Фрэнсис Бэкон был набожным англиканцем, которого помнили за его публичную неудачу и большой научный ум. Возможно, как он сказал, "лучшие из людей подобны лучшим драгоценным камням, в которых каждый изъян ... [отмечается] больше, чем в тех, которые обычно грязны и испорчены".
Годы разочарования
У Бэкона было замечательное начало. Его отец был высокопоставленным чиновником, служившим королеве Елизавете, а мать - женщиной с острым умом. Но Фрэнсису наскучили его наставники, и он пришёл в ужас от схоластических споров, которые считались наукой. Он бросил Кембридж в 15 лет, и его отец устроил его на должность посла во Франции. Эти юношеские привилегии были лишены в 1579 году, когда умер его отец, оставив ему очень мало. Он вернулся с новой целью, став адвокатом, членом парламента и профессором права в течение следующих семи лет. Но он не был удовлетворен ни своими почестями, ни своими доходами.
Его попытки продвинуться по службе были сведены на нет, главным образом потому, что он не нравился королеве. Но ей нравился его покровитель, граф Эссекс. Эссекс относился к Бэкону как к сыну и был хорошим наставником, пока не возглавил восстание. Элизабет назначила Бэкона на незначительный пост в судебном преследовании его друга, но он с жаром взялся за дело. Александр Поуп назвал его "мудрейшим, умнейшим, подлейшим из людей", но Бэкон написал Эссексу, что он должен предпочесть благо своей страны их дружбе.
Восшествие на престол короля Якова ознаменовало для Бэкона новое начало. Этот правитель любил его, и его восхождение на вершину политической власти было головокружительным. В 1607 году он был генеральным солиситором, затем клерком звёздной палаты, генеральным прокурором, лордом-хранителем печати, а в 1618 году - лордом-канцлером. В этот период он также опубликовал свои самые известные литературные произведения. Instauratio Magna (Великое возрождение) должно было стать не чем иным, как всеобъемлющей теорией знания. Он закончил только две части, но в них он суммировал степень обучения и недостатки человеческого понимания, и он предложил новую науку, основанную на экспериментах, индуктивных рассуждениях и улучшении условий жизни человека.
Палата общин подала на него жалобу на коррупцию в 1620 году. Он признал себя виновным, отметив, что, хотя он был "самым справедливым судьей", он принимал участие в "злоупотреблениях времени". В течение года он был лишён своих должностей, разорён финансово и разорён политически.
Он удалился к своему писательству. Он ввёл форму эссе в английский язык и завершил “Новую Атлантиду”, в которой смешались его научный подход и его христианские убеждения. Бэкон разделял знание на философию, или естественное знание, и божественность, или вдохновенное откровение. Хотя он настаивал на том, что философия и естественный мир должны изучаться индуктивно, он утверждал, что там, где речь идёт о религии, мы можем изучать только аргументы в пользу существования Бога. Знание о природе, действиях и целях Бога может прийти только из особого откровения. Но Бэкон также верил, что знания накапливаются, что изучение охватывает нечто большее, чем простое сохранение прошлого. Истинное изучение, сказал он, в конечном счёте поможет человечеству. "Знание — это богатая кладовая для славы Творца и облегчения состояния человека", - писал он. "Немного философии склоняет ум человека к атеизму, но глубина философии приводит умы людей к религии".
В 1626 году он остановился в снегу, чтобы провести эксперимент по сохранению пищи, заболел и умер в Пасхальное воскресенье. В своём завещании он включил эту последнюю молитву: "Когда я больше всего думал о мире и чести, Твоя рука [была] тяжела на мне и смирила меня, согласно Твоей прежней любящей доброте. … Справедливы Твои суды над моими грехами. … Будь милостив ко мне ради моего Спасителя и прими меня в Своё лоно".
Категория: История |
Просмотров: 474 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 0.0/0 |
| ИСТОЧНИК |