Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Богослужение в Ранней церкви: галерея писцов богослужения
Иустин мученик
(ок. 100-165)
Защитник верующей общины

Иустин Мученик сохранил самую раннюю полную запись христианского богослужения, датируемую серединой второго века.

Иустин родился в римском городе Флавия Неаполис (древний Сихем в Самарии). Воспитанный родителями-язычниками, он стремился найти смысл жизни в философии своего времени. Это принесло ряд разочарований.

Его первым учителем был стоик, который “ничего не знал о Боге и даже не считал знание о Нём необходимым”. За ним последовал перипатетик (странствующий философ), которого, казалось, больше всего интересовали гонорары. Затем последовал пифагореец, но обязательный для него курс музыки, астрономии и геометрии казался слишком медленным. Наконец, платонизм, хотя и требовательный к интеллекту, оказался неудовлетворительным для изголодавшегося сердца Иустина.

Наконец, примерно в 130 году, после разговора со стариком, его жизнь преобразилась: “В моей душе внезапно зажегся огонь. Я влюбился в пророков и этих людей, которые любили Христа; я размышлял над всеми их словами и обнаружил, что только эта философия была истинной и полезной. Вот как и почему я стал философом. И я хочу, чтобы все чувствовали то же, что и я”.

Иустин продолжал носить свой философский плащ, стремясь примирить веру и разум. Его учительское служение привело его сначала в Эфес (ок. 132), где он провёл диспут с евреем Трифоном. Позже он переехал в Рим, основал христианскую школу и написал две смелые «Апологии», адресованных римским властям. Первое (с. 153), адресованное императору Антонину Пийу и сыновьям, привлекло наибольшее внимание и содержит подробные описания раннехристианского богослужения.

Получается писатель, который любил не только христианство, но и самих христиан. Иустин видел, как верующие крестились, “чтобы мы не оставались детьми необходимости и невежества, но [стали детьми] свободного выбора и знания”. Он принимал участие в общих молитвах, поцелуе мира, Евхаристии и раздаче средств нуждающимся. На богослужении он собирался вместе с другими, чтобы послушать чтение писем апостолов и писаний пророков, услышать наставления президента и постоять в молитве.

Примерно в 165 году, отчасти из-за того, что он защищал мучеников в своей второй «Апологии», Иустин был демонстративно осуждён как христианин. Отказавшись отречься и принести языческую жертву, Иустин был подвергнут бичеванию и обезглавлен. Родившись язычником, он отдал свою жизнь за эту “истинную философию”, христианство, и навсегда останется известным как Иустин мученик.

Мелитон Сардийский
(умер около 190 года)
Хранитель христианского календаря

В конце II века епископ Эфесский Поликрат писал о “евнухе Мелитоне”, который “жил всецело в Святом Духе” и является одним из “величайших светил, которые покоятся в Азии и воскреснут в день пришествия Господа”. Мелитон отправился в Палестину, чтобы посетить Святые места. Больше о его жизни практически ничего не известно.

Важность Мелитон заключается в теме его самого популярного произведения "Проповедь о Пасхе" и в его роли в споре о правильной дате празднования Пасхи.

Во времена Мелитона некоторые восточные церкви (особенно в Малой Азии) следовали еврейскому обычаю и праздновали Пасху одновременно с еврейской Пасхой. Эта “христианская Пасха” ознаменовала не только воскресение Господа, но и Его страдания как Пасхального агнца.

Другие церкви (например, римские христиане при Викторе) праздновали Пасху в воскресенье после Пасхи, отмечая жизненно важное значение воскресения, которое произошло в первый день недели.

Будучи епископом Сардиса, Мелитон защищал прежнюю позицию, получившую название квартодециман (что означает “четырнадцатый”). Он полагал, что это относится ко времени пребывания апостола Иоанна в Эфесе. В конечном счёте, однако, позиция пасхального воскресенья восторжествовала. Никейский собор (в 325 году) отверг практику квартодециманов.

Это решение, наряду с решениями отмечать Рождество, Богоявление и Пятидесятницу, а также дни мучеников, показывает растущую важность христианского календаря, средства для христиан отмечать священное время. «Проповедь Мелитона на Пасху» не только демонстрирует некоторые из этих событий, это одно из самых прекрасных размышлений, когда-либо написанных о деянии Христа. Слово "Пасха" вызывало у ранних христиан ряд тем: еврейскую Пасху, пасхальную трапезу, ягнёнка, принесённого в жертву и съеденного на Пасху, Страстную неделю и Пасху — иногда всё сразу. В этой проповеди ритмичная проза провозглашает эту тайну:

Итак, поймите, о возлюбленные, так есть
новое и древнее,
вечное и временное,
тленное и нетленное,
смертное и бессмертное
Пасхи таинство. …

Ибо, как Сын Он рожден,
и как агнец ведом,
и как овца заклан,
и как человек погребен,
из мертвых восстал Он, как Бог,
по природе – Сущий Бог и Человек.
9. Который есть все,
так как Он судит – закон,
так как Он учит – слово,
так как спасает – благодать,
так как рождает – Отец,
так как рождается – Сын.
Так как страдает – овца,
как погребается – человек,
как восстает же – Он Бог.
Сей есть Иисус Христос,
«Ему же слава во веки. Аминь
(перевод взят с сайта pravoslavie.ru)

Ипполит Римский
(ок. 170 – ок. 236)
Хранитель священной традиции

Ипполит был первым “антипапой” (раскольническим епископом Рима), однако римско-католическая церковь почитает его как мученика и святого.

О его ранней жизни известно мало. Некоторые утверждали, что его знакомство с греческой философией и восточными мистическими культами предполагает ранние связи с Востоком.

В начале третьего века Ипполит стал пресвитером в Римской церкви при епископе Зефирине. Когда Ориген посетил город в 212 году, он с радостью выслушал энергичную проповедь Ипполита. Споры по поводу доктрины и церковной дисциплины настроили Ипполита против епископа и его товарища пресвитера Каллиста.

Когда Каллист стал епископом в 217 году, Ипполит покинул церковь и (вероятно) был избран епископом Рима своими влиятельными сторонниками. Этот раскол продолжался до 235 года, когда римские власти признали папу римского (Понтиана) и антипапу (Ипполита) виновными в проповеди Евангелия. Их отправили на шахты на Сардинии. Это привело к тому, что каждый из них отрёкся от своего епископата и восстановил общение. Оба стали мучениками на “острове смерти”.

Новый епископ Рима Фабиан распорядился, чтобы тела обоих были доставлены обратно в Рим, и похороны состоялись в один и тот же день, 13 августа. Список, имеющий сходство с трудами Ипполита, и пасхальные таблицы были найдены на древней статуе, раскопанной в Риме в 1551 году.

Ипполит был самым значительным теологом в Риме третьего века, автор книг, комментариев и тематических трактатов. Однако работа, которая вызвала наибольший интерес в этом столетии, - это его «Апостольское предание». Это систематическое руководство по церковной жизни и практике, написанное примерно в 215 году, открывает окно в римскую церковь. Приводятся литургии для посвящения в сан, крещения, евхаристии и различных христианских обрядов.

Ипполит произносит несколько длинных молитв, но добавляет: “Никому не обязательно произносить точные слова, которые мы предписали... но пусть каждый молится в соответствии со своими способностями. Если, действительно, он способен грамотно молиться возвышенной молитвой, то это хорошо. Но даже если он лишь в меру способен молиться и воздавать хвалу, никто не может запретить ему; только пусть он молится здраво в вере”.

Перпетуя (умерла в 203)
Мученица за Христа

Римский император Септимий Север запретил переход в иудаизм и христианство в 202 году. В Северной Африке Вивия Перпетуя, Фелиситас и несколько других оглашенных [новообращённые в христианство] были заключены в тюрьму и в итоге приговорены к смерти на арене в Карфагене.

В “Страстях”, рассказе о мученичестве этих женщин, 22-летняя Перпетуя, хорошо образованная жена и кормящая мать, описала свою веру и свою жизнь в тюрьме, заключив: "Темница стала для меня дворцом".

Перпетуя была женщиной, “удостоенной чести беседовать с Господом”. Она искала видение, которое показало бы, приведёт ли её заключение к освобождению или мученической смерти, и получила яркое послание о том, что будет последнее. После этого она отказалась от надежд на эту жизнь.

Дни, проведённые в темнице, были отмечены молитвенными собраниями, словом знания, несколькими видениями и рождением девочки после восьми месяцев беременности (что позволило избежать отсрочки казни).

Накануне мученической смерти заключенные праздновали “праздник агапе”. Затем, выйдя на арену, Перпетуя запела псалмы, встретившись лицом к лицу со зверями “в духе” и в экстазе. Она присоединилась к товарищам, чье кровавое убийство сопровождалось насмешливым пением толпы во время крещения: “Спасён и омыт, спасён и омыт”.

Большинство элементов раннехристианского богослужения очевидны в этой «Страсти» Перпетуи и Фелиситас. Более того, такие мученики оказали глубокое влияние на богослужение церкви на протяжении последующих столетий. В их честь устраивались праздники, их мощи собирались для поклонения, им воздвигались памятники.

Несмотря на предположения о том, что Перпетуя была монтанисткой, большая христианская семья восприняла её как святую, обладающую исключительной благодатью.

Климент Александрийский
(ок. 150–ок. 215)
Учитель в песне и символе

Тит Флавий Климент родился в середине второго века, скорее всего, у родителей-язычников в Афинах. Хорошо образованный и принявший христианство в ранние годы своей взрослости, Климент много путешествовал в поисках превосходных учителей. Эти поиски привели его, наконец, в Александрию в Египте, где он стал учеником Пантена, первого известного мастера городской катехизической школы (для обучения христианству).

Примерно в 190 году Климент сменил своего учителя и начал писать, составив три основных произведения: "Увещание к язычникам", "Педагог" (который есть Христос) и сборники тематических исследований. В каждом из них христианская вера связана с классической культурой.

В 202 году преследования во время правления императора Септимия Севера вынудили Климента бежать из Александрии. Он поселился в Каппадокии и в 215 году умер.

Однако на пике своего александрийского служения Климент был выдающимся христианским учителем в городе с населением около миллиона человек. Более того, будучи пресвитером (а не епископом), он помогал формировать богослужебную жизнь христианской общины.

Одним из самых ранних христианских гимнов является тот, который прилагается к книге Климента “Гимн Спасителю Христу”. Его самое раннее исполнение в английских стихах (в 1846 году) сегодня фигурирует во многих сборниках гимнов как “Пастырь нежной юности”. Три строфы, переведенные с греческого оригинала, дают яркую картину хвалебной жизни Александрийской церкви:

Укротитель жеребят неукротимых,
Крыло птиц, летающих вечно,
Непоколебимое кормило юношей,
Пастырь агнцев царственных,
Твоих невинных детей собери,
Славить свято,
Петь искренне,
Невинными устами
Детей вождя – Христа.
Царь святых,
Слово вседержавное,
Отца превышнего,
Мудрости податель,
Подпора страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода
Спаситель Иисус…
(перевод взят отсюда)

Климент также выступал за использование изобразительного искусства в богослужении. Многие ранние христиане неохотно занимались живописью или рисунками, опасаясь, что внимание к их работам может расцениваться как идолопоклонство. Климент столкнулся с проблемой лицом к лицу и пришел к выводу, что христиане не должны изображать языческих богов (мы не идолопоклонники), ни меч или лук (мы миролюбивы), ни кубки с вином (мы умеренны), ни напоминания о сексуальной распущенности. “Пусть нашей эмблемой будет голубь, или рыба, или корабль, несущийся по ветру, или лира музыканта, или корабельный якорь. И если там будет рыбак, он напомнит нам об апостоле и маленьких детях, которых вытаскивают из воды”.

Доктор James D. Smith III - пастор баптистской церкви Clairemont Emmanuel и адъюнкт-профессор церковной истории в Западной семинарии Вефиля, оба в Сан-Диего, Калифорния. Он является членом редакционно-консультативного совета журнала "Христианская история".
Категория: История | Просмотров: 238 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Древний Рим, смерть, гонения, богослужение
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [331]
Статьи [2593]
Разное [642]
Библия [307]
Израиль [301]
Новости [578]
История [716]
Картинки [383]
MorningStar [1237]
Популярное [199]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [886]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [754]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024