В 1579 году человек по имени Валиньяно прибыл в Макао, португальский торговый пост на побережье Китая. Глядя на соседний материк, начинающий миссионер, как рассказывается, воскликнул: "Скала, скала, о, когда же ты откроешься, скала?" Священники в Макао советовали ему не задерживать дыхание: обращение китайцев, утверждали они, было совершенно невозможно.
Однако через четыре года 30-летний итальянский иезуит уже жил в столице провинции и знакомил китайцев с христианской верой. Его звали Мэтью Риччи, и ему было суждено стать, наряду с Фрэнсиском Ксавье, одним из самых успешных миссионеров на Дальнем Востоке.
Переезд в китайскую столицу
Отец Риччи был итальянским аристократом, который отправил своего сына в Рим изучать право. Вместо этого Риччи присоединился к Обществу Иисуса (иезуитов), под руководством которых он изучал математику, чтобы подготовить его к миссионерской работе. Он был отправлен вместе с 13 другими в Гоа в Индию, где обучал детей, которые должны были стать христианскими лидерами следующего поколения.
Риччи рассчитывал на большее, когда подписывал контракт с иезуитами, и через четыре года попросил о переводе. Его перевели в Макао.
Когда китайские чиновники узнали, что Риччи обладает знаниями в области математики, астрономии и географии, они пригласили его и его спутника Руджиери поселиться в столице провинции Чаочин в 1583 году. Мало-помалу Риччи приблизился к столице империи Пекину, и в 1600 году император пригласил его поселиться там.
Китайцы считали свою цивилизацию единственно истинной, и Риччи согласился с ними, когда обратился к ним: "Ли Ма-тон, слуга вашего величества, родом с Дальнего Запада, обращается к вашему величеству с уважением … Несмотря на расстояние [моей родины], слава о замечательном учении и прекрасных учреждениях, которыми императорский двор одарил все свои народы дошла и до меня".
Он сказал императору, что хочет быть только "немного полезным", и сначала это означало ремонт часов, двое из которых он подарил императору по прибытии. Мастерство Риччи в этом и составлении карт настолько впечатлило императора, что для него было открыто больше дверей, так что он смог остаться в столице под защитой правительства в течение десяти лет.
"Это чудо всемогущей руки Всевышнего, - писал Риччи, - Чудо тем более великое, что мы не только живём в Пекине, но и пользуемся здесь неоспоримым авторитетом".
1540 |
Игнатий Лойола получает одобрение “Общества Иисуса” |
1545 |
Начинается Совет Трента |
1549 |
Ксавье начинает миссию в Японию |
1552 |
Мэтью Риччи родился |
1610 |
Мэтью Риччи умирает |
1633 |
Галилей вынужден был отказаться от своих теорий |
Противоречивый евангелизм
Чтобы перевести христианство на китайский язык, Риччи пришлось прибегнуть к инновациям. Например, у китайцев не было слова "Бог", поэтому Риччи сначала использовал слово Тянь Чу, "Повелитель Небес". В одном из своих ранних катехизисов он писал: "Те, кто поклоняется Небесам вместо Господа Небес, подобны человеку, который, желая воздать должное императору, простирается ниц перед императорским дворцом в Пекине и поклоняется его красоте".
Позже он решил, что одно только Тянь ("небеса") уже имел теистический подтекст для китайцев. Он также считал, что такие термины, как Шэн, часто переводимые как "святой", использовались в широком смысле для описания всего, что считалось почтенным. Поэтому Риччи использовал его, когда говорил о Конфуции.
Более того, чтобы быть услышанным среди китайской интеллигенции, большинство из которой были приверженцами конфуцианства, Риччи решил, что ему нужно стать учёным-конфуцианцем.
И чтобы чтить местные традиции, он позволил своим новообращенным продолжать многие древние обычаи, такие как "поклонение предкам". В Китае общество было основано на сплочённости семьи, и почитание предков (возжигание им благовоний) было традиционным обрядом, который укреплял эту семейную ценность. Риччи, после продолжительного изучения, решил, что эта практика не была поклонением, как утверждали некоторые христиане, а просто актом уважения к тем членам семьи, которые ушли раньше.
Методы Риччи почти сразу же подверглись критике, особенно со стороны конкурирующих орденов, доминиканцев и францисканцев, которые завидовали успеху иезуитов. Это дело стало известно как спор о китайских обрядах. Рим склонялся на сторону монахов и пытался свернуть работу Риччи. Пекин, с другой стороны, встал на сторону иезуитов, и спор бушевал веками, так и не разрешившись.
Риччи выполнял свою миссию до самой смерти. Хотя число его новообращенных было относительно небольшим, в них входили многие влиятельные китайские учёные и семьи, сыгравшие ключевую роль в будущем христианства в Китае.