Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
Гонения в Ранней Церкви: галерея императоров-гонителей
С 30 по 311 год н. э. - период, в течение которого империей правили 54 императора, только около дюжины взяли на себя труд преследовать христиан. Более того, до Деция (249-251) никто намеренно не предпринимал попыток преследования по всей империи. До тех пор преследования происходили в основном по наущению местных правителей, хотя и с одобрения Рима. Тем не менее, несколько императоров имели прямые и, для христиан, неприятные отношения с этой верой. Вот наиболее значительные из этих правителей.

Клавдий (41-54)
Возможно, первым начал преследовать христиан — непреднамеренно


Болезненный, невоспитанный и замкнутый, Клавдий посвятил свои первые дни тихому изучению этрусской и карфагенской истории, среди прочих предметов. Понятно, что он ставил в неловкое положение всю императорскую семью. Но убийство его племянника, императора Гая (который более известен под прозвищем “Калигула”), в 41 году, тем не менее, привело его на трон. Во время своего правления он мудро избегал потенциально дорогостоящих иностранных войн, расширил римское гражданство у себя дома и проявлял терпимость к различным религиям.

Однако, “поскольку евреи постоянно устраивали беспорядки по наущению Хреста, он [Клавдий] изгнал их из Рима...” Так пишет римский историк Светоний о событиях в Риме около 52 года. “Хрест”, возможно, был занозой в боку римских политиков, стремившихся избавиться от него и его соратников. Или “Хрест” может быть тем, как неосведомленные бюрократы произносили имя, о котором спорили евреи: Христос. Подобные споры между иудеями и христианами не были чем-то неизвестным (например, в Ефесе; Деяния 19). Клавдий, вероятно, и непреднамеренно был первым императором, который преследовал христиан (которые воспринимались как еврейская секта) — похоже, за нарушение мира.

Нерон (54-68)
Дикий безумец, в чье правление Пётр и Павел приняли мученическую смерть


Нерон, человек со светло-голубыми глазами, толстой шеей, выступающим животом и тонкими ногами, был безумным и жестоким императором, человеком, одержимым удовольствиями, который правил миром по прихоти и страху. Это просто показывает, какое значение имеет воспитание.

Его мать, интриганка Агриппина, сумела убедить своего мужа Клавдия усыновить её сына Нерона и поставить его первым в очереди на трон, опередив собственного сына Клавдия. Материнская забота не была удовлетворена, затем она убила Клавдия, и Нерон стал править миром в возрасте 17 лет.

Юный Нерон, обучавшийся у раболепного философа и педофила Сенеки, фактически испытал отвращение к смертной казни. Но он находчиво превратил эту слабость в силу: в конце концов он приказал зарезать свою мать за измену, а свою жену Октавию обезглавить за прелюбодеяние. (Затем он выставил голову Октавии напоказ для своей любовницы Поппеи, которую много лет спустя он забил до смерти, когда она была беременна). Сенат принёс благодарственные жертвы богам за это восстановление общественной морали.

К сожалению, это лишь верхушка кровавого и коварного айсберга правления Нерона. Тем не менее, такая деятельность затмевает те немногие конструктивные действия, которые он предпринял, хотя и безуспешно: отмену косвенных налогов (чтобы помочь фермерам), строительство Коринфского канала и переселение людей, потерявших свои дома во время Великого пожара в Риме в 64 году.

Нерон попытался возложить вину за этот пожар на небольшую христианскую общину города (считавшуюся отдельной диссидентской группой евреев), и поэтому, соответственно, он сжёг многих из них заживо. Говорили, что в результате Пётр и Павел приняли мученическую смерть. Но ходили слухи, что Нерон спел свою собственную поэму “Разграбление Трои”, наслаждаясь ярким зрелищем, которое устроил. Эта история с пением не была необоснованной, поскольку Нерон в течение многих лет выставлял себя дураком, публично играя на лире и поя перед буквально командными выступлениями.

Политические потрясения в конце концов вынудили обеспокоенного императора покончить с собой. Его последними словами были: “Какого артиста мир теряет во мне!”

Домициан (81-96)
Не его ли Откровение изображает отвратительным зверем?


Историк Плиний назвал Домициана чудовищем из ада, которое сидело в своём логове и слизывало кровь. В Книге Откровения Иоанн из Апокалипсиса, возможно, ссылался на Домициана, когда описывал зверя из бездны, который хулит небеса и пьёт кровь святых.

Домициан отразил вторжения из Дакии (современная Румыния) - то, что более поздним императорам было всё труднее делать. Он также был мастером-строителем и искусным администратором, одним из лучших, кто когда-либо управлял Империей. Светоний, ненавидевший Домициана, вынужден был признать, что “он так старался сдерживать городских чиновников и губернаторов провинций, что они никогда не были более честными и справедливыми”.

Но с Домицианом было что-то не так. Ему нравилось ловить мух и колоть их. Ему нравилось смотреть гладиаторские бои между женщинами и карликами. И во время своего правления он был настолько подозрителен к заговорам против своей жизни, что число имперских шпионов и осведомителей увеличивалось, как и число жертв среди подозрительных римских чиновников.

Домициан был первым императором, официально назвавшим себя в Риме “Богом Господом”. Он настаивал на том, чтобы другие люди приветствовали его величие такими возгласами, как “Господь земли”, “Непобедимый”, “Слава”, “Святой” и “Ты Один”.

Когда он приказал людям воздавать ему божественные почести, евреи и, без сомнения, христиане воспротивились. Последовавшее за этим преследование евреев хорошо задокументировано, а христиан - нет. Однако зверя, которого описывает автор Откровения, а также события в книге, возможно, лучше всего интерпретировать как скрытые намеки на правление Домициана. Кроме того, Флавий Клеменс, консул 95 года, и его жена Флавия Домитилла были казнены и сосланы соответственно по приказу Домициана; многие историки подозревают, что это произошло потому, что они были христианами.

Но что происходит, то и происходит. Бывший раб Клеменса, Стефан, был мобилизован некоторыми врагами Домициана и убил его.

Траян (98-117)
Умелый правитель, который установил политику обращения с христианами


Траян правил так хорошо, что сенаторы и императоры поздней империи желали, чтобы новые императоры были “более удачливы, чем Август, лучше, чем Траян”.

Траян начал своё правление с намерением добиться завоеваний, которые превзошли бы завоевания его героя Юлия Цезаря. Хотя он и не добился успеха, его завоевание Дакии оказалось последним крупным завоеванием древнего Рима.

В перерывах между военными кампаниями Траян находил время, чтобы быть эффективным, хотя и консервативным, гражданским администратором, защищая привилегии сената. Он также известен своими впечатляющими общественными работами, особенно его Аква Траяна - последним из акведуков, обслуживавших Рим; Бани Траяна, которые включали высокие бетонные арки, апсиды и своды; и сложный и великолепный форум Траяна.

Серия писем с вифинским губернатором Плинием свидетельствует о заботе Траяна о благополучии провинций. К несчастью для христиан, эта озабоченность сочеталась с подозрительной заботой о государственной безопасности и тенденцией вмешиваться во внутренние дела якобы самоуправляющихся городов. В одном письме он рассказывает Плинию, как обращаться с христианами: “На них нельзя охотиться. [Хотя] любой обвиняемый и осуждённый должен быть наказан, при условии, что если человек говорит, что он не христианин, и делает это очевидным своим фактическим поведением, а именно, поклоняясь нашим богам, тогда, каким бы подозрительным он ни был в отношении прошлого, он должен получить прощение от его раскаяния”.

Несмотря на относительную умеренность, великий Траян стал первым известным императором, который преследовал христиан как полностью отличных от евреев. Игнатий, епископ Антиохийский, был, пожалуй, самым известным из тех, кто умер во время его правления.

Марк Аврелий (161-180)
Великий философ-стоик, чье правление разжигало антихристианскую вражду


Марк Аврелий активно проводил военные кампании почти все своё царствование. С 161 по 167 год Рим сражался с вторгшимися парфянами в Сирии. Чтобы дать отпор германским племенам, которые грабили Италию, а затем отступали за Дунай, Марк лично провёл карательную экспедицию в 167-173 годах. Во время экспедиции по расширению северных границ Рима он внезапно скончался в 180 году в своём военном штабе.

Это, конечно, не тот Марк Аврелий, которого мы привыкли знать и любить. Об этом Марк красноречиво размышлял в своих философских размышлениях. Обратившись к стоицизму в раннем возрасте, эти личные размышления демонстрируют возвышенный и бодрящий аскетизм: мы должны проявлять терпеливое долготерпение; наше существование на этой земле мимолетно и преходяще. Тем не менее, в Марке есть и эта гуманная черта: все мужчины и женщины разделяют божественную искру, поэтому они братья и сестры. “Люди существуют друг для друга”, - писал он. “Тогда либо улучшайте их, либо миритесь с ними”.

Что касается его самого, то он пытался улучшить их. Именно во время его правления были написаны "Институты Гая", элементарное руководство, на котором основаны наши современные знания о классическом римском праве. Кроме того, были приняты многочисленные меры, чтобы смягчить суровость закона в отношении слабых и беспомощных.

Кроме христиан. Официально Марк занял должность своего предшественника Траяна, за которым также последовали Адриан и Антонин Пий. Но его философские наставники убедили его, что христианство - опасная революционная сила, проповедующая грубую безнравственность. Таким образом, при Марке впервые расцвела антихристианская литература, в первую очередь "Истинное учение" Цельса. Что ещё более прискорбно, Марк позволил антихристианским информаторам действовать более легко, чем в прошлом, в результате чего в различных регионах начались жестокие преследования. В Лионе в 177 году местный епископ принял мученическую смерть, в результате чего Ириней был возведён в сан. Кроме того, Юстин, первый христианский философ, принял мученическую смерть во время правления Марка.

Таким образом, во время правления великодушного царя-философа Марка Аврелия христианская кровь лилась более обильно, чем когда-либо прежде.

Септимий Северус (193-211)
Непревзойдённый солдат, во время правления которого была убита Перпетуя


Северус был солдатом, первым и последним. В 195 году он в военном отношении расправился с Песценнием Нигером, соперничавшим императором на востоке, а затем в 197 году с Клодием Альбином, соперничавшим императором на Западе. В 208 году он отправился в Британию, чтобы укрепить её обороноспособность, и в 211 году во время этой поездки скончался от болезни.

Говорят, что перед смертью он призвал двух своих сыновей, Каракаллу и Гету, и сказал: “Поддерживайте хорошие отношения друг с другом, будьте щедры к солдатам и не обращайте внимания ни на кого другого”.

Эта щедрость к солдатам была одной из отличительных черт Северуса. За время своего правления он повысил их жалованье на 67 процентов и облагородил армию так, что она стала многообещающим путём для многих различных карьер. Кроме того, божество, наиболее популярное среди солдат, бог солнца Митра, начало вытеснять конкурентов в римском пантеоне.

В течение первой части своего правления Северус не был настроен враждебно по отношению к христианам. Некоторые члены его семьи действительно исповедовали эту веру, и он доверил воспитание своего сына Каракаллы кормилице-христианке.

Однако в 202 году Северус издал указ, запрещавший дальнейшее обращение в иудаизм и христианство. Последовали преследования, особенно в Северной Африке и Египте. Североафриканский богослов Тертуллиан написал в этот период свои знаменитые апологетические труды, но безрезультатно. Среди прочего, драматическая мученическая смерть Перпетуи и её служанки Фелициты произошла при Северусе. Климент Александрийский также погиб, как и отец Оригена. (Традиция гласит, что Ориген в своём юношеском пылу хотел разделить судьбу своего отца, но его находчивая мать помешала ему выйти из дома, спрятав его одежду).

Но гонения прекратились со смертью Северуса, и, за исключением краткого сражения при Максимине (235-238), христиане были свободны от преследований около 50 лет.

Деций (249-251)
Лидер первого преследования по всей империи


На протяжении десятилетий римские императоры всё больше беспокоились о неровных краях Империи и вторгающихся варварских племенах, которые преследовали их. Деций из деревни недалеко от Дуная, на северной границе Империи, признал военные аспекты проблемы, но также заметил и некоторые духовные аспекты.

Он был обеспокоен ослаблением традиционного многобожия и думал, что возрождение преданности обожествленным римским правителям прошлого поможет восстановить римскую силу. Естественно, на пути стояли христиане-монотеисты.

Хотя они всё ещё составляли незначительное меньшинство, их эффективная и самодостаточная организация, не нуждающаяся в государстве, раздражала его. Следовательно, Деций стал первым императором, который начал гонения на христиан по всей империи, по-видимому, очень интенсивные. Говорят, что после казни папы Фабиана он заметил: “Я бы предпочел получить известие о сопернике на престоле, чем о другом епископе Рима”.

Хотя на самом деле он не приказывал христианам отказаться от своей веры, он ожидал, что они совершат один языческий религиозный обряд. Когда это будет сделано, христиане получат Свидетельство о Жертвоприношении (libellus) от местной комиссии по жертвоприношениям и, таким образом, будут очищены от подозрений в подрыве религиозного единства Империи.

Как и ожидалось, многие христиане поддались этому давлению; другие платили взятки, чтобы получить сертификат. Но многие отказались идти на компромисс и в результате погибли. За это время Ориген был арестован и подвергнут пыткам. Несмотря на освобождение, он умер через несколько лет.

Деций, небезызвестный полководец, погиб в Малой Скифии (на территории современных Болгарии и Румынии), участвуя в сражении - другой тактике, которую он считал необходимой для укрепления беспокойной империи.

Валериан (253-260)
Он обвинял христиан в бедах Империи


Валериан, похоже, был честен и полон благих намерений, но он унаследовал империю, почти вышедшую из-под контроля. В провинциях свирепствовали чума и междоусобицы. На восточных границах германские племена вторгались с большей эффективностью и большей численностью. Тем временем продолжались атаки с севера. Валериан, понимая, что один император не может одновременно защищать север и восток, распространил в 256-257 годах принцип коллегиального правления на своего сына и коллегу Галлиена, который уже был полностью оккупирован на севере.

Чтобы отвлечь внимание от бед, обрушившихся на Империю, Валериан обвинил во всём христиан. В августе 257 года он усилил политику Деция, приказав духовенству приносить жертвы государственным богам (хотя, с присущим римлянам прагматизмом, им не запрещалось поклоняться Иисусу Христу в частном порядке). Год спустя духовенство стало подлежать смертной казни. Папа Сикст II и святой Лаврентий впоследствии были сожжены заживо в Риме, а Киприан казнен в Карфагене. Кроме того, имущество христианских мирян, особенно сенаторов и всадников (класс непосредственно ниже сенаторов), было конфисковано, а христианские арендаторы императорских поместий были приговорены к рудникам.

В 259 году персы под командованием Шапура I предприняли вторую серию нападений в Месопотамии. (В первом, 254-256 годах, они захватили и разграбили 37 городов). Валериан повёл армию в Месопотамию, чтобы изгнать Шапура из осажденного города Эдессы. Однако в мае 260 года Валериан был взят в плен. По словам Майкла Гранта, “Захват римского императора иностранным врагом был беспрецедентной катастрофой, вершиной римского позора”.

К счастью, вскоре после пленения Валериана, в попытке завоевать расположение восточных христиан против персов, Галлиен отменил эдикты против христиан.

Диоклетиан (284-305)
Одаренный организатор, который возглавил Великое гонение, чтобы уничтожить христианство


Диоклетиан был самым замечательным имперским организатором со времен Августа, и этот талант, к сожалению, не был потерян для христиан.

Он наиболее известен своей реконструкцией Империи в Тетрархию. Империя была разделена между четырьмя людьми, двумя августами и, при них, двумя цезарями. Однако увеличение числа правящих полномочий не облегчило смену правителей, как надеялся Диоклетиан, а только усилило раздоры.

Диоклетиан также руководил полной реконструкцией военной системы империи, которая включала сбор огромных налогов для оплаты её полумиллиона солдат, что значительно увеличилось по сравнению с предыдущим столетием. Он пытался обеспечить справедливое распределение налогового бремени, но, несмотря на всю свою справедливость, новая система, как правило, замораживала людей в их профессиях и социальном положении и на бумаге приводила к тоталитарному государству (на практике, однако, не было возможности полностью реализовать новые правила).

Дар Диоклетиана к организации масс, к сожалению, распространялся и на религиозные и патриотические вещи. В 303 году, воодушевленный своим цезарем Галерием и пытаясь пробудить патриотические чувства, Диоклетиан вернулся к преследованию христиан, хотя его жена Приска принадлежала к этой вере.

Это был первый раз почти за 50 лет, когда император взял на себя труд. И всё же, как никогда прежде, мотивом этого Великого Преследования было полное исчезновение христианства. Похоже, это была последняя борьба между старым и новым порядками, и потому самая ожесточенная.

Первый из эдиктов Диоклетиона запрещал всякое христианское богослужение и предписывал уничтожать церкви и христианские книги. Ещё два эдикта, обязательных в восточных провинциях, предписывали арестовывать священнослужителей, если они не приносили жертвы языческим божествам. К 304 году этот эдикт был распространен на всех христиан и был особенно жестоким в Африке при Диоклетиане, соправителе Августа Максимиана.

После тяжелой болезни в 304 году Диоклетиан предпринял беспрецедентный шаг - отрёкся от престола. Несмотря на то, что его ненадолго отозвали, он ушёл на пенсию и занялся сельским хозяйством в Салонах в Далмации (на территории современной Югославии). Гонения продолжались и при Галерии, который теперь стал Августом. Но, тяжело заболев в 311 году, Галерий и его соратники-императоры издали эдикт, отменяющий гонения на христиан. В следующем году Константин с триумфом вышёл на Запад после битвы у Мильвийского моста. В 313 году он и Лициний, вскоре получившие контроль над Восточной империей, издали Миланский эдикт, который предписывал полную юридическую терпимость к христианству.

По сути, ни один римский император больше не преследовал христиан.

Mark Galli - заместитель редактора журнала Leadership Journal.
Категория: История | Просмотров: 248 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/3 | | Christianity Today | эксклюзив
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: христианство, гонения, рим
Форма входа
   
Топ
О сайте
Беседка
Книги [2394]
Видео [683]
Аудио [293]
SCOAN [529]
Статьи [2186]
Разное [472]
Библия [223]
Израиль [294]
Новости [539]
История [626]
Картинки [273]
MorningStar [1115]
Популярное [175]
Пророчества [1110]
Пробуждение [307]
Прославление [757]
Миссионерство [313]
It's Supernatural! [663]
Благословить
Комментарии
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 9
Пользователей: 2
webxtor, eiermanisoskars
Наш опрос
Ожидания этого года
Всего ответов: 18
Мини-чат
500


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2022