Смешанные мотивы и странные учения четырёх отъявленных еретиков.
|
Валентинус
(2 век)
От кандидата на папский престол до ведущего гностика
Блестящий богослов, преподававший в Александрии (Египет), Валентин переехал в Рим примерно в 136 году н.э. и быстро стал кандидатом в папы, тогда известным как епископ Рима. Он не только не был избран, но и был отлучен от церкви, когда позже стал лидером ереси, известной как гностицизм, которая учила, что лишь немногие избранные получают гнозис (“знание” по-гречески) от Бога о том, как найти спасение.
С этим убеждением Валентин приступил к переосмыслению Библии — неправильному толкованию, обвиняемому такими критиками, как Ириней и Тертуллиан. Для Валентина самые важные уроки Писания исходили не из очевидного смысла, а из символики, скрытой за словами. Этот метод толкования Библии, называемый аллегорией, позволил Валентину создавать сложные истории и учения, которые стирали границы между христианством, мистицизмом, философией и иудаизмом.
Например, к наброску Книги Бытия о Сотворении Мира Валентин добавил ряд деталей. На протяжении веков, согласно Валентину, Бог создал 15 духовных пар, которые олицетворяли такие божественные качества, как доброта и истина. Одно существо, София (по-гречески “мудрость”), отвергла своего партнера, потому что её единственной страстью было знать всё о Боге. Сама она зачала и родила уродливого ребенка, которого назвала Иалдаваоф (вероятно, что означает “Дитя Хаоса”). Из элементов творения её сын (божество, изображенное в Ветхом Завете) создал тёмный мир человечества и вселил в него оцепенение по отношению к Богу. Иисус, великий Божий пророк, пришёл, чтобы пробудить людей к “глубоким вещам Божьим”.
Для Валентина и других гностиков не было никакого смешения духовного мира с физическим. Таким образом, они отвергли воплощение, распятие и телесное воскресение Иисуса.
Валентинианство выдерживало беспощадную полемику со стороны отцов церкви в течение первых нескольких столетий нашей эры, а затем кануло в лету — до 1945 года.
До тех пор всё, что мы знали о Валентине, исходило от его критиков. Но среди 52 документов, найденных в руинах того, что, возможно, было гностическим монастырем близ Наг-Хаммади (Египет), есть книга, написанная Валентином или его последователями. Называемая “Евангелием Истины”, она читается как проповедь и опирается на Евангелия и писания Павла.
Новатиан
(ок. 200-258)
Боролся за чистую церковь слишком усердно
Весной 251 года римский епископ был убит — римляне приняли мученическую смерть во время новой волны преследований. Но набеги с севера временно отвлекли внимание империи, так что христиане вздохнули с облегчением. Два вопроса сразу же встали перед церковными лидерами: (1) Кого они должны избрать новым епископом Рима? (2) Что они должны делать с “отпавшими христианами”, теми, кто отрёкся от своей веры во время гонений?
Новатиан был ведущим церковным деятелем в Риме, блестящим богословом и очевидным кандидатом на пост папы. Но он не был избран, возможно, из-за своей непопулярной, жесткой позиции в отношении истекшего срока полномочий. Он сказал, что они никогда не смогут быть вновь приняты в церковь, и сослался на слова Иисуса: “кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным”.
Киприан, епископ Карфагена, крупного североафриканского города, не согласился. Он назвал Новатиана “врагом милосердия, разрушителем покаяния”. Влиятельный африканский епископ поддержал Корнелия, который был избран папой римским. Корнилий верил, что отпавший может быть восстановлен в церкви, если покается и наложит епитимью, основанную на серьёзности проступка. Христиане, которые приносили жертвы на римских алтарях, подвергались самой суровой епитимье.
Местные сторонники Новатиана сплотились вокруг своего человека и избрали его папой римским. Корнелиус немедленно отлучил его от церкви. Оба добивались признания церковных лидеров за рубежом. В процессе последователи Новатиана превратились в отдельную церковь с епископами и конгрегациями по всей империи.
Новациан бежал из Рима во время новых преследований, начавшихся в конце 251 года. Оставаясь верным своим убеждениям, он принял мученическую смерть во время очередного раунда преследований примерно семь лет спустя. Церковь Новатиана просуществовала около четырёх столетий, пока мусульманские захватчики не вторглись на запад и не вырезали тех, кто отказался принять ислам.
Павел Самосатский
(Епископ Антиохийский, ок. 260-268)
Епископ, любящий роскошь
Из своего скромного начала в деревне Самосата, на территории нынешней южной Турции, Павел превратился в церковного лидера. Когда он был избран епископом Антиохии (в современной Сирии), он был главным финансовым директором королевы Зенобии Пальмирской.
Каким-то образом он сколотил состояние. Его критики говорили, что это произошло из-за получения взяток. Каким бы ни был источник денег, он быстро заработал репутацию епископа, любящего роскошь, - по крайней мере, по мнению ранних церковных критиков, которые, как известно, преувеличивали безнравственность еретиков.
Но не только это поведение, осуждённое как неподобающее епископу, привело к трём церковным конференциям за пять лет, но и его богословие. Павел, по-видимому, верил, что Иисус был Богом не больше, чем пророки, и по этой причине он запретил петь гимны Иисусу. Иисус, проповедовал епископ, был “обычным человеком”, на которого “пришло Слово и обитало”, а не тем, кто достоин поклонения.
Критики Павла говорили, что епископ понимал Троицу как союз Отца, Мудрости (Духа) и Слова (Логоса). Мудрость и Слово пребывают в Отце, сказал Павел, как разум пребывает в человеке. Мудрость и Слово не являются отдельными личностями, объяснил он; они существуют внутри Отца. Павел сказал, что именно Божий дар Слова уникальным образом вдохновил и наделил силой Иисуса.
Епископ уклонился от вопросов, которые ему задавали первые два собора, но членам собора 268 года удалось вытянуть из него достаточно ответов, чтобы убедить большинство в том, что он на самом деле еретик. Они низложили его и избрали нового епископа.
У королевы, однако, были другие планы. Будучи верным союзником Павла, она сохранила его в качестве епископа. Четыре года спустя, когда Рим разгромил царицу, римский военачальник заставил Павла уйти в отставку и изгнал его из города. Ученики Павла, называемые павлианистами и самосатинцами, собирались как секта, пока в следующем столетии большинство из них не присоединились к богословски родственным арианам.
Пелагий
(ок. 354 - после 418)
Он боролся с распущенной моралью с помощью плохой теологии
Когда британский монах Пелагий переехал в Рим примерно в 380 году, ему не понравилось то, что он увидел. Исповедующие христианство, снедаемые жаждой роскоши и богатства, не стыдились предлагать и принимать взятки. Их страсть к материализму сочеталась с их апатией к духовным вопросам, таким как благочестивая жизнь.
Блестящий и сильный духом Пелагиус считал, что эта извращенная этика естественным образом выросла из господствующей теологии, которая подчеркивала Божью благодать и утверждала, что люди неспособны к святой жизни. Пелагий и его последователи утверждали обратное.
Подчеркивая свободную волю, которую Бог дал человечеству, пелагиане отвергали предопределение, а также первородный грех - веру в то, что грех Адама и Евы духовно осквернил человеческую расу. Они учили, что грех Адама и Евы затронул только их, и что люди рождаются без греха и со свободой выбирать свой собственный жизненный путь.
Многие богословы, такие как Иероним и Августин, уважали жизнь и намерения Пелагия. Пелагий, сам набожный монах, убедил многих богатых римлян поступить так же, как он, и отказаться от своего имущества.
Но по мере распространения пелагианства оно становилось всё большей проблемой для церкви, и стареющий Августин усердно работал, чтобы остановить его. В опасности, считал Августин, находилось учение о благодати. Если люди рождаются без греха, то зачем им Божья благодать? И почему бы не позволить человечеству спасти себя, проявив свободную волю и решив жить святой жизнью? Библеист Иероним присоединился к Августину в осуждении Пелагия, назвав его “тучной собакой... отягощенной... кашей”.
Папа Иннокентий I отлучил Пелагия от церкви в 417 году. Хотя новый папа Зосима ненадолго восстановил монаха в должности в 418 году, Зосима столкнулся с такой бурей со стороны африканских епископов, где жил Августин, что передумал и написал письмо, осуждающее британца.
Пелагий исчез из истории, хотя его учение просуществовало ещё столетие. Проблемы, поднятые пелагианством, неоднократно возникали в Средние века и вновь вспыхнули во время Реформации.
Stephen Miller - независимый писатель и бывший редактор журнала Illustrated Bible Life. Он является членом редакционно-консультативного совета журнала "ХРИСТИАНСКАЯ ИСТОРИЯ".
|