Пробужденец, который шёл в ногу со временем
|
Во время второго курса Лаймана Бичера в Йеле президент школы Тимоти Дуайт начал проповедническую кампанию против всепроникающего религиозного скептицизма школы. После дебатов под названием "Является ли Библия Словом Божьим?" Бичер отметил: "Всякая неверность пряталась и прятала голову". Когда Дуайт проповедовал: "Жатва прошла, лето закончилось, и мы не спасены", Бичер чувствовал, что на него "обрушилась целая лавина", и он пошел домой, "плача на каждом шагу".
Эта личная трансформация предвещала изменения, происходившие в американском христианстве, частью из которых он стал.
Прагматическая проповедь
Уроженец Коннектикута, Бичер получил лицензию конгрегационного священника, хотя его первым пасторством была пресвитерианская церковь в Ист-Хэмптоне, Лонг-Айленд. Молодой проповедник сначала был расстроен: "Моя проповедь, кажется, не работает", - жаловался он. - Я говорю против скалы". Но когда он проповедовал "Лекарство от дуэли" по случаю дуэли Аарона Берра и Александра Гамильтона в 1806 году, вспыхнуло небольшое оживление.
В 1810 году он начал пасторствовать в конгрегационалистской церкви в Литчфилде, штат Коннектикут, где выросла его репутация как пробужденца и социального реформатора. Он ревностно защищал право церкви на истеблишмент (штат Коннектикут финансировал конгрегационализм), но когда конгрегационализм был ликвидирован, он изменил своё мнение: "Это освободило церкви от зависимости от государственной поддержки. Это бросило их полностью на их собственные ресурсы и на Бога".
В его следующей церкви, церкви на Ганновер-стрит в Бостоне, главной проблемой был унитаризм, который преобладал в городе. Возрожденец быстро приступил к работе с напряженной кампанией за ортодоксию.
На раннем этапе страсть Бичера к спасению душ привела его теологию в более прагматичное русло. Он взывал то к интеллекту одного, то к эмоциям другого. Его проповеди имели рационалистический уклон и были усыпаны такими словами и фразами, как "здравый смысл", "благородное" покаяние, встречающее "все возражения", в то время как он расхаживал и размахивал руками (стиль, которому его дети любовно подражали в игре). Его считали типичным янки — забавным, неумолимым в логических аргументах, жилистым и нелюбезным.
Поборник свободы воли
В 1832 году Бичер начал одновременно работать пастором Второй пресвитерианской церкви и семинарии Лейн в Цинциннати, штат Огайо. По мере того, как в городе разгоралось движение аболиционистов, Бичер обнаружил, как добровольные группы могут эффективно работать над исцелением социальных болезней.
Это, в свою очередь, побудило его пересмотреть своё кальвинистское учение о грехе и сделать больший акцент на свободе воли. Его кальвинизм всё больше формировался арминианцами, такими как Чарльз Финней, и тем, что было названо теологией Новой школы, резюмированной одним биографом Бичера: "Грех черен, благодать изобилует, воля свободна".
В тогдашнем конгрегационализме, проникнутом кальвинизмом, это не очень устраивало, и Бичера обвинили в ереси, но в конце концов он был оправдан.
Величайшим наследием Бичера может быть семья, которую он создал. Говорили, что у него "больше мозгов, чем у любого другого человека в Америке", потому что среди его детей были Харриет Бичер-Стоу, автор "Хижины дяди Тома", и Генри Уорд Бичер, самый известный американский проповедник своего времени.
|