Томас Кранмер, сидя в оксфордской камере за простым деревянным столом, утомлённый месяцами судебных разбирательств, допросов и тюремного заключения, пытался осмыслить свою жизнь. Перед ним лежала речь, которую он должен был произнести на следующее утро, речь, в которой отвергались его труды, отрицавшие католическое учение.
Также перед ним была ещё одна речь, в которой он объявил папу "врагом Христа и антихристом".
Кранмера часто обвиняли в том, что он колеблется, если не лицемерит, но решение, которое он принял на следующее утро — так же, как и его самый известный и продолжительный труд "Книга общей молитвы" — решило вопрос о том, где он действительно стоял в Реформации.
От учёного до общественного деятеля
Кранмер родился 66 лет до этого в Аслактоне, Ноттингемшир. Он учился в Кембридже, стал членом колледжа Иисуса в 1510 году и был рукоположен в сан священника. Он с головой ушёл в учёбу, став выдающимся теологом, человеком огромной, хотя и не оригинальной учёности. Примерно в 1520 году он начал присоединяться к другим учёным, которые регулярно встречались, чтобы обсудить теологическое восстание Лютера на Континенте.
Реформаторские наклонности Кранмера оставались чисто академическими, пока он не был втянут в политику того времени. В августе 1529 года король Генрих VIII случайно оказался в районе, который посещал Кранмер, и в итоге он беседовал с королём. Генрих пытался придумать, как развестись со своей первой женой, Екатериной Арагонской, чтобы жениться на своей новой любви, Анне Болейн. Король, впечатлённый рассуждениями Кранмера, приказал Кранмеру написать трактат, подтверждающий право короля на развод, а затем сделал Кранмера одним из сво
... Читать дальше »
Никто не утверждал, что Фома Аквинский прославился своей внешностью. Он был колоссально толст, страдал отёками (водянкой), и один огромный глаз затмевал другой. Он также не был особенно динамичной, харизматичной фигурой. Погруженный в себя и молчаливый большую часть времени, когда он говорил, это часто было совершенно не связано с разговором. Его одноклассники называли его "бессловесным быком". Сегодня, признанный величайшим теологом Средневековья, его называют "доктором ангелов".
Искушения будущего богослова
Он родился в итальянском замке у "графа Лундульфа" Акино (хотя, вероятно, он не был графом) и жены Лундульфа, Теодоры. В возрасте 5 лет пухлого мальчика отправили в школу при соседнем монастыре Монте-Кассино (община, основанная Бенедиктом семью веками ранее). В возрасте 14 лет Фома поступил в Неаполитанский университет, где его доминиканский учитель произвёл на него такое впечатление, что Фома решил, что он тоже присоединится к новому, ориентированному на учёбу доминиканскому ордену.
Его семья яростно возражала против этого решения (очевидно, желая, чтобы он стал влиятельным и финансово обеспеченным аббатом или архиепископом, а не принял монашеский обет бедности). Братья Фомы похитили его и заключили в тюрьму на 15 месяцев; его семья соблазнила его проституткой и предложением купить ему пост архиепископа Неаполя.
Все попытки провалились, и Фома отправился в Париж, центр теологических исследований средневековой Европы. Находясь там, он попал под чары знаменитого учителя Альберта Великого.
Жизнь Гилберта Кита Честертона, как и все жизни, не следует суммировать в одном слове. Тем не менее, в его биографиях везде утверждается одно: “огромный”. Он весил почти 180 килограмм, - заметил один шофёр, в дверце машины которого однажды застрял Честертон, - но он никогда не отдаст их". Честертон отнёсся к своей дилемме, как и ко всем мыслимым предметам, с юмором. Он сказал, что попытался бы выйти из машины боком, но "у неё нет бокового выхода".
Гигантская фигура Честертона содержала в себе гигантский ум, и за это, помимо его тучности, его называют огромным. Один критик отметил: "Честертон признан эссеистами как величайший из эссеистов; поэтами как великолепный поэт; юмористами как юморист огромной универсальности; философами как глубокий философ; полемистами как смертоносный, но привлекательный мастер полемики; политическими экономистами как человек с глубокими политическими взглядами; романистами как самый способный романист"; и теологами как тем, кто видел, иногда, гораздо глубже, чем они способны видеть в богословских истинах".
Рассеянный комментатор
"Я сожалею, что у меня нет мрачного и дикого отца, которого можно было предложить публике в качестве истинной причины всего моего трагического наследия, - писал Честертон о своём начале, - и что я не могу выполнить свой долг истинного современника, проклиная всех, кто сделал меня таким, какой я есть". На самом деле он создавал картины и иллюстрации на протяжении всей своей писательской карьеры. Но в детстве его в основном считали рассеянным болваном. Однажды он бродил по детской площадке во время занятий, объясняя, что, по его мнению, сегодня суббота. Учителя верили ему. Его рассеянность продолжалась на протяжении всей его жизни,
... Читать дальше »
Когда ему было 48 лет, Иоганн Себастьян Бах приобрёл экземпляр трехтомного перевода Библии Лютера. Он склонился над ним, как над давно потерянным сокровищем. Он подчёркивал отрывки, исправлял ошибки в тексте и комментариях, вставлял пропущенные слова и делал пометки на полях. Около 1 Паралипоменон 25 (список музыкантов Давида) он написал: "Эта глава является истинной основой всей богоугодной музыки". Во 2 Паралипоменон 5: 13 (где говорится о храмовых музыкантах, восхваляющих Бога) он отметил: "При благоговейном исполнении музыки Бог всегда рядом со Своим милостивым присутствием".
Как выразился один учёный, музыкант Бах действительно был "христианином, который жил с Библией". Помимо того, что Бах был величайшим органистом и композитором эпохи барокко, а также одним из самых продуктивных гениев в истории западной музыки, он также был теологом, который просто случайно работал с клавишами.
Гений с раннего возраста
Он родился и учился в Эйзенахе, Тюрингия (в той же школе, которую посещал Лютер), в семье, которая за семь поколений произвела на свет 53 выдающихся музыканта. Иоганн Себастьян получил своё первое музыкальное образование от своего отца, Иоганна Амброзиуса, городского музыканта. К 10 годам Бах осиротел и уехал жить и учиться со своим старшим братом Иоганном Кристофом, органистом в Ордруфе.
К 15 годам Бах был готов утвердиться в музыкальном мире, и он сразу же проявил огромный талант в самых разных областях. Он стал сопрано (женщинам не разрешалось петь в церкви) в хоре Люнебургской церкви Святого Михаила. Три года спустя он был скрипачом в камерном оркестре принца Иоганна Эрнста Веймарского. Ч
... Читать дальше »
Хотя Гарри Эмерсон Фосдик "родился свыше" в возрасте 7 лет, он рано решил, что не хочет иметь ничего общего с движением "рождённых свыше", известным как фундаментализм, только вступив в подростковый возраст. Фосдик также отверг кальвинизм, который, по его мнению, породил "Бога, который является дьяволом", и вместо этого полагался на свой личный духовный опыт. Он утверждал, что Господа можно найти в живом опыте, а не в конце какого-то вероучения.
Фосдик, на пути к тому, чтобы стать самым знаменитым проповедником своего времени, пережил некоторые психологические и теологические потрясения; тем не менее он остался верен своим ранним инстинктам и как таковой отражал более крупные движения, происходящие в американском христианстве. Он стал, как выразился один биограф, "самым влиятельным толкователем религии для своего поколения".
Теологический бунтарь
В годы учёбы в средней школе и колледже Фосдик уже приобрёл репутацию "Джесси Джеймса из богословского мира" (позже он хвастался, что никогда не повторял Апостольский символ веры). В Колгейтском университете под руководством либерала Уильяма Ньютона Кларка он изучал пропасть между религиозным опытом и интеллектуальными и культурными формами, в которых они выражались: "Мы должны различать постоянный опыт и изменяющиеся категории", - писал он. Оттуда он поступил в Нью-Йоркскую объединённую теологическую семинарию.
В 1903 году он был рукоположен в баптистской церкви на Мэдисон-авеню, а в 1911 году он присоединился к профсоюзному факультету, приняв пасторство в Первой баптистской церкви в Монклере, штат Нью-Джерси. Его репутация проповедника росла, но именно его творчество привлекло к нему внимание нации. Шесть его первых книг (среди про
... Читать дальше »
В начале 1800-х годов английские тюрьмы были местами непристойности и жестокости. Идея состояла в том, чтобы наказывать, а не исправлять заключенных. Большинство людей думали, что так и должно быть, или считали, что ничего нельзя сделать, чтобы изменить укоренившуюся систему. Элизабет Фрай не согласилась с обоими доводами и настаивала на ряде тюремных реформ, которые мы до сих пор практикуем сегодня.
Ужасающие условия
Дочь английского банкира, 20-летняя Элизабет вышла замуж за Джозефа Фрая, богатого торговца чаем. Дети пришли быстро, в конце концов их стало 11. Когда она посвятила свою жизнь Христу в возрасте 18 лет, она хотела помочь угнетённым. Поэтому, будучи молодой невестой и матерью, она раздавала лекарства и одежду бездомным и помогала основать школу сестёр Девоншир-сквер - школу медсестёр. В 1813 году, в возрасте 33 лет, её внимание переключилось на женщин-заключённых в лондонской тюрьме Ньюгейт. Она стала посещать тюрьму почти ежедневно, и то, что она там обнаружила, ужаснуло её.
В Ньюгейте женщины, ожидающие суда за кражу яблок, были заперты в той же камере, что и женщины, осужденные за убийство или подделку документов (оба преступления, караемые смертной казнью). Женщины ели, испражнялись и спали в одном и том же замкнутом пространстве. Если у заключенной были дети, они сопровождали её в тюрьме и жили в тех же нечеловеческих условиях. Для тех, у кого не было помощи от семьи, друзей или благотворительных организаций, выбор состоял в том, чтобы просить милостыню и красть еду или умереть с голоду. Многие женщины также выпрашивали алкоголь, томясь голыми и пьяными. Вид детей, цепляющихся за своих матерей, к
... Читать дальше »
То, что не удалось сделать многим предыдущим императорам, "мы решили теперь даровать миру с помощью Всемогущего Бога", - объявил честолюбивый Юстиниан I со своей женой Феодорой. Не довольствуясь тем, чтобы штукатурить империю, потрескавшуюся и облупившуюся с возрастом, он намеревался сделать не что иное, как полностью переделать Римскую империю — юридически, в военном отношении, архитектурно — и снова объединить её в славное царство. И в значительной степени ему это удалось.
Земледелец и исполнитель
Юстиниан родился Флавием Петром Саббатием, сыном земледельца, чей бездетный дядя был на пути к тому, чтобы стать императором Юстином I. Юстиниан был призван в столицу в подростковом возрасте и получил лучшее возможное образование. Он стал членом ближайшего окружения Юстина, взял вариацию своего имени и стал самым влиятельным советником Юстина.
Юстиниан был педантичен, терпелив и по натуре одинок. Он также мог упорствовать, поддерживая долгосрочные планы, несмотря на серьезные неудачи, хотя он нервничал, когда ему угрожала опасность. Он так мало нуждался в отдыхе, что его подданные знали его как "императора, который никогда не спит".
Когда Юстиниан был коронован в 527 году, он назначил соправителем свою молодую жену Феодору. Она была на 15 лет моложе его и почти во всем ему противоположна. Она была общительной, остроумной, в высшей степени, уверенной в себе, и никогда не теряла голову в кризисных ситуациях. Он обожал её, и она была его самым важным советчиком.
Она получила "корону" из сточной канавы. Её родители были артистами, низшими слоями свободного общества. Её отец умер, когда она была ребёнком, и она вышла на сцену, чтобы заработать себе на жизнь. Большинство актрис бы
... Читать дальше »
В этом столетии нобелевский лауреат Т. С. Элиот инсценировал мученичество Томаса Бекета в своей пьесе "Убийство в соборе", а пьеса Жана Ануя "Бекет" была превращена в фильм, удостоенный премии "Оскар". В Средние века репутация Бекета была ещё более впечатляющей. Его усыпальница в Кентерберийском соборе на протяжении веков была одним из самых популярных мест паломничества в Европе (и местом паломничества поэта Джеффри Чосера в его Кентерберийских рассказах).
Несмотря на известность Бекета тогда и сейчас, мало кто сегодня знает его историю - историю, которая изобилует иронией и поворотами, достойными главных пьес и кинофильмов.
Мы мало знаем, что привело Перпетую к вере во Христа, или как долго она была христианкой, или как она жила своей христианской жизнью. Благодаря её дневнику и дневнику другого заключенного мы имеем некоторое представление о её последних днях — испытании, которое так впечатлило знаменитого Августина, что он прочитал четыре проповеди о её смерти.
Перпетуя была христианской аристократкой, которая на рубеже третьего века жила со своим мужем, сыном и рабыней Фелиситас в Карфагене (в современном Тунисе). В то время Северная Африка была центром оживлённой христианской общины. Поэтому неудивительно, что, когда император Септимий Север решил истребить христианство (он считал, что оно подрывает римский патриотизм), он сосредоточил своё внимание на Северной Африке. Среди первых, кого арестовали, были пять новообращённых христиан, посещавших занятия по подготовке к крещению, одной из которых была Перпетуя.
Её отец сразу же пришёл к ней в тюрьму. Он был язычником и видел для Перпетуи легкий способ спастись. Он умолял её просто отрицать, что она христианка.
- Отец, ты видишь здесь эту вазу?" - ответила она. "Можно ли назвать её каким-либо другим именем, кроме того, что она есть?"
-Нет, - ответил он.
- Ну, и меня нельзя назвать иначе, как тем, кто я есть, - христианка.
Когда Иустина арестовали за его веру в Риме, префект попросил его отречься от своей веры, принеся жертву богам. Иустин ответил: "Никто из тех, кто правильно мыслит, не переходит от истинной веры к ложной".
В каком-то смысле это был простой ответ для Иустина, ведь он провёл большую часть своей взрослой жизни, отличая правду от лжи.
Огонь в душе
Иустин родился в римском городе Флавия Неаполь (древний Сихем в Самарии). Воспитанный родителями-язычниками, он стремился найти смысл жизни в философии своего времени. Это принесло только ряд разочарований.
Его первым учителем был стоик, который "ничего не знал о Боге и даже не считал знание о Нём необходимым". Затем последовал Перипатетик (странствующий философ), который, казалось, больше всего интересовался получением своих гонораров. Затем последовал пифагореец, но его обязательный курс музыки, астрономии и геометрии казался слишком медленным. Наконец, платоник, хотя и требовательный к интеллекту, оказался неудовлетворительным для голодного сердца Иустина.
Наконец, около 130 года нашей эры, после разговора с одним стариком, его жизнь преобразилась: "В моей душе внезапно зажегся огонь. Я влюбился в пророков и этих людей, которые любили Христа; я размышлял над всеми их словами и обнаружил, что только эта философия была истинной и полезной. Вот как и почему я стал философом. И я хочу, чтобы все чувствовали то же, что и я".
Иустин продолжал носить свой философский плащ, стремясь примирить веру и разум. Его учительское служение привело его сначала в Ефес (ок. 132), где он провёл спор с Трифоном, евреем, об истинном толковании Писания. Диало
... Читать дальше »
На собрании видных священнослужителей и аболиционистов в доме Харриет Бичер-Стоу, автора "Хижины дяди Тома", Стоу сообщили, что Соджорнер Трут находится внизу и хочет встретиться с ней.
- Я полагаю, вы слышали обо мне?" - спросила бывшая рабыня Стоу, когда та спустилась вниз.
- Да, думаю, что да. Вы читаете лекции, не так ли?
- Да, дорогая, именно этим я и занимаюсь. Господь сделал меня знамением для этого народа, и я хожу вокруг и показываю им их грехи против моего народа.
Очарованная рассказами и поведением Трут, Стоу позвала нескольких наиболее известных служителей на вечеринку. Когда её спросили, проповедует ли она по Библии, Трут ответила "нет", потому что она не умела читать.
"Когда я проповедую, - сказала она, - у меня есть только один текст для проповеди, и я всегда проповедую из этого текста. Мой текст звучит так: "Когда я нашла Иисуса".
"Ну, лучшего вы не могли бы найти", - сказал один из служителей.
На самом деле Трут проповедовала не только на эти темы — отмена рабства и права женщин — и стала одним из самых знаменитых и противоречивых передвижников своей эпохи.
Из рабства
Рожденная рабыней по имени Изабелла Баумфри на юго-востоке Нью-Йорка, будущая аболиционистка в детстве имела нескольких владельцев - многие из них были жестокими - до того, как в возрасте 13 лет стала собственностью Джона Дюмона. В течение 17 лет она работала на него, а затем сбежала. Она направилась в дом Иссака и Марии Ван Вагенер, чей дом, по её словам, Бог показал ей в видении. Пара квакеров выкупила её у Дюмона, а затем освободила.
В 1831 году раб из Кентукки по имени Тайс Дэвидс совершил побег в свободный штат Огайо, переплыв реку Огайо. Его хозяин следовал за ним по пятам и наблюдал, как Дэвидс пробирается к берегу. Когда он снова посмотрел, Дэвидса нигде не было. Хозяин Дэвидса вернулся в Кентукки в ярости, воскликнув своим друзьям, что Дэвидс "должно быть, уехал по подземной дороге". Название прижилось, и родилась легенда о подземной железной дороге.
Прошло ещё два десятилетия, прежде чем подземная железная дорога стала частью национального сознания, главным образом из-за героических подвигов самого знаменитого "проводника" подземной железной дороги.
Чернокожая Мозес Гарриет Табман выросла в рабстве в восточном Мэриленде, но сбежала в 1849 году. Когда она впервые добралась до Севера, позже она поведала: "Я посмотрела на свои руки, чтобы увидеть, была ли я тем же человеком, что и сейчас, когда я была свободна. Там было такое великолепие, солнце сияло, как золото, сквозь деревья и поля, и я чувствовала, что нахожусь на небесах".
Однако Табман не была удовлетворена собственной свободой. Она совершила 19 обратных поездок на Юг и помогла доставить по меньшей мере 300 рабов, хвастаясь: "Я никогда не теряла ни одного пассажира". Её помощь стольким людьми к свободе принесло ей прозвище "Моисей".
Друзья Табман и её коллеги-аболиционисты утверждали, что источником её силы была вера в Бога как избавителя и защитника слабых. "Я всегда говорю Богу, - сказала она, - "я собираюсь продырявить Тебе наковальню, и Ты должен довести меня до конца".
Хотя разъярённые рабовладельцы объявили награду в 40 000 долларов за её поимку, она так и не была задержана. "Я могу умереть только один раз" стало её девизом, и с этой философией о
... Читать дальше »
В последние годы мы почти привыкли ожидать широко разрекламированных сообщений из “Библейского пояса Техаса” и авангардной Калифорнии о самопровозглашенном пророке, объявляющем о конце света. Это привлекает большое количество последователей или вызывает почти панику — и в итоге оборачивается провалом. Однако самый известный случай на американской земле произошел на северо-востоке Соединённых Штатов незадолго до Гражданской войны.
Этот пророк не был фанатиком с выпученными глазами. Это был честный фермер с квадратной челюстью, ходивший в церковь по имени Уильям Миллер.
Бывший капитан войны 1812 года, Миллер перешёл из деизма в 1816 году. Взволнованный, он начал "исследовать Священные Писания" в поисках истины. Через два года он убедился, что понимает их, особенно Даниила 8:14: "До 2300 дней; тогда святилище очистится".
Очищение святилища, полагал Миллер, могло означать только очищение земли огнём — короче говоря, конец света.
Интерпретируя эти пророческие дни как годы и начиная с даты пророчества (помещенного Джеймсом Ашером в 457 году до нашей эры), Миллер пришёл к выводу, что конец 2300 "дней" придётся на 1843 год: "Таким образом, я пришёл к торжественному выводу, что примерно через 25 лет с этого времени все дела нашего нынешнего государства будут завершены".
Развитие Миллера
Сначала Миллер не хотел раскрывать свою тайну. Он вырос в Лоу-Хэмптоне, штат Нью-Йорк, недалеко от границы с Вермонтом. Он женился в 1803 году и переехал в Поултни, штат Вермонт, где занимался сельским хозяйством и служил простым шерифом и мировым судьей. Но в 1828 году он почувствовал внутренний "зов" рассказать миру о своём открытии. "Я пытался оправдаться, - писал он позже, - я сказ
... Читать дальше »
"Церковь в руинах", - писал Джон Дарби, в то время преуспевающий англиканский священник в Ирландии. Вторя сетованиям протестантских реформаторов тремя столетиями ранее, он считал, что Англиканская церковь утратила всякое представление о спасении по благодати и что она отказалась от библейских представлений о том, какой должна быть церковь. Для Дарби пришло время начать всё заново с новой церкви и подготовиться к неминуемому Второму Пришествию Иисуса. Результатом ухода Дарби стал новый взгляд на церковь и историю, который до сих пор пронизывает большую часть евангельской христианской мысли.
Постоянно меняющееся призвание
Родившись в Лондоне в известной англо-ирландской семье, Дарби получила наилучшее образование. Он учился в лондонской Вестминстерской школе, пока его родители не переехали в родовой замок в Ирландии. Он окончил Дублинский Тринити-колледж в качестве классического золотого медалиста и продолжил свое обучение на юридическом факультете, будучи принят в Ирландскую коллегию адвокатов в 1822 году.
Но юридическая карьера Дарби была недолгой. В течение четырёх лет, в основном из-за его желания помочь бедным ирландским католикам, он был назначен священником викарием Ирландской церкви. "Я был полностью обязан [Богу]", - объяснил он свой переход на другую работу. "Я жаждал полной преданности делу Божьему".
Его назначили в приход в горных районах к югу от Дублина, и он быстро стал отличным пастором; редко он возвращался в свой дом из пасторских визитов раньше полуночи. Тем не менее, когда он читал свою Библию, он был разочарован тем, насколько "утвердилась" церковь. Формализованная англиканская церковь, столь тесно связанная с государством, была безжизненна и не подлежала восстан
... Читать дальше »
В начале своей монашеской карьеры Мартин Лютер, роясь в стопках библиотеки, случайно наткнулся на том проповедей Яна Гуса, богемца, который был осуждён как еретик. "Я был ошеломлён", - писал позже Лютер. "Я не мог понять, по какой причине они сожгли такого великого человека, который объяснял Священные Писания с такой серьёзностью и мастерством".
Гус стал героем для Лютера и многих других реформаторов, поскольку Гус проповедовал ключевые темы Реформации (например, враждебность к индульгенциям) за столетие до того, как Лютер составил свои 95 тезисов. Но реформаторы также обращали внимание на жизнь Гуса, в частности, на его непоколебимую приверженность перед лицом коварной жестокости церкви.
От глупости к вере
Гус родился в семье крестьян в "Гусином городке", то есть в Гусинеце, на юге современной Чехии. (В свои двадцать лет он сократил свое имя до Гус—"гусь", и он и его друзья с удовольствием каламбурили его имя; это была традиция, которая продолжалась, особенно с Лютером, который напоминал своим последователям "гуся", которого "приготовили" за неповиновение папе).
Чтобы избежать бедности, Гус готовился к священничеству: "Я думал быстро стать священником, чтобы обеспечить себе хорошие средства к существованию и одежду и быть уважаемым людьми". Он получил степень бакалавра, магистра, а затем, наконец, докторскую степень. По ходу дела он был рукоположен (в 1401 году) и стал проповедником в пражской Вифлеемской часовне (вмещавшей 3000 человек), самой популяр
... Читать дальше »
Во времена Джона Буньяна успешные английские писатели были почти синонимом богатства. Такие люди, как Ричард Бакстер и Джон Милтон, могли позволить себе писать, потому что им не нужно было зарабатывать на жизнь. Но Буньян, бродячий лудильщик, как и его отец, был почти без гроша, прежде чем стать самым известным английским писателем. Его жена тоже была бедна и принесла в приданое только две пуританские книги.
"Мы собрались вместе настолько бедными, насколько это вообще возможно, - писал Баньян, “что между нами обоими не было даже тарелки или ложки".
Что позволило Буньяну стать автором бестселлера одной из самых любимых книг на английском языке, так это то, что на самом деле всё стало ещё хуже: тюремное заключение на 12 лет.
Ранние искушения
Родился в Элстоу, Бедфордшир, женился в 21 год. Те книги, которые его жена принесла на свадьбу, положили начало процессу обращения. Постепенно он отказался от таких развлечений, как танцы, колокольный звон и спорт; он начал посещать церковь и бороться с искушениями. "Однажды утром, когда я лежал в постели”, - писал он в своей автобиографии, “я был, как и в другое время, яростно атакован этим искушением расстаться со Христом; злое предложение всё ещё вертелось у меня в голове: продать Его, продать Его, продать Его, продать Его, продать Его, продать Его, так быстро, как только человек может говорить".
Буньяна тянуло к христианскому братству, которое он видел среди "трёх или четырёх бедных женщин, сидящих у двери ... разговоры о вещах Божьих". Он также подружился с Джоном Гиффордом, служителем сепаратистской церкви в Бедфорде.
Лудильщик присоединился к церкви и в течение четырёх лет собирал толпы "со всех сторон" в качестве мирского служителя. “Я сам хо
... Читать дальше »