Отец и творец церковной истории
|
Представьте себе, что вы пишете всеобъемлющую историю церкви за последние три столетия. Теперь представьте, что никто никогда не писал такой истории раньше, поэтому нет ни единой коллекции ключевых документов, ни книг, описывающих ключевые фигуры, ни хронологии основных событий, ни даже фиксированной системы дат. Когда Евсевий, епископ Кесарии, предпринял такую попытку, он почувствовал трепет: "Я чувствую себя не в состоянии отдать должное как первый, кто отважился на такое предприятие, путешественник по одинокому и нехоженому пути", - писал он во введении к “Истории Церкви” (или “Церковной истории”). "Но я молюсь, чтобы Бог направил меня и сила Господня помогла мне, потому что я не нашёл даже следов каких-либо предшественников на этом пути, только следы, в которых некоторые оставили различные рассказы о временах, в которые они жили".
За этот десятитомный труд Евсевий известен как "Отец церковной истории". Но в своё время он был в такой же степени творцом истории, как и её летописцем.
Преследования
Когда-то существовала биография Евсевия, написанная его преемником на посту епископа Кесарии, но, как и многие другие документы, она утеряна. Таким образом, мы ничего не знаем наверняка о ранней жизни этого историка. Он, вероятно, родился в Палестине, наверняка крестился в Кесарии и был рукоположен в пресвитера (старейшину) под руководством своего учителя и друга Памфила. Он так внимательно следил за этим приверженцем Оригена, что назвал себя Евсевием Памфилием, сыном Памфила.
Но в 303 году пришел Диоклетиан, который привлёк на него "великое преследование", и Памфил был замучен в течение семи лет. Евсевий тоже был заключён в тюрьму, но сумел избежать участи своего наставника. Около 313 года, примерно во время Миланского эдикта Константина, Евсевий стал епископом палестинского города. Там он продолжил работу над своей церковной историей, которую начал во время гонений. Он также написал 15-томное опровержение язычества под названием "Подготовка и демонстрация Евангелия", демонстрирующее исполнение Христом ветхозаветного пророчества; он также завершил свою “Хронику мировой истории”.
История Евсевия была написана не просто для того, чтобы описать деяния церкви после вознесения Христа; он хотел показать, что христианство с обращением Константина стало вершиной долгого восхождения человечества. Церковь была угнетённым меньшинством, но теперь она могла вступить в период мира.
215 |
Ориген начинает писать |
230 |
Самые ранние известные построенные общественные церкви |
250 |
Деций вызывает преследования по всей империи |
260 |
Евсевий Кесарийский родился |
340 |
Евсевий Кесарийский умирает |
367 |
Письмо Афанасия определяет канон Нового Завета |
Искатель мира
Как раз в то время, когда Евсевий писал о поражении христианства от язычества, одна из его величайших угроз развивалась изнутри. Арий, пресвитер из Ливии, набирал последователей по всей империи, уча: "Было время, когда Сына не было". Египетский епископ Александр и его главный диакон Афанасий пришли в ярость от этого учения. Спор распространился по всей империи, обещая разорвать церковь надвое. Константин — избранный Богом инструмент, каким его видел Евсевий, — созвал Никейский собор, чтобы закрыть трещину.
С первых дней своего пребывания у Памфила Евсевий был очарован учением Оригена, которого в течение 1800 лет критиковали за его веру в то, что Троица была иерархией, а не равенством. Поэтому Евсевия меньше беспокоила ересь Ария, чем угроза раскола в церкви. Когда Ария осудили, Евсевий, считавший, что вся дискуссия принесла христианству "самую позорную насмешку", был одним из первых, кто попросил, чтобы его восстановили в должности.
На Никейском соборе Евсевий (чье имя означает "верный") попытался выступить посредником между арианами и ортодоксами. Но когда собор закончился и Арий был предан анафеме, Евсевий неохотно согласился с его решением. В конце концов он подписал документ, подготовленный советом, сказав: "Мир — это цель, которую мы ставим перед собой". Но несколько лет спустя, когда ситуация изменилась и арианство стало популярным, Евсевий раскритиковал Афанасия, героя собора. Он даже заседал в совете, который его сместил. Евсевий сам не был арианином — он отвергал идею о том, что "было время, когда Сына не было" и что Христос был сотворен из ничего. Он просто выступал против антиарианства.
Поскольку арианская полемика продолжала бушевать, Евсевий остался в Кесарии — отказавшись от повышения до епископа Антиохийского — и писал. Среди его самых известных работ этого периода была другая история: полная похвал “Жизнь Константина”, его обожаемого политического лидера.
|