когда антикатолицизм был в разгаре в Англии. В возрасте 2 лет его двоюродный дед был повешен за то, что был священником, а его отец умер от более естественных причин, когда ему было 4 года. Его младший брат Генри умер в тюрьме, будучи арестован за укрывательство священника. Сам Донн, достойный внимания студент как Оксфорда, так и Кембриджа, получил отказ в получении степени в обеих школах из-за своей веры.
Юношеская реакция Донна на эти бедствия состояла в том, что он отверг свой католицизм. Но он также не принял протестантизм своей семьи. Вместо этого он прошёл грань между циничным бунтом и честным искателем истины, перечисляя ловушки различных конфессий и сект в своей первой книге стихов "Сатиры". В то же время он вёл наглую сексуальную жизнь, сочиняя одни из самых эротических английских стихов, когда-либо написанных.
Где-то в этот период Донн перешёл в Англиканскую церковь и в 1
... Читать дальше »
Для Уильяма Гладстона служение в политической жизни было "самым благословенным призванием". Однажды он сказал королеве Виктории: "Моя политическая или общественная жизнь - лучшая часть моей жизни: это та часть, в которой я осознаю величайшие усилия делать и избегать того, что Господь Христос хотел бы, чтобы я делал и избегал".
Святая и спорная политика
Он вырос в евангельской семье и в молодости посвятил свою жизнь Христу. Прежде чем начать политическую карьеру, он всерьёз подумывал о том, чтобы принять священный сан. Но когда он вошёл в парламент в 1832 году, он никогда не оглядывался назад. Его политическая карьера длилась более 60 лет.
Он занимал посты председателя совета по торговле, секретаря по делам колоний, канцлера казначейства и в течение четырёх различных сроков премьер-министра. Среди его многочисленных достижений было то, что он отстранил Ирландскую церковь, чтобы освободить католиков от необходимости платить налоги англиканской церкви, поддержал ирландский закон о земле, который защищал крестьянство, и добился важных реформ — конкурсного приёма на государственную службу, тайного голосования, отмены комиссий по продажам в армии, расширения образования и реорганизации судов.
Несмотря на такой успех, он был противоречивой фигурой. Его не любила королева Виктория, и у него было много политических соперников, включая великого Бенджамина Дизраэли. На протяжении многих лет Гладстон постепенно отказывался от традиционных убеждений “Тори” о важности ранга и привилегий — убеждений, которые горячо отстаивал Дизраэли. По мере того, как их разногласия расширялись, антипатия Дизраэли к Гладстону росла.
Когда Гладстон стал канцлером казначейства, Дизраэли (предыд
... Читать дальше »
За два года до смерти Джону Вулману приснился сон, в котором он услышал, как ангел объявил: "Джон Вулман мёртв". Проснувшись, он задумался о том, что означал этот сон. Затем он сказал: "Наконец я почувствовал, что божественная сила приготовила мои уста, чтобы я мог говорить, и тогда я сказал: "Я распят со Христом, не я живу, но Христос живёт во мне".
Он написал в своём дневнике: "Я понял ... что фраза "Джон Вулман мёртв" означала не больше, чем смерть моей собственной воле".
Такие сны и духовные озарения были характерны для Вулмана, которого сегодня помнят как одного из первых американских аболиционистов и самых глубоких мистиков.
Вулман родился в набожной квакерской семье, которая жила в маленькой квакерской деревне в Нью-Джерси. Духовный опыт пришёл рано: "Ещё до того, как мне исполнилось 7 лет, - писал он позже в своём дневнике, - я начал знакомиться с действиями Божественной Любви".
В возрасте 21 года он нанялся к торговцу, и два года спустя у него появилось больше духовных переживаний, которые он назвал "открытиями": "Примерно на двадцать третьем году моего возраста у меня было много свежих и небесных открытий в отношении заботы и провидения Всевышнего над Его творением в целом и над человеком как самым благородным из тех, которые видны".
Эта новая оценка вскоре была проверена, когда его работодатель попросил его написать купчую на чернокожую женщину. Вулман возразил, сказав своему работодателю, что, по его мнению, "содержание рабов является практикой, несовместимой с христианской религией". Поскольку он также чувствовал себя обязанным почтить своего хозяина, он сделал так, как ему было сказано. Но его совесть оставалась неспокойной, и в следующий раз, когда его попросили на
... Читать дальше »
Во время второго курса Лаймана Бичера в Йеле президент школы Тимоти Дуайт начал проповедническую кампанию против всепроникающего религиозного скептицизма школы. После дебатов под названием "Является ли Библия Словом Божьим?" Бичер отметил: "Всякая неверность пряталась и прятала голову". Когда Дуайт проповедовал: "Жатва прошла, лето закончилось, и мы не спасены", Бичер чувствовал, что на него "обрушилась целая лавина", и он пошел домой, "плача на каждом шагу".
Эта личная трансформация предвещала изменения, происходившие в американском христианстве, частью из которых он стал.
Прагматическая проповедь
Уроженец Коннектикута, Бичер получил лицензию конгрегационного священника, хотя его первым пасторством была пресвитерианская церковь в Ист-Хэмптоне, Лонг-Айленд. Молодой проповедник сначала был расстроен: "Моя проповедь, кажется, не работает", - жаловался он. - Я говорю против скалы". Но когда он проповедовал "Лекарство от дуэли" по случаю дуэли Аарона Берра и Александра Гамильтона в 1806 году, вспыхнуло небольшое оживление.
В 1810 году он начал пасторствовать в конгрегационалистской церкви в Литчфилде, штат Коннектикут, где выросла его репутация как пробужденца и социального реформатора. Он ревностно защищал право церкви на истеблишмент (штат Коннектикут финансировал конгрегационализм), но когда конгрегационализм был ликвидирован, он изменил своё мнение: "Это освободило церкви от зависимости от государственной поддержки. Это бросило их полностью на их собственные ресурсы и на Бога".
В его следующей церкви, церкви на Ганновер-стрит в Бостоне, главной проблемой был унитаризм, кот
... Читать дальше »
В 1666 году немецкий торговый центр Франкфурт-на-Майне приветствовал нового пастора. Всего в 31 год Филипп Спенер не только стал главным лютеранским проповедником в городе с населением 15 000 человек, но и руководил работой 11 других священнослужителей — четверо из них были вдвое старше его. Это было великолепное назначение для восходящей звезды.
Однако вскоре Спенер обнаружил, что “почти везде чего-то не хватает” в якобы христианском обществе, которое, казалось, слишком мало любило Бога и ближнего. Нельзя было смотреть на то, что осталось от реформации Мартина Лютера, сокрушался он, “без того, чтобы быстро не опустить [свои глаза] снова в стыде и горе”.
Но это суровое суждение прозвучало в книге, которая, в противном случае, вселяла надежду, что она вызовет одно из величайших движений обновления в истории церкви: пиетизм. Благодаря скромной, но мощной программе реформ, которая вдохновила энергичных последователей, Спенер в итоге занял место сразу за Лютером в немецкой религиозной истории, отцом-основателем движения, широко известного как “Вторая реформация". В то время как Спенер не основал никакой новой деноминации, влияние пиетизма простиралось далеко в пространстве — повсюду от Южной Азии до Северной Америки — и во времени, даже до евангеликов сегодня.
Рождённый в конфликте
Филипп Якоб Шпенер родился в 1635 году, в разгар самого разрушительного конфликта на тот момент в европейской истории: Тридцатилетней войны (1618-1648), в результате которой погиб каждый четвёртый немец. Хотя его родная провинция Эльзас была в значительной степени безопасна, Спенер проведёт свою жизнь, пастырствуя над людьми, всё ещё оправляющимися от демографических, экономических и дух
... Читать дальше »
Она резюмировала историю, которую другие критиковали как скучную: "Итак, это набросок официальной истории — разговор о том времени, когда Бог был неудачником и был побеждён, когда подчинился условиям, которые Он поставил, и стал человеком, похожим на людей, которых Он создал, и люди, которых Он создал, покалечили Его и убили Его".
Как будто она ещё не высказала свою точку зрения, Дороти Сэйерс продолжила: "Это догма, которую мы находим такой скучной — эта ужасающая драма, в которой Бог является жертвой и героем".
Вы почти слышите паузу после этого; затем она заключает: "Если это скучно, то что, во имя всего святого, достойно называться захватывающим?"
Сэйерс никогда не находила ни христианство, ни саму жизнь скучными. Этот тип страстного спора, обычно сопровождаемого острым юмором, был типичен для Сэйерс, как и страстная жизнь. Казалось, к чему бы она ни приложила руку, это увенчалось успехом; мы можем быть благодарны, что христианская апологетика была одной из её многочисленных страстей.
Автор детективов
Она родилась в Оксфорде, единственным ребёнком преподобного Генри Сэйерса. Она получила стипендию в колледже Сомервилл в Оксфорде и в 1915 году окончила его с отличием первого класса по современным языкам.
Рутина и изоляция академических кругов вряд ли привлекали её, поэтому она присоединилась к Blackwell, оксфордским издателям, а затем стала копирайтером в лондонской рекламной фирме Bensons. Она выбрала правильный путь, будучи в значительной степени ответственной за успешную национальную кампанию за горчицу Колмана; она поддерживала интерес общественности к продукту, рассказывая истории о членах воображаемого “Клуба Горчицы” (таких как лорд Бэкон и Кукхэм, и ле
... Читать дальше »
С профессиональной точки зрения жизнь Уильяма Лоу, казалось, закончилась, когда ему было 28 лет. Сын преуспевающего бизнесмена, Лоу получил отличное образование в Кембридже и имел впереди солидное будущее в качестве учёного или священника. Затем королева Анна умерла, не оставив наследника. При восшествии на английский престол германского Георга I Лоу отказался присягнуть на верность. Как "не присяжный", Лоу был вынужден отказаться от своей стипендии и был лишен дальнейшего продвижения в Англиканской церкви или в любом академическом учреждении.
Внешняя структура его жизни до его смерти 47 лет спустя легко передаётся. В течение многих лет он был наставником Эдварда Гиббонса, отца известного историка. Когда Эдвард “ушел домой”, Лоу удалился в свой семейный дом, где посвятил свою жизнь писательству. Целомудренный, строгий и одинокий, Лоу оттачивал свои писательские навыки.
Правила жизни
Будучи молодым, готовящимся к поступлению в университет, Лоу написал список из 18 правил, которыми он руководствовался в своей жизни. Он включал в себя приверженность воле Божьей, главенство Священного Писания, ценность времени, недоверие к миру, воздержание во всём, смирение и милосердие, молитву и постоянное самоисследование.
Очевидно, Лоу не был продуктом своего возраста. В английской церкви враждовали католические, англиканские и пуританские группировки. Мораль и благочестие были правильными по форме, но во многих отношениях лишенными духовной страсти. Многим больше нравилась "философская религия" — деизм или рационализм. Лоу не потерпел ничего подобного. Что касается "философской религии", напри
... Читать дальше »
Это была самая продаваемая религиозная книга в течение трёх лет после её публикации в 1907 году; всего было продано около 50 000 экземпляров. Более важным, чем популярность, было влияние. Как выразился всемирно известный нью-йоркский проповедник Гарри Эмерсон Фосдик, эта книга "так остро поразила интеллект и совесть ... что она открыла новую эру в христианской мысли и действиях".
Эта книга была книгой Вальтера Раушенбуша "Христианство и социальный кризис", и эта книга катапультировала Раушенбуша и его "социальное евангелие" в сознание нации, послание, которое он оттачивал в течение примерно 20 лет, начиная со своей первой пастырской должности.
Два преобразования
Раушенбуш родился в Рочестере, штат Нью-Йорк, в семье лютеранского миссионера, ставшего немецким баптистом. "Я вырос в очень религиозной семье, и я благодарю Бога за это", - сказал он. "У нас каждый день была домашняя религиозная служба". После периода бунтарства в юности он сказал: "Я пришёл к своему Отцу, начал молиться о помощи и получил её. У меня есть свой собственный религиозный опыт". Хотя позже он интерпретировал этот опыт обращения через призму теологического либерализма, он ценил этот "нежный, таинственный опыт", как он его называл, всю свою жизнь.
Он учился в Германии, а затем в Соединённых Штатах, и после выбора профессии он решил: "Теперь я больше не надеюсь стать учёным богословом и писать большие книги", - писал он в то время. "Я хочу быть пастором, сильным с людьми, проповедующим им Христа как человека, в котором их привязанности и энергия могут найти удовлетворение, о котором стонет человечество".
В 1885 году он стал пастором “Второй нем
... Читать дальше »
О, благодать, спасён тобой
Я из пучины бед;
Был мёртв и чудом стал живой,
Был слеп и вижу свет. (русский перевод взят с baptistru.info)
Хотя некоторые сегодня задаются вопросом, является ли слово "пучины" гиперболой или немного драматической вольностью, Джон Ньютон, автор песни, явно этого не делал.
Работорговец
Ньютона воспитывала мать-христианка, которая учила его Библии в раннем возрасте, но он был воспитан по образу и подобию своего отца после того, как она умерла от туберкулеза, когда Ньютону было 7 лет. В возрасте 11 лет Ньютон отправился в своё первое из шести морских путешествий с капитаном торгового флота.
Ньютон потерял свою первую работу, в торговой конторе, из-за "неустроенного поведения и нетерпения сдерживаться" - модель, которая сохранится в течение многих лет. Он провёл свои последние подростковые годы в море, прежде чем в 1744 году его насильно захватили на борту "Харвича". Ньютон восстал против дисциплины королевского флота и дезертировал. Его поймали, заковали в кандалы и выпороли. В конце концов он убедил начальство отправить его на корабль работорговцев. Придерживаясь свободомыслящих принципов, он оставался высокомерным и непокорным, и он жил с моральным отказом: "Я грешил по-крупному, - писал он позже, - и я сделал своим занятием искушать и соблазнять других".
Он устроился на работу к работорговцу по имени Клоу, который владел плантацией лимонных деревьев на острове у берегов Западной Африки. Но Клоу
... Читать дальше »
Когда в 1833 году умер великий английский государственный деятель Уильям Уилберфорс, одним из тех, кто присутствовал на его похоронах, был Энтони Эшли Купер, впоследствии лорд Шефтсбери. По словам биографа Джона Поллока, "Таким образом, два крестовых похода и жизнь двух великих социальных реформаторов соприкоснулись кратко и символически ... конец и начало". Если Уилберфорс был одним из величайших христианских политиков своей эпохи, то Шефтсбери был одним из величайших его современников.
Холодный дом
В отличие от Уилберфорса, Шефтсбери был набожным христианином, когда стал членом парламента в 1826 году. Он чувствовал, что Бог призвал его "посвятить все преимущества, которые он мог бы дать ... делу слабых, беспомощных, как людей, так и животных, и тех, у кого не было никого, кто мог бы им помочь".
Однако он не получил эту веру от своих родителей. Родившись сыном шестого графа Шефтсбери, он вырос в доме, лишенном родительской любви. Практически всё, что он знал о любви, он испытал благодаря доброте горничной по имени Мария Миллис. Именно с неё он позже проследил начало своего евангельского христианства.
Через два года после вступления в парламент Шефтсбери начал свои усилия по смягчению несправедливости, вызванной промышленной революцией, которая включала в себя законы, запрещающие работу женщин и детей в угольных шахтах, предоставляющие уход за душевнобольными, устанавливающие десятичасовой рабочий день для фабричных рабочих и запрещающие использование мальчиков в качестве трубочистов.
В частном порядке он продвигал строительство типовых жилых
... Читать дальше »
В конце 1700-х годов, когда Уильям Уилберфорс был подростком, английские торговцы совершали набеги на африканское побережье Гвинейского залива, захватывали от 35 000 до 50 000 африканцев в год, переправляли их через Атлантику и продавали в рабство. Это был прибыльный бизнес, от которого зависели многие влиятельные люди. Один публицист Вест-индской торговли писал: "Невозможность обойтись без рабов в Вест-Индии всегда будет препятствовать прекращению этой торговли. Таким образом, необходимость, абсолютная необходимость продолжать это, должна, поскольку нет другого, быть оправданием этому".
К концу 1700-х годов экономика рабства настолько укоренилась, что лишь горстка людей считала, что с этим можно что-то сделать. В эту горстку входил и Уильям Уилберфорс.
Обретение цели
Это удивило бы тех, кто знал Уилберфорса в молодости. Он вырос в окружении богатства. Он был уроженцем Халла и получил образование в колледже Святого Иоанна в Кембридже. Но он не был серьёзным студентом. Позже он размышлял: "Столько же усилий было приложено, чтобы сделать меня праздным, сколько когда-либо было приложено, чтобы сделать меня прилежным". Сосед по Кембриджу добавил: "Когда он [Уилберфорс] возвращался поздно вечером в свои комнаты, он приглашал меня присоединиться к нему ... Он был таким обаятельным и забавным, что я часто просиживал с ним полночи, что сильно вредило моему посещению лекций на следующий день".
Тем не менее Уилберфорс имел политические амбиции и благодаря своим связям сумел выиграть выборы в парламент в 1780 году, где у него завязалась прочная дружба с Уильямом Питтом, будущим премьер-министром. Но позже он признался: "Первые годы в парламенте я ничего не делал — ничего не делал с какой-л
... Читать дальше »
Пастор Колин Уркхарт, христианский оратор и писатель, который был особенно влиятелен в харизматическом движении Великобритании, умер от рака.
В понедельник (13.09) один из ведущих современных христианских авторов, учителей и страстных сторонников пробуждения Царства “мирно скончался и отправился к Господу”, согласно заявлению церкви "Kingdom Faith", которую он основал.
Колин родился в 1940 году в Твикенхеме, Англия, и стал ведущей фигурой в харизматическом движении обновления в 1960-х и 1970-х годах, будучи викарием церкви Св. Хью в Лутоне. Именно здесь он впервые пережил мощный сезон, который многие назвали бы “пробуждением” или “обновлением”. Это посещение привело ко многим сообщениям о сверхъестественном исцелении и излиянии Святого Духа, история того периода стала бестселлером и очень влиятельной книгой "Когда приходит Дух".
К 1980-м годам Колин стал широко известен как автор и оратор на харизматических конференциях по всему миру, написав более 45 книг за более чем пять десятилетий служения, в том числе множество бестселлеров и даже новый перевод Нового Завета под названием "Истина".
Это было в конце 1980-х годов, когда история Колина вплелась в мою собственную.
Однажды в 1989 году в доме моих родителей зазвонил телефон, и я был поражен, узнав, что это Колин Уркхарт, уже известная фигура в британском христианском мире, просит меня присоединиться к нему в качестве лидера поклонени
... Читать дальше »
Она потратила почти четверть века на разработку письменности и Священных Писаний для деревни Папуа-Новой Гвинеи.
Мэрилин Ласло всегда считала себя “деревенской девчонкой”. 88-летняя женщина умерла на прошлой неделе всего в нескольких милях от девятиакрового участка её семьи за пределами Вальпараисо, штат Индиана. Но известие о её смерти было наиболее глубоко воспринято в деревне на другом конце света.
Миссионер и переводчик Библии, известная своей смелой верой, Ласло провела 24 года, живя в деревне Хауна в Папуа-Новой Гвинее. Там она сформулировала письменный язык и перевела Библию для некогда недостижимого народа Сепик Ивам, начав с вырезания слов на банановых листьях.
Когда она скончалась от болезни Альцгеймера 9 сентября, деревенские лидеры начали пятидневный траурный ритуал под названием “домашний плач” в честь Ласло, покрывая себя грязью, скорбя и планируя поминовение женщины, которая навсегда изменила их общину.
Усилия по служению, которые она начала в Хауне более 50 лет назад, включая церковь, школу и клинику, продолжаются и по сей день. Они превратили прибрежную деревню в центр региона. Вплоть до вспышки COVID-19 сестра Лазло и партнер по служению Ширли Киллоски преподавала и служила в Хауне полный рабочий день.
“Наследие Мэрилин по-прежнему затрагивает жизнь в деревне Хауна и во всём мире”, - сказал Джон Чеснат, президент и генеральный директор Wycliffe Bible Translators. Ласло была направлена в Хауну через Wycliffe в 1967 году, а затем работала спикером служения, прежде чем основать свою организацию, «Миссионерской лиги Ласло», в 2003 году. “Слава Богу, что эта верная служанка сейчас находится в присутствии своего Спасителя”.
История Ласло о стойкости перед лицом сложной миссии была пересказана в документальных фильм
... Читать дальше »
На самом деле это была просто остановка. Просто местом, где можно переночевать по пути из Испании в Данию. Но Доминик уже стал известен своим дружелюбием, и он завязал разговор с хозяином гостиницы. Как оказалось, его хозяином был альбигойец, который верил, что два высших существа, Добро и Зло, доминируют над духом и материей соответственно. Что бы ни касалось тела, будь то еда, обладание мирскими благами или даже брак, по сути, являлось злом, сказал хозяин гостиницы Доминику.
Молодой приор был поражен вековой ересью и провёл ночь, обсуждая с ним убеждения этого человека. К рассвету трактирщик был готов вернуться в ортодоксию. И у Доминика появилась новая миссия: обращение альбигойцев.
Помогая нуждающимся
Доминик, Доминго де Гусман на своём родном языке, происходил из знатной семьи в Кастилии, Испания. В 14 лет, как это было типично для тех, кто так поступил, его отправили в университет Паленсии, где он изучал искусство и теологию. Он был превосходным учёным, и его книги, тщательно аннотированные его собственной рукой, были его единственной ценной собственностью. Однако если и было что-то, что он любил больше, чем учёность, так это забота о нуждающихся. Однажды он продал свои книги, чтобы помочь военным беженцам.
"Я не мог ценить мёртвые шкуры, когда живые шкуры голодали и нуждались", - сказал он.
В возрасте двадцати пяти лет Доминик был рукоположен в сан священника и служил каноником (своего рода странствующим священником для приходов без такового) в течение девяти лет. В 1199 году он был избран субприором своего капитула, а затем сменил настоятеля Диего д'Азеведо, когда тот стал епископом.
Именно во время поездки с Диего, чтобы устроить брак принца Кастильского с
... Читать дальше »
"Душа Христова, сделай меня святым". Так гласит первая строка молитвы, которую Игнатий Лойола рекомендует тем, кто занимается его Духовными Упражнениями, одной из самых влиятельных молитвенных книг в истории церкви — она всё ещё публикуется и ей следуют примерно через 460 лет после того, как он впервые задумал её.
На самом деле, всё, к чему прикасался Игнатий, казалось, выделялось как нечто особенное: орден, который он основал, Общество Иисуса, стал одним из самых влиятельных католических орденов.
И всё же короткая молитва Игнатия подводит итог не только его наследию, но и его личности.
Предаваясь тщеславию
Он родился как Иньиго Лопес де Лойола в знатной и богатой баскской семье и был послан к испанскому двору, чтобы стать пажом. Он с энтузиазмом воспринял придворную жизнь, изучал оружие, азартные игры и придворную любовь — он был "человеком, преданным суете мира", - писал он позже в своей автобиографии, "чьё главное наслаждение состояло в боевых упражнениях, с большим и тщетным желанием завоевать славу".
В битве с французами за испанский город Памплона в него попало пушечное ядро размером с кулак. Сто восьмидесяти сантиметровому Иньиго помогли вернуться в Лойолу французские солдаты (которые восхищались его храбростью). Он перенёс операцию по восстановлению правого колена и удалению выступающей кости. Семь недель он лежал в постели, восстанавливая силы.
В это время он начал читать духовные книги и рассказы о подвигах Доминика и Франциска. В одной книге цистерцианского монаха духовная жизнь была задумана как жизнь святого рыцарства; эта идея очаровала Иньиго. Во время своего выз
... Читать дальше »