В начале 1800-х годов английские тюрьмы были местами непристойности и жестокости. Идея состояла в том, чтобы наказывать, а не исправлять заключенных. Большинство людей думали, что так и должно быть, или считали, что ничего нельзя сделать, чтобы изменить укоренившуюся систему. Элизабет Фрай не согласилась с обоими доводами и настаивала на ряде тюремных реформ, которые мы до сих пор практикуем сегодня.
Ужасающие условия
Дочь английского банкира, 20-летняя Элизабет вышла замуж за Джозефа Фрая, богатого торговца чаем. Дети пришли быстро, в конце концов их стало 11. Когда она посвятила свою жизнь Христу в возрасте 18 лет, она хотела помочь угнетённым. Поэтому, будучи молодой невестой и матерью, она раздавала лекарства и одежду бездомным и помогала основать школу сестёр Девоншир-сквер - школу медсестёр. В 1813 году, в возрасте 33 лет, её внимание переключилось на женщин-заключённых в лондонской тюрьме Ньюгейт. Она стала посещать тюрьму почти ежедневно, и то, что она там обнаружила, ужаснуло её.
В Ньюгейте женщины, ожидающие суда за кражу яблок, были заперты в той же камере, что и женщины, осужденные за убийство или подделку документов (оба преступления, караемые смертной казнью). Женщины ели, испражнялись и спали в одном и том же замкнутом пространстве. Если у заключенной были дети, они сопровождали её в тюрьме и жили в тех же нечеловеческих условиях. Для тех, у кого не было помощи от семьи, друзей или благотворительных организаций, выбор состоял в том, чтобы просить милостыню и красть еду или умереть с голоду. Многие женщины также выпрашивали алкоголь, томясь голыми и пьяными. Вид детей, цепляющихся за своих матерей, к
... Читать дальше »
То, что не удалось сделать многим предыдущим императорам, "мы решили теперь даровать миру с помощью Всемогущего Бога", - объявил честолюбивый Юстиниан I со своей женой Феодорой. Не довольствуясь тем, чтобы штукатурить империю, потрескавшуюся и облупившуюся с возрастом, он намеревался сделать не что иное, как полностью переделать Римскую империю — юридически, в военном отношении, архитектурно — и снова объединить её в славное царство. И в значительной степени ему это удалось.
Земледелец и исполнитель
Юстиниан родился Флавием Петром Саббатием, сыном земледельца, чей бездетный дядя был на пути к тому, чтобы стать императором Юстином I. Юстиниан был призван в столицу в подростковом возрасте и получил лучшее возможное образование. Он стал членом ближайшего окружения Юстина, взял вариацию своего имени и стал самым влиятельным советником Юстина.
Юстиниан был педантичен, терпелив и по натуре одинок. Он также мог упорствовать, поддерживая долгосрочные планы, несмотря на серьезные неудачи, хотя он нервничал, когда ему угрожала опасность. Он так мало нуждался в отдыхе, что его подданные знали его как "императора, который никогда не спит".
Когда Юстиниан был коронован в 527 году, он назначил соправителем свою молодую жену Феодору. Она была на 15 лет моложе его и почти во всем ему противоположна. Она была общительной, остроумной, в высшей степени, уверенной в себе, и никогда не теряла голову в кризисных ситуациях. Он обожал её, и она была его самым важным советчиком.
Она получила "корону" из сточной канавы. Её родители были артистами, низшими слоями свободного общества. Её отец умер, когда она была ребёнком, и она вышла на сцену, чтобы заработать себе на жизнь. Большинство актрис бы
... Читать дальше »
В этом столетии нобелевский лауреат Т. С. Элиот инсценировал мученичество Томаса Бекета в своей пьесе "Убийство в соборе", а пьеса Жана Ануя "Бекет" была превращена в фильм, удостоенный премии "Оскар". В Средние века репутация Бекета была ещё более впечатляющей. Его усыпальница в Кентерберийском соборе на протяжении веков была одним из самых популярных мест паломничества в Европе (и местом паломничества поэта Джеффри Чосера в его Кентерберийских рассказах).
Несмотря на известность Бекета тогда и сейчас, мало кто сегодня знает его историю - историю, которая изобилует иронией и поворотами, достойными главных пьес и кинофильмов.
Мы мало знаем, что привело Перпетую к вере во Христа, или как долго она была христианкой, или как она жила своей христианской жизнью. Благодаря её дневнику и дневнику другого заключенного мы имеем некоторое представление о её последних днях — испытании, которое так впечатлило знаменитого Августина, что он прочитал четыре проповеди о её смерти.
Перпетуя была христианской аристократкой, которая на рубеже третьего века жила со своим мужем, сыном и рабыней Фелиситас в Карфагене (в современном Тунисе). В то время Северная Африка была центром оживлённой христианской общины. Поэтому неудивительно, что, когда император Септимий Север решил истребить христианство (он считал, что оно подрывает римский патриотизм), он сосредоточил своё внимание на Северной Африке. Среди первых, кого арестовали, были пять новообращённых христиан, посещавших занятия по подготовке к крещению, одной из которых была Перпетуя.
Её отец сразу же пришёл к ней в тюрьму. Он был язычником и видел для Перпетуи легкий способ спастись. Он умолял её просто отрицать, что она христианка.
- Отец, ты видишь здесь эту вазу?" - ответила она. "Можно ли назвать её каким-либо другим именем, кроме того, что она есть?"
-Нет, - ответил он.
- Ну, и меня нельзя назвать иначе, как тем, кто я есть, - христианка.
Когда Иустина арестовали за его веру в Риме, префект попросил его отречься от своей веры, принеся жертву богам. Иустин ответил: "Никто из тех, кто правильно мыслит, не переходит от истинной веры к ложной".
В каком-то смысле это был простой ответ для Иустина, ведь он провёл большую часть своей взрослой жизни, отличая правду от лжи.
Огонь в душе
Иустин родился в римском городе Флавия Неаполь (древний Сихем в Самарии). Воспитанный родителями-язычниками, он стремился найти смысл жизни в философии своего времени. Это принесло только ряд разочарований.
Его первым учителем был стоик, который "ничего не знал о Боге и даже не считал знание о Нём необходимым". Затем последовал Перипатетик (странствующий философ), который, казалось, больше всего интересовался получением своих гонораров. Затем последовал пифагореец, но его обязательный курс музыки, астрономии и геометрии казался слишком медленным. Наконец, платоник, хотя и требовательный к интеллекту, оказался неудовлетворительным для голодного сердца Иустина.
Наконец, около 130 года нашей эры, после разговора с одним стариком, его жизнь преобразилась: "В моей душе внезапно зажегся огонь. Я влюбился в пророков и этих людей, которые любили Христа; я размышлял над всеми их словами и обнаружил, что только эта философия была истинной и полезной. Вот как и почему я стал философом. И я хочу, чтобы все чувствовали то же, что и я".
Иустин продолжал носить свой философский плащ, стремясь примирить веру и разум. Его учительское служение привело его сначала в Ефес (ок. 132), где он провёл спор с Трифоном, евреем, об истинном толковании Писания. Диало
... Читать дальше »
На собрании видных священнослужителей и аболиционистов в доме Харриет Бичер-Стоу, автора "Хижины дяди Тома", Стоу сообщили, что Соджорнер Трут находится внизу и хочет встретиться с ней.
- Я полагаю, вы слышали обо мне?" - спросила бывшая рабыня Стоу, когда та спустилась вниз.
- Да, думаю, что да. Вы читаете лекции, не так ли?
- Да, дорогая, именно этим я и занимаюсь. Господь сделал меня знамением для этого народа, и я хожу вокруг и показываю им их грехи против моего народа.
Очарованная рассказами и поведением Трут, Стоу позвала нескольких наиболее известных служителей на вечеринку. Когда её спросили, проповедует ли она по Библии, Трут ответила "нет", потому что она не умела читать.
"Когда я проповедую, - сказала она, - у меня есть только один текст для проповеди, и я всегда проповедую из этого текста. Мой текст звучит так: "Когда я нашла Иисуса".
"Ну, лучшего вы не могли бы найти", - сказал один из служителей.
На самом деле Трут проповедовала не только на эти темы — отмена рабства и права женщин — и стала одним из самых знаменитых и противоречивых передвижников своей эпохи.
Из рабства
Рожденная рабыней по имени Изабелла Баумфри на юго-востоке Нью-Йорка, будущая аболиционистка в детстве имела нескольких владельцев - многие из них были жестокими - до того, как в возрасте 13 лет стала собственностью Джона Дюмона. В течение 17 лет она работала на него, а затем сбежала. Она направилась в дом Иссака и Марии Ван Вагенер, чей дом, по её словам, Бог показал ей в видении. Пара квакеров выкупила её у Дюмона, а затем освободила.
В 1831 году раб из Кентукки по имени Тайс Дэвидс совершил побег в свободный штат Огайо, переплыв реку Огайо. Его хозяин следовал за ним по пятам и наблюдал, как Дэвидс пробирается к берегу. Когда он снова посмотрел, Дэвидса нигде не было. Хозяин Дэвидса вернулся в Кентукки в ярости, воскликнув своим друзьям, что Дэвидс "должно быть, уехал по подземной дороге". Название прижилось, и родилась легенда о подземной железной дороге.
Прошло ещё два десятилетия, прежде чем подземная железная дорога стала частью национального сознания, главным образом из-за героических подвигов самого знаменитого "проводника" подземной железной дороги.
Чернокожая Мозес Гарриет Табман выросла в рабстве в восточном Мэриленде, но сбежала в 1849 году. Когда она впервые добралась до Севера, позже она поведала: "Я посмотрела на свои руки, чтобы увидеть, была ли я тем же человеком, что и сейчас, когда я была свободна. Там было такое великолепие, солнце сияло, как золото, сквозь деревья и поля, и я чувствовала, что нахожусь на небесах".
Однако Табман не была удовлетворена собственной свободой. Она совершила 19 обратных поездок на Юг и помогла доставить по меньшей мере 300 рабов, хвастаясь: "Я никогда не теряла ни одного пассажира". Её помощь стольким людьми к свободе принесло ей прозвище "Моисей".
Друзья Табман и её коллеги-аболиционисты утверждали, что источником её силы была вера в Бога как избавителя и защитника слабых. "Я всегда говорю Богу, - сказала она, - "я собираюсь продырявить Тебе наковальню, и Ты должен довести меня до конца".
Хотя разъярённые рабовладельцы объявили награду в 40 000 долларов за её поимку, она так и не была задержана. "Я могу умереть только один раз" стало её девизом, и с этой философией о
... Читать дальше »
В последние годы мы почти привыкли ожидать широко разрекламированных сообщений из “Библейского пояса Техаса” и авангардной Калифорнии о самопровозглашенном пророке, объявляющем о конце света. Это привлекает большое количество последователей или вызывает почти панику — и в итоге оборачивается провалом. Однако самый известный случай на американской земле произошел на северо-востоке Соединённых Штатов незадолго до Гражданской войны.
Этот пророк не был фанатиком с выпученными глазами. Это был честный фермер с квадратной челюстью, ходивший в церковь по имени Уильям Миллер.
Бывший капитан войны 1812 года, Миллер перешёл из деизма в 1816 году. Взволнованный, он начал "исследовать Священные Писания" в поисках истины. Через два года он убедился, что понимает их, особенно Даниила 8:14: "До 2300 дней; тогда святилище очистится".
Очищение святилища, полагал Миллер, могло означать только очищение земли огнём — короче говоря, конец света.
Интерпретируя эти пророческие дни как годы и начиная с даты пророчества (помещенного Джеймсом Ашером в 457 году до нашей эры), Миллер пришёл к выводу, что конец 2300 "дней" придётся на 1843 год: "Таким образом, я пришёл к торжественному выводу, что примерно через 25 лет с этого времени все дела нашего нынешнего государства будут завершены".
Развитие Миллера
Сначала Миллер не хотел раскрывать свою тайну. Он вырос в Лоу-Хэмптоне, штат Нью-Йорк, недалеко от границы с Вермонтом. Он женился в 1803 году и переехал в Поултни, штат Вермонт, где занимался сельским хозяйством и служил простым шерифом и мировым судьей. Но в 1828 году он почувствовал внутренний "зов" рассказать миру о своём открытии. "Я пытался оправдаться, - писал он позже, - я сказ
... Читать дальше »
"Церковь в руинах", - писал Джон Дарби, в то время преуспевающий англиканский священник в Ирландии. Вторя сетованиям протестантских реформаторов тремя столетиями ранее, он считал, что Англиканская церковь утратила всякое представление о спасении по благодати и что она отказалась от библейских представлений о том, какой должна быть церковь. Для Дарби пришло время начать всё заново с новой церкви и подготовиться к неминуемому Второму Пришествию Иисуса. Результатом ухода Дарби стал новый взгляд на церковь и историю, который до сих пор пронизывает большую часть евангельской христианской мысли.
Постоянно меняющееся призвание
Родившись в Лондоне в известной англо-ирландской семье, Дарби получила наилучшее образование. Он учился в лондонской Вестминстерской школе, пока его родители не переехали в родовой замок в Ирландии. Он окончил Дублинский Тринити-колледж в качестве классического золотого медалиста и продолжил свое обучение на юридическом факультете, будучи принят в Ирландскую коллегию адвокатов в 1822 году.
Но юридическая карьера Дарби была недолгой. В течение четырёх лет, в основном из-за его желания помочь бедным ирландским католикам, он был назначен священником викарием Ирландской церкви. "Я был полностью обязан [Богу]", - объяснил он свой переход на другую работу. "Я жаждал полной преданности делу Божьему".
Его назначили в приход в горных районах к югу от Дублина, и он быстро стал отличным пастором; редко он возвращался в свой дом из пасторских визитов раньше полуночи. Тем не менее, когда он читал свою Библию, он был разочарован тем, насколько "утвердилась" церковь. Формализованная англиканская церковь, столь тесно связанная с государством, была безжизненна и не подлежала восстан
... Читать дальше »
В начале своей монашеской карьеры Мартин Лютер, роясь в стопках библиотеки, случайно наткнулся на том проповедей Яна Гуса, богемца, который был осуждён как еретик. "Я был ошеломлён", - писал позже Лютер. "Я не мог понять, по какой причине они сожгли такого великого человека, который объяснял Священные Писания с такой серьёзностью и мастерством".
Гус стал героем для Лютера и многих других реформаторов, поскольку Гус проповедовал ключевые темы Реформации (например, враждебность к индульгенциям) за столетие до того, как Лютер составил свои 95 тезисов. Но реформаторы также обращали внимание на жизнь Гуса, в частности, на его непоколебимую приверженность перед лицом коварной жестокости церкви.
От глупости к вере
Гус родился в семье крестьян в "Гусином городке", то есть в Гусинеце, на юге современной Чехии. (В свои двадцать лет он сократил свое имя до Гус—"гусь", и он и его друзья с удовольствием каламбурили его имя; это была традиция, которая продолжалась, особенно с Лютером, который напоминал своим последователям "гуся", которого "приготовили" за неповиновение папе).
Чтобы избежать бедности, Гус готовился к священничеству: "Я думал быстро стать священником, чтобы обеспечить себе хорошие средства к существованию и одежду и быть уважаемым людьми". Он получил степень бакалавра, магистра, а затем, наконец, докторскую степень. По ходу дела он был рукоположен (в 1401 году) и стал проповедником в пражской Вифлеемской часовне (вмещавшей 3000 человек), самой популяр
... Читать дальше »
Во времена Джона Буньяна успешные английские писатели были почти синонимом богатства. Такие люди, как Ричард Бакстер и Джон Милтон, могли позволить себе писать, потому что им не нужно было зарабатывать на жизнь. Но Буньян, бродячий лудильщик, как и его отец, был почти без гроша, прежде чем стать самым известным английским писателем. Его жена тоже была бедна и принесла в приданое только две пуританские книги.
"Мы собрались вместе настолько бедными, насколько это вообще возможно, - писал Баньян, “что между нами обоими не было даже тарелки или ложки".
Что позволило Буньяну стать автором бестселлера одной из самых любимых книг на английском языке, так это то, что на самом деле всё стало ещё хуже: тюремное заключение на 12 лет.
Ранние искушения
Родился в Элстоу, Бедфордшир, женился в 21 год. Те книги, которые его жена принесла на свадьбу, положили начало процессу обращения. Постепенно он отказался от таких развлечений, как танцы, колокольный звон и спорт; он начал посещать церковь и бороться с искушениями. "Однажды утром, когда я лежал в постели”, - писал он в своей автобиографии, “я был, как и в другое время, яростно атакован этим искушением расстаться со Христом; злое предложение всё ещё вертелось у меня в голове: продать Его, продать Его, продать Его, продать Его, продать Его, продать Его, так быстро, как только человек может говорить".
Буньяна тянуло к христианскому братству, которое он видел среди "трёх или четырёх бедных женщин, сидящих у двери ... разговоры о вещах Божьих". Он также подружился с Джоном Гиффордом, служителем сепаратистской церкви в Бедфорде.
Лудильщик присоединился к церкви и в течение четырёх лет собирал толпы "со всех сторон" в качестве мирского служителя. “Я сам хо
... Читать дальше »
Поликарп был христианином с детства, но римляне не удосужились убить его, пока ему не исполнилось восемьдесят. Какова бы ни была причина задержки, это всё ещё первое зарегистрированное мученичество в истории церкви после Нового Завета.
Необразованный, но прямой
Он жил в самую формирующую эпоху церкви, в конце эпохи первых апостолов, когда церковь совершала критический переход ко второму поколению верующих. Традиция гласит, что он был лично обучен апостолом Иоанном и что он был назначен епископом Смирны (в современном Измире в Турции) некоторыми из первых апостолов.
В более поздние годы он пытался урегулировать споры о дате празднования Пасхи и столкнулся с одним из самых беспокойных еретиков церкви, гностиком Маркионом, назвав его "первенцем сатаны", когда он столкнулся с ним в Риме. Поликарп также был ответственен за обращение многих из гностицизма. Его единственное существующее письмо, пастырское письмо к церкви в Филиппах, показывает, что у него было мало формального образования, и он был непритязательным, скромным и прямым.
Такие черты особенно очевидны в рассказе о его мученичестве, который был написан в течение года после его смерти. Не совсем ясно, почему он внезапно, в возрасте 86 лет, подвергся аресту, но когда он услышал, что римские чиновники намерены арестовать его, он решил подождать их дома. Охваченные паникой друзья умоляли его бежать, поэтому, чтобы успокоить их, он в конце концов согласился переехать в небольшое поместье за городом. Но, находясь там в молитве, он получил какое-то видение. Что он видел или слышал, мы не знаем. Он просто сообщил своим друзьям, что теперь понял: "Я должен быть сожжён заживо".
... Читать дальше »
“Я чувствую, что на какое-то время меня похоронят, спрячут в безвестности, а потом я вдруг вспыхну, сделаю свою работу и исчезну". Так писал 22-летний Освальд Чемберс, когда начал свою долгую подготовку в отдалённом шотландском городке, прежде чем его отправили в мир в качестве проповедника. Он был отчасти прав: после 15 лет публичного служения Чемберс внезапно умер в возрасте 43 лет. Но он по-прежнему далёк от того, чтобы исчезнуть - его наследство “Всё, что могу, - во славу Ему”pdf (проповеди, опубликованные посмертно, как и почти 50 других проповедей, носящих его имя), остаётся одним из самых популярных руководств, когда-либо напечатанных.
Портрет художника
Родился как сын баптистского проповедника в Абердине, Шотландия, и перешёл в христианство под руководством Чарльза Сперджена. В свои двадцать лет он стремился изобразить послание Божьего искупления в искусстве, изучая технику в Лондоне и Эдинбурге.
Постепенно Чемберс начал верить, что Бог хочет, чтобы он занимался искусством не для Бога, а ради Бога, только ради Его воли. Как он позже писал: "Мне потребовалось много времени, чтобы понять, что Бог не уважает ничего, что я приношу Ему. Всё, что он хочет от меня, — это безоговорочная капитуляция".
Его решение привело его в Данун-колледж, небольшую межконфессиональную теологическую школу. Вскоре сам Чемберс начал верить, как и члены его се
... Читать дальше »
Корри тен Бум, младшая из четырёх детей, родилась 15 апреля 1892 года в Амстердаме, Нидерланды. Её отец, Каспер тен Бум, был часовщиком, и когда Корри была ещё ребёнком, семья переехала в Харлем, где он унаследовал семейную мастерскую. Её благочестивые и любящие родители отражали любовь Небесного Отца, и когда Корри была совсем маленькой, она приняла Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа. Она свидетельствовала о Нём и молилась об обращении тех, кто жил по соседству, на протяжении всего её детства.
Дом семьи тен-Бум над часовым магазином на Бартельйорисстраат, 199 (назывался Бедже, сокращенно произносилось “бэй-яй”) имел широко открытые двери для всех и особенно для тех, кто нуждался. Кроме мистера и миссис тен Бум и четверых детей, в маленьком доме жили еще три тётки, а потом и приёмные дети.
Корри стала первой женщиной, получившей лицензию часового мастера в Нидерландах, но она всегда говорила, что никогда не становилась экспертом в этом деле, потому что постоянно была занята выполнением многих планов. Были, например, клубы, которыми она руководила, – для мальчиков и девочек, для умственно отсталых детей и взрослых, – и христианское движение девочек-скаутов, которое в конечном счёте состояло из тысяч членов по всей территории Нидерландов, Индонезии и Голландских Антильских островов.
В 1944 году произошло необычное для того времени событие. Дед Каспера тен Бума начал молитвенное собрание в Бедже за еврейский народ. Семья тен Бум любила евреев, и когда Каспер тен Бум стал участвовать в сокрытии и спасении некоторых из них во время Второй Мировой Войны, он ответил, когда его предупредили об опасности: “Если я
... Читать дальше »
В 177 году жители Лиона (столицы Галлии, нынешней Франции) отправились на охоту за христианами города. Это было тяжелое время для жителей Южной Галлии, которые страдали от частых вражеских набегов и смертельной чумы. Для тех, кто не принял Христа, отказ христиан поклоняться языческим божествам был правдоподобным объяснением ярости богов. Давно существующие предрассудки переросли в полномасштабный бунт. Жители нападали на христиан, таща их на общественную площадь. Городские власти уклонились от ответственности, вместо этого бросив христиан в тюрьму и передав этот вопрос губернатору.
В конце концов христиане были осуждены за отказ от требований властей. Некоторые были жестоко казнены на публичной арене, в то время как другие, такие как Потин, епископ Лиона, умерли в тюрьме. После этого кошмара Ириней, который, вероятно, путешествовал, когда произошла трагедия, вернулся, чтобы собрать осколки. Как преемник Потина, он столкнулся со всеми вопросами, связанными с трагическими последствиями: как заботиться о вдовах и сиротах, утешать страдающих, поощрять перебежчиков, избавлять от страхов и способствовать единству.
Миссионер в Галлии
К тому времени, когда Ириней переехал в Галлию, христианство быстро росло. По оценкам историков, к концу первого века христиан в Римской империи насчитывалось менее 10 000 человек. К 150 году нашей эры их число выросло примерно до 40 000, а к концу второго века-более 200 000. В основном они были разбросаны по всему Средиземному морю, но некоторые из них рискнули выйти за пределы империи. Преследование было спорадическим, в основном спровоцированным простыми людьми.
Ранние христиане были организованы в церкви и объединены общими убеждениями, которые были выражены в коротких о
... Читать дальше »
Основатель африканской методистской епископальной церкви
Ричард Аллен и его коллега Авессалом Джонс были лидерами чёрной методистской общины в Филадельфии в 1793 году, когда разразилась эпидемия желтой лихорадки. Многие люди, чёрные и белые, умирали. Ещё сотни бежали из города. Городские власти пришли к Аллену и спросили, может ли чернокожая община помочь служить медсёстрами для страдающих и помогать хоронить мёртвых.
Аллен и Джонс признали расизм, присущий этой просьбе: просить чернокожих людей выполнять рискованную, грязную работу для белых. Но они согласились — отчасти из сострадания, а отчасти для того, чтобы ещё одним способом показать белому сообществу моральное и духовное равенство чернокожих.
Проповедуя во сне
Аллен родился в рабстве в Филадельфии в 1760 году. Он был обращён в христианство в возрасте 17 лет и начал проповедовать на своей плантации и в местных методистских церквях, проповедуя всякий раз, когда у него была такая возможность. "Иногда я просыпался от сна, проповедуя и молясь", - вспоминал он позже. Его владелец, один из первых обращённых Аллена, был так впечатлён им, что позволил Аллену купить свою свободу.
В 1781 году Аллен начал путешествовать по методистским проповедническим кругам в Делавэре и прилегающих штатах. "Мой обычный метод состоял в том, что, когда я раздевался, я прекращал путешествовать и шёл на работу", - сказал он. "Мои руки были заняты моими нуждами." Всё чаще видные методистские лидеры, такие как Фрэнсис Эсбери, заботились о том, чтобы Аллену было где проповедовать. В 1786 году бывший раб вернулся в Филадельфию и присоединился к методистской церкви Святого Георгия. Его лидерство на молитвенных службах привлекло в церковь десятки чернокожих, а вместе с ними возросла расовая напряженность.
<
... Читать дальше »