Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Следуя по стопам первых христиан
Многие богослужебные практики, которые встречаются нам на страницах Нового Завета и раннего христианства, мучительно неясны: почему христиане крестились за умерших? Почему женщины должны были носить покрывала на голове? Почему верующие омывали ноги друг другу?

Что мы делаем сегодня из этих и других практик? Должны ли мы продолжать их?

Многие из них чётко предписаны или полностью описаны и оценены в Новом Завете. Тем не менее, мы находим, что многие из них трудно вписать в наше современное богослужение.

Иногда наша проблема заключается в недостатке знаний. Многочисленные описания богослужения в Новом Завете создают впечатление, что практика богослужения была разработана ad hoc — в соответствии с потребностями времени. Иногда мы не знаем предполагаемого значения некоторых черт богослужения и поводов для него.

Но часто мы можем читать тексты слишком ясно. Вопрос в том, какой принцип иллюстрируется и применяется на практике? Итак, мы продолжаем искренне ломать голову над тем, почему ранние христиане практиковали определённые обряды — и должны ли мы следовать их примеру и как именно.

Омовение ног

Мы могли бы взять в качестве полезного примера практику омовение ног. Эта практика предписана в Новом Завете и соблюдалась в раннехристианских общинах. Тем не менее, в наши дни церкви как практикуют это, так и пренебрегают. Должно ли омовение ног быть частью нашего поклонения?

Новозаветное подтверждение необходимости омовения ног содержится в Иоанна 13:4-5, 12-15:
встал с вечери снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан...

Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Омовение ног ученикам отражает цивилизацию, которая знала только грунтовые дороги, по которым ходили в сандалиях с открытым носком или босиком, а также жаркий климат, изматывающий усталых пеших путников. Омовение ног было знаком гостеприимства для посетителей как в Израиле, так и в греко-римском обществе (Луки 7:44; 1 Тим. 5:10).

Ранние христиане сохранили эту практику как часть крещения или даже как сам способ крещения. Амвросий, епископ Миланский (около 380 г. н. э.), учил, что точно так же, как грехи человека были смыты крещением, омовение ног избавило Адама от наследственных грехов. Римско-католическая церковь (вместе с другими литургическими церквями) сохранила омовение ног в изменённом значении при праздновании Чистого четверга.

Хотя протестанты отвергают эти сакраментальные рассуждения, омовение ног продолжалось среди немецких пиетистских групп и анабаптистских деноминаций, таких как Церковь Братьев, а также некоторых адвентистских церквей, церквей святости и пятидесятнических церквей. Они придерживаются ясного указания Господа: “Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам”. Омовение ног для них — это одновременно послушание и урок смирения.

Однако вызывает недоумение не то, что многие христиане продолжают эту практику, а то, что она никогда не занимала такого заметного места в церкви, как Причастие. Омовение ног заповедано Господом, возможно, даже более строго, чем причастие. С точки зрения логики и ясности это дело, по-видимому, неопровержимо. Почему же тогда большинство христиан соблюдают заповедь преломлять хлеб и брать чашу за ужином, но при этом не считают директиву об омовении ног обязательной?

Культурный фон

Во-первых, церемония омовения ног проходит в уникальной культурной обстановке — наши ноги не пачкаются в современных дорожных условиях. То же самое не относится к Евхаристии, поскольку принятие хлеба и вина, или еда и питье, универсальны во всех культурах. Некоторые называют хлеб и чашу “элементами”, потому что они являются элементарными для всего живого.

Во-вторых, многие верят, что то, что Иисус подразумевал под “примером”, означает для последующих учеников больше, чем омовение водой на церковной службе. Он драматически символизировал дух, побудивший к такому поступку, а именно стремление служить тем, кто нуждается в помощи. Они приравняли бы повеление Иисуса омывать ноги друг другу к словам Павла о том, чтобы благотворить с радушием (Рим. 12:8) и выполнять “смиренные обязанности по отношению к собратьям-христианам” (1 Тим. 5:10, GNB).

Мы можем извлечь из Нового Завета различные озадачивающие практики. Многие из них содержат элемент предписания; тексты Нового Завета указывают на то, что они должны быть выполнены. И в каждом из них на карту поставлены жизненно важные вопросы.

В то же время для каждой практики существует свой культурный фон, который необходимо уважать. Эти указания были особенно необходимы и понятны в ту эпоху, когда создавалась церковь.

Сегодня церкви будут обсуждать, когда и как следует соблюдать подобную практику. Некоторые христиане будут следовать форме ранних богослужебных практик; другие будут искать универсальный глубинный смысл. При любом подходе принципы остаются такими же действительными и обязательными, как и прежде.

Доктор Ralph P. Martin - профессор библеистики в Университете Шеффилда в Англии.
Категория: История | Просмотров: 336 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/3 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: традиция, причастие, Иисус, Омовение ног, Протестантизм, католицизм
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [696]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [387]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 41
500

Онлайн всего: 64
Гостей: 64
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024