"Черный карлик" - так называли его враги. А у невысокого темнокожего египетского епископа врагов было предостаточно. Он был изгнан пять раз четырьмя римскими императорами, проведя 17 из 45 лет, которые он служил епископом Александрии в изгнании. Однако в конце концов его богословские враги были "изгнаны" из церковного учения, и именно труды Афанасия определили будущее церкви.
Бросая вызов "ортодоксии"
Чаще всего проблема заключалась в том, что он упрямо настаивал на том, что арианство, господствовавшая в то время "ортодоксия", на самом деле было ересью.
Спор начался, когда Афанасий был главным диаконом-помощником епископа Александрийского Александра. В то время как Александр проповедовал о Троице "с, может быть, слишком философской подробностью", Арий, пресвитер (священник) из Ливии, объявил: "Если Отец родил Сына, то тот, кто был рождён, имел начало в существовании, и из этого следует, что было время, когда Сына не было". Спор продолжался, но Александр и Афанасий боролись против Ария, утверждая, что он отрицает Троицу. Христос не похож на Бога, утверждали они, но это та же самая субстанция.
Для Афанасия это не было расщеплением богословских "волос". Спасение было под вопросом: только тот, кто был полностью человеком, мог искупить человеческий грех; только тот, кто был полностью божественным, мог иметь силу спасти нас. Для Афанасия логика новозаветного учения о спасении предполагала двойственную природу Христа. "Те, кто утверждает, что "Было время, когда Сына не было", грабят Бога, как грабители".
В энциклике Александра, подписанной Афанасием (и, возможно, написанной им), критиковались последствия ереси ариан: "Сын [тогда] есть творение и дело; и Он не подобен по существу Отцу; и Он не есть истинное и естественное Слово Отца; и Он не есть Его истинная мудрость; но Он есть одна из вещей, сделанных и сотворенных, и называется Словом и Мудростью, злоупотребляя терминами "Слово и Мудрость".… Поэтому Он по своей природе подвержен изменениям и вариациям, как и все разумные существа."
Полемика распространилась, и по всей империи можно было услышать, как христиане поют запоминающуюся мелодию, отстаивающую арианскую точку зрения: "Было время, когда Сына не было". В каждом городе, писал историк, "епископ боролся с епископом, и люди боролись друг с другом, как рои мошек, сражающихся в воздухе".
Слово о споре дошло до новообращенного императора Константина Великого, которого больше заботило видение церковного единства, чем богословская истина. "Разделение в церкви", - сказал он епископам, "хуже войны". Чтобы уладить дело, он созвал собор епископов.
Из 1800 епископов, приглашенных в Никею, около 300 пришли — и спорили, боролись и в конце концов воплотили в жизнь раннюю версию Никейского символа веры. Собор, возглавляемый Александром, осудил Ария как еретика, сослал его и сделал смертным преступлением обладание его писаниями. Константин был доволен тем, что в церкви восстановился мир. Афанасия, чей трактат «О Воплощении» заложил основу ортодоксальной партии в Никее, называли "благородным защитником Христа". Маленький епископ был доволен тем, что арианство потерпело поражение.
Но этого не произошло.
Епископ в изгнании
В течение нескольких месяцев сторонники Ария уговорили Константина прекратить изгнание Ария. С некоторыми частными дополнениями Арий даже подписал Никейский символ веры, и император приказал Афанасию, который недавно сменил Александра на посту епископа, восстановить еретика в общении.
Когда Афанасий отказался, враги распространили против него ложные обвинения. Его обвинили в убийстве, незаконном налогообложении, колдовстве и измене — последняя из них привела к тому, что Константин сослал его в Трир, ныне немецкий город близ Люксембурга.
Константин умер через два года, и Афанасий вернулся в Александрию. Но в его отсутствие арианство одержало верх. Теперь церковные лидеры были против него, и они снова изгнали его. Афанасий бежал к папе Юлию I в Рим. Он вернулся в 346 году, но в переменчивой политике того времени был изгнан еще три раза, прежде чем вернулся домой, чтобы остаться в 366 году. К тому времени ему было около 70 лет.
Находясь в изгнании, Афанасий большую часть времени писал, в основном защищая ортодоксию, но он также занимался языческой и еврейской оппозицией. Одним из его наиболее продолжительных вкладов является «Житие святого Антония», которое помогло сформировать христианский идеал монашества. Книга полна фантастических рассказов о встречах Антония с дьяволом, однако Афанасий писал: "Не верьте тому, что вы о нем слышите… Подумайте, скорее, что узнали лишь некоторые из его подвигов". На самом деле епископ знал преподобного лично, и биография этого святого является одной из самых исторически достоверных. Он стал ранним "бестселлером" и произвел глубокое впечатление на многих людей, даже помогая привести язычников к обращению: Августин - самый известный пример.
Во время первого года постоянного пребывания Афанасия в Александрии он разослал своё ежегодное письмо церквам своей епархии, называемое праздничным письмом. Такие письма использовались для определения дат праздников, таких как Великий пост и Пасха, и для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес. В этом письме Афанасий перечислял книги, которые, по его мнению, должны были составить Новый Завет.
"Только в этих [27 писаниях] провозглашается учение о благочестии", - писал он. "Никто не может прибавить к ним, и ничто не может быть отнято от них".
Хотя предлагались и будут предлагаться другие подобные списки, церковь в конце концов приняла именно список Афанасия, которым мы пользуемся и по сей день.
Категория: История |
Просмотров: 677 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/1 |
| ИСТОЧНИК |