Уже через пять лет после своего основания орден иезуитов прославился религиозным рвением. Слух об иезуитской проповеди и заботе о больных в центральной Италии распространился по всему Континенту, и католические князья повсюду писали, умоляя о том, чтобы Орден выделил как можно больше иезуитов. Когда португальский король Иоанн III попросил шесть иезуитов для колоний на Востоке, основатель Игнатий Лойола ответил, что он может послать только двух.
Однако в последнюю минуту один из них заболел. Его сменщику, Франциску Ксавьеру, дали время только на то, чтобы починить сутану перед отплытием. Таково было начало одного из самых широких и успешных миссионерских начинаний.
С запада на восток
Сын аристократической испано-баскской семьи, Ксаверий был соседом Лойолы по комнате в Парижском университете, богословском центре Европы. Постепенно между ними установились дружба и родство в религиозных идеалах, и вместе с пятью другими они посвятили себя жизни в бедности и безбрачии, подражая Христу. Пока Ксаверий ездил в Лиссабон, папа Павел III официально признал его и последователей Игнатия религиозным орденом: Обществом Иисуса, или иезуитами.
По просьбе короля Иоанна III Ксаверий был отправлен в Гоа, Индия - центр португальских операций на Востоке. После годичного путешествия (во время которого он впервые заработал репутацию человека, страдающего морской болезнью) Ксаверий провёл пять месяцев, проповедуя и служа больным. Он ходил по улицам с колокольчиком, приглашая детей в церковь. Когда у него было достаточно португальских детей, он учил их катехизису и давал им указания делиться тем, что они узнали, со своими родителями.
"Дайте мне детей, пока им не исполнится 7 лет, а потом они могут быть у кого угодно", - сказал он. В конце концов, сами взрослые, изначально не восприимчивые к миссионеру, стали стекаться послушать его проповедь.
Но Ксаверий решил, что если бы он должен был проповедовать португальцам, то мог бы остаться в Португалии. Он снова сел на корабль, направлявшийся к жемчужному промыслу южного полуострова Индии. Около 20 000 индийцев в этом районе были крещены всего семь лет назад, главным образом потому, что христианство было религией могущественных португальцев. Ксаверий хотел наставлять и утверждать этих неофитов, а также проповедовать.
Однако кастовая система Индии создала ещё один блок для искреннего обращения: многие представители низших каст стремились к обращению в основном как к средству социального продвижения. Высшие касты рассматривали христианскую религию как подрыв социального порядка. Ксаверий и его последователи часто подвергались преследованиям, а сам Ксаверий однажды оказался под стрелами. Что ещё хуже, португальские солдаты, считавшиеся христианами, подавали ужасный пример новообращенным.
Осложнения
Во время своих миссионерских путешествий (он определённо достиг Шри-Ланки, и некоторые считают, что он, возможно, был первым апостолом на Филиппинах) Ксаверий обратил японца по имени Хан-Сэр. Европейцы добрались до Японии всего пять лет назад, и Ксаверий был поражен рассказами Хан-Сэра об изощрённой японской культуре.
Надеясь добраться до "лучших людей, которые ещё не были открыты", как он их называл, он отплыл с Хан-Сэром, двумя другими японцами и двумя другими иезуитами. Как и в Индии, он был хорошо принят и тысячи были обращены. Убеждённый в том, что у него есть зачатки процветающей церкви, Ксаверий вернулся в Индию для краткой передышки.
Его ждали новости. Орден иезуитов решил организовать новую провинцию, включающую все территории к востоку от южноафриканского мыса Доброй Надежды. Его главой должен был стать сам Ксаверий. Однако на самом деле Ксаверий хотел продолжать проповедовать Японию.
На самом деле он думал, что сможет достичь большего числа японцев, если сначала доберётся до Китая, потому что, как считал Ксаверий, японцы обращались к Китаю за мудростью: "Нас вдохновляет то, что Бог внушил нам эту мысль", - писал Ксаверий королю Португалии. "И мы не сомневаемся, что сила Бога бесконечно превосходит силу царя в Китае".
Китай, однако, был закрыт для посторонних, и Ксаверий умер от лихорадки, пытаясь проникнуть в страну.
Величайший миссионер католицизма?
Сколько обращённых сделал Ксаверий, остаётся на усмотрение образованных историков. Цифры доходят до 1 миллиона, но современные учёные привязывают это число к 30 000, в то время как иезуиты утверждают, что 700 000. И хотя некоторые методы Ксаверия подвергались критике (он заставлял новообращенных брать португальские имена и одеваться в западную одежду, одобрял гонения на Восточную церковь и использовал правительство Гоа в качестве миссионерского инструмента), он также заслужил похвалу. Он настаивал на том, чтобы миссионеры приспосабливались ко многим обычаям и, конечно же, к языку культуры, которую они хотят проповедовать. И в отличие от более поздних миссионеров, Ксаверий поддерживал образованное местное духовенство. Хотя какое-то время казалось, что его работа в Японии была впоследствии уничтожена преследованиями, протестантские миссионеры три столетия спустя обнаружили 100 000 христиан в районе Нагасаки.
В 1622 году римско-католическая церковь канонизировала Ксаверия, а в 1927 году назвала его покровителем всех миссий.
Категория: История |
Просмотров: 743 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/2 |
| ИСТОЧНИК |