Начавшись как презираемая, незаконная религиозная секта, христианство пережило 300 лет враждебности, чтобы стать доминирующей силой в Римской империи.
|
Ранние христиане ожидали страданий. Христос умер на кресте, поэтому не было большей чести, чем подражать этой смерти, приняв мученическую смерть (свидетельство своей кровью). Еврейское наследие изображало в таких произведениях, как Четвёртая книга Маккавеев, славную природу смерти, а не отречение от Израиля; даже без этого христианство неизбежно высоко ценило бы мученическую смерть. Как выразился автор 1-го Послания Петра: “а если [страдаешь] как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь” (4:16).
Почему христиан преследовали?
Как получилось, что церковь пошла на такие жертвы? Римская религия не была нетерпимой; Рим принял в свой пантеон божеств из италийских племён и из Малой Азии. В провинциях великие территориальные боги, такие как Сатурн в Северной Африке и Иегова у евреев, были приняты в качестве “законной религии” на том основании, что их обряды, даже если они были варварскими, были освящены древней традицией. Бесчисленным местным богам и богиням, которым поклонялись обычные жители греко-римского мира, часто давали классическое эквивалентное имя и поклонялись как “римским” божествам.
Несмотря на эту терпимость, к началу второго века римский губернатор Вифинии (на Чёрном море) без колебаний отправлял на немедленную казнь тех, кто был объявлён христианами. Одно это название было достаточным смертным приговором.
Причины гонений вытекают из летописей первых трёх столетий христианства.
Братоубийственная борьба
Преследование началось не с римских властей. Писания Нового Завета повествуют о братоубийственной борьбе между евреями и христианами, причём последние бросают вызов евреям, заявляя, что они “Новый Израиль”. В первых главах Деяний Стефан (7:57) и Иаков, брат Иоанна ученика (12:2), стали жертвами иерусалимской толпы и царя Ирода Агриппы соответственно. Действительно, автор Евангелия от Луки и Деяния Апостолов, похоже, старается изо всех сил заверить римских властей в лояльности и общей ценности христиан и враждебности евреев по отношению к ним.
Преследователи и их мотивы изменились в 64 году н. э. 19 июля того же года большой пожар охватил большую часть Рима; только четыре из четырнадцати кварталов города избежали повреждений. Подозрение сразу же пало на императора Нерона: был ли это безумный способ расчистить часть города, чтобы освободить место для новых, великолепных улиц и зданий в его честь? Нерон, однако, сумел переложить вину сначала, по-видимому, на евреев, которые имели репутацию поджигателей, но также имели друзей при дворе; а затем на христиан. Многие христиане (возможно, включая Петра) были схвачены, подвергнуты пыткам и умерщвлены на арене.
Тацит, писавший около 115 года, включил описание этого инцидента в свои Анналы (XV, 44). За исключением способа смерти христиан, который он считал чрезмерно жестоким, он не проявлял никакого сочувствия к христианам. Записав, что “Христос, от которого произошло название [христиан]”, был казнен “одним из наших прокураторов Понтием Пилатом”, Тацит описал христиан как “класс, ненавидимый за их мерзости” и виновный в “ненависти к роду человеческому”, обвинение, которое он также выдвинул против евреев. Их религия была не “религией”, а “смертельным суеверием” и, следовательно, заслуживала подавления. Хотя немедленного продолжения преследований Нерона не последовало, пожар лишил христиан возможности быть признанными “законной религией” (religio licita), отдельной от иудаизма.
Имперская политика
Пройдёт ещё 30 лет, прежде чем мы услышим о дальнейших действиях против христиан, и тогда доказательства окажутся неопровержимыми.
Императоры крайне подозрительно относились ко всему, что казалось “суеверием” (например, ношение сувенира, подаренного священником-друидом, стоило жизни одному римскому офицеру!) В 95-96 годах император Домициан решительно выступил против некоторых представителей римской знати, обвиненных в “атеизме” и “следовании еврейским обычаям”. Не уверен, что имелось в виду христианство. Однако Домитлла, родственница императора (нептис), которая была сослана на остров Пантеллерия [недалеко от Сицилии], считалась христианкой. Обвинение в “атеизме” — отрицании существования и могущества богов — может указывать в этом направлении.
Однако примерно 15 лет спустя завеса приподнимается. В 112 году Плиний был послан императором Траяном (98-117) в Вифинию, чтобы восстановить провинцию от разрушений, вызванных неправильным управлением и коррупцией. Он объехал провинцию и, добравшись до дальнего места, близ Амастриса, столкнулся с христианами. Плиний, хотя и был юристом по профессии, никогда не присутствовал на суде над христианами. Процедура, которую он использовал, была такой же, как и для подавляющего большинства уголовных дел в провинции: cognitio extra ordinem, произвольная система судебного разбирательства перед магистратом за преступления, которые выходят за рамки “преступлений, предусмотренных законом”, таких как государственная измена, подделка или супружеская измена.
Как уже упоминалось, Плиний приговорил к немедленной казни тех, кто признавался в том, что они христиане, “ибо я не сомневался, что, в чём бы они ни признавались, в любом случае упрямство и несгибаемая порочность заслуживают наказания”. Христианство само по себе было наказуемо, но вызывающее, мученическое поведение обвиняемого не оставляло у Плиния сомнений в том, что его поступок был правильным.
Трудности Плиния возникли, когда отдельные люди согласились с тем, что когда-то они были христианами, но больше ими не были, и в его письме императору указывалось, что он предпочитает проявлять к ним снисхождение. Траян ответил двусмысленно, но справедливо. Христиан “нельзя было разыскивать” (то есть с ними обращались как с обычными преступниками). Если бы они отреклись и “поклонялись нашим богам”, они должны были быть освобождены, но те, кто упорствовал, должны были быть наказаны. Анонимные доносы, однако, должны были быть отвергнуты как “дурной пример и недостойный нашего времени”.
Двенадцать лет спустя (в 124-125 годах) Кристиан получил ещё одну уступку. Антихристианские беспорядки вспыхнули в провинции Азия (западная Малая Азия) в 122-123 годах, и губернатор написал императору Адриану за советом. В ответ рескрипт Адриана (императорский указ) разрешил передавать дела против христиан в суд, но постановил, что христиане должны быть доказаны виновными в незаконных действиях, прежде чем их можно будет осудить. И снова были запрещены “клеветнические нападки” на христиан. Рескрипт помог защитить христиан, поскольку теперь акцент делался не столько на их названии, сколько на конкретных проступках. Христиане могут быть непопулярны, а их культ технически незаконен, но потребуется смелый человек, чтобы выдвинуть обвинение, которое, если в нём есть какие-либо недостатки, может привести к серьёзным последствиям. Обвинитель также должен был дождаться прибытия одного высокопоставленного должностного лица (проконсула), способного рассмотреть дело о смертной казни в большой провинции Азии. Неудивительно, что Юстин Мученик приложил текст рескрипта Адриана к концу своей Первой Апологии, написанной около 155 года.
Ненадёжная терпимость
Между 125 и 160 годами христиане пользовались ненадёжной терпимостью. В эту эпоху процветания, ознаменовавшую кульминацию греко-римских достижений, зафиксировано несколько мученических смертей.
Однако с воцарением Марка Аврелия в качестве императора в 161 году ситуация изменилась. Во-первых, христиане становились чрезвычайно непопулярными; их обвиняли в том, что они вызывали стихийные бедствия, отказываясь поклоняться божествам, которые защищали местных жителей. Христиан также обвиняли в безнравственности, противоестественных пороках и чёрной магии, все это было рассчитано на то, чтобы подвергнуть опасности остальное население.
Городская толпа потребовала ареста Поликарпа, епископа Смирны, во время того, что церковный историк Евсевий Кесарийский назвал “великими гонениями, которые потрясли провинцию Азия” (возможно, в феврале 156 года, но более вероятно, 166-69). Другие христиане были схвачены, преданы суду и казнены до того, как Поликарп был арестован. Один, фригиец, бросился на мученическую смерть — только для того, чтобы отречься при виде зверей в амфитеатре.
Поликарпа привели к проконсулу, который умолял его проявить уважение к его преклонному возрасту (ему, вероятно, было около 100 лет), сказав: “Поклянись гением Цезаря” и осуди “атеистов”. Но Поликарп, увидев “беззаконных язычников” в амфитеатре, “замахал на них руками, со стоном поднял глаза к небу и сказал: ”Долой безбожников“. Проконсул настаивал: "Поклянись, и я отпущу тебя. Прокляни Христа”. И Поликарп ответил: “Восемьдесят шесть лет я служил Ему, и Он не сделал мне ничего плохого; как я могу хулить моего Царя, который спас меня?” Он был приговорён к смерти и сожжён заживо.
История показывает усилия, предпринятые средним, разумным администратором во втором веке, чтобы убедить христианского лидера не жертвовать своей жизнью, и полную приверженность последнего христианству даже перед лицом смерти. Между этими двумя взглядами было мало возможностей для компромисса.
Позже, в царствование Марка, в 175 году, мы слышим о “новых указах”, вероятно, исходящих от проконсула Азии, облегчающих врагам осуждение христиан и захват их собственности. Во время одного ужасного погрома в Лионе в Галлии [современная Франция] в 177 году сорок восемь христиан были убиты в амфитеатре.
Растущее напряжение
Новая династия, династия Северов, захватила власть в 193 году, в решающий момент в отношениях церкви с империей. Хотя это оставалось незаконным, церковь теперь была намного сильнее, чем в предыдущем столетии. Христиане были объединены вокруг городских общин, управляемых епископами, которые часто общались друг с другом по переписке. У церкви была своя собственная литургия, свои собственные Писания, отличные от иудейских, и установленные правила веры, на которых можно было строить ортодоксальные доктрины. Они также начал приобретать собственность (районы, или кладбища; а в Риме самые ранние катакомбы датируются 200 годом). Самое главное, что церковь восстановила свой миссионерский порыв, который после Павла и его учеников, похоже, уменьшился на протяжении большей части второго века. Результатом стала большая напряженность между христианами и язычниками в провинциях, где церковь была сильна.
Отдельные императоры династии — Септимий Север (193-211), Каракалла (211-217), Элагабал (218-222) и Александр Север (222-235) — похоже, не были лично враждебно настроены по отношению к христианам. В царствование Александра Севера в пограничном городе Дура-Европос на реке Евфрат было возведено первое здание, идентифицируемое как домовая церковь. Индивидуальные предпочтения императоров, однако, были сведены на нет волной антихристианских настроений в Карфагене, Александрии, Риме и Коринфе примерно с 202 по 210 год. Зарегистрированными жертвами преследований были в основном новообращённые, такие как Перпетуя и Фелиситас в Карфагене (умерли 7 марта 203 года) или ученики Оригена в Александрии. Епископы и духовенство, похоже, не пострадали.
Конец династии Северов в 235 году принёс ещё один короткий период гонений при её преемнике Максимине Фраксе (235-238), направленных, по словам Евсевия, против “лидеров Церкви”.
Однако за этим последовали 12 лет спокойствия, в течение которых церковь расширилась, расширила свои катакомбы в Риме и благодаря своему великому учителю Оригену (186-254) впервые установила интеллектуальное превосходство над своими языческими современниками. Ориген, однако, осознал опасность сложившейся ситуации. Возможно, на то время мучеников было не так уж много, но преследование, если бы оно началось, имело бы всемирный масштаб. Он был прав.
Преследование по всей империи
При императоре Деции (249-251) церковь пережила то, что, оглядываясь назад, было её самым суровым испытанием. Деций пришёл к власти в момент серьёзной военной угрозы со стороны готов и экономического и социального упадка в городах. Он обвинил своего предшественника Филиппа в военной некомпетентности, а христиан, к которым, по его мнению, благоволил Филипп, - в падении морального духа в Империи. Его средством было явное возвращение к прежним республиканским добродетелям (римским нравам) и объединение всех жителей Империи с ежегодным жертвоприношением императора римским богам на Капитолии. Деций, очевидно, объединил этот шаг с приказом (вероятно, в декабре 249 года) захватить ведущих христиан. К 20 января 250 года папа Фабиан предстал перед судом самого императора и был приговорён к казни.
Власти пошли на многое, чтобы обеспечить соблюдение этих требований. В крупных городах, таких как Карфаген, комиссии смотрели, что люди действительно совершали жертвоприношения, и наказывали тех, кто отказывался. В Египте, по крайней мере, в сельских районах были уполномоченные, и 44 свидетельства (клеветы) сохранились. Они следуют установленному шаблону. Одно из них гласит: “Тем, кому назначено наблюдать за жертвоприношениями: от Аурелии Чарис из египетской деревни Теадельфия. Я всегда продолжала приносить жертвы и проявлять почтение к богам, и теперь, в твоём присутствии, я совершила возлияние, приняла жертву и съела немного жертвенного мяса. Я прошу вас подтвердить это для меня ниже". Далее следуют дата и официальные подписи, занимающие несколько строк папируса. Чарис сохранила один сертификат для себя, а другой был помещен в официальные архивы, так что можно представить, какой бюрократический кошмар вызвал этот приказ.
Современники, как языческие, так и христианские, а также христианские историки следующего столетия указывают, что меры Деция поначалу были очень успешными. “Все съёжились от страха”, как сказал один современный писатель о христианах в Александрии. Многие бежали; мало кто хотел открыто бросить вызов императору. В Александрии и Карфагене произошли массовые отступничества. В Смирне епископ сам совершил жертвоприношение. Тех, кто бросал вызов властям, как пресвитер Пионий из Смирны, часто считали простаками или фанатиками, готовыми расстаться со своей жизнью. Указ вызвал глубокие разногласия среди христиан, более того, это вызвало веселье у языческих властей.
Главной целью Деция было заручиться всеобщей поддержкой, принеся жертву богам, чтобы “восстановить римскую свободу". Как только это было достигнуто, к первым месяцам 251 года, преследование закончилось. Деций умер в июне 251 года во время похода против готов, и бежавший епископ Киприан вернулся в Карфаген, чтобы помочь деморализованным и дезорганизованным общинам.
Церковь быстро восстановила своих приверженцев, но столкнулась с проблемами: что делать с множеством людей, которые отступили, и как относиться к новацианскому расколу в Риме и Северной Африке, который имел последствия для большей части церкви. Новацианисты, согласно Евсевию, называли себя “чистыми”. Они не позволяли тем, кто сдался во время гонений, вернуться в церковь. Их движение предвещало более постоянное разделение в христианской церкви между теми, кто ставил её целостность превыше всех других ценностей, и теми, кто считал универсальность (католичество) самым важной.
“Святотатственные подстрекатели”
Новый император Валериан (253-60) сначала терпимо относился к христианам, но летом 257 года внезапно изменил своё отношение. Политика императора состояла не в том, чтобы уничтожить христианскую церковь, а в том, чтобы привести её в соответствие с общественными обрядами (направленными на защиту империи во время опасности). В июле-августе он разослал приказы о высылке Киприана, епископа Карфагенского, и Дионисия, епископа Александрийского. Других епископов отправили на рудники. Кроме того, христианские места отправления культа и кладбища были закрыты, и любой, кто входил туда, рисковал быть казнённым.
Почти год царило тревожное затишье. Христиане, однако, не были запуганы, как несколько лет назад. Мы узнаём о большом количестве посетителей Курубиса, где жил Киприан; о запрещённых христианских собраниях в пригороде Александрии; и о прозелитизме Дионисия, куда он был сослан.
Терпение императора лопнуло. Примерно в июле 258 года Валериан приказал казнить епископов, священников и дьяконов, конфисковать церковную собственность, лишить мирян, стоящих выше в социальном отношении (honorati), своих привилегий, а имперских государственных служащих (Caesariani) обратить в рабство (статус, из которого многие вышли).
В некоторых частях Империи это гонение 258-259 годов было самым кровавым, которое пережила церковь. 6 августа папа Сикст II был обнаружен во время богослужения в катакомбах Претекстата и принял мученическую смерть, как и все семь его дьяконов. В следующем месяце Киприана привезли из места его ссылки, чтобы он предстал перед больным губернатором Галерием Максимусом. Киприан снова отказался совершать жертвоприношение. В словах, которые подвели итог делу властей против христиан, проконсул сказал: “Ты вёл святотатственную жизнь и собрал вокруг себя много порочных людей в заговоре. Ты выставил себя врагом римских богов и их священных обрядов. И благочестивые и самые религиозные императоры Валериан и Галлиен Августы, и Валериан, благороднейший цезарь, не смогли вернуть вас к соблюдению их собственных священных ритуалов. Поэтому, будучи задержанным как зачинщик и главарь преступного заговора... ты будешь казнён”. Заговор, незаконное объединение, вражда к римским богам — эти обвинения легли в основу преследований в течение первых трёх столетий.
Затишье перед бурей
Смерть Валериана принесла более 40 лет мира (260-303). Однако христианина всё еще могли арестовать. Например, солдат-христианин Маринус расстался с жизнью, когда ревнивый сослуживец узнал, что Маринуса должны повысить в звании до центуриона, и осудил его как христианина. И всё же епископства множились, и церковное строительство, похоже, продолжалось беспрепятственно. В столице империи в Никомедии (на противоположной стороне Босфора от Константинополя) христианская церковь стояла на виду у императорского дворца. Что ещё более важно, церковь теперь стала движением как в сельской местности, так и в городах. В своей “Церковной истории” Евсевий цитирует Дионисия Александрийского, который приветствовал Галлиена как императора, при котором “монархия, так сказать, отбросила свою старость и очистилась от своего прежнего зла и теперь расцветает более пышным цветом...”.
Финал, “Великое преследование”
Однако в 303 году наступили 10 лет гонений, “Великих гонений”, как это стало известно. Как и почему после 43 лет мира это произошло?
Во-первых, хотя церковь, казалось, была принята, противодействие ей никогда не было далеко под поверхностью. Начиная с 270 года язычники, вдохновлённые философом-неоплатоником Порфирием, начали серьёзную интеллектуальную атаку на христианство. “Евангелисты, - писал Порфирий в 15 книгах против христиан (с. 280-290), - были изобретателями, а не историками того, что они записывают об Иисусе”. Эта пропагандистская война между христианами и язычниками усилилась в 290-х годах.
Во-вторых, в 284 году Диоклетиан захватил власть в результате государственного переворота и выжил, чтобы стать одним из величайших консервативных реформаторов всех времён. В марте 286 года он назначил товарища по оружию Максимиана соправителем (Августом) на Западе; а 1 марта 293 года два Августа назначили двух других военных, Констанция и Галерия, своими помощниками, или цезарями. Идеалом императоров было возвращение к традиционным ценностям Рима. Они ввели единую систему управления, валюты и, в частности, цен по всей Империи. Единообразие и дисциплина были лозунгами той эпохи, но христианство оставалось постоянным вызовом объединяющим и консервативным идеалам императоров.
Однако преследований могло бы и не быть, если бы не судьба войны. В 296 году цезарь Галерий, настроенный решительно против христиан, одержал решительную победу над персами. С его победой его влияние на Диоклетиана возросло. В семье Диоклетиана были некоторые сторонники христианства, и он не желал действовать против христиан. Но его рука была вынуждена, отчасти из-за постоянного давления Галерия, а отчасти из-за антихристианской пропаганды со стороны некоторых губернаторов провинций. Между 298 и 302 годами государственная служба и армия постепенно очищались от христиан. В конце 302 года императоры посетили храм Аполлона в Дидиме, и оракул пожаловался на пагубное влияние христиан (“праведных на земле”) в своих заявлениях. Теперь жребий был брошен. 23 февраля 303 года, в праздник Терминалии, должны были начаться репрессии.
Церкви были разрушены, христианские службы запрещены, а Писания изъяты и сожжены. Христиане, занимавшие высокие посты, потеряли гражданские права, а “те, кто жил в семьях” (возможно, имеется в виду “частные граждане”), были лишены свободы. Диоклетиан добился одной уступки: никакого кровопролития.
Второй эдикт обязывал всё духовенство приносить жертвы, но тюрьмы стали слишком переполнены, и осенью 303 года это было изменено, и большинство заключенных за отказ были освобождены.
До сих пор преследование не было таким жестоким, как при Валериане. Писания были изъяты, но среди христиан часто наблюдался ужас и неохотное подчинение. Лишь меньшинство решительных душ выстояло. Годы спустя “день передачи” запомнился североафриканским христианам как день бедствия.
В 304 году, когда Диоклетиан заболел в Риме, Галерий воспользовался своим шансом и ввёл всеобщее обязательство приносить жертвы под страхом смерти. До тех пор только духовенство принимало непосредственное участие; теперь давление оказывалось на каждого христианина. Число мучеников увеличилось, как и неповиновение христиан. В одной надписи из североафриканской церкви перечислены 34 мужчины и женщины, которые “пострадали по законам божественных императоров Диоклетиана и Максимиана”. Во Фригии была уничтожена целая община, а Египет пережил восемь лет безжалостных репрессий, которые среди христиан-коптов принесли правлению Диоклетиана титул “Эпоха мучеников”.
Вынужденная уступка
Этот этап закончился 1 мая 305 года, когда Диоклетиан и его западный коллега Максимиан официально отреклись от престола, и их сменили Галерий и Констанций соответственно. На Западе Констанций больше ничего не предпринимал, и после его смерти его сын Константин был провозглашён императором своими войсками. В течение следующих пяти лет Константин постепенно укреплял свою власть и, хотя был приверженцем Аполлона, следовал политике терпимости своего отца по отношению к христианам.
Однако на Востоке Галерий возобновил гонения, сопровождавшиеся антихристианской пропагандой и большими усилиями по реорганизации язычества в соответствии с христианскими иерархическими структурами.
Было слишком поздно. Пар постепенно иссякал после исполнения указов, и после 310 года на этом этапе не зарегистрировано ни одного мученика. В апреле 311 года Галерий, осознав, что умирает, решил, что с него хватит, и отменил указы о преследовании. В духе реформы Диоклетиана он писал: “Ранее мы желали, всегда действуя на благо государства, исправить всё в соответствии с древними законами и общественной дисциплиной римлян”. Однако слишком многие христиане не смогли приспособиться, и вместо того, чтобы не поклоняться никакому богу, “они могли бы отныне снова существовать. Их молитвенные дома должны были быть восстановлены”, и были запрошены их молитвы “о нашем добром поместье”. Эта последняя просьба была напрасной, так как Галерий умер шесть дней спустя. Уступка Галерия была неохотной, но решительной. Империя не могла быть сохранена “бессмертными богами”, поскольку христианский Бог обладал правом вето на их полномочия.
Весной 312 года Константин предпринял последнюю попытку завоевать господство на Западе. Проводя кампанию против своего соперника Максенция через северную и центральную Италию, он 27 октября приблизился к Риму на расстояние пяти киллометров. В ту ночь у него было видение или сон, который убедил его в том, что его собственная судьба связана с христианством. На следующий день он разбил превосходящие силы Максенция и с триумфом вступил в Рим. В феврале 313 года Константин встретился с Лицинием (который унаследовал европейские владения Галерия), и в документе, который стал известен как Миланский эдикт, формально прекратил преследование. Все люди должны были быть свободны следовать своей собственной совести. На самом деле Эдикт оказался предсмертным звоном бессмертных богов. Одиннадцать лет спустя (в 324 году) Константин победил Лициния и провозгласил свою приверженность христианству и свою цель, чтобы христианство стало религией Империи, ныне объединённой под его единоличным правлением. Церковь восторжествовала.
Почему христиане восторжествовали?
Во-первых, они стали слишком сильны, чтобы их можно было победить. В некоторых провинциях, таких как Вифиния и Киренаика [сегодня северный Египет и Ливия], они, возможно, уже составили большинство, и они были хорошо организованы.
Кроме того, христиане привлекали людей, как объяснил философ-неоплатоник около 300 года, “простотой” своей религии, её прямым нравственным учением и обещаниями, не осложнёнными мифологией соперников.
Более того, христианство никогда не теряло своего мученического духа. Как объяснил один современник (Лактанций), “Есть ещё одна причина, по которой Бог допускает преследования против нас, чтобы народ Божий мог увеличиться". Люди отвергли старых богов из-за жестокостей, творимых от их имени. Люди спрашивали, что было такого хорошего, что казалось предпочтительнее самой жизни, “чтобы ни потеря имущества, ни света, ни телесная боль, ни пытки не отпугнули их”. В Египте в 311-312 годах Евсевий Кесарийский был свидетелем последних ужасов преследования Максимина. Он пишет, что “мы сами видели, когда были в этих местах, многих [коптов] сразу за один день, некоторые из которых подверглись обезглавливанию, другие были наказаны огнём, так что смертоносный топор притупился и износился, был разбит на куски, и палачи совершенно устали.… Именно тогда мы увидели самое удивительное рвение и поистине божественную силу и рвение в тех, кто возложил свою веру на Христа Божьего. Таким образом, как только был вынесен приговор первому, некоторые из одной четверти, а другие из другой, подскочили к трибуналу перед судьёй и признали себя христианами....”
За последние 30 лет общественное мнение изменилось в пользу христианства. Против такого духа языческие власти были бессильны. Иногда они могли выигрывать интеллектуальные поединки, доказывая, что Платон был умнее Павла, но последнее слово оставалось за теми, кто считал смерть освобождением.
Доктор Everett Ferguson - профессор Библии в Христианском университете Абилина и автор книги "Основы раннего христианства" (Эрдманс, 1987).
|