Выдающийся афроамериканский проповедник и самоучка.
Однажды в воскресенье в 1817 году Джарена Ли посетила службу в Африканской методистской епископальной церкви (AME) в Филадельфии. Бывшая служанка, Ли стала христианкой почти десять лет назад — опыт обращения, который также пробудил в ней желание проповедовать. Хотя она и обращалась с этим призывом к церковным лидерам, Ли никогда не занимала кафедру. До того дня.
Первоначально была запланирована проповедь преподобного Ричарда Уильямса, который так и не смог произнести подготовленные им слова. Импульсивно Ли поднялась со своего места и обратилась к собравшимся.
"Во время увещевания Бог проявил Свою силу таким образом, чтобы показать миру, что я была призвана трудиться в соответствии с моими способностями и благодатью, данной мне, в винограднике доброго земледельца", - писала позже Ли.
Ричард Аллен, основатель Африканской методистской епископальной церкви и епископ деноминации, который также служил пастором, был в аудитории в тот день. Ли сообщила Аллену о своих стремлениях восемь лет назад, но он не чувствовал себя комфортно, позволяя женщине говорить с кафедры. Но в то воскресенье Аллен передумал, убеждённый, что в тот день в ней действовал Божий дар. После этого Ли начала карьеру публичного проповедника.
Первая афроамериканка, публично проповедовавшая Евангелие, Ли проповедовала перед расово смешанной методистской, пресвитерианской, баптистской и уэслианской аудиторией в среднеатлантических штатах, нижней Канаде, Цинциннати, Детройте и Новой Англии. Более того, она делала это в то время, когда рабство было законным, и ни афроамериканцы, ни женщины не могли владеть собственностью или голосовать.
Уильям Тиндейл говорил на семи языках и хорошо владел древнееврейским и греческим. Он был священником, чьи интеллектуальные способности и дисциплинированная жизнь могли бы привести его к долгому пути в церкви, если бы у него не было одного побуждения: учить английских мужчин и женщин Благой вести об оправдании верой.
Тиндейл открыл для себя эту доктрину, когда прочитал греческое издание Нового Завета Эразма. Что может быть лучше для того, чтобы поделиться этим посланием со своими соотечественниками, чем дать им в руки английскую версию Нового Завета? Это, по сути, стало страстью всей жизни Тиндейла, удачно подытоженной словами его наставника Эразма: "Христос желает, чтобы Его тайны были опубликованы за границей как можно шире. Я хотел бы, чтобы [Евангелия и послания Павла] были переведены на все языки всех христианских народов и чтобы их можно было читать и знать".
Однако это будет страсть, за которую Тиндейл дорого заплатит.
Гениальный переводчик
Он был уроженцем Глостера и начал своё обучение в Оксфорде в 1510 году, позже переехав в Кембридж. К 1523 году его страсть разгорелась; в том же году он попросил разрешения и средств у епископа Лондона на перевод Нового Завета. Епископ отклонил его просьбу, и дальнейшие расспросы убедили Тиндейла, что проект не будет приветствоваться нигде в Англии.
Чтобы найти гостеприимную обстановку, он отправился в свободные города Европы: Гамбург, Виттенберг, Кёльн и, наконец, в лютеранский город Вормс. Там, в 1525 году, появился его Новый Завет: первый перевод с греческого на английский язык. Он был быстро переправлен контрабандой в Англию, где получил менее чем восторже
... Читать дальше »
К пятидесяти годам Данте был изгнан из родного города, боролся с высшими церковными властями и поднял оружие против своих соотечественников. У него было много врагов, и он был недоволен. Поэтому он сделал со своими врагами то, что многие хотели сделать: он отправил их всех, даже папу, в ад — в буквальном смысле, то есть. Но его проклятие не было нудятиной; это была лучшая поэма средневековья, суммирующая классические и средневековые верования, настолько глубокие, что критики назвали её "божественной": "Божественная комедия".
Папские игры власти
Данте родился во флорентийской семье низкой аристократии. Вероятно, у них был какой-то статус, но не много богатства. Что ещё более важно, они были сторонниками папы. Вся жизнь Данте была сформирована долгим конфликтом между поборниками папской власти (гвельфами) и теми, кто поддерживал германский имперский контроль над Италией (гибеллинами). Одна сторона придёт к власти и сурово накажет другую, но через несколько лет будет свергнута. Это продолжалось более ста лет, но в первые годы жизни Данте гвельфы (к которым принадлежала его семья) обеспечили себе господство. Он стал свидетелем расцвета флорентийской демократии и сражался в первых рядах кавалерии гвельфов.
Все участники общественной жизни должны были принадлежать к гильдии, поэтому Данте вступил в союз врачей и аптекарей. Вскоре он был избран настоятелем (главным магистратом) города. Когда республика снова была разорвана политическими беспорядками, Данте выбрал не ту сторону. Его противники получили контроль, и поэт-философ был обвинён (ложно) во враждебности к церкви, мошенничестве и коррупции; он был оштрафован и лишен права занимать должность когда-либо снова. Когда он отказался заплатит
... Читать дальше »
Труды церковных историков редко влияют на саму историю, но “Деяния и памятники событий, происходящих с церковью” Джона Фокса, — широко известные как “Книга мучеников” Фокса — являются исключением, подтверждающим правило.
"Трудно переоценить влияние его “Деяний и памятников” в течение 20 лет после его публикации в 1563 году", - пишет историк Дэвид Лоудс. "Ко второму изданию (1570) она стала частью национального мифа ... Фокс предоставил как историю, так и теологию для триумфа Реформации".
Дивно это видеть
Сама жизнь Фокса была сформирована испытаниями. В юности он потерял отца, и его отношения с отчимом оставались прохладными. В Оксфорде его блеск и "неутомимое усердие и трудолюбие" принесли ему степень магистра и стипендию, но когда он связал свою судьбу с зарождающимся протестантизмом, он потерял свою стипендию, его семья отреклась от него, и, обратившись к репетиторству, ему было трудно найти постоянную работу.
Наконец, семья казнённого графа Суррея наняла его для воспитания недавно осиротевших детей графа и из-за политического климата спрятала его в доме. Во время правления Эдуарда VI (1547-1553) он смог жить открыто и начал работу над историей преследований реформаторов.
Когда католическая Мария взошла на трон, Фокс бежал на Континент. Там он познакомился с Джоном Ноксом и другими беженцами-протестантами, зарабатывавшими на жизнь печатанием. В 1554 году Фокс опубликовал своё исследование в латинском мартирологе объемом 212 страниц. Преследование Мэри английских протестантов, многие из которых были друзьями Фокса, вынудило его немедленно начать пересмотр.
С восшествием на престол Елизаветы, сочувствующей протестантам, Фокс вернулс
... Читать дальше »
В нацистской Германии 1930-х годов Мартин Нимёллер сыграл решающую роль в организации “Исповедующей церкви”, церковного движения, которое сопротивлялось вмешательству Адольфа Гитлера в дела немецких протестантов. В наказание за свой протест Нимёллер был заключен в нацистские концентрационные лагеря с 1938 по 1945 год. Благодаря своей откровенной критике усилий Гитлера по доминированию в церкви, Нимёллер запомнился как один из немногих немецких протестантов, которые открыто бросили вызов нацистам.
Однако за протестом Нимёллера стоит гораздо более сложная история и глубокая личная трансформация. Во время выборов в 1924 и 1933 годах Нимёллер фактически голосовал за нацистскую партию в надежде, что сильный и могущественный лидер сможет объединить немецкую нацию и восстановить её величие после сокрушительного поражения в Первой мировой войне. Хотя он протестовал против вмешательства Гитлера в дела церкви, он всё ещё был убеждённым националистом и оставался им даже тогда, когда сидел в нацистской тюремной камере. Командуя подводными лодками в имперском флоте Германии во время Первой мировой войны, он даже предложил свои услуги нацистским военным во время Второй мировой войны.
Только в годы после 1945 года Нимёллер раскаялся в такой политической и националистической поддержке нацистов. Борясь со своим прошлым, он понял, что его христианская вера была захвачена в плен ярым национализмом и ярым милитаризмом. Хотя он протестовал против вторжения нацистов в церковь, он не смог бросить вызов нацистскому государству за пределами этой духовной сферы.
В конечном счёте, плен Нимёллера в качестве нацистского заключённого способствовал медленной, но мощной трансформации внутри него. После Второй мировой войн
... Читать дальше »
Томас Торранс признал истинную природу церкви как существующей только во Христе и провёл свою жизнь в поисках богословского обновления церкви. В этом процессе его жизнь и творчество стали известны как одна из крупнейших богословских династий, когда-либо созданных Великобританией.
Из ребёнка миссионера в пастора
С самого рождения он был предназначен для служения на полное время. Он родился в Чэнду, Китай, 30 августа 1913 года, вторым из шести детей преподобного Томаса Торранса и Энни Элизабет Торранс, которые были миссионерами Внутренней миссии Китая. Его родители начали его богословское образование в раннем возрасте, и он с любовью вспоминает своих родителей как своих “первых и лучших учителей в богословии". Он продолжал посещать университеты Эдинбурга, Базеля и Оксфорда, обучаясь у таких богословов, как Х. Р. Макинтош, Дэниел Ламонт и Карл Барт. Макинтош внушил ему важность богословия как основы и центра всех аспектов христианской жизни, заставив его переосмыслить свое желание быть миссионером и вместо этого заняться академическим богословием. Влияние Макинтоша заставило Торранса рассматривать теологию как способ участия в Великом Поручении и, следовательно, миссионерской работе, служа церкви.
Прослужив год профессором в Обернской теологической семинарии в Нью-Йорке с 1938 по 1939 год, он вернулся в Шотландию, приняв должность пастора прихода в Алите. В течение этих первых трёх лет в качестве пастора он отметил, что церковь имеет тенденцию соответствовать человеческой культуре и цивилизации и, таким образом, теряет свою самобытность и миссию. Это привело ко многим лекциям и статьям, таким как “Место и функция Церкви в мире”, в которых говорится о в
... Читать дальше »
Евангелие не является истиной среди других истин. Скорее, оно ставит знак вопроса против всех истин". Карл Барт не только сказал это, он провёл свою жизнь, ставя вопросительные знаки во имя Христа против всевозможных "истин". В процессе этого он не сделал ничего, кроме изменения курса современной теологии.
Шокирующий либерализм
Он начал свою жизнь достаточно условно: родился в Базеле, Швейцария, в семье Фрица Барта, профессора истории Нового Завета и ранней церкви в Берне, и Анны Сарториус. Он учился в лучших университетах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга. В Берлине он находился под руководством известных либералов того времени (таких как историк Адольф фон Харнак), большинство из которых проповедовали оптимистическое христианство, которое фокусировалось не столько на Иисусе Христе и Кресте, сколько на отцовстве Бога и братстве людей.
После службы в женевском кюре с 1909 по 1911 год Барт был назначен в рабочий приход в Швейцарии, а в 1913 году женился на Нелл Хоффман, талантливой скрипачке (у них в итоге родилась дочь и четверо сыновей).
Когда он пасторствовал, он с тревогой отметил, что Германия становится всё более милитаристской и что его бывшие профессора поддерживают это. Барт, встревоженный моральной слабостью либеральной теологии, погрузился в изучение Библии, особенно Послания Павла к Римлянам. Он также посетил лютеранского пастора и богослова Кристофа Фредерика Блюмхардта и ушёл с подавляющим убеждением в победоносной реальности воскресения Христа, что глубоко повлияло на его теологию.
Из этого возник его “Комментарий к Посланию к Римлянам” (1919). Он озвучил темы, которые были приглушены в либеральной теологии. Либеральная теология приручила Бога, превратив Его в свят
... Читать дальше »
Посетители православной церкви сталкиваются с разными элементами богослужения: например, использование благовоний и византийских песнопений, а также обычай стоять на протяжении всей службы. Но, пожалуй, самым загадочным элементом являются иконы, особенно когда православные поклоняются им и целуют их. Разве это не идолопоклонство?
Именно этот вопрос бушевал в христианском мире в восьмом и девятом веках, и он занимал внимание двух из семи вселенских (всемирных) церковных соборов. Самая сильная защита этой практики исходила от христианина, живущего в самом сердце исламской империи, Иоанна Дамаскина.
Последствия вулкана
Он родился Иоанном Монсуром в богатой арабо-христианской семье в Дамаске. Как и его отец, он занимал высокое положение при дворе халифа. Около 725 года он оставил свой пост и стал монахом в Мар-Сабе близ Вифлеема, где стал священником. В этом уединённом месте в относительно преклонном возрасте 51 года начало разворачиваться прочное наследие Иоанна. Это началось, когда император Лев III в 726 году запретил почитание икон.
Конфликт назревал десятилетиями. Речь шла не о том, чтобы кланяться и целовать иконы; это был культурно приемлемый способ проявить уважение. Основной вопрос был глубже: разрешено ли христианам вообще рисовать изображения Иисуса или других библейских персонажей? По мере того, как ислам распространялся по Средиземноморскому региону, принося с собой абсолютный запрет на изображения, христианство испытывало давление, чтобы избавиться от изображений.
Главная угроза иконам исходила не от исламского халифа, а из самого сердца Византийской империи. Несколько епископов из Малой Азии (ныне Турция) верили, что Библия, особенно вторая заповедь, запрещает такие изображения:
... Читать дальше »
В 1579 году человек по имени Валиньяно прибыл в Макао, португальский торговый пост на побережье Китая. Глядя на соседний материк, начинающий миссионер, как рассказывается, воскликнул: "Скала, скала, о, когда же ты откроешься, скала?" Священники в Макао советовали ему не задерживать дыхание: обращение китайцев, утверждали они, было совершенно невозможно.
Однако через четыре года 30-летний итальянский иезуит уже жил в столице провинции и знакомил китайцев с христианской верой. Его звали Мэтью Риччи, и ему было суждено стать, наряду с Фрэнсиском Ксавье, одним из самых успешных миссионеров на Дальнем Востоке.
Переезд в китайскую столицу
Отец Риччи был итальянским аристократом, который отправил своего сына в Рим изучать право. Вместо этого Риччи присоединился к Обществу Иисуса (иезуитов), под руководством которых он изучал математику, чтобы подготовить его к миссионерской работе. Он был отправлен вместе с 13 другими в Гоа в Индию, где обучал детей, которые должны были стать христианскими лидерами следующего поколения.
Риччи рассчитывал на большее, когда подписывал контракт с иезуитами, и через четыре года попросил о переводе. Его перевели в Макао.
Когда китайские чиновники узнали, что Риччи обладает знаниями в области математики, астрономии и географии, они пригласили его и его спутника Руджиери поселиться в столице провинции Чаочин в 1583 году. Мало-помалу Риччи приблизился к столице империи Пекину, и в 1600 году император пригласил его поселиться там.
Китайцы считали свою цивилизацию единственно истинной, и Риччи согласился с ними, когда обратился к ним: "Ли Ма-тон, слуга вашего величества, родом с Дальнего Запада, обращается к вашему вели
... Читать дальше »
Сегодня родители иногда беспокоятся, что их дети поступят в колледж и вернутся в качестве новообращённых в какую-то странную, новую религию. Именно это и произошло 1700 лет назад с Григорием Понтийским (при рождении его назвали Феодором), только странной, новой религией было христианство.
Родившись в богатой языческой семье в Неокесарии (современная Турция), Григорий изучал право и традиционную греческую и римскую классику. Затем он и его брат были отправлены для дальнейшего обучения в Кесарию в Палестине, где они поступили в школу великого христианского мыслителя Оригена. Григорий пришел изучать языческую философию; его учитель обратил его (и его брата Афинодора) в христианство.
Когда Григорий вернулся домой, он обнаружил, что его ждёт христианская община из 17 человек. Вскоре после этого Григорий был избран епископом. Несмотря на то, что он обучался спекулятивному богословию, пастырская работа Григория была связана с практическим применением веры. Его навыки были таковы, что некоторые из его паствы вскоре приписали ему чудеса — отсюда его прозвище "Чудотворец".
В одной легенде рассказывается, как два брата поссорились из-за владения озером и попросили Грегори выступить арбитром между ними; говорят, что Грегори разделил озеро на два водоёма, дав по одному каждому брату. В другой легенде он сдвинул целую гору.
"Григорий был великим и заметным светильником, освещающим церковь Божию", - писал Василий. "Он обладал, благодаря сотрудничеству Духа, огромной силой против демонов, что он изменил течение рек, отдавая им приказы во имя Христа; и что его предсказания буду
... Читать дальше »
Фрэнсис Бэкон был набожным англиканцем, которого помнили за его публичную неудачу и большой научный ум. Возможно, как он сказал, "лучшие из людей подобны лучшим драгоценным камням, в которых каждый изъян ... [отмечается] больше, чем в тех, которые обычно грязны и испорчены".
Годы разочарования
У Бэкона было замечательное начало. Его отец был высокопоставленным чиновником, служившим королеве Елизавете, а мать - женщиной с острым умом. Но Фрэнсису наскучили его наставники, и он пришёл в ужас от схоластических споров, которые считались наукой. Он бросил Кембридж в 15 лет, и его отец устроил его на должность посла во Франции. Эти юношеские привилегии были лишены в 1579 году, когда умер его отец, оставив ему очень мало. Он вернулся с новой целью, став адвокатом, членом парламента и профессором права в течение следующих семи лет. Но он не был удовлетворен ни своими почестями, ни своими доходами.
Его попытки продвинуться по службе были сведены на нет, главным образом потому, что он не нравился королеве. Но ей нравился его покровитель, граф Эссекс. Эссекс относился к Бэкону как к сыну и был хорошим наставником, пока не возглавил восстание. Элизабет назначила Бэкона на незначительный пост в судебном преследовании его друга, но он с жаром взялся за дело. Александр Поуп назвал его "мудрейшим, умнейшим, подлейшим из людей", но Бэкон написал Эссексу, что он должен предпочесть благо своей страны их дружбе.
Представьте себе, что вы пишете всеобъемлющую историю церкви за последние три столетия. Теперь представьте, что никто никогда не писал такой истории раньше, поэтому нет ни единой коллекции ключевых документов, ни книг, описывающих ключевые фигуры, ни хронологии основных событий, ни даже фиксированной системы дат. Когда Евсевий, епископ Кесарии, предпринял такую попытку, он почувствовал трепет: "Я чувствую себя не в состоянии отдать должное как первый, кто отважился на такое предприятие, путешественник по одинокому и нехоженому пути", - писал он во введении к “Истории Церкви” (или “Церковной истории”). "Но я молюсь, чтобы Бог направил меня и сила Господня помогла мне, потому что я не нашёл даже следов каких-либо предшественников на этом пути, только следы, в которых некоторые оставили различные рассказы о временах, в которые они жили".
За этот десятитомный труд Евсевий известен как "Отец церковной истории". Но в своё время он был в такой же степени творцом истории, как и её летописцем.
Преследования
Когда-то существовала биография Евсевия, написанная его преемником на посту епископа Кесарии, но, как и многие другие документы, она утеряна. Таким образом, мы ничего не знаем наверняка о ранней жизни этого историка. Он, вероятно, родился в Палестине, наверняка крестился в Кесарии и был рукоположен в пресвитера (старейшину) под руководством своего учителя и друга Памфила. Он так внимательно следил за этим приверженцем Оригена, что назвал себя Евсевием Памфилием, сыном Памфила.
Но в 303 году пришел Диоклетиан, который привлёк на него "великое преследование", и Памфил был замучен в течение семи лет. Евсевий тоже был заключён в
... Читать дальше »
"Вот, - проповедовал новоиспеченный священник, цитируя Плач Иеремии на похоронах своей жены, - я тот человек, который видел скорбь".
Действительно, начиная со смерти своего отца и кончая своей собственной, Джон Донн был свидетелем многих страданий. Чёрная чума неоднократно охватывала Лондон — три волны за время его 10-летнего пребывания на посту настоятеля собора Святого Павла — убивая десятки тысяч с каждым повторением. В течение нескольких месяцев Донн считал себя верной жертвой болезни. На протяжении всей своей жизни он противостоял финансовому краху, разрушению своей семьи, религиозным преследованиям и другим бедствиям. Тем не менее, он стал одним из величайших английских поэтов любви и одним из величайших проповедников 1600-х годов.
Эротические ранние дни
Донн родился в старой римско-католической семье, когда антикатолицизм был в разгаре в Англии. В возрасте 2 лет его двоюродный дед был повешен за то, что был священником, а его отец умер от более естественных причин, когда ему было 4 года. Его младший брат Генри умер в тюрьме, будучи арестован за укрывательство священника. Сам Донн, достойный внимания студент как Оксфорда, так и Кембриджа, получил отказ в получении степени в обеих школах из-за своей веры.
Юношеская реакция Донна на эти бедствия состояла в том, что он отверг свой католицизм. Но он также не принял протестантизм своей семьи. Вместо этого он прошёл грань между циничным бунтом и честным искателем истины, перечисляя ловушки различных конфессий и сект в своей первой книге стихов "Сатиры". В то же время он вёл наглую сексуальную жизнь, сочиняя одни из самых эротических английских стихов, когда-либо написанных.
Где-то в этот период Донн перешёл в Англиканскую церковь и в 1
... Читать дальше »
Для Уильяма Гладстона служение в политической жизни было "самым благословенным призванием". Однажды он сказал королеве Виктории: "Моя политическая или общественная жизнь - лучшая часть моей жизни: это та часть, в которой я осознаю величайшие усилия делать и избегать того, что Господь Христос хотел бы, чтобы я делал и избегал".
Святая и спорная политика
Он вырос в евангельской семье и в молодости посвятил свою жизнь Христу. Прежде чем начать политическую карьеру, он всерьёз подумывал о том, чтобы принять священный сан. Но когда он вошёл в парламент в 1832 году, он никогда не оглядывался назад. Его политическая карьера длилась более 60 лет.
Он занимал посты председателя совета по торговле, секретаря по делам колоний, канцлера казначейства и в течение четырёх различных сроков премьер-министра. Среди его многочисленных достижений было то, что он отстранил Ирландскую церковь, чтобы освободить католиков от необходимости платить налоги англиканской церкви, поддержал ирландский закон о земле, который защищал крестьянство, и добился важных реформ — конкурсного приёма на государственную службу, тайного голосования, отмены комиссий по продажам в армии, расширения образования и реорганизации судов.
Несмотря на такой успех, он был противоречивой фигурой. Его не любила королева Виктория, и у него было много политических соперников, включая великого Бенджамина Дизраэли. На протяжении многих лет Гладстон постепенно отказывался от традиционных убеждений “Тори” о важности ранга и привилегий — убеждений, которые горячо отстаивал Дизраэли. По мере того, как их разногласия расширялись, антипатия Дизраэли к Гладстону росла.
Когда Гладстон стал канцлером казначейства, Дизраэли (предыд
... Читать дальше »
За два года до смерти Джону Вулману приснился сон, в котором он услышал, как ангел объявил: "Джон Вулман мёртв". Проснувшись, он задумался о том, что означал этот сон. Затем он сказал: "Наконец я почувствовал, что божественная сила приготовила мои уста, чтобы я мог говорить, и тогда я сказал: "Я распят со Христом, не я живу, но Христос живёт во мне".
Он написал в своём дневнике: "Я понял ... что фраза "Джон Вулман мёртв" означала не больше, чем смерть моей собственной воле".
Такие сны и духовные озарения были характерны для Вулмана, которого сегодня помнят как одного из первых американских аболиционистов и самых глубоких мистиков.
Вулман родился в набожной квакерской семье, которая жила в маленькой квакерской деревне в Нью-Джерси. Духовный опыт пришёл рано: "Ещё до того, как мне исполнилось 7 лет, - писал он позже в своём дневнике, - я начал знакомиться с действиями Божественной Любви".
В возрасте 21 года он нанялся к торговцу, и два года спустя у него появилось больше духовных переживаний, которые он назвал "открытиями": "Примерно на двадцать третьем году моего возраста у меня было много свежих и небесных открытий в отношении заботы и провидения Всевышнего над Его творением в целом и над человеком как самым благородным из тех, которые видны".
Эта новая оценка вскоре была проверена, когда его работодатель попросил его написать купчую на чернокожую женщину. Вулман возразил, сказав своему работодателю, что, по его мнению, "содержание рабов является практикой, несовместимой с христианской религией". Поскольку он также чувствовал себя обязанным почтить своего хозяина, он сделал так, как ему было сказано. Но его совесть оставалась неспокойной, и в следующий раз, когда его попросили на
... Читать дальше »
Во время второго курса Лаймана Бичера в Йеле президент школы Тимоти Дуайт начал проповедническую кампанию против всепроникающего религиозного скептицизма школы. После дебатов под названием "Является ли Библия Словом Божьим?" Бичер отметил: "Всякая неверность пряталась и прятала голову". Когда Дуайт проповедовал: "Жатва прошла, лето закончилось, и мы не спасены", Бичер чувствовал, что на него "обрушилась целая лавина", и он пошел домой, "плача на каждом шагу".
Эта личная трансформация предвещала изменения, происходившие в американском христианстве, частью из которых он стал.
Прагматическая проповедь
Уроженец Коннектикута, Бичер получил лицензию конгрегационного священника, хотя его первым пасторством была пресвитерианская церковь в Ист-Хэмптоне, Лонг-Айленд. Молодой проповедник сначала был расстроен: "Моя проповедь, кажется, не работает", - жаловался он. - Я говорю против скалы". Но когда он проповедовал "Лекарство от дуэли" по случаю дуэли Аарона Берра и Александра Гамильтона в 1806 году, вспыхнуло небольшое оживление.
В 1810 году он начал пасторствовать в конгрегационалистской церкви в Литчфилде, штат Коннектикут, где выросла его репутация как пробужденца и социального реформатора. Он ревностно защищал право церкви на истеблишмент (штат Коннектикут финансировал конгрегационализм), но когда конгрегационализм был ликвидирован, он изменил своё мнение: "Это освободило церкви от зависимости от государственной поддержки. Это бросило их полностью на их собственные ресурсы и на Бога".
В его следующей церкви, церкви на Ганновер-стрит в Бостоне, главной проблемой был унитаризм, кот
... Читать дальше »