Пресвитерианец с мечом
|
Он был проповедником христианского Евангелия, который выступал за насильственную революцию. Он считался одним из самых могущественных проповедников своего времени, но только две из сотен проповедей, которые он проповедовал, были когда-либо опубликованы. Он является ключевой фигурой в формировании современной Шотландии, однако в Шотландии ему установлен только один памятник, и его могила находится под автостоянкой.
Джон Нокс действительно был человеком многих парадоксов, эдаким еврейским Иеремией, посаженным на шотландскую землю. В неустанной кампании пламенного красноречия он стремился уничтожить то, что он считал идолопоклонством, и очистить религию Шотландии.
Взявшись за дело
Джон Нокс родился около 1514 года в Хаддингтоне, небольшом городке к югу от Эдинбурга. Около 1529 года он поступил в университет Сент-Эндрюс и продолжил изучать теологию. Он был рукоположен в сан в 1536 году, но стал нотариусом, а затем наставником сыновей местных лэрдов (низших шотландских дворян).
Драматические события разворачивались в Шотландии во времена юности Нокса. Многие были недовольны католической церковью, которая владела более чем половиной недвижимости и получала годовой доход почти в 18 раз больше, чем корона. Епископы и священники часто были просто политическими назначениями, и многие никогда не скрывали своей аморальной жизни: архиепископ Сент-Эндрюс, кардинал Битон, открыто общался с наложницами и произвёл на свет 10 детей.
Постоянное морское сообщение между Шотландией и Европой позволяло контрабандно ввозить в страну лютеранскую литературу. Церковные власти были встревожены этой "ересью" и пытались её подавить. Патрик Гамильтон, убеждённый протестант, был сожжён на костре в 1528 году.
В начале 1540-х годов Нокс попал под влияние обращённых реформаторов и под проповедью Томаса Гильяма присоединился к ним. Затем Нокс стал телохранителем пламенного протестантского проповедника Джорджа Уишарта, который выступал по всей Шотландии.
1488 |
Первый полный еврейский Ветхий Завет |
1497 |
Савонарола отлучён от церкви |
1512 |
Микеланджело завершает фрески Сикстинской капеллы |
1514 |
Джон Нокс родился |
1572 |
Джон Нокс умирает |
1587 |
Казнь Марии Стюарт |
В 1546 году, однако, Битон арестовал Уишарта, которого потом пытали, задушили и сожгли. В ответ группа из 16 протестантских дворян штурмовала замок, убила Битона и изуродовала его тело. Замок был немедленно осаждён флотом французских кораблей (католическая Франция была союзницей Шотландии). Хотя Нокс не был причастен к убийству, он одобрил его и во время перерыва в осаде присоединился к осаждённым в замке.
Однажды в воскресенье во время протестантской службы проповедник Джон Раф выступил с речью о выборах священников и публично попросил Нокса взять на себя должность проповедника. Когда прихожане подтвердили этот призыв, Нокс был потрясён до слёз. Сначала он отказался, но, в конце концов, подчинился тому, что считал божественным зовом.
Это было недолгое служение. В 1547 году, после того как замок Сент-Эндрюс снова был взят в осаду, он, наконец, капитулировал. Некоторые из обитателей были заключены в тюрьму. Другие, как Нокс, были отправлены на галеры в качестве рабов.
Странствующий проповедник
Прошло девятнадцать месяцев, прежде чем его и других освободили. Следующие пять лет Нокс провёл в Англии, и его репутация проповедника быстро расцвела. Но когда католическая Мария Тюдор взошла на трон, Нокс был вынужден бежать во Францию.
Он отправился в Женеву, где встретился с Джоном Кальвином. Французский реформатор описывал Нокса как "брата ... энергично трудящегося за веру". Нокс, со своей стороны, был настолько впечатлён Женевой Кальвина, что назвал её "самой совершенной школой Христа, которая когда-либо существовала на земле со времён апостолов".
Нокс отправился во Франкфурт на Майне, где присоединился к другим протестантским беженцам - и быстро оказался втянут в споры. Протестанты не могли договориться о порядке богослужения. Споры стали настолько горячими, что однажды в воскресенье одна из групп выбежала из церкви, отказавшись молиться в том же здании, что и Нокс.
Вернувшись в Шотландию, протестанты удвоили свои усилия, и по всей стране начали формироваться конгрегации. Группа, получившая название "Лорды Конгрегации", поклялась сделать протестантизм религией страны. В 1555 году они пригласили Нокса вернуться в Шотландию, чтобы вдохновить его на реформу. Нокс провёл девять месяцев в Шотландии, много и убедительно проповедуя, прежде чем был вынужден вернуться в Женеву.
Огненные взрывы пера
Снова оказавшись вдали от родины, он опубликовал некоторые из своих самых противоречивых трактатов: В своём «Обращении к Англии» он яростно нападал на лидеров, которые позволили католицизму вернуться в Англию. В «Первом звуке трубы против чудовищного режима женщин» он утверждал, что женщина-правитель (как английская королева Мария Тюдор) была "самой отвратительной в присутствии Бога" и что она была "предательницей и бунтовщицей против Бога". В своих обращениях к знати и простонародью Шотландии он распространял на простых людей право — и даже обязанность — восстать против несправедливых правителей. Как он позже сказал королеве Марии Шотландской: "Меч правосудия принадлежит Богу, и если принцы и правители не используют его, могут другие".
Нокс вернулся в Шотландию в 1559 году, и он снова использовал свои потрясающие проповеднические навыки, чтобы увеличить протестантскую воинственность. Через несколько дней после своего прибытия он произнёс в Перте яростную проповедь против католического "идолопоклонства", вызвав бунт. Алтари были разрушены, изображения разбиты, а религиозные дома разрушены.
В июне Нокс был избран священником Эдинбургской церкви, где он продолжал увещевать и вдохновлять. В своих проповедях Нокс обычно проводил полчаса, спокойно пересказывая библейский отрывок. Затем, применив текст к ситуации в Шотландии, он становился "активным и энергичным" и яростно колотил по кафедре. Один записывающий сказал: "Он заставил меня так трепетать и дрожать, что я не мог держать перо, чтобы писать".
Лорды Конгрегации в военном отношении занимали всё больше и больше городов, так что, наконец, в Бервикском договоре 1560 года англичане и французы согласились покинуть Шотландию. (Англичане, теперь уже при протестантской Елизавете I, пришли на помощь протестантским шотландцам; французы помогали католической партии). Будущее протестантизма в Шотландии было обеспечено.
Парламент приказал Ноксу и пятерым его коллегам написать "Исповедание веры", "Первую книгу дисциплины" и "Книгу общего порядка" — всё это придавало протестантской вере Шотландии отчетливо кальвинистский и пресвитерианский характер.
Нокс закончил свои годы в качестве проповедника Эдинбургской церкви, помогая формировать развивающийся протестантизм в Шотландии. За это время он написал свою «Историю реформации религии в Шотландии».
Хотя он остаётся парадоксом для многих, Нокс явно был человеком большого мужества: один человек, стоявший перед открытой могилой Нокса, сказал: "Здесь лежит человек, который не льстил и не боялся никакой плоти". Наследие Нокса велико: его духовное потомство включает около 750 000 пресвитериан в Шотландии, 3 миллиона в Соединённых Штатах и ещё много миллионов во всём мире.
Подробнее о жизни Джона Нокса можно прочитать, например, в книге «Герои веры, том 2», глава 5 «Меченосец» (см. здесь).
|