В сентябре 1853 года маленький трёхмачтовый клипер тихо выскользнул из Ливерпульской гавани с Хадсоном Тейлором, худым 21-летним миссионером на борту. Он направлялся в страну, которая только входила в сознание христианского Запада; там было всего несколько десятков миссионеров. Однако к тому времени, когда Тейлор умер полвека спустя, Китай считался самым плодородным и сложным из миссионерских полей, поскольку тысячи добровольцев ежегодно отправлялись туда служить.
Радикальный миссионер
Тейлор родился у Джеймса и Амелии Тейлор, методистской пары, увлечённой Дальним Востоком, которые молились за своего новорожденного: "Даруй ему возможность работать для Тебя в Китае". Много лет спустя подросток Хадсон пережил духовное рождение во время интенсивной молитвы, когда он лежал, растянувшись, как он позже выразился, "перед Ним с невыразимым благоговением и невыразимой радостью". Следующие годы он провёл в лихорадочных приготовлениях, изучая основы медицины, изучая мандаринский язык и всё глубже погружаясь в Библию и молитву.
Его корабль прибыл в Шанхай, один из пяти "договорных портов", открытых Китаем для иностранцев после первой опиумной войны с Англией. Почти сразу же Тейлор принял радикальное решение (по крайней мере, для протестантских миссионеров того времени): он решил одеться в китайскую одежду и отрастить косичку (как это делали китайцы). Его собратья-протестанты были либо недоверчивы, либо критически настроены.
Тейлор, со своей стороны, не был доволен большинством миссионеров, которых он видел: он считал их "мирскими" и они проводил слишком много времени с английскими бизнесменами и дипломатами, которые нуждались в их услугах в качестве переводчиков. Вместо этого Тейлор хотел, чтобы христианскую веру понесли во внутренние районы Китая. Таким образом, через несколько месяцев после прибытия, а язык всё ещё оставался проблемой, Тейлор вместе с Джозефом Эдкинсом отправился в глубь страны, отправившись вниз по реке Хуанпу, распространяя китайские Библии и трактаты.
Когда Китайское евангелизационное общество, которое спонсировало Тейлора, оказалось неспособным платить своим миссионерам в 1857 году, Тейлор ушёл в отставку и стал независимым миссионером, доверяя Богу удовлетворять его потребностей. В том же году он женился на Марии Дайер, дочери миссионеров, находившихся в Китае. Он продолжал вкладывать себя в свою работу, и его маленькая церковь в Нинпо выросла до 21 члена. Но к 1861 году он серьёзно заболел (вероятно, гепатитом) и был вынужден вернуться в Англию, чтобы лечиться.
В Англии неугомонный Тейлор продолжал переводить Библию на китайский язык (работа, которую он начал в Китае), учится принимать роды и набирает новых миссионеров. Обеспокоенный тем, что люди в Англии, казалось, мало интересовались Китаем, он написал "Китай: его духовные потребности и притязания". В одном месте он упрекал: "Разве все христиане в Англии могут спокойно сидеть, сложив руки, в то время как эти толпы [в Китае] гибнут — гибнут из-за недостатка знаний, из-за отсутствия тех знаний, которыми Англия обладает так богато?"
Тейлор пришел к убеждению, что для евангелизации внутренних районов Китая необходима особая организация. Он планировал нанять 24 миссионера: по два для каждой из 11 неосвоенных внутренних провинций и по два для Монголии. Это был дальновидный план, который заставил бы ветеранов вербовщиков затаить дыхание: он увеличил бы число китайских миссионеров на 25 процентов.
Сам Тейлор был охвачен сомнениями: он беспокоился о том, чтобы отправить незащищенных мужчин и женщин вглубь страны; в то же время он отчаивался за миллионы китайцев, которые умирали без надежды на Евангелие. В 1865 году он записал в своём дневнике: "В течение двух или трёх месяцев напряженный конфликт … Думал, что я должен сойти с ума". Друг пригласил его отдохнуть на южное побережье Англии, в Брайтон. И именно там, во время прогулки по пляжу, мрачность Тейлора рассеялась:
"Там Господь победил моё неверие, и я предал себя Богу для этого служения. Я сказал Ему, что вся ответственность за последствия должна лежать на Нём, что я, как Его слуга, обязан повиноваться Ему и следовать за Ним".
Его новая миссия, которую он назвал Китайской внутренней миссией (КВМ), имела ряд отличительных особенностей, в том числе: её миссионеры не имели гарантированного жалования и не могли обращаться за деньгами; они просто доверяли Богу удовлетворять свои потребности; кроме того, её миссионеры одевались в китайскую одежду, а затем продвигали Евангелие вглубь Китая.
Через год после своего прорыва Тейлор, его жена и четверо детей, а также 16 молодых миссионеров отплыли из Лондона, чтобы присоединиться к пяти другим, уже работавшим в Китае под руководством Тейлора.
Напряженность в организации
Тейлор продолжал предъявлять огромные требования к самому себе (когда он впервые вернулся, он ежедневно принимал более 200 человек) и к миссионерам КВМ, некоторые из которых отказывались. Льюиса Никола, обвинявшего Тейлора в тирании, пришлось уволить. Некоторые миссионеры КВМ, в результате этого и других споров, ушли, чтобы присоединиться к другим миссиям, но в 1876 году, с 52 миссионерами, КВМ составляли одну пятую миссионерской силы в Китае.
Поскольку китайцев по-прежнему оставалось слишком много, Тейлор ввёл ещё одну радикальную политику: он отправил незамужних женщин вглубь страны, что подверглось критике со стороны многих ветеранов. Но смелость Тейлора не знала границ. В 1881 году он попросил у Бога ещё 70 миссионеров, а к концу 1884 года получил 76. В конце 1886 года Тейлор молился ещё за 100 человек в течение года: к ноябрю 1887 года он объявил, что 102 кандидата были приняты на службу.
Его стиль руководства и высокие идеалы создали огромную напряженность между Лондонским и Китайским советами КВМ. Лондон считал Тейлора самодержавным; Тейлор сказал, что он делает только то, что, по его мнению, лучше для работы, а затем потребовал от других большей приверженности: "Китай не будет завоеван для Христа тихими, любящими легкость мужчинами и женщинами", - писал он. "Стать мужчин и женщин, в которых мы нуждаемся, — это такие, которые поставят Иисуса, Китай и души на первое место во всём и во все времена — даже сама жизнь должна быть вторичной".
Изнурительный темп работы Тейлора, как в Китае, так и за рубежом (в Англию, Соединённые Штаты и Канаду по выступлениям и вербовке), продолжался, несмотря на плохое здоровье Тейлора и приступы депрессии. В 1900 году этого стало слишком много, и у него случился полный физический и психический срыв. Личная цена видения Тейлора была высока и для его семьи: его жена Мария умерла в возрасте 33 лет, а четверо из восьми их детей умерли, не достигнув 10-летнего возраста. (Тейлор, в конце концов, женился на Дженни Фолдинг, миссионерке КВМ).
Благодаря своей трудовой этике и абсолютному доверию к Богу (несмотря на то, что он никогда не просил денег, его КВМ росла и процветала), он вдохновил тысячи людей отказаться от комфорта Запада, чтобы принести христианскую весть в обширные и неизвестные внутренние районы Китая. Хотя миссионерская работа в Китае была прервана коммунистическим переворотом в 1949 году, КВМ продолжает свою деятельность и по сей день под названием Overseas Missionary Fellowship (International).
Категория: История |
Просмотров: 890 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/3 |
| ИСТОЧНИК |