Малоизвестные и примечательные факты о богослужении в ранней церкви
Первая часть раннехристианского богослужебного собрания была открыта для всех, включая незнакомцев, которые могли быть обращены проповедью. Вторая часть богослужения включала в себя Вечерю Господню, к которой допускались только крещёные, после чего некрещёные отходили.
К началу 200-х годов крещение часто включало в себя отречение от сатаны и всех его дел, заявление о вере, крещение (нагим) в воде, облачение в белое одеяние, получение помазания елеем и немедленное празднование Вечери Господней.
Многие римляне считали, что христиане - это похоронное общество, потому что христианские семьи отмечали дату смерти родственника на третий, девятый и тридцатый (или сороковой) день после смерти. Они собирались у гробницы, пели псалмы, читали Писание, молились, раздавали милостыню бедным и ели. Позже эта практика переросла в праздники в честь мучеников. Возможно, первый такой праздник был в честь Поликарпа (епископа, сожженного заживо за свою веру); он начался вскоре после его смерти примерно в 156 году.
Христиане готовились к Пасхе, празднику Воскресения, постясь. Сначала пост длился один день; позже он был продлён до 40 часов, чтобы символизировать 40 дней, которые Иисус провёл в посте и молитвах в пустыне.
Воскресенье, “маленькая Пасха”, тоже было праздником радости. Чтобы подготовиться к этому, многие христиане постились в среду и пятницу.
Покаяние было сложным процессом в ранней церкви. Грех рассматривался не как личное дело, а как нечто, разрушающее единство церкви. Кающиеся постились и молились о прощении своих грехов, предстали перед церковью для публичной исповеди, и им было запрещено участвовать в Вечере Господней до тех пор, пока они не покажут, что изменили своё мнение, и не получат отпущение грехов. (Единственное исключение было для людей, сталкивающихся с преследованиями. Они были вновь допущены на Вечерю Господню, чтобы получить силу).
В первом веке вечеря Господня включала в себя не только хлеб и чашу, но и всю трапезу целиком. Во время трапезы соседи, которые поссорились, снова мирились.
Ранние христиане продолжали отмечать еврейскую Пасху. Но они не праздновали Пасху в память об избавлении из Египта. Вместо этого они постились в память о страданиях Иисуса, истинного Пасхального Агнца.
Христиане яростно спорили о том, когда праздновать Пасху. Верующие в Азии (современная Турция) праздновали Пасху, “христианскую пасху”, на Песах (14-й день еврейского месяца Нисан). Виктор, епископ Рима с 189 по 198 год, настаивал на том, что все церкви должны праздновать Пасху в воскресенье (первое воскресенье после 14-го Нисана). Виктор пригрозил отлучить от церкви тех христиан, которые отмечали Пасху по-другому, но азиатский обычай сохранялся. Никейский собор в 325 году окончательно постановил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, как это практикуется сегодня.
В Африке новокрещённым верующим давали пить молоко с мёдом, что символизировало то, что они дети Христа и граждане Небес, страны молока и меда.
Первым христианским праздником (кроме Пасхи и Пятидесятницы) был праздник в память о крещении Иисуса. Впервые он отмечался 6 января, а иногда и 10 января; это стало праздником Богоявления, что в переводе с греческого означает “проявление”. Рождество широко не праздновалось до конца 300-х годов.
Когда богослужение заканчивалось, христиане забирали домой освящённый хлеб, чтобы те, кто не смог присутствовать на богослужении, могли принять участие в Вечере Господней. В Северной Африке христиане забирали хлеб домой, чтобы каждый день отмечать причастие со своими семьями. Таким образом, “Хлеб наш насущный дай нам сегодня” несло в себе более глубокий смысл.
Доктор John O. Gooch - редактор отдела молодежных ресурсов Объединенного методистского издательства в Нэшвилле, штат Теннесси, и автор нескольких книг.