Через столетие политических потрясений и разочарований волны китайских интеллектуалов пришли ко Христу
|
На протяжении более 100 лет крошечная культурная элита Китая боролась с ролью христианства в обществе. Традиционные учёные, получившие столетие назад образование в спонсируемом государством конфуцианстве, как правило, отвергали христианство как иностранное учение. Но новые профессионалы 1910-х и 20-х годов, а также растущий средний класс были привлечены христианством как способом построения сильного современного Китая. Их первоначальный вопрос часто звучит так: "Что христианство может сделать для Китая?" Для некоторых этот утилитарный подход становится личным духовным путешествием. Эта модель представляет собой приливную волну интереса во времена политических потрясений, за которой следует отлив, часто из-за антизападного национализма. Третий из этих приливов и отливов бушует сегодня в китайском обществе.
Золотой век протестантизма
Сто лет назад учёные-чиновники потеряли надежду на возрождение династии Цин. Поскольку Китаю приходилось конкурировать с Западом на его собственных условиях, чтобы выжить как нация, семьи начали отправлять своих детей в школы западного образца, часто христианские, в Китае и США. Современное образование предлагало английский язык, естественные науки и новые профессии, такие как медицина, юриспруденция и журналистика. Христианская нравственная учебная программа часто была неотъемлемой частью пакета.
YMCA привлекла западных лекторов по научным и социальным вопросам, привлекая широкую общественность, а также студентов. Христианские добровольные ассоциации возглавляли движения против социального зла, такого как ограничения деформации ног и торговля опиумом, и предлагали социальные услуги бедным фермерам и рабочим-мигрантам. Т. М. Фан, китайский реформатор, был редактором популярных христианских журналов, которые пропагандировали воспитание характера и общественную мораль.
Революцию 1911 года, в результате которой была создана Китайская Республика, возглавил врач-христианин с западным образованием Сунь Ятсен. Сегодня его почитают как "отца нации". Несмотря на последовавшие за этим бурные годы, гражданское общество расцвело, и христианство стало частью всемирной волны оптимистической веры в постепенный прогресс человечества через образование, гражданственность и социальные реформы. Такие надежды рухнули после того, как национальные интересы Китая были преданы в конце Первой мировой войны, когда Запад передал часть территории Китая под контроль Японии. В 1922 году коммунисты и анархисты протестовали против Конференции Всемирных студенческих христианских федераций в Пекине. После трёх других антихристианских движений многие миссионеры покинули Китай.
Пробуждение в университетах быстро распространилось среди образованных китайцев во время гражданской войны 1945-49 годов. Китайское межвузовское евангельское христианское студенческое братство (IV-China) было открыто в июле 1945 года на летней конференции в Чунцине, столице военного времени. В нём приняли участие 160 студентов, представляющих 40 из 60 университетов Китая.
Кэлвин Чао (Чжао Цзюньин), генеральный секретарь IV-China, провёл мощные евангелизационные кампании в Чэнду, провинция Сычуань, где расположены два великих университета и где во время войны находилось убежище для пяти других. 168 студентов стали христианами за четыре дня. Их сердца и умы были открыты после того, когда они жили в качестве беженцев и видели отчаянную нищету в горах юго-западного Китая. В июле 1947 года 350 студентов из всех китайских университетов собрались на IV конференцию за пределами Нанкина. Чао начал с напоминания о том, что христиане должны готовиться к преследованиям за имя Иисуса. Заключительные свидетельства вызвали оживление среди студентов.
Несмотря на растущую политическую напряженность, студенческая работа продолжалась почти в 80 кампусах, с библейскими уроками, ретритами и радиопередачами. Учение было сосредоточено на 1-м послании Петра, которое подготовило церковь первого века к гонениям, и на молитве. Националисты подозревали, что IV-China скрывает коммунистов среди своих членов, а коммунисты хотели подавить преданность студентов Христу. Работники кампуса спонсировали первую (и последнюю) общегородскую евангелизационную кампанию в Пекине летом 1948 года и организовали столовые и евангелизационные центры в городских лагерях беженцев.
После прихода к власти коммунистов в 1949 году преподаватели, сотрудники и студенты должны были посещать политические учебные группы. Тем не менее, студенты могли продолжать проводить молитвенные собрания и конференции до 1955 года, когда наступила тишина. Серия политических кампаний, кульминацией которых стала Культурная революция, была нацелена на элитные классы, пытаясь сломить их привязанность к Западу. С 1966 по 1976 год все школы были закрыты, а профессора и студенты были отправлены в сельскую местность учиться у крестьян.
Когда в 1978-1979 годах начали вновь открываться школы и церкви, многие китайцы поблагодарили миссионеров, которые помогли им подготовиться к преследованиям: "То, что вы сделали для нас в Пекине, было совершенно правильно для нас, молодых китайских христиан в то время". Один студент-медик, который сохранил верность свидетельству, несмотря на 12 лет тюремного заключения, стал исследователем рака и лидером многочисленных домашних церквей. Профессор Фэн Сижан, известный физик-ядерщик, получивший образование в США, вышел на пенсию, чтобы вести библейские занятия в церкви университетского округа, наставляя следующее поколение лидеров-мирян.
Духовный поиск после Мао
К 1980 году официальные образовательные обмены возобновились. Сначала за границу уехали старшие учёные, за ними последовали аспиранты, пока в любой конкретный год за границей не оказалось почти 100 000 человек. Увлечение Западом вызвало любопытство к его культурным корням в христианстве.
После посещения церковной службы в Кембридже, Англия, в 1979 году астрофизик Фанг Личжи написал: "Китайские интеллектуалы кое-что знают о Ренессансе, но очень мало о Реформации. ...Реформация, безусловно, оказала не меньшее влияние, чем Ренессанс, и на самом деле они неразрывно связаны". Десять лет спустя Фанг искал убежища в американском посольстве в Пекине после того, как его обвинили в подстрекательстве к Демократическому движению — серии массовых протестов, возглавляемых студентами и интеллектуалами, призывающими к правительственной реформе.
4 июня 1989 года китайская армия разгромила демонстрацию на площади Тяньаньмэнь, убив сотни молодых людей и арестовав многих. Это насилие, за которым последовал крах европейского коммунизма в 1990-1991 годах, разрушило надежды многих людей на постепенные демократические реформы. Они стали более серьёзно относиться к христианскому учению, поскольку оно давало реалистичное понимание греха. "Христианская лихорадка" быстро распространялась. Западные преподаватели английского языка в Китае сыграли важную роль в демонстрации и объяснении силы самоотверженной любви.
До трагедии Четвертого июня китайские учёные и студенты в Северной Америке начали посещать занятия по английскому языку, обеды и изучение Библии, организованные служителями кампуса. Однако у многих остались глубокие шрамы от маоистского прошлого, и они не хотели снова доверять какой-либо доктрине. Они также знали, что их действия отслеживаются и могут быть использованы против них, когда они вернутся в Китай. Но после 1989 года многие другие китайцы за рубежом стали христианами. Журналы на китайском языке как для ищущих (Зарубежный кампус), так и для верующих (Христианская жизнь ежеквартально) предлагали убедительные свидетельства. Один китайский учёный написал: "Я лично считаю, что у Китая не было бы будущего без принятия христианства". Со временем китайские выпускники, которые остались в США в качестве молодых работающих специалистов, создали свои собственные церкви.
Ряд демократических активистов, бежавших из Китая в 1989 году, стали христианами. Юань Чжимин писал, как он был потрясён, столкнувшись с ожесточенной борьбой за власть и славу среди своих демократических товарищей, а также обнаружив, что их идеализированное западное общество было ущербным. Юань впервые испытал безусловную любовь в группе по изучению Библии в Принстоне. Он принял крещение и поступил в семинарию. Он пришёл к выводу, что экономическая модернизация и демократические институты бесполезны без личного возрождения и трансцендентной веры в высшую власть Бога. С этой целью Юань выпустил серию мощных фильмов, которые обращают тысячи китайцев ко Христу.
К концу 1990-х годов протестантизм рос в Китае быстрее, чем любая другая система верований. Городские домашние церкви, созданные группами, которые распространились в кампусах в течение 1990-х годов, обеспечивают систему поддержки для молодых специалистов и их семей, а также вернувшихся учёных. Хотя эти христианские группы не зарегистрированы в правительстве, они встречаются в квартирах, арендуют коммерческие помещения для проведения специальных мероприятий и проходят обучение в семинариях китайского языка по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону. Они участвуют в растущем "виртуальном сообществе" христианских веб-сайтов, баз данных, блогов, онлайн-консультаций и молитвенных чатов.
Христианство затрагивает все слои и уровни общества. Университетские гуманитарные факультеты создали около 100 центров изучения религии, а конференции и полевые исследования начали изучать отношения между верой и экономикой или религией и правом. Некоторые преподаватели стали "скрытыми" христианами, которые, как и другие государственные служащие, пока не могут рисковать креститься или посещать церковь. Китайские христианские писатели и художники начинают сочинять свои собственные романы, стихи, музыку и драмы. Оба основателя китайского отделения ПЕН-клуба, международной ассоциации писателей, являются христианами. Одна известная журналистка и общественный критик больше не удивляется, когда её друзья объявляют: "Во синь цзяо", что буквально означает "Я религиозно верующий" — все знают, что это означает, что они новые христиане.
В юридической профессии появляется всё больше новых протестантов. Они хотят формировать правовую культуру посредством просвещения общественности и обеспечения справедливости в судах. Многих вдохновляют христианские принципы ненасильственного сопротивления Мартина Лютера Кинга. Даже профессионалы бизнеса делятся своими свидетельствами в глянцевых деловых журналах в Китае. Г-н Цао - один из нескольких миллионеров, сделавших себя самими, которые обрели новую идентичность и надежду во Христе и которые теперь финансируют проекты в области здравоохранения и образования для сельской бедноты.
Зарождающаяся церковь в Китае
В то время как китайцы ищут новую социальную философию в этом новом столетии, воскресшая церковь Китая приносит надежду на будущее. Общественное мнение о христианстве превратилось из негативного в позитивное. Верующие сообщают: "Многие люди, включая высокопоставленных правительственных чиновников, придерживаются мнения, что христиане играют важную роль в решении таких вопросов, как семья, брак, межличностные отношения, злоупотребление наркотиками и алкоголизм".
Люди хотят создать новую общественную мораль для борьбы с безудержным эгоцентризмом, сексуальной распущенностью, материализмом, коррупцией и цинизмом. Один профессор религии считает, что только христианская система предлагает как высшую цель для личности, так и позитивные социальные ценности, помогает китайцам идентифицировать себя с глобальной современностью и сохраняет консервативные моральные ценности, включая приоритет семьи. Старший научный сотрудник, опросивший пекинских христиан, пришел к выводу, что христианский дух смиренной любви к Богу и любви к другим "может помочь людям превзойти самих себя и стать лучшими личностями. Христианское влияние может быть достигнуто только через отдельного христианина, который действует как "соль и свет"".
Соль и свет
Во время Золотого века китайского протестантизма (1900-1925) многие китайские христиане учились в США и вернулись, чтобы служить своей стране. Мэри Стоун, Джеймс Йен и Ифан Ву были тремя пионерами, которые посеяли семена пробуждения и стали образцом для образованных городских христиан.
Исцеляющее Евангелие
Mary Stone (Ши Мэйю, 1873-1954)
В жизни Мэри Стоун не было ничего обычного. Её родители были одними из первых новообращённых христиан в центральном Китае; её отец был методистским пастором (погиб во время Боксёрского восстания), а мать - директором методистской школы для девочек. Мэри была одной из первых девушек, чьи стопы не были деформированы, несмотря на риск для её перспектив замужества. Она и её подруга Ида Кан стали двумя из первых трёх китаянок, получивших медицинское образование в США. Она также стала первой китаянкой, рукоположенной в сан в центральном Китае.
Когда Мэри и Ида вернулись в Китай в 1896 году, они основали миссионерскую клинику и центр подготовки медсестёр в речном порту Янцзы в Цзюцзяне. В течение нескольких месяцев они были ошеломлены наплывом людей. Иногда они лечили 5000 пациентов в месяц. "Хотя мы так спешили, что даже не садились вместе, чтобы поесть, как обычно, - писала Мэри в письме, - всё же мы чувствовали, что это было самое счастливое Рождество, которое у нас когда-либо было".
Мэри служила в миссионерской больнице в течение 25 лет, сначала с Идой, а затем с американской миссионеркой Дженни Хьюз, с которой она усыновила четырёх сирот и отдала на воспитание другим. Целые семьи и деревни стали христианами в результате её служения. Она была известна своей лучезарной улыбкой.
В 1920-х годах Мэри и Дженни вышли из Методистского женского общества иностранных миссионеров, потому что они возражали против модернистских тенденций в доктрине, которые Мэри называла "рисовым христианством" социального действия без веры. Они основали неденоминационную миссию Вефиль в Шанхае, чтобы отразить свою "старомодную веру". Их деятельность расширилась и включала в себя не только церковь и Библейский колледж, которым руководила Дженни, но и больницу Марии и крупнейшую в Китае школу медсестёр, начальную и среднюю школы, клинику для бедных рабочих-мигрантов в промышленном районе Шанхая и, в конечном счёте, несколько домов для сирот войны.
Доктору Мэри Стоун можно воздать должное за пробуждения 1930-1940-х годов, которые создали независимую китайскую церковь и поддерживали её на протяжении десятилетий войны и революции. Евангелизационные группы Вефиля разъезжали по всей стране. После того, как нападение Японии в 1937 году разрушило шанхайский комплекс, Мэри открыла базу в Пасадене, штат Калифорния, чтобы собрать деньги для поддержки миссии Вефиль в Гонконге. В эпоху после Мао китайские христианские лидеры, которых обучала её миссия, вернулись в Китай, оказывая преподавательскую и финансовую поддержку массовому пробуждению церкви.
Новое сердце для страны
James Yen (Ян Янчу, 1893-1990)
Джеймс Йен, атлетически сложенный молодой человек с энергичной улыбкой, стал христианином ещё мальчиком, когда учился в школе CIM в Сычуани. После окончания Йельского университета в 1918 году он занимался обучением грамоте китайских рабочих во Франции. Он поклялся, что посвятит свою жизнь "высвобождению сдерживаемых, данных Богом сил в людях … Когда у нас появляется новое сердце, мы становимся новыми людьми, и тогда у нас появляется новое общество, тогда появляется новая страна".
Йен вернулся в Китай в 1920 году и начал Движение за массовое образование (MEM), набирая учителей-добровольцев и используя набор из четырёх считывателей с 1000 китайскими иероглифами. YMCA и YWCA охотно использовали новый ресурс, и МЕМ распространился.
Джеймс и его жена Элис, родившаяся и получившая образование в США, хотели, чтобы их жизнь отражала Евангелие от Иоанна 1:14: "Слово стало плотию и обитало с нами". Поэтому они уехали из большого города и поселились в бедной сельской местности в Динсяне - уезде, состоящем из 400 деревень к северу от Пекина. Они хотели решить все четыре взаимосвязанные проблемы деревенской жизни: неграмотность, болезни, бедность и плохое управление. Йен убедил китайских выпускников, получивших американское образование в области сельского хозяйства, образования, драматургии, медицины и политологии, жить и работать в примитивных условиях Динсяня. Этот живой пример смиренного служения был заразителен. В 1933 году 180 делегатов из 14 провинций приехали туда на Национальный христианский семинар по восстановлению сельских районов. Во время японской оккупации МЕМ открыло Национальный колледж реконструкции сельских районов недалеко от Чунцина, военной столицы Свободного Китая во время японской оккупации.
В 1943 году Йен был удостоен чести в Карнеги-холле в 400-ю годовщину смерти Коперника вместе с девятью другими "современными революционерами", включая Альберта Эйнштейна, Орвилла Райта, Уолта Диснея и Генри Форда.
После победы коммунистов в 1949 году Джеймс переехал в Нью-Йорк, а затем начал работать в сельской местности на Филиппинах. В 1960 году он основал Международный институт реконструкции сельских районов (IIRR) и провёл следующие 30 лет, улучшая жизнь тысяч бедных фермерских семей на Филиппинах, в Африке, Центральной Америке и Юго-Восточной Азии. Джеймса Йена чествовали по китайскому телевидению как одного из выдающихся китайских лидеров 20-го века, и были опубликованы книги о его подходах к развитию. Сегодня IIRR работает в Юньнани, одной из беднейших провинций Китая.
Жизнь с избытком
Yifang Wu (1893-1985)
Ифан Ву получила диплом студенческого президента первого класса женского колледжа Цзиньлин в Нанкине, первого и крупнейшего женского колледжа в Китае. Она стала там христианкой после того, как семейный финансовый кризис и несколько самоубийств оставили её одну в этом мире. Позже Ву вспоминала, как "любящее сочувствие ко мне одноклассника-христианина подняло меня из добровольной изоляции... Постепенно я поняла истинный смысл жизни и научилась стремиться к достойной жизненной цели". Она и её одноклассники помогли выбрать девиз школы "Жизнь с избытком" (из Иоанна 10:10), который она сделала своим собственным.
Получив степень доктора философии в Мичиганском университете, она стала президентом Цзиньлин - первой китаянкой, занявшей пост президента колледжа. В 1930-х и 1940-х годах Ву стала участвовать в национальных и международных кругах, работая над оказанием помощи жертвам войны вместе с мадам Чан Кайши, и встретилась с реформатором Джейн Аддамс и первой леди Элеонорой Рузвельт. Она дважды занимала пост президента Национального христианского совета. Будучи единственной женщиной в высокопоставленном правительственном консультативном комитете, она вдохновляла женщин по всей стране живым примером способностей, смирения и сострадания. В 1945 году Ву была единственной женщиной в китайской делегации, помогавшей разрабатывать Устав ООН, и первой женщиной, подписавшей его.
Обеспокоенная тем, что коммунистическое правление может означать для христианских институтов, она решила остаться и попытаться сохранить Цзиньлин открытым. После того, как все христианские школы были объединены в светские государственные учреждения, Ву занимала должности в провинциальных учебных заведениях, санкционированных правительством протестантских и женских ассоциациях и Всекитайском народном конгрессе. Во время Культурной революции её отправили заниматься физическим трудом и подвергли мыслительной реформе. Но она сохранила свою веру и приверженность преобразующей силе образования, с гордостью указывая на высокий процент выпускников Цзиньлин среди высокопоставленных представителей китайской интеллигенции.
— Stacey Bieler - научный сотрудник GCC.
— Carol Lee Hamrin - консультант по китайским делам, профессор-исследователь Университета Джорджа Мейсона и старший научный сотрудник Глобального китайского центра (GCC) в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния.
|