С его безграничной физической энергией, природной проницательностью, уверенностью в себе и вечным оптимизмом Дуайт Лайман Муди мог бы стать промышленным гигантом Золотого века, как Джон Д. Рокфеллер или Джей Гулд. Вместо этого он стал одним из великих евангелистов девятнадцатого века.
Поездка на пони в YMCA
Он родился в Нортфилде, штат Массачусетс, в семье каменщика-унитария. Его отец умер, когда Муди было 4 года, оставив девять детей на воспитание своей матери Бетси. Его мать никогда не поощряла Дуайта читать Библию, и он получил только эквивалент образования в пятом классе.
В 17 лет он бросил своё дело и стал продавать обувь в бостонском магазине своего дяди. Он также посещал занятия YMCA и воскресной школы, где стал христианином в возрасте 18 лет. Вскоре после этого он переехал в Чикаго, где продавал обувь и работал над своей целью - накопить состояние в 100 000 долларов.
Постепенно до Муди дошло, что в свете его новой веры его жизнь должна быть потрачена не столько на накопление богатства, сколько на помощь бедным. В 1858 году он основал миссионерскую воскресную школу в Норт-Маркет-холле в трущобах Чикаго. Вскоре она превратилась в церковь (из которой шесть лет спустя была образована Независимая церковь Иллинойс-стрит, предшественница ныне знаменитой мемориальной церкви Муди). К 1861 году он оставил свой бизнес, чтобы сосредоточиться на социальной и евангелической работе. Он привлекал детей немецкого и скандинавского иммигрантского низшего класса к своей миссии конфетами и катанием на пони, а взрослых - вечерними молитвенными собраниями и уроками английского. Он был убеждён: "Если вы действительно можете заставить мужчину поверить, что любите его, вы его завоевали".
Там он встретил и позже женился на одной из учительниц воскресной школы, Эмме К. Ревелл, с которой у него было трое детей.
Будучи президентом Чикагской YMCA в течение четырёх лет, он отстаивал евангелизационные цели, такие как распространение трактатов по всему городу, и он проводил ежедневные полуденные молитвенные собрания. Во время Гражданской войны он отказался воевать, сказав: "В этом отношении я квакер", но он работал через YMCA и Христианскую комиссию Соединенных Штатов, чтобы евангелизировать войска Союза. Он неустанно искал и получал финансовую поддержку для всех своих проектов от богатых христианских бизнесменов, таких как Сайрус Маккормик и Джон Уонамейкер. Во всём этом он старался сочетать эффективную социальную работу с евангелизацией.
Великий Чикагский пожар в октябре 1871 года уничтожил миссионерскую церковь Муди, его дом и YMCA. Он отправился в Нью-Йорк, чтобы собрать средства на восстановление церкви и YMCA, но, идя по Уолл-стрит, он почувствовал то, что он описал как "присутствие и силу", чего он никогда не знал раньше, так сильно, что он громко воскликнул: "Постой, Господь, это слишком!" Он вернулся в Чикаго с новым видением: проповедь Царства Божьего, а не социальная работа, изменит мир. Теперь он посвятил свою огромную энергию исключительно "евангелизации мира в этом поколении".
Муди верил, что музыка будет ценным инструментом в его евангелизационных кампаниях, поэтому, когда в 1870 году он услышал, как Айра Сэнки поёт на съезде YMCA, он убедил Сэнки отказаться от хорошо оплачиваемой государственной карьеры, чтобы присоединиться к нему на тропе из опилок.
Летом 1873 года Муди и Сэнки были приглашены на Британские острова англиканами-евангелистами Уильямом Пеннфезером и Катбертом Бейнбриджем, но оба спонсора умерли до приезда Муди и Сэнки. Без официального одобрения, Муди и Сэнки провели кампании в Йорке, Сандерленде и Джарроу с небольшим количеством людей. В Ньюкасле их евангельские усилия начали пожинать новообращённых, и с тех пор их популярность возросла. После двухлетней проповеди в Англии, Шотландии и Ирландии Муди вернулся в Америку как всемирно известный проповедник пробуждения. О своей славе Муди признался: "Я прекрасно знаю, что, куда бы я ни пошёл и ни проповедовал, есть много лучших проповедников ... чем я; всё, что я могу сказать об этом, - это то, что Господь использует меня".
Тут же посыпались призывы к евангелизационным собраниям. Во время этих евангелизаций Муди стал пионером многих методов евангелизации: обход жителей от дома к дому перед евангелизационным собранием; экуменический подход, привлекающий к сотрудничеству все местные церкви и евангельских мирян-лидеров независимо от конфессиональной принадлежности; филантропическая поддержка со стороны деловых кругов; аренда большого центрального здания; демонстрация солиста Евангелия; и использование отдельной комнаты для тех, кто хочет покаяться.
Чередуя Европу и Америку, Муди и Сэнки провели многочисленные евангелизационные кампании перед более чем 100 миллионами людей. На своих собраниях в Кембридже, Англия, в 1883 году семь ведущих студентов университета, знаменитая "Кембриджская Семерка", обязались стать миссионерами в Китае (под руководством Хадсона Тейлора).
Он использовал любую возможность, чтобы проповедовать. Когда руководители Всемирной выставки 1893 года в Чикаго решили оставить ярмарку открытой по воскресеньям, многие христианские лидеры призвали к бойкоту. Но не Муди. Он сказал: "Давайте откроем так много проповеднических мест и представим Евангелие так привлекательно, что люди захотят прийти и услышать его". В один день более 130 000 человек посетили евангельские собрания, координируемые Муди.
Тренировка армии Бога
Благодаря своей работе по пробуждению он увидел необходимость в армии обученных Библии мирян, чтобы продолжать работу евангелизации в городских районах. "Если мы хотим достичь этого мира",- сказал он, - "я убеждён, что это должны сделать мужчины и женщины среднего таланта. В конце концов, в этом мире сравнительно мало людей, обладающих великими талантами". В 1879 году он основал Нортфилдскую семинарию для девочек, а через два года - школу для мальчиков Маунт-Хермон.
В 1880 году Муди пригласил взрослых и молодежь студенческого возраста на первую из многих летних библейских конференций в своем доме в Нортфилде. Эти конференции помогли взрастить диспенсационализм и фундаментализм, которые только зарождались. На одной из конференций Студенческое волонтёрское движение было основано 100 студентами, которые обязались работать в зарубежных миссиях после окончания колледжа.
Наконец, в 1886 году Муди основал Институт библейской работы Чикагского евангелизационного общества (переименованный незадолго до его смерти в Библейский институт Муди), один из первых в движении библейской школы. Из этой работы он запустил ещё одну работу, Colportage Association (позже Moody Press), организацию, использующую конные "Евангельские фургоны", из которых студенты продавали недорогие религиозные книги и трактаты по всей стране.
Несмотря на неутомимый график (всего за месяц до смерти он читал по шесть проповедей в день), он любил проводить время со своими детьми и внуками на своей ферме в Нортфилде, штат Массачусетс, где и умер.
Категория: История |
Просмотров: 1007 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/7 |
| ИСТОЧНИК |