В Риме третьего века крещение было настоящей драмой
Примерно в 215 году н.э. Ипполит подробно описал, как крестили новообращённых в Риме. Учёный Michael Walsh резюмирует рассказ Ипполита об этой церемонии:
“Чтобы понять влияние крещения, важно помнить о продолжительности подготовки и атмосфере праздника. Этому предшествовало по меньшей мере трёхлетнее обучение с обещанием открыть больше тайн в момент крещения. Таким образом, возникало обострённое чувство предвкушения. Непосредственно перед церемонией наступил пост, длительный период молитвы, всенощное бдение в затемнённом здании.
Затем, в тусклом свете колеблющихся факелов, дьявол был торжественно изгнан в результате серии обрядов экзорцизма. Кандидат вошёл в баптистерий.
“Сначала он или она повернулись к западу, чтобы отречься от сатаны, затем к востоку, чтобы исповедать Христа. Были повторены помазания елеем, символом силы. По крайней мере, один раз обнажённый кандидат был помазан с головы до ног. Затем, смазанный маслом, как будто для омовения, кандидат входил в купель, забираясь в неё... или опускаясь по колено, в то время как дьякон лил воду на голову или опускал голову кандидата в бассейн.
“Возможно, было ещё одно помазание — ритуалы отличались — перед тем, как кандидат облачался в новую одежду. Всё это происходило в полутьме, под звуки гимнов, в состоянии высокой экзальтации. Затем наступала конфирмация — ещё одно помазание, — и новый христианин выходил из света факелов на рассвете в ярко освещенную церковь, чтобы принять свою первую Евхаристию”.
Вопросы во время крещения
Какие вопросы были заданы кандидатам на крещение? Ипполит подробно рассказывает нам:
И когда крестящийся войдёт в воду, тот, кто крестит его, возложив на него свою руку, должен сказать так: “Веруешь ли ты в Бога, Отца Всемогущего?”
И тот, кто крестится, должен сказать: “Верую”.
Затем, положив руку ему на голову, он должен крестить его один раз.
И тогда он скажет: “Веруешь ли ты во Христа Иисуса, Сына Божьего, который был рождён Святым Духом от девы Марии, и был распят при Понтии Пилате, и был мёртв и погребён, и воскрес на третий день, живой из мёртвых, и вознесся на небеса, и воссел одесную Отца, и придёт судить живых и мёртвых?”
И когда он говорит: “Верую”, - он снова крестится.
И снова он скажет: “Веришь ли ты в Святого Духа, в святую церковь и в воскресение плоти?”
Тот, кто крестится, должен соответственно сказать: “Верую”, и таким образом он крестится в третий раз.
Помазания после этого
А потом, когда он выныривает [из воды], пресвитер помазывает его елеем благодарения, и пресвитер говорит: “Я помазываю тебя святым елеем во имя Иисуса Христа”.
И вот каждый, вытершись, немедленно одевается, а затем вводится в церковь.
Затем епископ, возложив на них руку, должен помолиться, говоря: “О Господь Бог, который сделал их достойными получить отпущение грехов через омовение возрождения Святым Духом, пошли на них Твою благодать, чтобы они могли служить Тебе по Твоей воле; ибо Твоя есть воля Божья". Слава Отцу и Сыну со Святым Духом во святой Церкви, как ныне, так и во веки веков. Аминь”.
Затем, вылив благодарственный елей из своей руки и положив его на лоб, он должен сказать: “Я мажу тебя святым елеем в Господе, Отце Всемогущем и Христе Иисусе и Святом Духе”.
И, прикоснувшись ко лбу, он скажет: “Да пребудет с тобою Господь”; и тот, к кому прикоснулись, скажет: “и с духом твоим”.
И так он поступит с каждым из них.
|