Посетители православной церкви сталкиваются с разными элементами богослужения: например, использование благовоний и византийских песнопений, а также обычай стоять на протяжении всей службы. Но, пожалуй, самым загадочным элементом являются иконы, особенно когда православные поклоняются им и целуют их. Разве это не идолопоклонство?
Именно этот вопрос бушевал в христианском мире в восьмом и девятом веках, и он занимал внимание двух из семи вселенских (всемирных) церковных соборов. Самая сильная защита этой практики исходила от христианина, живущего в самом сердце исламской империи, Иоанна Дамаскина.
Последствия вулкана
Он родился Иоанном Монсуром в богатой арабо-христианской семье в Дамаске. Как и его отец, он занимал высокое положение при дворе халифа. Около 725 года он оставил свой пост и стал монахом в Мар-Сабе близ Вифлеема, где стал священником. В этом уединённом месте в относительно преклонном возрасте 51 года начало разворачиваться прочное наследие Иоанна. Это началось, когда император Лев III в 726 году запретил почитание икон.
Конфликт назревал десятилетиями. Речь шла не о том, чтобы кланяться и целовать иконы; это был культурно приемлемый способ проявить уважение. Основной вопрос был глубже: разрешено ли христианам вообще рисовать изображения Иисуса или других библейских персонажей? По мере того, как ислам распространялся по Средиземноморскому региону, принося с собой абсолютный запрет на изображения, христианство испытывало давление, чтобы избавиться от изображений.
Главная угроза иконам исходила не от исламского халифа, а из самого сердца Византийской империи. Несколько епископов из Малой Азии (ныне Турция) верили, что Библия, особенно вторая заповедь, запрещает такие изображения:
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли".
Доводы епископов убедили византийского императора Льва III, который принялся убеждать своих подданных отказаться от иконографии. Но стихийное бедствие изменило его подход. В 726 году сильный вулкан извергся посреди Эгейского моря и вызвал плохие последствия на столицу Константинополь: приливные волны обрушились на берега, а вулканический пепел погасил солнечный свет. Лев рассудил, что Бог сердится на иконы. Именно тогда он запретил их использование.
В 730 году Лев приказал уничтожить все религиозные изображения, будь то иконы, мозаики или статуи, и иконоборцы ("разрушители изображений" по-гречески) устроили разгул, уничтожив почти все иконы в Империи.
Со своего отдаленного поста в Святой Земле Иоанн бросил вызов этой политике в трёх работах. Он утверждал, что иконам не следует поклоняться, но их можно почитать. (Различие имеет решающее значение: западная параллель может заключаться в том, как любимую Библию читают, лелеют и относятся к ней с почетом, но, конечно, не поклоняются).
Иоанн объяснил это так: "Часто, несомненно, когда мы не имеем в виду страсти Господни и видим образ распятия Христа, Его спасительная страсть возвращается к воспоминанию, и мы падаем и поклоняемся не материалу, а тому, что изображено; точно так же, как мы поклоняемся не материалу, из которого сделаны Евангелия, и не материалу Креста, но тому, что они символизируют".
Во-вторых, Иоанн черпал поддержку в трудах ранних отцов церкви, таких как Василий Великий, который писал: "Честь, воздаваемая иконе, переносится на её первообраз". То есть сама икона была лишь отправной точкой для выраженного благочестия; получатель находился в невидимом мире.
В-третьих, Иоанн утверждал, что с рождением Сына Божьего во плоти изображение Христа красками и деревом демонстрирует веру в Воплощение. С тех пор как невидимый Бог стал видимым, не было никакого богохульства в рисовании видимых изображений Иисуса или других исторических личностей. Написать его икону было, по сути, исповеданием веры, отрицаемым только еретиком!
"Я не поклоняюсь материи, я поклоняюсь Богу материи, который стал материей ради меня и соизволил обитать в материи, который осуществил мое спасение через материю", - писал он. "Я не перестану чтить то дело, которое работает на моё спасение. Я почитаю его, хотя и не как Бога".
590 |
Григорий Великий избран папой римским |
597 |
Этельберт Кентский обратился в христианство |
622 |
Хиджра Мухаммеда: рождение ислама |
675 |
Родился Иоанн Дамаскин |
753 |
Иоанн Дамаскин умирает |
800 |
Карл Великий коронован императором Священной Римской империи |
Восточный богослов для всей церкви
В то время как споры продолжали бушевать, Иоанн проводил свои дни в монастыре Мар-Саба на холмах в 18 милях к юго-востоку от Иерусалима. Там он написал как богословские трактаты, так и гимны; он признан одним из главных гимнографов Восточного православия. Его самый важный богословский труд "Источник мудрости" представляет собой краткое изложение восточной теологии.
Предание гласит, что его собратья-монахи ворчали, что такое писательство отвлекает и вызывает гордыню; поэтому Иоанна иногда посылали смиренно продавать корзины на улицах Дамаска, где он когда-то принадлежал к элите.
После новых разногласий и кровопролития из-за икон (через десять лет после смерти Иоанна более 100 000 христиан были ранены или убиты) вопрос был окончательно решен, и иконы по сей день являются неотъемлемой частью православного богослужения. Другие его труды оказали большое влияние на западных богословов, таких как Фома Аквинский, которого в 1890 году Ватикан назначил доктором церкви, и в этом столетии его труды стали новым источником богословских прозрений, особенно для восточных богословов.