Гонения в Римской империи не были, как принято считать, постоянным переживанием для христиан. Скорее, это было спорадическое явление, иногда прерываемое длительными периодами относительного спокойствия. Первый длительный мир длился с 211 по 250 год (ненадолго прерванный в 235 году), а второй - с 258 по 303 год.
Диоклетиан, император, начавший “Великое гонение”, был несколько неохотным преследователем, и основной удар исходил от его младшего коллеги Галерия.
Преследования не всегда охватывали всю Империю; чаще, особенно в первые два столетия, они носили локальный характер.
Распускаемые слухи, возможно, основанные на соблюдении ранними христианами Евхаристии и вечерей любви, обвиняли верующих в каннибализме и кровосмешении.
Многие христиане отступили (то есть скомпрометировали свою веру, выполнив императорские директивы или сотрудничая с государственными органами) под угрозой преследования. Число тех, кто отпал, привело к кризису для церкви в 250-х годах. В конце концов вопрос о том, следует ли повторно принимать ушедших, привёл к нескольким расколам.
Церковь разрешила бегство, чтобы избежать преследований, и предостерегала от поспешного добровольного мученичества.
Высокое уважение к мученикам как к героям церкви и привилегии, возложенные на них, привели к культу святых.
Одним из главных обвинений против христиан в Империи было то, что они были “атеистами”, то есть не поклонялись языческим божествам и поэтому не участвовали в общественной и гражданской деятельности, связанной с почитанием их.
Катакомбы вокруг Рима были местами захоронений и лишь изредка местами укрытия во время преследований. Их местонахождение было известно властям.
Преследования часто возникали из-за враждебности населения, а не из-за целенаправленной политики правительства.
“Миланский эдикт” в 313 году, как обычно гласит история, был эдиктом, изданным в Милане императором Константином, который установил христианство в качестве имперской религии. На самом деле это был не указ, а соглашение между Константином и его имперским коллегой Лицинием, результатом которого стали рескрипты губернаторам провинций. Хотя Константин и Лициний встречались в Милане, “Эдикт” был издан не из Милана, а из Никомедии, недалеко от Константинополя. В этом соглашении христианство не было установлено в качестве государственной религии, но было признано юридически допустимой религией среди других религий Империи. Были и более ранние дарования терпимости, такие как Галлиен в 261 году и Галерий в 311 году.
Общее число мучеников было далеко не так велико, как часто представлялось. Императорские указы часто были направлены против церковной собственности, Священных Писаний или только против руководителей церкви.
Считалось, что мученики идут прямо в присутствие Божье, не дожидаясь в промежуточном состоянии окончательного суда.
Возможно, самое жестокое преследование, “Великое гонение”, было также последним, начавшимся в 303 году и продолжавшимся местами до 324 года.
Подсчитано, что за последние 50 лет за Христа приняло мученическую смерть гораздо больше людей, чем за первые 300 лет существования церкви.
Жестокости Нерона
Рассказ римского историка Тацита (115 г.)
Но всех усилий людей, всей щедрости императора и умилостивления богов было недостаточно, чтобы смягчить скандал или изгнать веру в то, что пожар [великий пожар Рима летом 64 года] был заказан. И вот, чтобы избавиться от этого слуха, Нерон назначил виновными и наказал с предельной утонченностью жестокости класс, ненавидимый за их мерзости, которых обычно называют христианами Христуса, от которого происходит их имя, и который был казнён от рук прокуратора Понтия Пилата в царствование Тиберия.
Остановленное на мгновение, это пагубное суеверие снова вспыхнуло не только в Иудее, источнике зла, но даже в Риме, этом вместилище всего грязного и унизительного со всех уголков земного шара, которое находит там последователей. Соответственно, сначала были арестованы те, кто признался [в том, что они христиане]; затем, по их показаниям, огромное множество было осуждено не столько по обвинению в поджоге, сколько из-за ненависти к человеческой расе. Помимо того, что их казнили, их заставляли служить объектами развлечения; они были одеты в звериные шкуры и растерзаны собаками; других распяли, других подожгли, чтобы освещать ночь, когда дневной свет угасал. Нерон открыл свою территорию для демонстрации и устраивал представление, где он смешивался с людьми в одежде возничего или разъезжал в своей колеснице. Все это вызывало чувство жалости даже к людям, чья вина заслуживала самого примерного наказания; ибо чувствовалось, что их уничтожали не для общественного блага, а для удовлетворения жестокости отдельного человека.
— Анналы, XV.44
Умеренная политика императора Адриана
Этот рескрипт от 124 г. защищал христиан
Я получил письмо, написанное мне вашим предшественником, прославленнейшим Серениусом Гранианом, и мне не доставляет удовольствия пройти мимо, не расспросив о переданном мне деле, чтобы не беспокоить безобидных, в то время как клеветническим осведомителям предоставляется возможность заниматься своим мерзким ремеслом.
Теперь, если наши подданные в провинциях смогут подтвердить доказательствами свои обвинения против христиан, чтобы ответить перед судом, я не возражаю против того, чтобы они пошли этим путём. Но я не позволяю им прибегать с этой целью к простым громким требованиям и крикам. Ибо гораздо справедливее, если кто-то захочет обвинить их, чтобы вы ознакомились с делами, возложенными на них.
Поэтому, если кто-либо обвинит и докажет, что вышеупомянутые люди делают что-либо, противоречащее законам, вы вынесете приговоры, соответствующие их преступлениям. С другой стороны, я решительно настаиваю на том, что если кто-либо потребует судебного приказа против любого из этих христиан просто в качестве клеветнического обвинения, вы примените к этому человеку более суровые наказания, пропорциональные тяжести его преступления.
“Миланский эдикт”
Выдержки из соглашения, заключенного в 313 году, которое изменило ход истории
Когда мы, императоры Константин и Лициний, встретились в Милане на конференции, посвященной благополучию и безопасности королевства, мы решили, что из того, что приносит пользу всему человечеству, поклонение Богу по праву должно быть нашей первой и главной заботой, и что правильно, что христиане и все другие должны иметь свободу следовать той религии, которую они предпочитают; чтобы Бог, обитающий на небесах, был благосклонен к нам и ко всем, кто находится под нашим правлением.
Поэтому мы объявляем, что, несмотря на любые положения, касающиеся христиан в наших предыдущих инструкциях, всем, кто выбирает эту религию, должно быть разрешено продолжать в ней без каких-либо ограничений или препятствий, и их никоим образом не следует беспокоить или тревожить.
Более того, что касается христиан, то мы ранее отдавали распоряжения относительно мест, отведенных для их поклонения. Теперь мы рады, что все, кто купил такие места, должны вернуть их христианам без какого-либо требования оплаты. [Владельцы могут обратиться к государству за компенсацией].
Вы должны проявить всё своё усердие в выполнении этих приказов от имени христиан. … Так и та божественная милость, которой мы уже пользовались в делах величайшего момента, будет продолжать даровать нам успех и, таким образом, обеспечивать счастье царства.
— Лактанций О смерти гонителей, XL VIII
|