В конце 1735 года из Англии в Новый Свет прибыл корабль. На борту находился молодой англиканский священник Джон Уэсли, которого пригласили служить пастором британским колонистам в Саванне, штат Джорджия. Когда погода испортилась, корабль оказался в серьезной беде. Уэсли, тоже капеллан корабля, опасался за свою жизнь.
Но он заметил, что группа немецких моравов, направлявшихся проповедовать американским индейцам, совсем не боялась. На самом деле, несмотря на бурю, они спокойно пели. Когда поездка закончилась, он спросил моравского лидера о его безмятежности, и моравец ответил вопросом: Есть ли у него, Уэсли, вера во Христа? Уэсли сказал, что да, но позже подумал: "Боюсь, это были пустые слова".
На самом деле Уэсли был сбит с толку этим опытом, но его недоумение привело к периоду поиска души и, наконец, к одному из самых известных и последовательных обращений в истории церкви.
Религиозное воспитание
Уэсли родился в сильной англиканской семье: его отец, Сэмюэл, был священником, а его мать, Сюзанна, верно учила религии и морали своих 19 детей.
Уэсли учился в Оксфорде, проявил себя прекрасным учёным и вскоре был рукоположен в англиканское служение. В Оксфорде он вступил в общество (основанное его братом Чарльзом), члены которого давали обеты вести святую жизнь, причащаться раз в неделю, ежедневно молиться и регулярно посещать тюрьмы. Кроме того, каждый день они проводили по три часа, изучая Библию и другие религиозные материалы.
Из этого "Святого клуба" (как насмешливо называли его сокурсники) Уэсли отплыл в Джорджию, чтобы служить пастором. Его опыт оказался неудачным. Женщина,
... Читать дальше »
Его брат Джон считается организационным гением, стоящим за основанием методизма. Но без гимнов Чарльза методистское движение, возможно, никуда бы не пошло. Как выразился один историк, "Ранние методисты учились и руководились как гимнами [Чарльза], так и проповедями и памфлетами [Джона] Уэсли."
Вместе с братом, сестрой и двумя друзьями Жан Кальвин бежал из католической Франции и направился в свободный город Страсбург. Это было летом 1536 года; Кальвин недавно перешёл в "евангельскую" веру и только что опубликовал "Институты христианской религии", в которых излагались его протестантские взгляды. Он был объявлен в розыск.
Группа остановилась на постоялом дворе в Женеве, и до местного церковного лидера Уильяма Фареля быстро дошла весть, что автор "Институтов" находится в городе. Фарель был в восторге. Он отчаянно нуждался в помощи, пытаясь организовать в городе новообразованную протестантскую церковь. Он бросился в трактир и умолял Кальвина, утверждая, что это Божья воля, чтобы он остался в городе.
Кальвин сказал, что останется только на одну ночь. Кроме того, он был учёным, а не пастором. Фарель, сбитый с толку и расстроенный, дал великую клятву, что Бог проклянет все исследования Кальвина, если он не останется в Женеве.
Кальвин, человек с нежной совестью, позже вспоминал об этом моменте: "Я чувствовал, как будто Бог с небес положил на меня Свою могучую руку, чтобы остановить меня на моём пути, — и я был так поражен ужасом, что не продолжил свой путь".
По сей день имя Кальвина ассоциируется, к добру и к худу, с городом Женева. А вера Кальвина в Божье избрание — это его богословское наследие церкви.
"Вся сумма благочестия"
Кальвин родился в 1509 году в Нуайоне, Франция. Его отец, юрист, планировал карьеру в церкви для своего сына, и к середине 1520-х годов Кальвин стал прекрасным учёным. Он прекрасно говорил по-латыни, превосходно разбирался в философии и получил право на интенсивное
... Читать дальше »
В шестнадцатом веке мир разделился вокруг Мартина Лютера. Один католик считал Мартина Лютера "демоном в облике человека". Другой, который первым поставил под сомнение теологию Лютера, позже заявил: "Он один прав!"
В наши дни, спустя почти 500 лет, вердикт почти единогласен в пользу хорошего. И католики, и протестанты утверждают, что он был не только прав во многом, но и изменил ход западной истории к лучшему.
Обращение во время грозы
Мартин родился в Айслебене (примерно в 120 милях к юго-западу от современного Берлина) в семье Маргарет и Ганса Людеров (как это было произнесено на местном языке). Он вырос в Мансфельде, где его отец работал на местных медных рудниках.
Ганс отправил Мартина в латинскую школу, а затем, когда Мартину было всего 13 лет, в Эрфуртский университет изучать право. Там Мартин получил степень бакалавра и магистра в кратчайшие сроки, предусмотренные университетским уставом. Он оказался настолько искусен в публичных дебатах, что заслужил прозвище "Философ".
Затем в 1505 году его жизнь приняла драматический оборот. Когда 21-летний Лютер пробивался сквозь сильную грозу по дороге в Эрфурт, молния ударила в землю рядом с ним.
"Помоги мне, Святая Анна!" - закричал Лютер. "Я стану монахом!"
Скрупулезный Лютер исполнил свой обет: он отдал всё своё имущество и вступил в монашескую жизнь.
Духовный прорыв
Лютер был необычайно успешным монахом. Он погрузился в молитву, пост и аскетические практики — ходил без сна, переносил пронизывающий до костей холод без одеяла и бичевал себя. Как он позже прокомментировал: "Если кто и мог заслужить небеса жизнью мо
... Читать дальше »
В сентябре 1853 года маленький трёхмачтовый клипер тихо выскользнул из Ливерпульской гавани с Хадсоном Тейлором, худым 21-летним миссионером на борту. Он направлялся в страну, которая только входила в сознание христианского Запада; там было всего несколько десятков миссионеров. Однако к тому времени, когда Тейлор умер полвека спустя, Китай считался самым плодородным и сложным из миссионерских полей, поскольку тысячи добровольцев ежегодно отправлялись туда служить.
Радикальный миссионер
Тейлор родился у Джеймса и Амелии Тейлор, методистской пары, увлечённой Дальним Востоком, которые молились за своего новорожденного: "Даруй ему возможность работать для Тебя в Китае". Много лет спустя подросток Хадсон пережил духовное рождение во время интенсивной молитвы, когда он лежал, растянувшись, как он позже выразился, "перед Ним с невыразимым благоговением и невыразимой радостью". Следующие годы он провёл в лихорадочных приготовлениях, изучая основы медицины, изучая мандаринский язык и всё глубже погружаясь в Библию и молитву.
Его корабль прибыл в Шанхай, один из пяти "договорных портов", открытых Китаем для иностранцев после первой опиумной войны с Англией. Почти сразу же Тейлор принял радикальное решение (по крайней мере, для протестантских миссионеров того времени): он решил одеться в китайскую одежду и отрастить косичку (как это делали китайцы). Его собратья-протестанты были либо недоверчивы, либо критически настроены.
Тейлор, со своей стороны, не был доволен большинством миссионеров, которых он видел: он считал их "мирскими" и они проводил слишком много времени с английскими бизнесменами и дипломатами, которые нуждались
... Читать дальше »
Уже через пять лет после своего основания орден иезуитов прославился религиозным рвением. Слух об иезуитской проповеди и заботе о больных в центральной Италии распространился по всему Континенту, и католические князья повсюду писали, умоляя о том, чтобы Орден выделил как можно больше иезуитов. Когда португальский король Иоанн III попросил шесть иезуитов для колоний на Востоке, основатель Игнатий Лойола ответил, что он может послать только двух.
Однако в последнюю минуту один из них заболел. Его сменщику, Франциску Ксавьеру, дали время только на то, чтобы починить сутану перед отплытием. Таково было начало одного из самых широких и успешных миссионерских начинаний.
С запада на восток
Сын аристократической испано-баскской семьи, Ксаверий был соседом Лойолы по комнате в Парижском университете, богословском центре Европы. Постепенно между ними установились дружба и родство в религиозных идеалах, и вместе с пятью другими они посвятили себя жизни в бедности и безбрачии, подражая Христу. Пока Ксаверий ездил в Лиссабон, папа Павел III официально признал его и последователей Игнатия религиозным орденом: Обществом Иисуса, или иезуитами.
Когда моравский князь Ратислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию миссионеров "для разъяснения нам христианских истин на нашем языке", то были посланы братья Кирилл и Мефодий. У них уже сложилась репутация острых мыслителей и администраторов. К концу своей жизни они были уже на пути к тому, чтобы стать самой знаменитой миссионерской командой в истории Восточной Православной Церкви.
Политика литургии
Они родились как "Константин" и "Михаил" в семье высокопоставленного офицера Византийской армии, и оба учились в Императорской школе Константинополя. Каждый из них сделал успешную карьеру: Константин (позже Кирилл) - профессор философии в императорской школе; Михаил - сначала наместник в Македонии, а затем настоятель монастыря в Малой Азии (где он принял имя Мефодий).
В 863 году, когда они начали свою работу среди славян, они начали использовать славянский язык в литургии. Они перевели Библию на язык, позднее известный как старославянский (или древнеболгарский), и изобрели славянский алфавит на основе греческих символов, который в своей окончательной кириллической форме до сих пор используется в качестве алфавита для ряда славянских языков.
"Для немецкого народа время Гитлера исполнилось. Именно благодаря Гитлеру Христос, Бог-помощник и Искупитель, стал действенным среди нас. … Гитлер - это путь Духа и воля Божья для того, чтобы немецкий народ вошёл в Церковь Христову". Так говорил немецкий пастор Герман Грюнер. Другой пастор выразился более лаконично: "Христос пришёл к нам через Адольфа Гитлера".
Немецкий народ был настолько подавлен после поражения в Первой мировой войне и последовавшей за ней экономической депрессии, что харизматичный Гитлер казался ответом нации на молитву — по крайней мере, для большинства немцев. Единственным исключением был теолог Дитрих Бонхёффер, который был полон решимости не только опровергнуть эту идею, но и свергнуть Гитлера, даже если это означало его убийство.
От пацифиста к заговорщику
Бонхёффер не был воспитан в особо радикальной среде. Он родился в аристократической семье. Его мать была дочерью проповедника при дворе кайзера Вильгельма II, а отец был известным неврологом и профессором психиатрии в Берлинском университете.
Все восемь детей воспитывались в либеральной, номинально религиозной среде и поощрялись к увлечению литературой и изящными искусствами. Мастерство Бонхёффера в игре на фортепиано, на самом деле, заставило некоторых в его семье поверить, что он направлялся к карьере в музыке. Когда в возрасте 14 лет Дитрих объявил, что намерен стать священником и богословом, семья была недовольна.
Бонхёффер окончил Берлинский университет в 1927 году, в возрасте 21 года, а затем провел несколько месяцев в Испании в качестве помощника пастора немецкой общины. Затем он вернулся в Германию, чтобы написать диссертацию, которая даст ему право на назначение в университет
... Читать дальше »
В бурной Франции XVII века, с её борьбой за власть, долгами и вечными волнениями, жили несколько духовных светил, мудрость которых и сегодня руководит людьми. Франсис де Салес, Блез Паскаль, мадам Гийон и Франсуа Фенелон - все они следовали внутренним путём преданности Иисусу, который проливал свет как на их мир, так и на наш.
Из всех сияющих огней того века, однако, ни один не говорит с простотой и смирённой грацией одного монаха-мирянина, чье тихое присутствие обитало в самом сердце неспокойного Парижа. Больше, чем кто-либо другой в его дни, брат Лоуренс понимал святость, доступную в обыденности жизни.
Большая часть сведений о брате Лоуренсе была получена благодаря усилиям аббата де Бофора, посланника и следователя кардинала де Ноайля. К 1666 году необычная мудрость брата Лоуренса привлекла внимание кардинала, и Бофор был направлен на собеседование со скромным кухонным адъютантом. Убедившись, что интерес Бофорта был искренним, а не политически мотивированным, брат Лоуренс дал четыре интервью, "беседы", в которых он описывает свой образ жизни и то, как он пришёл к нему.
Помимо этих записанных мыслей, братья-монахи Лоуренса нашли в его личных вещах несколько страниц «Максим», единственного организованного письменного материала, оставшегося у брата Лоуренса. Эти "беседы" (теперь они называются "Практика Божьего Присутствия") и 16 писем представляют собой полное учение Лоуренса.
Мысль «Нового Века» на самом деле не так уж и нова, и двадцатый век - не первый случай, когда христиане были вынуждены реагировать на это напряжение религиозного учения. Одной из ранних форм мышления «Нового Века» был гностицизм, который процветал во втором и третьем веках, и одним из наиболее эффективных христианских ответчиков был Климент Александрийский.
"Новая философия"
Он родился Титом Флавием Клеменсом, скорее всего, у родителей-язычников в Афинах. Став взрослым, он искал истину у многих учителей в Греции, нижней Италии, Сирии, Палестине и, наконец, в Александрии, городе с миллионным населением. Там он сидел у Пантена, который учил христианству в свете научных учений того времени.
Примерно в 190 году Климент открыл свою собственную "школу", которая больше походила на цикл конференций, растянутых на годы. Он преподавал "новую философию", которая обращалась к культурным и философским проблемам того времени. "Философия" не была такой уж новой — христианство, — но учение Климента о ней было. Он написал три книги, чтобы изложить свои взгляды.
Его «Увещевание к грекам» было вводным философским сочинением для некрещёных, в котором он пытался показать разумность христианской веры. "Тогда прочь, прочь наше забвение истины!" увещевает он. "Давайте удалим невежество и тьму, которые, как туман, покрывают наше зрение, и получим видение истинного Бога".
В "Наставнике" он обрисовал конкретные обязанности и этику, преподаваемые "Наставником" (то есть Логосом, или Христом): "Наше руководство в обучении и дисциплине – это служение Слова [Логоса, по-гречески], от которого мы учимся бережливости и
... Читать дальше »
11 марта 2021 года евангелист Луис Палау умер в возрасте 86 лет от рака легких. Иммигрант из Аргентины, поселившийся в Соединенных Штатах, Палау стал одним из самых выдающихся преемников Билли Грэма и распространял Евангелие более чем в 80 странах мира. Его служение привело миллионы людей к принятию личного решения следовать за Иисусом.
Палау проповедовал Евангелие главам государств Латинской Америки, а когда “Железный занавес” пал в СССР, его евангелизационные собрания объединили широкий круг христиан, включая протестантов, православных и католиков. Будучи молодым человеком, Палау переводил для Билли Грэма, который позже помог профинансировать евангелизационную организацию Палау, когда она официально начала свою деятельность в 1978 году.
Палау начал евангелизировать в исторический для латиноамериканского евангелизма момент. Пятидесятничество впервые появилось в регионе в начале 1900-х годов. К 1960-м и 70-м годам Рене Падилья из Эквадора и Самуэль Эскобар из Перу начали выступать за mision integral (всеобъемлющую миссию), бросая вызов евангелизму, который, по их мнению, слишком узко фокусировался на индивидуальном личном спасении в ущерб более крупным социальным проблемам. Палау не пошел по этому пути. Его труды на испанском языке критиковали теологию либерализма, а его служение было сосредоточено на обращении. Однако большая часть его более поздних работ была направлена на активное вовлечение общества, особенно в его родном городе Портленде, штат Орегон.
“У Палау был отличный способ проповедовать Евангелие в доступной форме и насаждать духовные приоритеты, направленные на личное спасение во Христе, но он также обладал определенным социальным сознанием”, - высказался профессор истории Нотр-Дам Даррен Дочук. “Если это и не полноценное социальное евангелие, то, тем не менее, послани
... Читать дальше »
Почти через два столетия после того, как Лютер опубликовал свои 95 тезисов, протестантизм потерял часть своей души. Институты и догмы, по мнению многих людей, задушили жизнь Реформации.
Лютеранский священник П. Дж. Спенер надеялся возродить церковь, продвигая "практику благочестия", делая акцент на молитве и чтении Библии над догмой. Это сработало. Пиетизм быстро распространился, оживив протестантов по всей Европе, включая подпольных протестантов в Моравии и Богемии (современная Чехословакия).
Католическая церковь расправилась с диссидентами, и многие были вынуждены бежать в протестантские районы соседней Германии. Одна группа семей бежала на север в Саксонию, где они поселились на землях, принадлежащих богатому молодому правителю, графу Николаю Людвигу фон Цинцендорфу.
Богатый молодой правитель
Цинцендорф, родившийся в австрийской знати и воспитанный бабушкой, рано проявил склонность к богословию и религиозной работе. Как крестник П. Дж.Спенера, он был воспитан в сильной пиетистской традиции. Но как граф, он должен был пойти по стопам своего покойного отца в правительство. Он сделал, как ему было сказано, и в октябре 1721 года стал королевским судебным советником в Дрездене.
Пробыв при дворе меньше года, он купил у бабушки поместье Бертельсдорф, надеясь создать христианскую общину для угнетённых религиозных меньшинств. Почти сразу же на пороге появился моравец по имени Кристиан Давид и стал его первым жильцом. Десять моравских протестантов прибыли до декабря и основали поселение на земле графа. Они назвали его Херрнхут — "Стража Господня".
Он был проповедником христианского Евангелия, который выступал за насильственную революцию. Он считался одним из самых могущественных проповедников своего времени, но только две из сотен проповедей, которые он проповедовал, были когда-либо опубликованы. Он является ключевой фигурой в формировании современной Шотландии, однако в Шотландии ему установлен только один памятник, и его могила находится под автостоянкой.
Джон Нокс действительно был человеком многих парадоксов, эдаким еврейским Иеремией, посаженным на шотландскую землю. В неустанной кампании пламенного красноречия он стремился уничтожить то, что он считал идолопоклонством, и очистить религию Шотландии.
Взявшись за дело
Джон Нокс родился около 1514 года в Хаддингтоне, небольшом городке к югу от Эдинбурга. Около 1529 года он поступил в университет Сент-Эндрюс и продолжил изучать теологию. Он был рукоположен в сан в 1536 году, но стал нотариусом, а затем наставником сыновей местных лэрдов (низших шотландских дворян).
Драматические события разворачивались в Шотландии во времена юности Нокса. Многие были недовольны католической церковью, которая владела более чем половиной недвижимости и получала годовой доход почти в 18 раз больше, чем корона. Епископы и священники часто были просто политическими назначениями, и многие никогда не скрывали своей аморальной жизни: архиепископ Сент-Эндрюс, кардинал Битон, открыто общался с наложницами и произвёл на свет 10 детей.
Постоянное морское сообщение между Шотландией и Европой позволяло контрабандно ввозить в страну лютеранскую литературу. Церковные власти были встревожены этой "ересью" и пытались её подавить. Патрик Гамильтон, убеждённый протестант, был сожжён на костре в 1528 году.
... Читать дальше »
"Я вассал Господа Иисуса Христа, чтобы защищать Его дело, и я не могу защищать ваше".
29-летний адвокат Чарльз Грандисон Финней (Финни) решил, что должен решить вопрос о спасении своей души. Поэтому 10 октября 1821 года он отправился в лес неподалеку от своего дома в Адамсе, штат Нью-Йорк, чтобы найти Бога. "Я отдам своё сердце Богу, или я никогда не сойду оттуда", - сказал он. Через несколько часов он вернулся в свой кабинет, где испытал такое сильное волнение, что стал странным для тех, кто не мог свидетельствовать о подобной встрече.
"Святой Дух ... казалось, прошёл через меня, тело и душу", - писал он позже. "Я чувствовал, как это ощущение, словно волна электричества, проходит сквозь меня. На самом деле оно, казалось, приходило волнами жидкой любви, ибо я не могу выразить это никаким другим способом".
На следующее утро Финней вернулся в свою адвокатскую контору, чтобы встретиться с клиентом, чьё дело он собирался обсудить. "Я вассал Господа Иисуса Христа, чтобы защищать Его дело", - сказал он человеку, "и я не могу защищать ваше".
Так началась новая карьера человека, которому предстояло стать ведущим пробужденцем в девятнадцатом веке.
"У сердца есть свои причины, которых разум вообще не знает".
"Кому нужен Бог? Человек может сделать это сам". Так утверждал Разум - философия, захватившая воображение Франции XVII века. Её поборники, Вольтер и Декарт, среди прочих, пытались создать мировоззрение, полностью управляемое разумом.
Французский математик и физик Блез Паскаль, хотя и воспитанный в период расцвета мысли Просвещения, считал разум неадекватным: "Последний шаг Разума — это признание того, что существует бесконечное число вещей, которые находятся за его пределами". Он заключил: "У сердца есть свои причины, которых разум вообще не знает" - утверждение, которое вскоре стало главной критикой рационализма и отправной точкой для защиты христианской веры, которая всё ещё влияет на людей сегодня.
Научный вундеркинд
Мать Паскаля умерла, когда ему было 3 года, и его отец перевез семью из Клермон-Феррана, Франция, в Париж, где он обучал Блеза и его сестру на дому. К 10 годам Паскаль проводил оригинальные эксперименты в области математики и физики. Чтобы помочь своему отцу, который был сборщиком налогов, он изобрёл первое вычислительное устройство (некоторые называют его первым "компьютером").
С этим последним изобретением он сделал себе имя (в 19 лет!) и начал свою богато разнообразную научную карьеру. Он проверил теории Галилея и Торричелли (которые открыли принципы барометра), кульминацией которых стал его знаменитый закон гидравлики, утверждающий, что давление на поверхности жидкости передаётся одинаково в каждую точку жидкости. Он добавил важные статьи о вакууме, о весе и плотности воздуха и арифметическом треугольнике. Он разработал теорию вероятности, которая используется до с
... Читать дальше »
"Когда Бог будет готов потрясти Америку, Он может не принять докторскую степень, а доктор Бог может выбрать деревенского парня ... и я молюсь, чтобы Он это сделал!"
Билли Грэм лично проповедовал Евангелие Христа более чем 80 миллионам людей и бесчисленным миллионам других людей в эфире и в видеозаписях. Почти 3 миллиона откликнулись на приглашение, которое он предлагает в конце своих проповедей. Когда Америке нужен капеллан или пастор, чтобы помочь инаугурации или похоронам президента или принести утешение во времена ужасных трагедий, она чаще всего обращается к нему.
Практически каждый год, начиная с 1950-х годов, он входит в список десяти самых почитаемых людей Америки и мира. Таким образом, неудивительно, что опрос журнала Ladies Home Journal однажды поставил знаменитого евангелиста на второе место после Бога в категории "Достижения в религии".
В центре внимания
Родившийся в 1918 году близ Шарлотты, штат Северная Каролина, Билли Грэм впервые поступил в колледж Боба Джонса, но и климат, и строгие правила доктора Боба Джонса показались ему невыносимыми. Затем он последовал за другом во Флоридский библейский институт, где начал проповедовать и изменил свою деноминационную принадлежность с ассоциированного реформатского пресвитерианина на Южного баптиста. Чтобы завершить своё интенсивное, но академически узкое образование, он переехал на север, в Уитонский колледж, где познакомился и женился на Рут Белл, дочери врача миссионера, и предпринял свою первую и единственную работу в качестве местного пастора.
В 1945 году Грэм стал полевым представителем динамичного евангелистского движения, известного как "Молодежь за Христа". В этой роли он разъезжал по Со
... Читать дальше »