Деций стал императором в 249 году, во время кризиса. Внешне империи угрожали вторжения на северных границах. Внутри страны гражданам не хватало сплоченности и моральных устоев.
Деций решил укрепить и объединить империю на основе религии. Он приказал, чтобы все граждане приняли участие в общем жертвоприношении, совершив возлияние римским богам и съев часть жертвенного мяса. Этот приказ был нацелен, в частности, на видных христианских лидеров. Деций исходил из теории, что если отрубить голову, тело умрёт само по себе.
Граждан, отказавшихся приносить жертвы, сажали в тюрьму, пытали и убивали. Великие епископы, такие как Фабиан Римский, Вавила Антиохийский и Александр Иерусалимский, были убиты или умерли в тюрьме. Другие, такие как Киприан Карфагенский, Дионисий Александрийский и Григорий Чудотворец, были изгнаны или скрывались.
Евсевий описывает пытки Оригена, великого богослова, в своей Церковной истории: “Ужасные жестокости, которые он претерпел за слово Христово, цепи и телесные муки, агонию в железе и темноту своей камеры; как в течение нескольких дней его ноги были раздвинуты на четыре шага в колодках палача — мужество, с которым он переносил угрозы огня и все пытки, придуманные его врагами.… ” Ориген выжил и был освобождён, но умер от последствий пыток.
Последствия для верующих
В то время как правительство преследовало христианских лидеров, толпы в Александрии и других городах нападали на рядовых граждан. Евсевий сохранил письмо Дионисия Александрийского, описывающее нападения толпы: “Затем они отвели новообращённую женщину по имени Квинта в храм идола и попытались заставить её поклониться. Когда она с отвращением отвернулась, они связали ей ноги и потащили её прямо через город по неровной мощеной дороге, ударяя её о большие камни и избивая на ходу, пока не прибыли на то же место, где забили её камнями до смерти. Затем они всем скопом побежали к домам христиан, группами нападали на тех, кого они знали как соседей, совершали набеги и грабили”.
Церковь практически рухнула. Тысячи христиан либо приносили жертвы, либо получали свидетельство (libellus) о том, что они приносили жертвы.
В 251 году Деций погиб в битве, положив конец гонениям (которые до сих пор считаются одними из самых кровавых в истории церкви). Но затем церковь столкнулась с бурной внутренней борьбой. Что церкви было делать со всеми этими отступниками, которые, когда кризис миновал, захотели воссоединиться с церковью? На каком основании они могут быть повторно приняты? Борьба за ответ отражает более глубокую напряженность в отношении природы церкви.
Является ли Церковь чистой Невестой?
За этой борьбой стоит вопрос о грехе после крещения. В книге "Против Маркиона" Тертуллиан перечислил то, что, по-видимому, было общим пониманием преимуществ крещения: отпущение грехов, избавление от смерти, возрождение к новой жизни и наделение Святым Духом. В своей работе «On Pennance» Тертуллиан сказал, что, поскольку крещение так важно, второго покаяния после крещения быть не может. В частности, не могло быть прощения за то, что позже назовут смертными грехами: прелюбодеяние, убийство, вероотступничество. Поскольку отпавшие отступили, ответ был ясен: их нельзя было принять обратно.
Строгая позиция Тертуллиана основывалась на понимании церкви как чистого тела и Невесты Христа. Церковь стояла отдельно от империи.
Является ли Церковь полем с плевелами?
Другой взгляд на церковь привел к иному пониманию покаяния и того, как обращаться с отпавшими. Гермас в "Пастухе" (с. 150) сказал, что после крещения может быть одно покаяние. Гермас даже предположил, что отступничество может быть однажды прощено. Каллист, епископ Рима с 217 по 222 год, очевидно, был готов предложить покаяние и прощение за прелюбодеяние и убийство (по крайней мере, Ипполит и Тертуллиан обвиняли его в этом).
Но прощение далось нелегко. Епитимья была публичной и длилась долго. Ни один согрешивший священнослужитель не был снова допущен к своему служению. Ориген, выступая против Цельса, описывает систему покаяния: “Они допускают [тех, кто согрешил] некоторое время спустя, как если бы они восстали из мёртвых, при условии, что они покажут реальное обращение, хотя их испытательный срок больше, чем требуется для тех, кто присоединяется к общине впервые. Но они не выбирают тех, кто пал после их обращения в христианство, на какую-либо должность или управление в церкви Божьей”.
Этот более открытый подход к покаянию рассматривал церковь как собрание грешников; плевелы растут вместе с пшеницей.
Горькие конфликты
Тем не менее, эти вопросы чистоты и покаяния оставались спорными; за более чем 200 лет очень немногие христиане совершали прелюбодеяние или убийство, и лишь ещё некоторые отступили.
Но с великими гонениями при Деции (и 50 лет спустя при Тетрархии) больше нельзя было говорить об исключениях. Большинство христиан приносили жертвы (sacrificati) или получали соответствующие свидетельства (libellatici). Вопросы покаяния и природы церкви теперь стали главным вопросом церковной жизни.
В Карфагене, например, было по меньшей мере 18 мучеников и 17 исповедников. Епископ Киприан скрылся в начале гонений. Из своего изгнания он пытался объединить церковь. В то же время исповедники использовали то, что они считали своим древним правом прощать грехи, и вновь принимали отпавших без покаяния.
Киприан вернулся в Карфаген в 251 году, чтобы справиться с кризисом. Собор в Карфагене в июне того же года постановил, что все должны быть допущены к покаянию, хотя и не в церковь. Те, кто получил свидетельства (фактически не принося жертвы), должны были быть повторно приняты после епитимьи, продолжительность которой варьировалась пропорционально степени давления, которому они подверглись. Те, кто совершил жертвоприношение, должны были быть повторно допущены только в момент смерти. Выбывшие из строя священнослужители могли быть вновь приняты в церковь перед лицом смерти, но они были навсегда отстранены от должности. Исповедники не имели права возвращать людей в церковь; эта власть принадлежала только епископу. Решение собора стало большой победой Киприана и давней традиции покаяния и прощения даже за грехи, совершенные после крещения. Возобладал взгляд на церковь как на смешанный организм.
Но такая позиция не обошлась без конфликта. После мученической смерти Фабиана Рим остался без епископа. В 251 году Корнелий был избран епископом Рима и немедленно наложил епитимью на отпавших. Новациан, один из ведущих священнослужителей Рима, провозгласил себя главой конкурирующей церкви и приказал, чтобы никакое прощение за отступничество было невозможно. Конфликт между Новацианом и Корнилием снова был конфликтом между двумя взглядами на церковь. Новациан рассматривал церковь как небольшую группу духовной элиты, находящуюся в конфликте с миром. Корнилий видел церковь как смешанный народ, в котором было место не только для элиты, но и для обычных христиан. В конечном счёте возобладала традиционная точка зрения, хотя последователи Новациана в течение многих лет оставались мощной силой в римской церкви.
Реакция в регионах
Аналогичный кризис произошёл позже во время великих гонений при тетрархии (правление четырех правителей, начатое императором Диоклетианом в 293 году). Реакция церкви сильно различалась, согласно свидетельствам из регионов римского мира.
Малая Азия: здесь церковь была более терпимой. Синод Анкиры (современная Анкара, Турция) заявил, что ушедшим в отставку священнослужителям, которые вернулись в церковь и пострадали за веру, было разрешено сохранить свой пост, но не совершать причастие. Миряне могут быть повторно приняты после периода покаяния от трёх до пяти лет. Раны в Малой Азии заживали довольно быстро.
Рим: продолжалась борьба между последователями Новациана и последователями епископов. Епископ Мильтиадес победил, но новацианцы избрали Виктора соперничающим папой, и напряженность сохранялась ещё сто лет.
Египет: ереси Епифания повествуют о борьбе в египетской тюрьме между епископом Александрийским Петром и Мелетием. Пётр хотел политики снисхождения, опасаясь, что церковь может полностью потерять утраченное. Мелетий хотел сурового наказания для любого, кто отступал, опасаясь, что церковь может потерять свою целостность.
Пётр разослал церквям письмо, в котором говорилось, что те, кто впал в ступор под сильным давлением, могут быть восстановлены после сорока дней поста и покаяния. Все, кто исповедовался, должны были быть восстановлены в общении в течение трёх лет.
Тем не менее Мелетий и его последователи утверждали, что никто не может быть восстановлен до окончания гонений, и ни в коем случае вышедшее из строя духовенство не может возобновить свою деятельность. Ко времени мученической смерти Петра в 311 году египетская церковь раскололась.
Северная Африка: самый серьёзный раскол по поводу статуса ушедшего в отставку духовенства произошёл в Африке. Там реальная проблема заключалась не столько в получении сертификатов, сколько в передаче Писаний. Донатуст, в честь которого была названа оппозиция Donahst, так серьёзно отнесся к преступлению передачи Писаний (traditio), что сказал, что простого общения с одним из виновных достаточно, чтобы сделать его в равной степени виновным в traditio и, следовательно, отступником. Донатус говорил, что все таинства, данные или полученные торговцем, недействительны. На этом основании донатисты утверждали, что хиротония епископа Цецилиана Карфагенского была недействительной, поскольку один из хиротонисавших епископов якобы был предателем. Донатисты считали себя истинной церковью святых, не идя ни на какие компромиссы. На этот раз Киприана во главе церкви не было, и религиозный вопрос в сочетании с политическими и экономическими расколол церковь.
Борьба донатистов вынудила латинскую церковь более полно развивать своё богословие единства церкви и считать таинства действительными ex opere operato, то есть независимо от морального облика лица, их совершающего.
Два видения Церкви
Борьба за то, разрешать ли покаяние отступникам во время гонений, была в то же время борьбой за два видения природы церкви. Одни видели Церковь как элитное сообщество освященных; другие видели Церковь как смешанное сообщество как освященных, так и тех, кто находится на пути.
Взгляд на церковь как на смешанный организм имел на своей стороне вес пастырской заботы и всепрощающей любви, и он возобладал. Но призыв к освящению продолжает поднимать многие из тех же проблем для церкви и в наши дни.
Доктор John 0. Gooch является редактором учебной программы для молодежи и взрослых в Объединенном методистском издательстве в Нэшвилле, штат Теннесси.
|