Популяризатор либерализма
|
Хотя Гарри Эмерсон Фосдик "родился свыше" в возрасте 7 лет, он рано решил, что не хочет иметь ничего общего с движением "рождённых свыше", известным как фундаментализм, только вступив в подростковый возраст. Фосдик также отверг кальвинизм, который, по его мнению, породил "Бога, который является дьяволом", и вместо этого полагался на свой личный духовный опыт. Он утверждал, что Господа можно найти в живом опыте, а не в конце какого-то вероучения.
Фосдик, на пути к тому, чтобы стать самым знаменитым проповедником своего времени, пережил некоторые психологические и теологические потрясения; тем не менее он остался верен своим ранним инстинктам и как таковой отражал более крупные движения, происходящие в американском христианстве. Он стал, как выразился один биограф, "самым влиятельным толкователем религии для своего поколения".
Теологический бунтарь
В годы учёбы в средней школе и колледже Фосдик уже приобрёл репутацию "Джесси Джеймса из богословского мира" (позже он хвастался, что никогда не повторял Апостольский символ веры). В Колгейтском университете под руководством либерала Уильяма Ньютона Кларка он изучал пропасть между религиозным опытом и интеллектуальными и культурными формами, в которых они выражались: "Мы должны различать постоянный опыт и изменяющиеся категории", - писал он. Оттуда он поступил в Нью-Йоркскую объединённую теологическую семинарию.
В 1903 году он был рукоположен в баптистской церкви на Мэдисон-авеню, а в 1911 году он присоединился к профсоюзному факультету, приняв пасторство в Первой баптистской церкви в Монклере, штат Нью-Джерси. Его репутация проповедника росла, но именно его творчество привлекло к нему внимание нации. Шесть его первых книг (среди прочих, "Значение веры и значение молитвы") продавались миллионами.
Он отверг пессимистическое христианство, которое погрязло в грехе или предсказывало гибель для планеты. Несмотря на свой опыт служения в городских гетто и французских окопах (которые он посетил во время Первой мировой войны), он оставался уверенным в будущем: "Я верю в личного Бога, явленного во Христе, в Его вездесущую активность и бесконечные ресурсы для достижения Его целей для нас и для всех людей".
1857 |
Молитвенное собрание пробуждения начинается в Нью-Йорке |
1860 |
Начинается Гражданская война в США |
1870 |
Первый Ватиканский собор заявляет о непогрешимости папы |
1878 |
Гарри Эмерсон Фосдик родился |
1969 |
Гарри Эмерсон Фосдик умирает |
1974 |
Лозаннский конгресс по всемирной евангелизации |
Бросая вызов фундаменталистам
С 1918 по 1925 год Фосдик, хотя и будучи баптистом, служил священником в Первой пресвитерианской церкви в Нью-Йорке, где его красноречие снискало ему репутацию как среди либералов, так и среди консерваторов. Давление нарастало по мере того, как фундаменталисты вслух обеспокоились о христианстве Фосдика. Грешем Мейчен спросил: "Вопрос не в том, завоевывает ли мистер Фосдик людей, а в том, является ли то, что он завоевывает их, христианством".
В проповеди в мае 1922 года: "Победят ли фундаменталисты?" Фосдик ответил отказом от основных убеждений фундаменталистской веры: вера в непорочное зачатие была ненужной, непогрешимость Писания - несостоятельной, а доктрина Второго Пришествия - абсурдной. Хотя он закончил на ноте примирения, в проповеди он критиковал фундаменталистов как "крайне нетерпимых".
Нефтяной барон и баптист Джон Д. Рокфеллер, самый богатый человек в стране, любил его и заплатил за то, чтобы около 130 000 экземпляров были напечатаны и распространены для каждого протестантского священника в Соединённых Штатах. То, что до этого времени было серией стычек между фундаменталистами и либералами, теперь переросло в войну.
Пресвитерианин Уильям Дженнингс Брайан стремился разоблачить "полный агностицизм" Фосдика перед Нью-Йоркской пресвитерией и Генеральной ассамблеей и уволить его из Первой пресвитерианской церкви. По всей стране бушевали дебаты, на чью сторону встали известные периодические издания. Фосдик пытался быть примирительным, но он отказался сдвинуться с места теологически или стать пресвитерианином, чтобы сохранить свою кафедру. К 1924 году он почувствовал, что вынужден уйти в отставку.
Психолог с кафедры
В мае следующего года он стал пастором баптистской церкви на Парк-авеню в Нью-Йорке, а затем перешел в недавно построенную (благодаря деньгам Рокфеллера) Церковь Риверсайд - современный готический собор, вмещающий более 2300 человек. В течение последних 16 лет его активного служения и в течение следующих 28 лет его отставки это был церковный дом Фосдика, где он практиковал свои либеральные ценности (например, совершал богослужения в различных стилях, от квакерского стиля до высокой церкви) и выступал по ключевым вопросам дня (например, он был борцом за гражданские свободы и приглашал чернокожих проповедовать со своей кафедры).
Фосдик не был твердолобым либералом, и в 1935 году он шокировал своих прогрессивных коллег проповедью: "Церковь должна выйти за рамки модернизма". Включив новые нео-ортодоксальные темы Карла Барта и Рейнхольда Нибура, он критиковал привычку либерализма менять убеждения, чтобы приспособиться к культуре, смягчать реальность Бога и преуменьшать темы личного и социального греха.
С 1927 года проповеди Фосдика транслировались из Бостона в Чикаго по "Национальному часу вечерни", и более 2 миллионов слушателей настроились на них. По большей части он сосредоточился на практическом и эмпирическом христианстве, определяя проповедь как "личное консультирование в групповом масштабе".
Личный акцент не заканчивался на кафедре — он много консультировал людей, и его книга о том, чтобы быть реальным человеком, под влиянием Фрейда, Юнга и его собственного личного опыта (у него был нервный срыв в семинарии), была новаторской книгой в новой области пастырского консультирования.
Как выразился один историк, жизнь Фосдика была "биопсией эпохи". Его служение охватило две мировые войны и, выйдя на пенсию, дошло до Вьетнама. В своих 50 книгах, тысячах проповедей, статей и лекций он шёл рука об руку с американским либеральным христианством, когда оно пробивалось сквозь бурю первых шести десятилетий двадцатого века.
|