За два года до смерти Джону Вулману приснился сон, в котором он услышал, как ангел объявил: "Джон Вулман мёртв". Проснувшись, он задумался о том, что означал этот сон. Затем он сказал: "Наконец я почувствовал, что божественная сила приготовила мои уста, чтобы я мог говорить, и тогда я сказал: "Я распят со Христом, не я живу, но Христос живёт во мне".
Он написал в своём дневнике: "Я понял ... что фраза "Джон Вулман мёртв" означала не больше, чем смерть моей собственной воле".
Такие сны и духовные озарения были характерны для Вулмана, которого сегодня помнят как одного из первых американских аболиционистов и самых глубоких мистиков.
Вулман родился в набожной квакерской семье, которая жила в маленькой квакерской деревне в Нью-Джерси. Духовный опыт пришёл рано: "Ещё до того, как мне исполнилось 7 лет, - писал он позже в своём дневнике, - я начал знакомиться с действиями Божественной Любви".
В возрасте 21 года он нанялся к торговцу, и два года спустя у него появилось больше духовных переживаний, которые он назвал "открытиями": "Примерно на двадцать третьем году моего возраста у меня было много свежих и небесных открытий в отношении заботы и провидения Всевышнего над Его творением в целом и над человеком как самым благородным из тех, которые видны".
Эта новая оценка вскоре была проверена, когда его работодатель попросил его написать купчую на чернокожую женщину. Вулман возразил, сказав своему работодателю, что, по его мнению, "содержание рабов является практикой, несовместимой с христианской религией". Поскольку он также чувствовал себя обязанным почтить своего хозяина, он сделал так, как ему было сказано. Но его совесть оставалась неспокойной, и в следующий раз, когда его попросили написать купчую на рабов, он наотрез отказался.
Желая независимости, он занялся пошивом одежды. Поскольку он чувствовал себя призванным к общественному служению, он сознательно выбрал профессию, которая не требовала бы чрезмерного количества времени. В течение нескольких лет, когда его бизнес начал процветать, он поощрял клиентов обращаться к конкурентам: "Хотя моя естественная склонность была к товарам, - писал он, - всё же я считал, что Истина требует, чтобы я жил более свободным от внешних помех".
К этому времени, примерно в возрасте 36 лет (когда он начал свой дневник, документ о своём внутреннем путешествии), он женился. Он также совершил два важных путешествия по американскому Югу, которые убедили его больше, чем когда-либо, в том, что рабство было "тёмным мраком, нависшим над землёй", и предсказал, что "в будущем последствия будут печальными для потомков".
В 1754 и 1762 годах, соответственно, он опубликовал первую и вторую части “Некоторых соображений о содержании негров”, в которых он отстаивал связь между христианством и свободой. Идея о том, что мужчины и женщины созданы равными по образу Божьему, непосредственно ведёт к "идее всеобщего братства и склонности легко соприкасаться с чувством страданий друг друга".
Его беспокойство по поводу "крайнего угнетения многих рабов" также вылилось в беспокойство о коренных американцах. Он посещал индейские деревни на границе с Пенсильванией и поддерживал старания моравских миссионеров; он стремился ограничить продажу рома индейцам и работал над более справедливой индийской земельной политикой.
Вулман вёл строгий образ жизни, путешествуя пешком, когда это было возможно. Он носил некрашеную одежду (потому что ему сказали, что красители производятся рабским трудом) и обычно воздерживался от использования любого продукта, связанного с работорговлей. В конце концов он отказался от гостеприимства в домах рабовладельцев, потому что признал, что роскошь, которой наслаждалась семья, была вызвана рабством.
Его взгляды на рабство были необычны не только для белых в его время, но даже среди его коллег-квакеров. Он является одной из главных причин, по которой американские квакеры добровольно отказались от рабовладения в течение 25 лет после его смерти. Его метод был моральным убеждением, подкреплённым последовательной практикой.
Например, в 1758 году он произнёс проповедь против рабства в сельской общине между Филадельфией и Балтимором. Затем его отвели на ужин в дом Томаса Вудворда. Когда Вулман определил, что "негритянские слуги" на самом деле были рабами, он тихо выскользнул из дома, не сказав ни слова. Совесть хозяина была так взволнована, что на следующее утро он поклялся освободить своих рабов.
В 1772 году Вулман посетил Англию, чтобы проповедовать, и, что характерно, он путешествовал на борту в качестве свидетельства против классовых различий. Относительно богатые и гордые лондонские квакеры поначалу прохладно относились к деревенскому проповеднику из Нью-Джерси, но его искренность и духовная зрелость в конце концов покорили их. Но через несколько месяцев после приезда он умер в возрасте 52 лет и был похоронен в Англии.
Категория: История |
Просмотров: 603 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/1 |
| ИСТОЧНИК |