Издав более значительные энциклики и посетив больше стран, чем любой другой папа, он показал, что христианство остается мировой силой
В октябре 1978 года Кароль Войтыла, кардинал-архиепископ Кракова в Польше, был избран первым папой-славянином в истории и первым неитальянцем с XVI века. Он принял имя Иоанн Павел II, и многие наблюдатели полагают, что он будет известен в истории как "Иоанн Павел Великий", подобно тому, как христиане называют пап пятого и шестого веков, Льва Великого и Григория Великого.
Светские писатели склонны видеть его величие главным образом в той роли, которую он сыграл в конце империи советского коммунизма. Во время Второй мировой войны, когда Иосифа Сталина предостерегли от того, чтобы не навлечь на себя неудовольствие папы Пия XII, Сталин пренебрежительно спросил: "Сколько дивизий у папы римского?" Иоанн Павел руководил разделением человеческого духа в Польше и по всей Восточной Европе, призывая миллионы людей заявить о своей решимости "жить в истине". Именно в 1980 году, через год после его визита в Польшу, движение "Солидарность" стало силой — связь, которую лидер "Солидарности" Лех Валенса отметил подписанием соглашения о легализации движения сувенирной ручкой с изображением папы Римского.
Славянское наследие Войтылы - не единственный уникальный элемент его происхождения. Во время нацистской оккупации Польши он работал в карьере и на химическом заводе. Но по ночам он изучал философию, публиковал стихи, писал и ставил пьесы в рамках подпольной организации культурного сопротивления. Только после смерти своего отца в 1941 году он начал рассматривать священничество как ещё один способ противостоять деградации и жестокости тоталитарного правления.
1920 Кароль Войтыла родился в Польше
1938 Начинает учебу в Ягеллонском университете
1939 Германия вторгается в Польшу
1942 Войтыла начинает учиться на священника в подпольной семинарии
1945 Россия берёт под свой контроль Польшу
1948 Войтла получает докторскую степень по мистическому богословию; служит приходским священником
1956 Становится профессором этики в Краковской семинарии
1960 Публикует влиятельную книгу «Любовь и ответственность»
1962-65 Активно участвует во II Ватиканском соборе
1963 Становится архиепископом Кракова
1978 Избран папой римским, как Иоанн Павел II
1979 Поездки в Мексику и Польшу
1981 В него стреляют и тяжело ранят
1983 Навещает своего потенциального убийцу в тюрьме и просит прощения
1985 Обращение к 80 000 молодых мусульман в Касабланке
1986 Всемирный день молодежи, посвященный вере молодых католиков
1989 "Солидарность" проводит полусвободные выборы в Польше; Иоанн Павел встречается с Михаилом Горбачевым в Ватикане
1994 Попытки повлиять на дебаты о планировании семьи перед Конференцией ООН по народонаселению и развитию
1996 Совершает паломничество в объединенную Германию
Он поступил в семинарию в 1942 году, хотя политический климат делал этот выбор рискованным; многие из его профессоров уже были арестованы и навсегда потеряны в концентрационных лагерях. Он проводил свое обучение в тайне, пока Польша не была "освобождена" русской армией и Краковская семинария снова не стала общедоступной. После своего рукоположения он начал путешествовать по всей Европе, а также продолжил свои литературные занятия, всегда прилагая все усилия, чтобы утвердить видение жизни, отличное от того, что пытались навязать правящие коммунисты. Его идеи и активность привлекли внимание церковных лидеров, и когда кардиналы собрались, чтобы выбрать нового папу после внезапной смерти Иоанна Павла I в 1978 году, Войтыла получил почти все голоса.
Хотя его влияние на мировые дела было огромным, Иоанн Павел не является в первую очередь политической фигурой. Он видит себя в первую очередь священником, философом, богословом, епископом и учителем. Среди его титулов - Servus servorum Dei (Слуга слуг Божьих), и как таковой он видит себя слугой более чем одного миллиарда римских католиков в мире, а также всей человеческой семьи, все из которых призваны быть слугами Бога и друг друга. "Верующие обязаны относиться ко всем мужчинам и женщинам как к братьям и сестрам в единой человеческой семье", - сказал он в обращении 1995 года к послу Великобритании. "Предрассудкам и вражде нет места в истинной религии, и они никогда не могут быть оправданы религиозными соображениями".
Темой его первой проповеди в качестве папы римского было "Не бойся!", и эта тема повторялась тысячи раз на протяжении 20 лет его понтификата. Послание состоит в том, что, несмотря на все опасности, с которыми сталкивается человечество, сам человеческий проект не может потерпеть неудачу, потому что Бог стал одним из нас в Иисусе Христе, а Христос уже победил грех, зло и любую угрозу человеческому существованию. Это послание метко описывается как "пророческий гуманизм", радикально ориентированное на Христа слово к миру, предлагающее как Божий суд, так и обещание искупления. "Искупитель человечества, Иисус Христос, является центром вселенной и истории", - написал он в своей первой энциклике.
Сосредоточенность Иоанна Павла на будущем искуплении, а также его глубокая враждебность к коммунизму ставят его в оппозицию теологии освобождения, которая приобрела популярность в 1960-х и 1970-х годах. Он видел слишком много марксистской повестки дня в этой школе мысли. Однако он также критиковал западный капитализм на основании "фундаментального дефекта, или, скорее, ряда дефектов, действительно дефектного механизма", который позволяет одним процветать, в то время как другие голодают. Другие позиции папы, которые вызвали споры, включают яростную оппозицию абортам и контролю над рождаемостью, отказ даже обсуждать рукоположение женщин и решительную поддержку теологической ортодоксии, вплоть до вмешательства в дела католических педагогов и Общества Иисуса.
В более чем 90 пастырских поездках по всему миру, в мероприятиях Всемирного дня молодежи, которые сплотили миллионы молодых людей, и в тысячах проповедей, речей и официальных документов роль Иоанна Павла была главным образом ролью учителя. Он, возможно, самый энергичный преподавательский понтифик за 2000 лет христианской истории. Особое влияние на сегодняшний день оказывают 13 энциклик, пять из которых заслуживают особого внимания:
Centesimus Annus (Столетний год, 1991) изложил библейские и моральные основы свободного и справедливого общественного устройства.
Veritatis Splendor (Великолепие истины, 1993) отстаивает объективность моральной истины в противовес всем формам релятивизма и нигилизма.
Evangelium Vitae (Евангелие жизни, 1995) объясняет, почему защита нерожденных детей и других подвергающихся опасности человеческих жизней необходима для защиты человеческого достоинства от "культуры смерти".
Ut Unum Sint ("Да будут они едины", 1995) перекликается с молитвой Христа в Иоанна 17, призывающей к единству среди христиан, особенно к примирению с Восточным православием и исцелению разрыва шестнадцатого века между Римом и Реформацией.
Fides et Ratio (Вера и разум, 1998) объясняет, что вся истина - это Божья истина, и поэтому вся истина едина, что требует возобновления диалога между наукой, философией и откровением.
Христиане всех общин в течение многих лет в будущем будут изучать учение и пастырские инициативы того, кто будет известен, я также уверен, как Иоанн Павел Великий. Как отметил Джордж Вайгель в своей книге "Свидетельство надежды: Биография Иоанна Павла II", Иоанн Павел II впервые за столетия эффективно поставил папство на службу всему христианскому сообществу и его миссии в мире.
Ричард Джон Нейгауз - редактор журнала First Things: Ежемесячного журнала о религии и общественной жизни.
Когда Иоанн Павел совершил паломничество в Польшу в 1979 году, его увидела треть нации, приветствуя его такими выставками, как эта в Кракове:
Иоанн Павел II въехал в свой город на открытой машине, мимо ликующих лиц мужчин, женщин и детей, которых он крестил, конфирмовал и наставлял, мимо пар, чьи браки он благословил и чьих родителей похоронил. … Следующие три ночи улицы, окружающие резиденцию архиепископа, и крыши близлежащих домов были заполнены молодежью — студентами старших классов и университетов, а также рабочими, отмечавшими своего рода папский уличный фестиваль, явно к неудовольствию властей. В первый вечер Иоанн Павел вышел на балкон и начал диалог с толпой, спрашивая: "Кто издает весь этот шум? Я не слышал столько шума со времен Мексики, где они кричали: "Эль Папа, Эль Папа". Молодежь поняла намек и начала ритмично скандировать: "Эль Папа, Сто лат, Эль Папа, Сто лат! [Да проживешь ты сто лет!]" Они призвали выступить с речью, но папа объяснил, что ее не будет: у него болит горло. Итак, они пели вместе, как и в течение следующих трех вечеров. ...Наконец, в полночь Иоанн Павел отменил фестиваль песен с последним словом: "Вы просите пару слов, так что вот они — Спокойной ночи!"
— Джордж Вайгель в книге "Свидетельство надежды: биография Иоанна Павла II"
Для получения дополнительной информации по этому вопросу см.: