Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Где поклонялись христиане?
Римский префект допросил Иустина Мученика и его сподвижников: “Какую жизнь вы ведёте? Каковы ваши доктрины? Вы признаёте, что вы христианин?”

На каждый вопрос христианский философ давал прямой ответ.

Тогда префект Рустик спросил: “Где вы встречаетесь?”

“Везде, где это по желанию или возможности каждого”, - сказал Иустин. - В любом случае, как ты думаешь, мы все сможем встретиться в одном и том же месте?

Рустикус надавил на него, без сомнения, требуя информации, которая могла бы скомпрометировать других: “Скажи мне, где вы встречаетесь? В каком месте?”

Иустин сказал: “Я жил над термами в течение всего периода моего пребывания в Риме... и я не знал другого места для встреч, кроме этого. Любой, кто пожелает, может прийти в мою резиденцию, и я передам ему слова истины”.

В конце этого допроса Рустикус вынес приговор Юстину и его спутникам, добившись для Иустина прозвища мученик.

Материалы судебного процесса над Иустином, состоявшегося незадолго до 168 года н.э., раскрывают некоторые подробности о месте проведения раннехристианского богослужения и учения.

Атриумы и столовые

В Риме времён Иустина христианские собрания всё ещё проводились в частных резиденциях, во многом таким же образом, как и более века назад, во времена служения Павла. Это примечательно в свете описания Иустином христианского богослужения, которое включало крещение, общие молитвы, проповедь и причастие. Хотя крещение играло заметную роль в христианской общине, официальные баптистерии были ещё неразвиты. Единственный комментарий Иустина заключается в том, что кандидатов “мы приводим туда, где есть вода”.

Защита Иустина перед Рустиком также предполагает, что, хотя христиан в Риме становилось довольно много, они не отказывались от собраний по домам, даже если это означало, что христианская община больше не могла собираться в одном месте. Таким образом, модель домашней церкви, впервые сформулированная в Новом Завете, сохранялась в течение первых поколений распространения церкви в римском мире.

В Деяниях Апостолов первая христианская община в Иерусалиме изображена собирающейся в храмовых колоннадах и “преломляющей хлеб в своих домах”. По мере того как христианская весть становилась всё более популярной в городах восточного Средиземноморья, первые верующие обычно собирались в домах наиболее выдающихся членов общины: Гая, Тита Юстуса и Стефана в Коринфе, Фивы в Кенхкрее, Присциллы (Приски) и Аквилы в Эфесе, Нимфы в Лаодикии.

Хотя дома были разных стилей и размеров, атриум на римской вилле (или просторная столовая в греческом доме) удовлетворил бы потребности небольших христианских общин. Рассказ о ночном падении Евтихия из окна наводит на мысль, что в Троаде христиане встретились в столовой греческого дома на третьем этаже.

Местные обстоятельства иногда диктовали другие меры. Находясь в Эфесе, Павел ежедневно проповедовал в лекционном зале римского префекта Тиранна в течение двух лет, и апокрифические истории намекают на то, что склад зерна функционировал таким же образом, когда Павел отправился в Рим. Тем не менее, домашние церкви, по-видимому, являются основным местом христианского богослужения, по крайней мере, во времена Иустина Мученика.

Гарнизонное здание

Менее чем через столетие после Иустина важные события изменили условия проведения христианских собраний. Самый яркий пример этих изменений можно увидеть на окраине римского мира, в гарнизонном городе Дура-Эвропос, на берегах Евфрата.

Дура-Европос был оживлённым пограничным городом, перекрестком между двумя великими имперскими державами, Римом и возрождённой персидской империей Сасанидов. Владение Дурой несколько раз переходило из рук в руки на протяжении второго и третьего веков.

В начале 250-х годов сасаниды захватили Дуру, но жители города вскоре восстали против своих персидских повелителей. Сасаниды вернулись и осадили город в 256 году. Во время осады космополитичные жители Дуры, несомненно, искали божественной помощи в храмах своих различных богов. Возносились молитвы в святилищах сирийских ваалов, богов солнца пустыни и персидских божеств-спасителей, а также в храмах более знакомых богов из греческого пантеона - всё безрезультатно. Дура-Европос был разграблен, жители увезены, а город оставлен под покровом песков окружающей пустыни.

Незадолго до падения Дура-Европоса жители отчаянно пытались сорвать персидскую осаду, насыпав к западной стене насыпи из земли. При этом дома, приютившиеся у этой стены, были погребены и таким образом сохранены для археологов, которые обнаружили их в 1920-1930-х годах.

Три из этих частных резиденций были отремонтированы для использования в качестве культовых сооружений. Один из них был превращён в Митраеум для приверженцев таинственного бога Митры. Другая резиденция претерпела радикальные структурные изменения, включая разрушение многих внутренних стен, чтобы стать синагогой, обслуживающей еврейское население Дуры. Дальше по улице другой частный дом был переделан под христианскую церковь.

Эта церковь в Дура-Европосе, несомненно, является самым значительным сооружением в истории христианской архитектуры до Константина. Это самое раннее законченное церковное здание, сохранившееся до наших дней, и содержит некоторые из самых ранних христианских фресок за пределами римских катакомб.

Частная резиденция была видоизменена путём удаления одной внутренней стены в обеденной зоне, создав большую комнату для христианских служений. Небольшое возвышение в восточном конце зала, вероятно, служило центром поклонения. Скамейки были установлены вокруг стен внутреннего двора, возможно для того, чтобы обозначить место проведения занятий. В ещё одной комнате была установлена купель для крещения под балдахином, по бокам которой были изображены фрески с изображением Адама и Евы и Доброго пастыря — возможно, символизирующие Грехопадение и Искупление. Крещение, вероятно, совершалось путем окропления или обливания, поскольку этот изысканный баптистерий был слишком мал, чтобы позволить погружение.

Устойчивый рост

Церковь в Дура-Европосе занимает промежуточное положение в эволюции от ранних домовых церквей до монументальных зданий эпохи Константина. Хотя изначально это был частный дом, после реконструкции все бытовые нужды прекратились, и здание перешло в собственность церкви. Надписи на интерьере — Напоминающие Христу о смирённом Сисее и напоминающие Христу о Прокле среди вас — вероятно, обращены к дарителям дома.

Можно наблюдать тот же процесс, происходящий в остальном римском мире, в таких разнообразных регионах, как Хорватия, Тунис и Великобритания. Так называемые церкви tituli в городе Риме обычно носят имя (или титул) владельцев, которые отдали свои дома церкви. Некоторые из них, такие как titulus Equitii, titulus Byzantis и titulus Clementis, демонстрируют многие из тех же признаков архитектурной адаптации, что и в Дура. Эти титульные церкви со временем стали самыми ранними приходскими церквями Рима.

Почему эти различные частные домашние церкви были преобразованы в официальные церковные структуры?

Во-первых, церковь неуклонно росла. Частные столовые больше не могли вместить растущие христианские общины, и христиане с более высоким социальным и экономическим статусом стремились пожертвовать имущество в Божье пользование.

Во-вторых, события в литургии требовали нового окружения. Особенно важным было постепенное отделение трапезы агапэ от Евхаристии. К середине второго века это разделение было завершено, и таким образом частная столовая была преобразована в зал общественных собраний.

Тем не менее, процесс шёл относительно медленно. Вера ранней церкви в скорое возвращение Христа препятствовала церковному строительству, как и угроза преследований.

Кладбищенские торжества

Однако на протяжении всего этого периода к церкви постоянно добавлялась собственность, включая участки земли за городскими стенами, которые могли быть использованы в качестве христианских кладбищ. Самыми известными были подземные кладбища за пределами Рима, известные как катакомбы. Несмотря на голливудские изображения обратного, нет ни малейших свидетельств того, что римские христиане когда-либо прятались в катакомбах.

Однако в течение первых нескольких столетий существования церкви христиане совершали богослужения на пригородных кладбищах. Иногда поминальные праздники устраивались на могилах из-за широко распространенного желания поклониться “в компании мучеников”. Некоторые думали о кладбище как о месте, где мёртвые спали до возвращения Христа (кладбище происходит от греческого слова koimeteria, или “спальные места”). Другие верили, что мученики, хотя и триумфально участвовали в царстве Христа, также таинственно присутствовали в своих останках.

Христиане совершали богослужения на пригородных кладбищах также из-за практической необходимости оставаться вне поля зрения имперских и местных властей внутри городов. Во многих местах даже об этих встречах стало известно официально. Мы находим императорского префекта в Александрии (около 258 г.), провозглашающего: “Ни вам, никому-либо другому ни в коем случае не разрешается проводить собрания или заходить на так называемые кладбища”.

Просторные молитвенные залы

Когда в 260 году император Валериан прекратил преследования христиан, его сын Галлиен приказал вернуть христианам всё церковное имущество, включая церковные здания. Эта реставрация положила начало последнему важному этапу эволюции церковных зданий, предшествовавшему Константину.

В отличие от домовых церквей, которые внешне выглядели как частные жилища, церкви, возведённые в этот период, были крупными сооружениями. Они были спроектированы так, чтобы вместить толпы новообращенных, которые пополнили ряды церкви. В некоторых случаях христианские общины приобретали собственность, прилегающую к отремонтированным домовым церквям, сносили или модифицировали их имущество и строили новые просторные молитвенные залы.

Кроме того, учитывая растущую преданность мученикам, в непосредственной близости от освященных кладбищ были возведены большие церкви. Эти новые сооружения, часто расположенные в пригородных районах, в конечном счёте преобразили городской ландшафт позднеримского мира. Историк ранней церкви Евсевий описывает обширную программу строительства церкви в таких выражениях: “Как кто-либо может описать те обширные собрания и множество людей, которые толпились в каждом городе, и знаменитые собрания в молитвенных домах; за чей счёт, не удовлетворившись древними зданиями, они воздвигли с фундамента большие церкви во всех городах?”

Несмотря на некоторую гиперболу, Евсевий ясно даёт понять, что христианство становилось всё более заметным в Римской империи. Не все были довольны таким развитием событий. Церковные здания вызвали гнев Диоклетиана и его коллег во время последнего и величайшего гонения на раннее христианство (303-311). Благодаря покровительству Константина (312-337) эти церкви были восстановлены в ещё более великолепном виде.

Доктор Christopher Haas - доцент истории в Университете Вилланова, штат Пенсильвания, и автор книги "Позднеримская Александрия".
Категория: История | Просмотров: 443 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/2 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: церковь, Факты, здание, богослужение
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [331]
Статьи [2593]
Разное [642]
Библия [307]
Израиль [301]
Новости [578]
История [716]
Картинки [383]
MorningStar [1237]
Популярное [199]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [886]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [754]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 14
Гостей: 13
Пользователей: 1
Sergey


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024