Блестящий " бессловесный бык"
|
Никто не утверждал, что Фома Аквинский прославился своей внешностью. Он был колоссально толст, страдал отёками (водянкой), и один огромный глаз затмевал другой. Он также не был особенно динамичной, харизматичной фигурой. Погруженный в себя и молчаливый большую часть времени, когда он говорил, это часто было совершенно не связано с разговором. Его одноклассники называли его "бессловесным быком". Сегодня, признанный величайшим теологом Средневековья, его называют "доктором ангелов".
Искушения будущего богослова
Он родился в итальянском замке у "графа Лундульфа" Акино (хотя, вероятно, он не был графом) и жены Лундульфа, Теодоры. В возрасте 5 лет пухлого мальчика отправили в школу при соседнем монастыре Монте-Кассино (община, основанная Бенедиктом семью веками ранее). В возрасте 14 лет Фома поступил в Неаполитанский университет, где его доминиканский учитель произвёл на него такое впечатление, что Фома решил, что он тоже присоединится к новому, ориентированному на учёбу доминиканскому ордену.
Его семья яростно возражала против этого решения (очевидно, желая, чтобы он стал влиятельным и финансово обеспеченным аббатом или архиепископом, а не принял монашеский обет бедности). Братья Фомы похитили его и заключили в тюрьму на 15 месяцев; его семья соблазнила его проституткой и предложением купить ему пост архиепископа Неаполя.
Все попытки провалились, и Фома отправился в Париж, центр теологических исследований средневековой Европы. Находясь там, он попал под чары знаменитого учителя Альберта Великого.
Борьба с разумом
1208 |
Франциск Ассизский отказывается от богатства |
1215 |
Великая хартия вольностей |
1220 |
Установлен Доминиканский порядок |
1225 |
Фома Аквинский родился |
1274 |
Фома Аквинский умирает |
1302 |
Unam Sanctam провозглашает папское превосходство |
В средневековой Европе всё обучение проходило под присмотром церкви, и теология безраздельно господствовала в науках. Тем не менее, нехристианские философы, такие как грек Аристотель, мусульманин Аверроэс и еврей Маймонид, изучались наряду с Библией. Учёные были особенно очарованы Аристотелем, чьи труды были неизвестны в Европе на протяжении веков. Казалось, он объяснил всю вселенную не с помощью Писания, а с помощью своей наблюдательности и разума.
Этот акцент на разуме угрожал подорвать традиционные христианские верования. Христиане верили, что знание может прийти только через откровение Бога, что только те, кому Бог решил открыть свои истины, могут понять вселенную. Как это можно сопоставить с очевидным знанием, которому учат эти недавно открытые философии?
Фома хотел исследовать этот вопрос и решил извлечь из трудов Аристотеля то, что было приемлемо для христианства.
Мысли поглотили его. Согласно одной истории, он обедал с Людовиком IX Французским (позже "Святым" Людовиком), но, в то время как другие были заняты разговором, он смотрел вдаль, погруженный в свои мысли. Внезапно он стукнул кулаком по столу и воскликнул: “Есть аргумент, который уничтожит манихеев!"
В начале своей обширной "Суммы теологии" (или "Суммирования теологических знаний") Фома заявил: "В священном богословии все вещи рассматриваются с точки зрения Бога". Фома продолжал проводить различие между философией и теологией, а также между разумом и откровением, хотя и подчеркивал, что они не противоречат друг другу. И то и другое - источники знания; и то и другое исходит от Бога.
Разум, сказал Фома (вслед за Аристотелем), основан на сенсорных данных — на том, что мы можем видеть, чувствовать, слышать, обонять и осязать. Откровение основано на большем. Хотя разум может привести нас к вере в Бога — то, что уже предлагали другие богословы, — только откровение может показать нам Бога таким, какой он есть на самом деле, триединым Богом Библии.
"Для того, чтобы люди могли иметь знание о Боге, свободное от сомнений и неуверенности, - писал он, - было необходимо, чтобы божественная истина была передана им через веру, будучи сказанной им как бы самим Богом, который не может лгать".
Другими словами, кто-то, глядя на природу, может сказать, что существует разумный Творец. Но этот человек понятия не имел бы, хорош ли Творец и может ли Он работать в истории. Более того, хотя человек вне христианства может практиковать определенные "естественные добродетели", только верующий может практиковать веру, надежду и любовь, истинно христианские добродетели.
Всего лишь солома
Труды Фомы (в том числе "Сумма против язычников" - руководство для миссионеров мусульман, которое также содержит несколько гимнов) подверглись нападкам до и после его смерти. В 1277 году архиепископ Парижа попытался официально осудить Фому, но Римская курия положила конец этому движению. Хотя Фома был канонизирован в 1325 году, прошло ещё 200 лет, прежде чем его учение было провозглашено выдающимся и главным оплотом против протестантизма. Через четыре года после Тридентского собора, в котором его труды играют видную роль, Фома был объявлен доктором церкви.
В 1879 году папская булла Aeterni Patris одобрила фомизм (богословие Фомы Аквинского) как подлинное выражение доктрины и заявила, что его должны изучать все изучающие теологию. Сегодня и протестантские, и католические учёные опираются на его труды.
Фома, однако, не обязательно будет доволен. К концу своей жизни у него было видение, которое заставило его бросить перо. Хотя он испытывал видения в течение многих лет, это было что-то другое. Его секретарь умолял его снова начать писать, но Фома ответил: "Я не могу. Мне открылись такие вещи, что то, что я написал, кажется всего лишь соломой".
Его "Сумма теологии", одно из самых влиятельных сочинений христианской церкви, осталось незаконченным, когда он умер три месяца спустя.
|