Мужественный богослов
|
Евангелие не является истиной среди других истин. Скорее, оно ставит знак вопроса против всех истин". Карл Барт не только сказал это, он провёл свою жизнь, ставя вопросительные знаки во имя Христа против всевозможных "истин". В процессе этого он не сделал ничего, кроме изменения курса современной теологии.
Шокирующий либерализм
Он начал свою жизнь достаточно условно: родился в Базеле, Швейцария, в семье Фрица Барта, профессора истории Нового Завета и ранней церкви в Берне, и Анны Сарториус. Он учился в лучших университетах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга. В Берлине он находился под руководством известных либералов того времени (таких как историк Адольф фон Харнак), большинство из которых проповедовали оптимистическое христианство, которое фокусировалось не столько на Иисусе Христе и Кресте, сколько на отцовстве Бога и братстве людей.
После службы в женевском кюре с 1909 по 1911 год Барт был назначен в рабочий приход в Швейцарии, а в 1913 году женился на Нелл Хоффман, талантливой скрипачке (у них в итоге родилась дочь и четверо сыновей).
Когда он пасторствовал, он с тревогой отметил, что Германия становится всё более милитаристской и что его бывшие профессора поддерживают это. Барт, встревоженный моральной слабостью либеральной теологии, погрузился в изучение Библии, особенно Послания Павла к Римлянам. Он также посетил лютеранского пастора и богослова Кристофа Фредерика Блюмхардта и ушёл с подавляющим убеждением в победоносной реальности воскресения Христа, что глубоко повлияло на его теологию.
Из этого возник его “Комментарий к Посланию к Римлянам” (1919). Он озвучил темы, которые были приглушены в либеральной теологии. Либеральная теология приручила Бога, превратив Его в святого покровителя человеческих институтов и ценностей. Вместо этого Барт писал о "кризисе", то есть о Божьем суде, под которым стоял весь мир; он говорил об абсолютном суверенитете Бога, о Его полной свободе в инициации Своего откровения в Иисусе Христе.
Он говорил диалектически, парадоксально, чтобы шокировать читателей, заставив их увидеть радикальность Евангелия: "Вера — это благоговение перед божественным инкогнито; именно любовь к Богу осознаёт качественную разницу между Богом и человеком, Богом и миром".
Первое из шести сильно переработанных изданий последовало в 1922 году. Это потрясло богословское сообщество. Позже Барт писал: "Когда я оглядываюсь на свой путь, я представляю себя человеком, который, поднимаясь по тёмной лестнице церковной башни и пытаясь удержаться на ногах, потянулся к перилам, но вместо этого ухватился за веревку колокола”. К своему ужасу он должен был тогда прислушаться к тому, что большой колокол зазвучал над ним, и не над ним одним". Либеральные теологи ахнули от ужаса и яростно набросились на Барта. Но Барт нанёс этой форме либерализма смертельную рану.
Его теология стала известна как "диалектическая теология" или "теология кризиса"; она положила начало тенденции к неоортодоксальности в протестантской теологии.
В 1921 году Барт был назначен профессором реформатской теологии в Геттингенском университете, а затем на кафедры в Мюнстере (1925) и Бонне (1930). Он опубликовал работы, критикующие протестантскую теологию девятнадцатого века, и подготовил знаменитое исследование Ансельма.
В 1931 году он начал первую книгу своей обширной церковной догматики. Она росла год от года из его лекций в классе; хотя и неполная, в конце концов она заполнила четыре тома в 12 частях, напечатанных по 500-700 страниц в каждом. Многие пасторы в 1930-х, 40-х и 50-х годах, отчаянно нуждавшиеся в противоядии от либерализма, с нетерпением ждали публикации каждой книги.
1870 |
Первый Ватиканский собор заявляет о непогрешимости папы |
1880 |
Абрахам Кайпер открывает Свободный университет |
1885 |
Документальная гипотеза Уэллхаузена |
1886 |
Карл Барт родился |
1968 |
Карл Барт умирает |
1974 |
Лозаннский конгресс по всемирной евангелизации |
Фашистское идолопоклонство
Барт боролся не только с либералами, но и с союзниками, которые оспаривали некоторые из его крайних выводов. Когда Эмиль Бруннер предложил, чтобы Бог открыл себя не только в Библии, но и в природе (хотя и не спасительным образом), Барт ответил в 1934 году статьей под названием "Нет! Ответ Эмилю Бруннеру". Барт считал, что такая "естественная теология" была корнем религиозного синкретизма и антисемитизма "немецких христиан" - тех, кто поддерживал гитлеровский национал-социализм.
К этому времени Барт был погружен в борьбу немецкой церкви. Он был основателем так называемой “Исповедующей церкви”, которая энергично выступала против идеологии "крови и почвы" и попытки нацистов создать "немецкую христианскую" церковь. “Декларация Барменов” 1934 года, в основном написанная Бартом, противопоставляла откровение Иисуса Христа "истине" Гитлера и национал-социализма:
"Иисус Христос ... это единственное Слово Божье. … Мы отвергаем ложное учение, как будто Церковь могла бы и должна была бы признать в качестве источника своего провозглашения, помимо и кроме этого одного Слова Божьего, ещё другие события и силы, фигуры и истины, как Божье откровение".
Когда Барт отказался принести присягу на безоговорочную верность фюреру, его уволили. Однако ему предложили кафедру теологии в его родном Базеле, и оттуда он продолжал отстаивать интересы Исповедующей Церкви, евреев и угнетенных людей во всём мире.
Пастор Карл
После войны Барт участвовал в спорах о крещении (хотя он был реформированным теологом, он отверг крещение младенцев), герменевтике и демифологизирующей программе Рудольфа Бультмана (который отрицал историческую природу Писания, вместо этого полагая, что это миф, значение которого может исцелить духовную тревогу).
Барт также регулярно посещал тюрьму в Базеле, и его проповеди заключенным, “Освобождение пленников”, раскрывают его уникальное сочетание евангельской страсти и социальной заботы, которые характеризовали всю его жизнь.
Когда в 1962 году его спросили (во время его единственного визита в Америку), как он суммирует суть миллионов слов, которые он опубликовал, он ответил: "Иисус любит меня, я знаю, потому что Библия говорит мне об этом".
Хотя Барт снова дал богословам возможность серьёзно относиться к Библии, американские евангелисты скептически относились к Барту, потому что он отказался считать написанное Слово "непогрешимым" (он верил, что только Иисус был непогрешим). Другие отказались от теологии Барта, потому что она чрезмерно подчеркивала трансцендентность Бога (до такой степени, что некоторые бывшие бартианцы начали отстаивать "смерть Бога"). Тем не менее, он остаётся самым важным богословом двадцатого века.
|