Защитник "истинной философии"
|
Когда Иустина арестовали за его веру в Риме, префект попросил его отречься от своей веры, принеся жертву богам. Иустин ответил: "Никто из тех, кто правильно мыслит, не переходит от истинной веры к ложной".
В каком-то смысле это был простой ответ для Иустина, ведь он провёл большую часть своей взрослой жизни, отличая правду от лжи.
Огонь в душе
Иустин родился в римском городе Флавия Неаполь (древний Сихем в Самарии). Воспитанный родителями-язычниками, он стремился найти смысл жизни в философии своего времени. Это принесло только ряд разочарований.
Его первым учителем был стоик, который "ничего не знал о Боге и даже не считал знание о Нём необходимым". Затем последовал Перипатетик (странствующий философ), который, казалось, больше всего интересовался получением своих гонораров. Затем последовал пифагореец, но его обязательный курс музыки, астрономии и геометрии казался слишком медленным. Наконец, платоник, хотя и требовательный к интеллекту, оказался неудовлетворительным для голодного сердца Иустина.
Наконец, около 130 года нашей эры, после разговора с одним стариком, его жизнь преобразилась: "В моей душе внезапно зажегся огонь. Я влюбился в пророков и этих людей, которые любили Христа; я размышлял над всеми их словами и обнаружил, что только эта философия была истинной и полезной. Вот как и почему я стал философом. И я хочу, чтобы все чувствовали то же, что и я".
Иустин продолжал носить свой философский плащ, стремясь примирить веру и разум. Его учительское служение привело его сначала в Ефес (ок. 132), где он провёл спор с Трифоном, евреем, об истинном толковании Писания. Диалог с Трифоном учит трём основным моментам: Ветхий Завет уходит, чтобы освободить место для Нового; Логос — это Бог Ветхого Завета; и язычники - это новый Израиль.
Позже Иустин переехал в Рим, основал христианскую школу и написал две смелые апологии (т. е. защиты — от греческого apologia). Первая апология Иустина, адресованная императору Антонину Пию, была опубликована в 155 году и попыталась объяснить веру. Он утверждал, что христианство не представляет угрозы для государства и должно рассматриваться как законная религия. Он писал "от имени людей всех наций, которых несправедливо ненавидят и поносят".
Иустин утверждал, что христиане на самом деле являются "лучшими помощниками и союзниками императора в обеспечении хорошего порядка, убежденные, как и мы, что нет злого человека ... который может скрыться от Бога и то, что каждый идёт к вечному наказанию или спасению в соответствии с характером своих поступков". Далее он показал, что христианство превосходит язычество, что Христос — это исполненное пророчество, и что язычество на самом деле является плохой имитацией истинной религии.
30 |
Распятие Иисуса; Пятидесятница |
65 |
Пётр и Павел казнены |
70 |
Разрушение Иерусалима Титом |
100 |
Родился Иустин мученик |
165 |
Иустин Мученик умирает |
180 |
Ириней пишет “Против ересей” |
Описание богослужения
Однако эта апология привлекла наибольшее внимание современных читателей, потому что в ней Иустин подробно описывает раннехристианское богослужение (чтобы показать неверующим, что христианство не было подрывным). Самый известный отрывок таков:
В день, называемый воскресеньем, в одном и том же месте собираются все, кто живёт в данном городе или сельском округе. Читаются мемуары апостолов или писания пророков, пока позволяет время. Затем, когда читатель замолкает, председатель в своей речи предостерегает и призывает подражать этим хорошим вещам. Затем мы все вместе встаём и возносим молитвы.
Когда мы прекращаем нашу молитву, нам подают хлеб, вино и воду. Председатель таким же образом возносит молитвы и благодарения, в соответствии со своими способностями, и люди дают своё согласие, говоря "Аминь". Распределение и участие элементов, за которые была дана благодарность, даётся каждому человеку, а тем, кто не присутствует, они посылаются дьяконами.
Те, у кого есть средства и желание, каждый по своему выбору, даёт то, что хочет, а то, что собрано, сдаётся на хранение председателю. Он заботится о сиротах и вдовах, о тех, кто нуждается из-за болезни или по какой-либо другой причине, о тех, кто связан узами, о странниках, которые временно живут тут, и одним словом, он становится защитником всех, кто нуждается.
“Вторая Апология” Иустина было написано вскоре после того, как Марк Аврелий стал императором в 161 году. В этих писаниях Иустин пытался показать, что только христианская вера была по-настоящему рациональной. Он учил, что Логос (Слово) воплотился, чтобы научить человечество истине и избавить людей от власти демонов.
Четыре года спустя Иустин и его ученики были арестованы за свою веру. Когда префект пригрозил им смертью, Иустин сказал: "Если мы будем наказаны ради Господа нашего Иисуса Христа, мы надеемся спастись". Их вывели и обезглавили. С тех пор как он отдал свою жизнь за "истинную философию", Иустина прозвали Мучеником.
|