Автор детективов и апологет
|
Она резюмировала историю, которую другие критиковали как скучную: "Итак, это набросок официальной истории — разговор о том времени, когда Бог был неудачником и был побеждён, когда подчинился условиям, которые Он поставил, и стал человеком, похожим на людей, которых Он создал, и люди, которых Он создал, покалечили Его и убили Его".
Как будто она ещё не высказала свою точку зрения, Дороти Сэйерс продолжила: "Это догма, которую мы находим такой скучной — эта ужасающая драма, в которой Бог является жертвой и героем".
Вы почти слышите паузу после этого; затем она заключает: "Если это скучно, то что, во имя всего святого, достойно называться захватывающим?"
Сэйерс никогда не находила ни христианство, ни саму жизнь скучными. Этот тип страстного спора, обычно сопровождаемого острым юмором, был типичен для Сэйерс, как и страстная жизнь. Казалось, к чему бы она ни приложила руку, это увенчалось успехом; мы можем быть благодарны, что христианская апологетика была одной из её многочисленных страстей.
Автор детективов
Она родилась в Оксфорде, единственным ребёнком преподобного Генри Сэйерса. Она получила стипендию в колледже Сомервилл в Оксфорде и в 1915 году окончила его с отличием первого класса по современным языкам.
Рутина и изоляция академических кругов вряд ли привлекали её, поэтому она присоединилась к Blackwell, оксфордским издателям, а затем стала копирайтером в лондонской рекламной фирме Bensons. Она выбрала правильный путь, будучи в значительной степени ответственной за успешную национальную кампанию за горчицу Колмана; она поддерживала интерес общественности к продукту, рассказывая истории о членах воображаемого “Клуба Горчицы” (таких как лорд Бэкон и Кукхэм, и леди Сердечная).
В то время как в Bensons, “Чьё тело?”, был опубликован первый из её всемирно известных детективных романов "Лорд Питер Уимзи". Уимзи, с его фирменным моноклем и "щегольским" видом, работал со своим другом инспектором Паркером из Скотленд-Ярда, чтобы расследовать дела, обычно связанные с родственниками или близкими друзьями. Сэйерс стала известна тем, что использовала приёмы изящных романов в популярном жанре детективного письма (по крайней мере, один учёный сравнил её беллетристику с Джейн Остин). В общей сложности Сэйерс опубликовал 12 детективных романов в период с 1923 по 1937 год, некоторые из которых стали международной классикой.
И всё это произошло в эпоху, когда написание детективов ещё не считалось женской сферой. Сэйерс, однако, делала это, потому что, честно говоря, она была на мели и находила жанр увлекательным, а не потому, что пыталась что-то доказать: "Смешно брать на себя мужскую работу, чтобы иметь возможность сказать, что "это сделала женщина — да!", - однажды написала она. "Единственная достойная причина для того, чтобы взяться за работу, заключается в том, что это ваша работа, и вы хотите её выполнять".
1848 |
Уильям и Кэтрин Бут нашли Армию Спасения |
1860 |
Фрэнсис Уиллард становится президентом WCTU |
1878 |
Документальная гипотеза Уэллхаузена |
1893 |
Дороти Сэйерс родилась |
1957 |
Дороти Сэйерс умирает |
1962 |
Открывается Второй Ватиканский собор |
Религиозный писатель
К сожалению, её личная жизнь не всегда была такой успешной, как общественная. Она влюбилась в молодого интеллектуала, который отверг её, когда она отказалась спать с ним. После разрыва она вступила в сексуальную связь с продавцом автомобилей и забеременела. Рождение и воспитание мальчика (сначала родственниками) оставалось тайной до 1975 года. Через два года после рождения сына она вышла замуж за разведённого Освальда Энтони Флеминга, который в конце концов усыновил мальчика.
По иронии судьбы, именно после морального провала её жизнь как религиозного писателя расцвела. В 1937 году её попросили написать пьесу для Кентерберийского фестиваля. За этой пьесой "Усердие твоего дома" последовала серия радиопостановок Би-би-си под названием "Человек, рождённый быть королем". Затем последовала серия эссе и книг на специфически христианские темы, в том числе "Начни здесь", "Разум Создателя" и " Кредо или хаос?", которые быстро утвердили её в качестве одного из выдающихся христианских апологетов своего поколения.
Она писала в терминах, которые были одновременно бескомпромиссными, поучительными и юмористическими. Что касается проблемы зла, одной из самых острых теологических дилемм, например, она отказывалась погружаться в туманные абстракции:
"Почему Бог не убьёт этого диктатора?" — это вопрос, немного далёкий от нас, - говорит один из персонажей "Человека, рождённого быть королем". - Почему, сударыня, Он не поразил вас тупостью и слабоумием, прежде чем вы произнесли эту безосновательную и недобрую клевету позавчера? Или меня, прежде чем я повела себя с таким жестоким пренебрежением к этому благонамеренному другу? И почему, сэр, он не заставил вашу руку сгнить на запястье, прежде чем вы подписали своё имя на этом грязном маленьком финансовом обмане?"
Хотя она горячо защищала церковь, она не была слепа к её недостаткам и не боялась высмеивать её, когда она становилась просто моралистической или институциональной: "Подход Церкви к умному плотнику, - писала она в "Кредо или хаос?", - обычно ограничивается увещеванием его не быть пьяным в часы досуга и приходить в церковь по воскресеньям. Церковь должна сказать ему следующее: самое первое требование, которое предъявляет к нему его религия, — это чтобы он делал хорошие столы".
Загипнотизирована Данте
"Человек никогда не бывает по-настоящему самим собой, кроме тех случаев, когда он активно что-то создаёт", - написала она однажды, и всю свою жизнь она была вынуждена творить. В возрасте 51 года она впервые взяла в руки "Божественную комедию" Данте и была загипнотизирована: "Я отказывалась от еды, пренебрегала сном, работой и перепиской, сводила с ума своих друзей...", - писала она, " пока я, тяжело дыша, не прошла через Три Царства Мёртвых сверху донизу и снизу вверх".
По её словам, она обнаружила, что Данте "не был мрачным и строгим, но милым и общительным ... приветливым архангелом ... [и] что он был очень великим комическим писателем — что является последним, что можно было бы сделать из того, что люди говорят в своих книгах".
Она решила, что одной из её последних попыток будет свежий перевод Данте, чтобы помочь большему числу читателей насладиться его великим произведением. Её перевод сразу же подвергся критике со стороны учёных, которые сочли, что Сэйерс занимается областями, выходящими за рамки её компетенции, но перевод остаётся в печати и, согласно одной биографии 1992 года, является "самым влиятельным и популярным переводом на рынке".
При жизни она считала среди своих друзей Т. С. Элиота, Чарльза Уильямса и К. С. Льюиса, и после её смерти она по-прежнему пользуется преданностью миллионов поклонников детективных историй, а также христиан, которые хотят, чтобы вера объяснялась энергией, разумом и блеском в глазах.
|