Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Исторические документы, описывающие христианское богослужение
Отчёт римского чиновника

Около 112 года н.э. Плиний, римский губернатор Вифинии (провинция на северо-западе Турции), написал императору Траяну в Рим. Плинию требовались указания относительно преследований христиан, и он сообщил о том, что выявили его расследования.
[Христиане] утверждали, что степень их вины или заблуждения заключалась в том, что у них была привычка в определённый день собираться до рассвета и по очереди произносить слова, обращённые ко Христу как к Богу; и что они связали себя клятвой не за какое-либо преступление, но и не совершать кражу, грабёж или прелюбодеяние, не нарушать своего слова и не отказывать в задатке, когда его требуют. После того, как это было сделано, их обычаем было расходиться и снова встречаться, чтобы принять пищу, но обычную и безвредную пищу.
— Письмо X:96:7

Руководство для церквей

“Дидахе” (по-гречески "учение") - наш самый ранний пример "церковного порядка". В нём излагается, как общины должны крестить, поститься, молиться, принимать посещающих пророков и тому подобное. Дидахе, вероятно, достиг своего нынешнего вида до конца первого века нашей эры, но в нём определенно содержится более ранний материал.

Интерпретации первого рассказа, приведённого ниже, сильно различаются. Описывает ли это Вечерю Господню — поскольку в ней нет упоминания о Тайной вечере или кресте? Это агапе, праздник любви ранних христиан или церковная вечеря? Или Вечеря Господня в сочетании с агапе?
Что касается Евхаристии [или благодарения], поблагодарите таким образом, сначала за чашу:

Мы благодарим тебя, Отец наш, за святую виноградную лозу Твоего слуги Давида, о которой Ты поведал нам через Твоего слугу Иисуса.

Слава Тебе вовеки
.

И о преломлённом хлебе:

Мы благодарим Тебя, наш Отец, за жизнь и знание, которые Ты открыл нам через Своего слугу Иисуса. Слава Тебе во веки веков. Как этот преломлённый хлеб был разбросан по холмам, собран вместе и стал единым целым, так пусть Твоя церковь будет собрана с концов Твоей земли в Твоё царство, ибо Твоя слава и сила через Иисуса Христа во веки веков.

Никто не должен есть или пить Твою Евхаристию, кроме тех, кто был крещён во имя Господа. На это Господь сказал: “Не давайте святыни псам”.

После того, как вы наелись досыта, поблагодарите таким образом:

Мы благодарим Тебя, святой Отец, за Твоё святое имя, которому Ты дал обитать в наших сердцах, и за знание, веру и бессмертие, которые Ты открыл нам через Твоего слугу Иисуса. Слава Тебе вовеки.

Ты, Всемогущий Владыка, сотворил всё ради Своего имени, Ты дал пищу и питьё мужчинам и женщинам для их удовольствия, чтобы они могли отблагодарить Тебя, но нам Ты даровал духовную пищу и питьё и вечную жизнь через Своего слугу. Прежде всего мы благодарим Тебя за то, что Ты могущественен. Слава Тебе вовеки.

Помяни, Господь, церковь Твою, чтобы избавить её от всякого зла и сделать совершенной в Твоей любви, и собери её вместе с четырёх ветров, освященную для Твоего царства, которое Ты приготовил для неё. Твоя сила и слава навеки.

Да придёт благодать, и пусть этот мир прейдёт.

Осанна Богу Давида.

Кто свят, пусть придёт; кто нет, пусть покается.

Маранафа [Господь наш, приди!] Аминь.


Но позвольте пророкам благодарить столько, сколько им заблагорассудится.
— Дидахе 9-10

В день Господень соберитесь вместе, преломите хлеб и вознесите благодарность, предварительно исповедовавшись в своих грехах, чтобы ваша жертва была чистой.
Пусть никто, у кого есть спор с собратом-христианином, не собирается с вами, пока они не примирятся, чтобы ваша жертва не была осквернена. Ибо это жертва, о которой говорит Господь: “На всяком месте и во все времена приноси мне чистую жертву, ибо Я великий царь, - говорит Господь, - и имя Моё - чудо народов".
— Дидахе 14

Харизматические видения

Тертуллиан был могущественным мыслителем и писателем начала третьего века в Карфагене (недалеко от современного Туниса). В какой-то момент Тертуллиан присоединился к монтанистскому движению - пророческому движению, которое выдвигало особые требования относительно Святого Духа. В этой подборке "От души" Тертуллиан даёт редкий проблеск харизматического опыта поклонения.
Поскольку мы признаём духовную харизму, или дары, мы тоже заслужили обретение пророческого дара, хотя и пришли после Иоанна [Крестителя]. Теперь среди нас есть сестра, на долю которой выпало удостоиться различных даров откровения, которые она переживает в Духе посредством экстатического видения во время священных обрядов дня Господня в церкви: она беседует с ангелами, а иногда даже с Господом; она и видит, и слышит таинственные знаки; некоторые сердца она понимает; и нуждающимся она раздаёт лекарства.

Будь то чтение Писаний, или пение Псалмов, или произнесение проповедей, или вознесение молитв, во всех этих религиозных службах ей предоставляются значение и возможность видеть видения.… После того, как люди расходятся по окончании священных служб, у неё есть обычная привычка сообщать нам обо всём, что она, возможно, видела в видении (все её сообщения проверяются самым тщательным образом, чтобы можно было проверить их истинность).

Среди прочего, - говорит она, - мне была показана душа в телесной форме, и дух имел обыкновение являться мне; однако не пустая иллюзия, а такая, которая предлагала бы себя, чтобы её схватили за руку, мягкая и прозрачный, неземного цвета и по форме напоминающий человеческое существо во всех отношениях”. Это было её видение, и её свидетелем был Бог; и апостол совершенно определённо предсказал, что в церкви должны быть духовные дары.
Церковная служба из Рима

Ипполит, принявший мученическую смерть около 236 года н.э., был выдающейся, но противоречивой фигурой в римской церкви. Его апостольское предание, написанное около 215 года, представляет собой церковный порядок, гораздо более развитый, чем Дидахе. Указания апостольской традиции относительно евхаристии чередуются со службами рукоположения и крещения.
И когда он будет поставлен епископом, все должны предложить поцелуй мира, приветствуя его, потому что он был признан достойным. Тогда дьяконы должны преподнести ему приношение; и он, возложив на него руки со всем пресвитерием, должен возблагодарить, говоря:

Да пребудет с вами Господь.

И все скажут: И с твоим духом.

Поднимите свои сердца.

Они есть у нас с Господом. Давайте возблагодарим Господа
.

Это уместно и правильно.

И затем он продолжит; таким образом: Мы благодарим тебя, о Боже, через Твоего возлюбленного дитя Иисуса Христа, которого в последние времена Ты послал к нам как Спасителя и Искупителя и Ангела Твоей воли; который есть Твоё неотделимое Слово, через которого Ты сотворил всё, и в котором Ты был очень доволен.

Ты послал Его с небес во чрево девы; и зачатый во чреве, Он стал плотью и проявился как Твой Сын, будучи рождён от Святого Духа и Девы. Исполняя Твою волю и приобретая для Тебя святой народ, Он простёр Свои руки, когда Ему предстояло страдать, чтобы освободить от страданий тех, кто уверовал в Тебя.

И когда Он был предан добровольным страданиям, чтобы Он мог уничтожить смерть и разорвать узы дьявола, и растоптать ад, и воссиять праведникам, и назначить срок, и явить воскресение, Он взял хлеб и возблагодарил Тебя, сказав: “Возьмите, ешьте; это Моё тело, которое будет преломлено за вас”. Точно так же и чаша, говоря: “Это моя кровь, которая проливается за вас; когда вы делаете это, вы вспоминаете Меня”.

Поэтому, вспоминая Его смерть и воскресение, мы предлагаем Тебе хлеб и чашу, благодаря Тебя за то, что Ты счёл нас достойными предстать перед Тобой и служить Тебе. И мы просим, чтобы Ты послал Своего Святого Духа на приношения Твоей святой церкви; чтобы, собрав их воедино, Ты даровал бы всем, кто причащается святых вещей для полноты Святого Духа для укрепления веры в истину; и чтобы мы могли восхвалять и прославлять Тебя через Твоего дитя Иисуса Христа, через которого Тебе слава и честь, со Святым Духом, в Твоей святой церкви, как ныне, так и во веки веков. Аминь.


Затем дьяконы должны преподнести приношение епископу; и он должен возблагодарить над хлебом за изображение, которое греки называют “прообразом” тела Христова; и над чашей, смешанной с вином, за прообраз, который греки называют “подобием” тела Христова, кровь, которая была пролита за всех, кто уверовал в Него; и над молоком и мёдом, смешанными во исполнение обещания, данного отцам, в котором он сказал: “Земля, текущая молоком и медом....”

И когда он преломит хлеб, раздавая каждому кусочки, он должен сказать: Хлеб небесный во Христе Иисусе.

И тот, кто принимает, должен ответить: Аминь.

И если пресвитеров недостаточно, диаконы также должны держать чаши и стоять рядом в надлежащем порядке и благоговении: во-первых, тот, кто держит воду; во-вторых, молоко; в-третьих, вино. И те, кто получает, должны вкусить от каждого трижды, тот, кто даёт это, говоря: В Боге Отце Всемогущем. И тот, кто принимает, должен сказать: аминь.

И в Господе Иисусе Христе. Аминь.

И в Святом Духе, и в святой Церкви. И он скажет: Аминь.


Так будет сделано с каждым из них.

Когда всё это будет сделано, каждый должен поспешить творить добрые дела, угождать Богу и вести себя правильно, проявляя ревность к церкви, делая то, чему он научился, и совершенствуясь в благочестии.
Службы в будний день

Ипполит также даёт указания относительно утреннего богослужения в будний день.
Пусть каждый верующий мужчина и женщина, когда они утром встанут ото сна, прежде чем вообще прикасаться к какой-либо работе, вымоют руки и помолятся Богу, и так приступят к своей работе. Но если даётся наставление в Слове Божьем, каждый должен выбрать пойти в это место, полагая в своём сердце, что это Бог, которого он слышит в наставнике.

Ибо тот, кто молится в церкви, сможет пройти мимо нечестия дня. Тот, кто благочестив, должен считать большим злом, если он не идет туда, где даются наставления, и особенно если он умеет читать, или если приходит учитель.

Пусть никто из вас не опаздывает в церковь, место, где даётся учение. Затем говорящему будет дано сказать то, что полезно для каждого; вы услышите то, о чём не думаете, и извлекаете пользу из того, что Святой Дух даст вам через наставника. Таким образом, ваша вера в то, что вы услышите, укрепится. Там вам также скажут, что вы должны делать дома. Поэтому пусть каждый будет усерден в посещении церкви, места, где процветает Святой Дух. Если настанет день, когда нет наставлений, пусть каждый, когда он дома, возьмет Священную Книгу и прочитает в ней достаточно того, что, по его мнению, принесёт пользу.
—4–6, 21–22, 41

Заповеди для причастия

Киприан, выдающийся епископ Карфагена (недалеко от современного Туниса), написал это суровое предупреждение своему коллеге епископу около 255 года.
При подношении чаши необходимо соблюдать традицию Господа, и мы не должны делать ничего, кроме того, что Господь сначала сделал от нашего имени: чашу, которая предлагается в память о Нём, следует предлагать смешанной с вином.

Поскольку Христос говорит: “Я есмь истинная виноградная лоза”, кровь Христа, несомненно, не вода, а вино. Также не может казаться, что Его кровь, которой мы искуплены и оживотворены, находится в чаше, когда в чаше нет вина, означающего кровь Христа, как провозглашено таинством и свидетельством всех Писаний. [Киприан приводит несколько свидетельств из Ветхого Завета, в которых вино, виноград или лоза предвещают чашу].

Отсюда очевидно, что кровь Христова не предлагается, если в чаше нет вина, и жертва Господня не празднуется с надлежащим освящением, если наше приношение и жертва не соответствуют Его страстям.…

Некоторые могут нервничать во время наших утренних приношений, опасаясь, что, попробовав вино, их дыхание почувствует запах крови Христа. Вот как братья начинают воздерживаться даже от того, чтобы разделить страсти Христа во время гонений, учась в приношениях смущаться Его крови и кровопролития.… Как мы можем проливать свою кровь за Христа, если мы краснеем от стыда, выпивая Собственную кровь Христа?
— Письмо 63:2, 13, 15

Наставления в таинствах

Кирилл, епископ Иерусалимский, произнёс серию обращений к кандидатам на крещение в храме Гроба Господня около 350 года нашей эры. К этой серии прилагается более короткий набор обращений (Кирилла или его преемника) под названием "О таинствах". Они объясняют Евхаристию новокрещёным. (Смысл Евхаристии был намеренно скрыт от некрещёных).
Вы видели, как диакон подает воду для омовения священнику и пресвитерам, стоящим вокруг Божьего алтаря.... омовение рук - это символ того, что вы должны быть чисты от всех греховных и незаконных действий.…

Затем диакон громко восклицает: “Примите друг друга и давайте поцелуем друг друга”. Не думайте, что этот поцелуй стоит в одном ряду с теми, которые публично дарят общие друзья. Это не так; этот поцелуй привязывает души друг к другу и испрашивает для них полного прощения.…

После этого священник громко восклицает: “Вознесите ваши сердца....” Священник, по сути, призывает всех в этот час отказаться от всех мирских мыслей или домашних забот и устремить свои сердца на небеса к милосердному Богу. Тогда вы отвечаете: “Мы возносим их к Господу....

Затем священник говорит: “Давайте возблагодарим Господа”. Ибо, несомненно, мы обязаны благодарить за то, что Он призвал нас, какими бы недостойными мы ни были, к столь великой благодати.… Тогда вы говорите: “Это уместно и правильно...

После этого мы упоминаем небо, землю и море, солнце и луну, звезды и всё творение, рациональное и иррациональное, видимое и невидимое, ангелов, архангелов, силы, доминионы, княжества, власти и престолы, многоликих херувимов - по сути, повторяя слова призыва Давида “Возвеличивайте Господа со мной”. Мы упоминаем также серафимов, которых Исайя в Святом Духе видел окружающими Божий престол … которые восклицали: “Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф”. Причина, по которой мы повторяем это исповедание Бога, переданное нам от серафимов, заключается в том, что мы можем присоединиться к воинству небесного мира в их гимноподии.

Затем, освятив себя этими духовными гимнами, мы призываем милосердного Бога ниспослать Своего Святого Духа на дары, лежащие перед Ним, чтобы Он мог сделать хлеб телом Христовым, а вино - кровью Христовой; ибо всё, к чему прикасался Святой Дух, несомненно, освящается и изменяется.

Затем, после завершения духовной жертвы, бескровного служения, над этой жертвой умилостивления, мы призываем Бога об общем мире церкви, о благополучии мира.… Одним словом, за всех, кто нуждается в помощи, мы все молимся и приносим эту жертву.

Затем мы поминаем также тех, кто усоп раньше нас, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников... веря, что это будет очень большим преимуществом для душ, за которых возносится молитва, в то время как эта святая и самая устрашающая жертва лежит перед нами.…

Затем, после всего этого, мы произносим ту молитву, которую Спаситель произнёс Своим ученикам, с чистой совестью называя Бога “Отче наш” и говоря: “Отче наш, сущий на небесах....” [Далее следует подробное изложение молитвы Господней].

После этого священник говорит: “Святые вещи святым людям....

После этого вы слышите, как певчий приглашает вас священной мелодией к причастию святых таинств и говорит: “Вкусите и увидите, что Господь благ”. Доверяйте не суждению вашего телесного вкуса, но непоколебимой вере, ибо, когда мы вкушаем, нам велено вкушать не хлеб и вино, а прообраз тела и крови Христовых.… Затем дождитесь молитвы и возблагодарите Бога, который счёл вас достойными таких великих таинств.
— Катехизис 23:1-9, 11, 19-22

David F. Wright - декан факультета богословия Эдинбургского университета и член редакционно-консультативного совета журнала "Христианская история".
Категория: История | Просмотров: 235 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: причастие, богослужение
         
     
Книги [2419]
Видео [981]
Аудио [333]
Статьи [2607]
Разное [648]
Библия [310]
Израиль [301]
Новости [580]
История [721]
Картинки [383]
MorningStar [1241]
Популярное [200]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [901]
Миссионерство [326]
It's Supernatural! [757]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 47
500

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024