Дэвид, как обычно, засиделся допоздна, в полночь, за просмотром "Позднего шоу", когда впервые задал вопрос: "Что было бы, Господи, если бы я продал телевизор и провёл это время в молитве?" После того как Дэвид Вилкерсон помолился этой молитвой в 1958 году, мир скоро узнает об этом.
"Что произойдет, Господи, если я ...?"
После того, как его телевизор был фактически продан, Вилкерсон начал посвящать свои часы с полуночи до 2 часов ночи молитве. Однажды ночью, пытаясь помолиться, он обнаружил, что его необычно тянет к номеру журнала Life, лежащему у него на столе. Сначала он заподозрил, что его интерес к чтению - просто человеческое развлечение, отвлекающее его от дисциплины молитвы. Тем не менее, он не мог отделаться от этого и, наконец, спросил: "Боже, есть ли что-то, что Ты хочешь, чтобы я увидел?"
Пойманный взгляд
Первопроходец, пастор, ставший уличным евангелистом и основатель Teen Challenge, трагически погиб в среду, 27 апреля, в возрасте 79 лет в автомобильной аварии в Техасе. Он оставил свою жену Гвен, которая пережила аварию, и нескольких членов семьи, но он также покинул церковь на Таймс-сквер и служение по восстановлению от наркотиков (Teen Challenge), которое привело к изменению жизни во всём мире. Его история была впервые рассказана в бестселлере 1963 года "Крест и нож".
То, что Вилкерсон увидел в этом выпуске "Life", должно было изменить его собственную жизнь и жизнь многих других. Он прочитал репортаж о банде, находящейся под судом в Нью-Йорке. Он вспоминает эту историю:
...Моё внимание привлекли глаза одной из фигур на фото. Мальчик. Один из семи мальчиков, которых судят за убийство. Фото уловило такое выражение недоумения, ненависти и отчаяния в его чертах, что я снова широко раскрыл журнал, чтобы рассмотреть его поближе. И как только я это сделал, я начал плакать.
"Что со мной такое?" - сказала я вслух, нетерпеливо смахивая слезу. Я посмотрел на фотографию более внимательно. Мальчики были подростками. Они были членами банды под названием "Драконы". Под их фотографией была история о том, как они отправились в Хайбридж-парк в Нью-Йорке, жестоко напали и убили пятнадцатилетнюю жертву полиомиелита по имени Майкл Фармер. Семь мальчиков семь раз ударили Майкла ножами в спину, а затем избили его по голове солдатскими ремнями. Они ушли, вытирая кровь с волос, говоря: "Мы его хорошенько отделали".
Эта история возмутила меня. У меня от этого скрутило живот. В нашем маленьком горном городке такие вещи казались милосердно невероятными.
Вот почему я был ошеломлён мыслью, которая внезапно возникла в моей голове — в полном объёме, как будто она пришла ко мне откуда-то ещё: “Поезжай в Нью-Йорк и помоги этим мальчикам”.
Внутренний призыв, который Вилкерсон почувствовал во время молитвы, вскоре привёл тощего 26-летнего пастора из Пенсильвании с гор Филипсбурга на улицы Нью-Йорка, от ухода за поместной церковью до защиты членов банд и наркоманов в здании суда. Его служение вспыхнуло по всему Нью-Йорку и по всему миру. В 1960-х и 70-х годах она оформилась в христианскую программу восстановления от зависимости под названием Teen Challenge, сеть социальных и евангелизационных учебных и рабочих центров.
Фактор Иисуса
Показатель успеха программы Teen Challenge и её проверенный подход к христианскому ученичеству появились благодаря евангельскому и пятидесятническому мировоззрению и теологии Вилкерсона. Его эффект неоднократно исследовался и документировался, и его результаты оказались весьма поразительными. По сути, она не имеет себе равных в качестве программы восстановления по своей эффективности.
В опросе 1975 года, проведённом Национальным институтом по борьбе со злоупотреблением наркотиками, было показано, что среди участников Teen Challenge показатель успешного излечения от наркомании составляет 86 процентов или выше. Когда Teen Challenge стали предметом политических дискуссий в 2001 году, когда президент Джордж У. Буш запустил свою религиозную инициативу, некоторые усомнились в том, что Teen Challenge показывает это число (например, оно не учитывает 30 процентов или около того, которые начинают программу, но не заканчивают). Но даже в этом случае удивительно низкий уровень рецидивизма обеспечил программе больше доверия, и исследование в конечном итоге выделило наиболее отличительный аспект программы как "Иисус" или "Бог"; таким образом, он стал известен как "Фактор Иисуса".
Teen Challenge превратилась в старейшую, крупнейшую и наиболее успешную программу восстановления от наркотиков в своём роде, насчитывающую более 170 центров в Соединённых Штатах и 250 по всему миру. Важной частью программы была молитва об обращении и крещение Святым Духом (акцент на этом опыте после обращения является главной характеристикой пятидесятничества).
Переживания Вилкерсона породило его бестселлер "Крест и нож", который в настоящее время разошёлся тиражом в 15 миллионов экземпляров по всему миру на 30 языках, и фильм 1970 года с Пэтом Буном в главной роли, который, по сообщениям, посмотрели 50 миллионов человек. "Христианство сегодня" включило эту книгу в свой список 2006 года "50 лучших книг, которые сформировали евангельских христиан".
Длительное воздействие
Но как Вилкерсон, пятидесятнический пастор из маленького городка, на самом деле "повлиял на евангелистов" и весь мир? В церкви, в которой он служил в ранние годы в качестве пастора (Ассамблеи Божьи), в пятидесятническом движении и в евангельском движении жизнь, послание и страсть Вилкерсона возродили важность:
Исполненное Духа служение человечеству. Вилкерсон напомнил нам, что "Расширение возможностей Духа" - это смелое и сострадательное служение безнадежным людям, а не просто поиск эмоционального религиозного опыта, приносящего удовлетворение самим себе. Задолго до того, как "социальные действия" или "сострадательное служение" стали модными словами или вошли в моду в церкви, Вилкерсон занимался этим не из стремления быть "актуальным", а из чистого чувства божественного призвания. Сегодняшний новый акцент на сострадательном служении среди пятидесятников и евангелистов во многом обязан его примеру.
Возрожденное почтение к Богу. Святость может показаться устаревшим термином по нашим стандартам, но не по Божьим. Вот что сказал бы Вилкерсон снова и снова. Последователи Христа по-прежнему призваны быть святыми, как свят Бог (1 Пет. 1:16). Teen Challenge помогли нам увидеть связь между библейской святостью и личной целостностью. Исцеление приобрело новое значение благодаря этому пятидесятническому лидеру — исцеление разума и души. Вилкерсон десятилетиями был известен своим бескомпромиссным стилем проповеди и призывом к святости. В то время как некоторые считали, что его проповедь часто была пророческой в своей эмоциональной честности и библейской этике, другие вместо этого клеймили его как неуместного, отсталого от времени или старомодного. В то время как Вилкерсон последовательно упорно проповедовал против греха, это, возможно, потому, что он воочию видел, как грех может отразиться на жизни. Бесчисленные лица беспомощных людей и крики закоренелых наркоманов, возможно, разожгли своего рода гнев в душе покойного проповедника, гнев на грех и врага наших душ, который звучал как пронзительный крик в его проповеди.
Признавая знамения времени. Уилкерсон последовательно видел и верил, что суд Божий неизбежен и что христиане должны быть обеспокоены, раскаиваться и молиться. Когда другие называли его пророком, Вилкерсон часто цитировал Амоса: "Я не пророк и не сын пророка". Однако в его трудах можно было бы усомниться. В 1974 году он опубликовал небольшую книгу, наполненную потрясающими предсказаниями и непримиримо озаглавленную "Видение". Эта книга охватила харизматический и пятидесятнический мир с большим интересом к его описаниям всё возрастающей тьмы, которая вскоре заполнит культуру. Многим бросили вызов апокалиптические образы, в то время как многие другие сочли, что в них слишком много "мрака и обречённости". Размышляя о его сегодняшней жизни, я прочитал эту старую книгу по-новому. Когда я это сделал, вскоре стало ясно, что многое из того, что он предсказал в то время, на самом деле уже сбылось (некоторые даже за последние два года), в том числе:
Впереди - мировая экономическая неразбериха. ...На самом деле я предвижу не депрессию, а рецессию такого масштаба, что она повлияет на образ жизни почти каждого наёмного работника в Америке и во всем мире. … Рецессии будет предшествовать ложный экономический бум, но он будет недолгим. … Мы станем свидетелями банкротств некоторых крупнейших и наиболее популярных корпораций этой страны. … Автомобильная промышленность сильно пострадает. … Величайшие экономисты мира будут в замешательстве, чтобы объяснить эту путаницу.
Как и в случае с большинством страстных душ и проповедников, необходимо разделять божественное прозрение и личное мнение, между зерном и плевелами. Однако никогда прогнозы Вилкерсона не казались мне ни неискренними, никаким-либо образом корыстными. Напротив, они неизменно воспринимаются скорее как предупреждения, чем как попытки сделать сенсацию. И, честно говоря, в данный момент меня беспокоит не то, что предсказывал Вилкерсон в своих трудах, а в большей степени сделанные им предсказания, которые ещё не сбылись. (Например, “Видение” предсказывает беспрецедентно сильное землетрясение в Соединённых Штатах, которому будет предшествовать "другое землетрясение, возможно, в Японии"). В то время как некоторые в евангельском движении могут не согласиться с такими утверждениями, пятидесятничество имеет историю, в которой твёрдо придерживается непогрешимости Библии как "Слова Божьего", а также молится и отвечает на "слово от Бога" на данный момент, если это не противоречит Писанию. Вилкерсон принёс предостережения и надежду на Христа не только наркоманам, но и церкви. Он умолял нас различать "знамения времени".
Возвращение к пасторству
В 1986 году, по всем признакам, Вилкерсон был готов к выходу на пенсию. Но, прогуливаясь по 42-й улице в Нью-Йорке, в очередной раз во время полуночного часа молитвы, он сказал, что чувствует, как Бог зовёт его обратно в город, чтобы основать там церковь. Он нашёл ощущение зова непреодолимым. К октябрю следующего года он совершил свой второй переезд в Нью-Йорк, на этот раз в арендованную аудиторию. Проповедник, которого некоторые называли "старой школой" или "отсталым от времени", на самом деле основал церковь на самой Таймс-сквер! В течение двух лет церковь на Таймс-сквер приобрела исторический театр Марка Хеллингера, и теперь она насчитывает около 8000 постоянных прихожан.
До своей безвременной кончины Вилкерсон в последние годы сосредоточился на том, чтобы вкладывать средства в жизнь пасторов и их семей с целью "обновить их страсть ко Христу", побуждая их спрашивать, как и он: "Что произойдёт, Господь, если я...?"
Robert Crosby - профессор практической теологии в Колледже христианского служения и религии Юго-Восточного университета в Лейкленде, штат Флорида, в школе Ассамблей Божьих. Он также написал несколько книг, в том числе "Больше, чем Спаситель": "Когда Иисус называет тебя другом" и "Начало беседы".
Краткая биография и фото
Текстовые проповеди
"Крест и нож": читать | слушать | смотреть
"Видение"
|