“Оппенгеймер” и нерассказанная история разрушения японской церкви
Собор Святой Марии в районе Ураками в Нагасаки лежит в руинах после взрыва атомной бомбы
Когда американские авиаторы использовали собор в Нагасаки как место сброса атомной бомбы, положившей конец второй мировой войне, они уничтожили христианскую общину, пережившую сотни лет преследований. Это нерассказанная история “Оппенгеймера”, говорит профессор Ник Мегоран
История разработки, испытания и применения атомного оружия является темой нашумевшего летнего фильма Кристофера Нолана "Оппенгеймер". Первая атомная бомба Роберта Оппенгеймера была взорвана на испытательном полигоне в Нью-Мексико 16 июля 1945 года. Под кодовым названием ‘Троица’, было ли это прозвище богохульным или проявлением теологического гения?
Возможно, удивительно, но некоторые христиане приветствовали наступление атомной эры. В 1946 году католический священник, учёный и философ Пьер Тейяр де Шарден написал эссе о том, что он назвал “духовными последствиями атомной бомбы”. Он сказал, что новое человечество родилось после “того знаменитого восхода солнца”, когда команда Оппенгеймера успешно испытала "Троицу". Его разрушительная сила “должна сделать все вооруженные конфликты невозможными”, рассуждал он, добавляя, что научная задача укрощения атомной энергии неизбежно сплотит человечество “в атмосфере симпатии”.
Момент во времени
Оглядываясь назад, можно сказать, что это явно нелепо. Но де Шарден пытался передать словами то, что Нолану удается так блестяще изобразить в фильме, – что завораживающее зрелище расщепления атома было поистине эпохальным моментом в истории, когда люди использовали свои данные Богом способности интеллекта для достижения чего-то выдающегося.
Ошибка Де Шардена заключалась в том, что он перепутал это с пришествием Царства Божьего. Для христиан, которые жили в Нагасаки до 9 августа 1945 года, когда на него была сброшена третья бомба Оппенгеймера, "Толстяк", такая ошибка была невозможна.
История японского христианства
В 16 веке испанский миссионер Франциск Ксавьер основал процветающую церковь в Нагасаки. Однако японские правители стали воспринимать христианство как угрозу и подвергли наших братьев и сестёр по вере ужасающим преследованиям. Христиан арестовывали, пытали и распинали, если они отказывались отказаться от своей веры.
Казалось, что правители преуспели в своей цели уничтожить японское христианство. Однако в конце 19 века в Японии начался процесс либерализации и модернизации. Было обнаружено, что существовали тысячи тайных верующих, которые тихо исповедовали свою веру, не сообщая об этом властям. Это одна из самых удивительных историй стойкости в условиях гонений в истории Церкви.
Эта подпольная церковь возникла и построила собор Святой Марии в районе Ураками в Нагаски, чтобы поклоняться Иисусу и открыто провозглашать Евангелие. К сожалению, это также решило их судьбу. Собор использовался летчиками, перевозившими атомную бомбу, для наведения своего груза. Доктор Гэри Колс описывает, что произошло дальше:
“В 11:02 утра христианство Нагасаки вскипело, испарилось и обуглилось в обжигающем радиоактивном огненном шаре. Гонимый, энергичный, верный, выживший центр японского христианства превратился в эпицентр событий. И то, что японское имперское правительство не смогло сделать за более чем 200 лет преследований, американские христиане сделали за девять секунд. Вся религиозная община Нагасаки была уничтожена”.
В христианской трагедии Нагасаки есть ещё один ужасный поворот. Молодому американскому капеллану Джорджу Забелке выпала сомнительная честь поддержать и благословить летчиков, сбросивших бомбу. В то время он мало думал об этом, поскольку часто слышал проповеди, восхваляющие войну как праведную борьбу.
Но взгляды Забелки изменились, когда он посетил больницы в Нагасаки и увидел людей, умирающих от радиационного облучения. Он услышал о ныне разрушенной христианской церкви в Нагасаки и был встревожен, узнав, что он, как христианский лидер, поощрял членов экипажа-христиан убивать своих единоверцев (не говоря уже обо всех остальных японцах) в таком количестве.
Справедливая война
Иисус сказал Своим ученикам “любить друг друга” (Иоанна 13:34), но мы бы никогда не догадались об этом по свидетельствам Нагасаки. Забелка пришел к выводу, что своей ужасной доктриной “теории справедливой войны" христианская церковь "подготовила моральное сознание человечества к совершению и оправданию немыслимого”. Он посвятил остаток своей жизни борьбе за мир.
Вторая атомная бомба Оппенгеймера, "Малыш", была сброшена на Хиросиму тремя днями ранее, 6 августа 1945 года. В традиционном христианском календаре эта дата знаменует праздник Преображения Господня, когда мы вспоминаем, как лицо Иисуса “сияло, как солнце”, когда смиренный Сын Божий купался в Божественной славе (Матфея 17:2).
Христианская надежда для мира заключается в славном, освобождающем сиянии любви Христа, а не в смертоносном пожаре оружия массового уничтожения.
Вот почему фильм "Оппенгеймер" - обязательный к просмотру для любого мыслящего христианина: он напоминает нам, сколько вреда мы можем причинить, когда доверяем силе меча, а не кресту. Поскольку христианские церкви продолжают поддерживать "свою сторону" в войнах и конфликтах по всему миру, это урок, который мы все еще не можем усвоить.
Возможно, фильм Нолана поможет нам более точно читать Библию.