Для Уильяма Гладстона служение в политической жизни было "самым благословенным призванием". Однажды он сказал королеве Виктории: "Моя политическая или общественная жизнь - лучшая часть моей жизни: это та часть, в которой я осознаю величайшие усилия делать и избегать того, что Господь Христос хотел бы, чтобы я делал и избегал".
Святая и спорная политика
Он вырос в евангельской семье и в молодости посвятил свою жизнь Христу. Прежде чем начать политическую карьеру, он всерьёз подумывал о том, чтобы принять священный сан. Но когда он вошёл в парламент в 1832 году, он никогда не оглядывался назад. Его политическая карьера длилась более 60 лет.
Он занимал посты председателя совета по торговле, секретаря по делам колоний, канцлера казначейства и в течение четырёх различных сроков премьер-министра. Среди его многочисленных достижений было то, что он отстранил Ирландскую церковь, чтобы освободить католиков от необходимости платить налоги англиканской церкви, поддержал ирландский закон о земле, который защищал крестьянство, и добился важных реформ — конкурсного приёма на государственную службу, тайного голосования, отмены комиссий по продажам в армии, расширения образования и реорганизации судов.
Несмотря на такой успех, он был противоречивой фигурой. Его не любила королева Виктория, и у него было много политических соперников, включая великого Бенджамина Дизраэли. На протяжении многих лет Гладстон постепенно отказывался от традиционных убеждений “Тори” о важности ранга и привилегий — убеждений, которые горячо отстаивал Дизраэли. По мере того, как их разногласия расширялись, антипатия Дизраэли к Гладстону росла.
Когда Гладстон стал канцлером казначейства, Дизраэли (предыдущий канцлер) отказался дать ему традиционную мантию. Гладстон неоднократно спрашивал о ней, и Дизраэли неоднократно посылал уклончивые ответы. (Мантия так и не была отправлена, и сегодня она выставлена в доме Дизраэли в поместье Хьюенден).
Идеалы, лежавшие в основе общественной философии Гладстона, коренились в иудео-христианской морали. Среди них, как он полагал:
"Обязанности губернаторов [политических чиновников] строги и особенно религиозны … Люди ... обязаны нести в своих поступках дух высоких истин, которые они признали".
Политика была "самым благословенным призванием", а парламент - местом, где христианские принципы могли быть применены к "многочисленным мерам того времени".
"Ценность свободы [является] необходимым условием совершенства в человеческих вещах".
"Христианство [установило] обязанность помогать бедным, больным и страждущим".
Интересы и таланты Гладстона выходили за рамки политики. Он был превосходным лингвистом и классиком. Он также был плодовитым автором, часто внося свой вклад в обзоры и журналы. Из-под его пера выходили статьи на самые разные темы, включая поэзию, конституционную политику, экономику и церковную историю.
Он любил природу и верил в энергичные физические упражнения. Более того, хотя к нему предъявлялись большие требования, он часто находил время для личной благотворительности. В последующие годы он написал несколько работ в защиту христианской веры. Однажды он публично спорил со знаменитым агностиком Т. Х. Хаксли по поводу повествования о сотворении мира в Книге Бытия.
"Великий старик" ушел из политической жизни в начале 1894 года. Он много путешествовал и продолжал писать на самые разные темы. После его смерти в 1898 году он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. Из всех многочисленных даней, воздаваемых в его память, возможно, самая короткая и простая была самой красноречивой. Лорд Солсбери утверждал, что он был "великим христианином".
Категория: История |
Просмотров: 601 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/1 |
| ИСТОЧНИК |