Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Philipp Jakob Spener
Протестантский пастор, основавший пиетизм
В 1666 году немецкий торговый центр Франкфурт-на-Майне приветствовал нового пастора. Всего в 31 год Филипп Спенер не только стал главным лютеранским проповедником в городе с населением 15 000 человек, но и руководил работой 11 других священнослужителей — четверо из них были вдвое старше его. Это было великолепное назначение для восходящей звезды.

Однако вскоре Спенер обнаружил, что “почти везде чего-то не хватает” в якобы христианском обществе, которое, казалось, слишком мало любило Бога и ближнего. Нельзя было смотреть на то, что осталось от реформации Мартина Лютера, сокрушался он, “без того, чтобы быстро не опустить [свои глаза] снова в стыде и горе”.

Но это суровое суждение прозвучало в книге, которая, в противном случае, вселяла надежду, что она вызовет одно из величайших движений обновления в истории церкви: пиетизм. Благодаря скромной, но мощной программе реформ, которая вдохновила энергичных последователей, Спенер в итоге занял место сразу за Лютером в немецкой религиозной истории, отцом-основателем движения, широко известного как “Вторая реформация". В то время как Спенер не основал никакой новой деноминации, влияние пиетизма простиралось далеко в пространстве — повсюду от Южной Азии до Северной Америки — и во времени, даже до евангеликов сегодня.

Рождённый в конфликте

Филипп Якоб Шпенер родился в 1635 году, в разгар самого разрушительного конфликта на тот момент в европейской истории: Тридцатилетней войны (1618-1648), в результате которой погиб каждый четвёртый немец. Хотя его родная провинция Эльзас была в значительной степени безопасна, Спенер проведёт свою жизнь, пастырствуя над людьми, всё ещё оправляющимися от демографических, экономических и духовных последствий войны, которая столкнула христиан друг с другом.

Получив образование в Страсбургском университете, Спенер получил докторскую степень в июне 1664 года, в тот же день, когда он женился на Сюзанне Эрхардт. Несмотря на тягу к академической жизни, молодой богослов принял вызов во Франкфурт, где он проповедовал по воскресеньям утром во францисканской церкви.

Как бы ни нравилась ему эта работа, Спенер был встревожен духовным состоянием своей паствы. В одной проповеди 1669 года он предупредил, что простое интеллектуальное согласие с доктриной и механическое участие в формальной религиозной жизни делают его слушателей немногим лучше, чем фарисеев. Он страстно желал, чтобы его прихожане испытали “подлинное христианство”, которое лютеранский мистик Иоганн Арндт описал 60 лет назад: “проявление истинной, живой веры, активной в подлинном благочестии и плодах праведности”.

В 1670 году адвокат по имени Иоганн Якоб Шютц призвал Спенера начать организовывать небольшое групповое изучение Священных Писаний и религиозных трудов. Каждое воскресенье и среду вечером около 15-20 человек встречались со Спенером в его кабинете. “Они жаждали, -вспоминал он, - иметь какую-нибудь возможность, когда благочестиво мыслящие люди могли бы собраться вместе и посовещаться друг с другом в простоте и любви”. Так называемые collegia pietatis Спенера вскоре выросли до 50, а затем до 100, поперечный срез франкфуртского общества, в который входили богатые и бедные, женщины и мужчины и даже нелютеране. Подобные собрания стали собираться и в других городах Священной Римской империи.

Для наших ушей эта история звучит ничем не примечательно. (Разве не в каждой церкви есть служение небольшой группы?) Но эта ранняя условность намекает на тонкую силу того, что стало пиетизмом. Реформы Спенера были пастырскими, практичными и легко адаптировались к различным контекстам. Какими бы радикальными они ни были в то время, вскоре они вошли в религиозный мейнстрим.

1618 Начинается Тридцатилетняя война
1635 Филипп Спенер родился
1648 Вестфальский мир
1705 Филипп Спенер умирает
1706 Пиетистские миссионеры отправляются в Транкебар, Индия
1727 Начало моравского возрождения в Херрнхуте
Искреннее желание

Точно так же самая известная книга Спенера, "Пиа Дезидерия" (1675), на первый взгляд может показаться невпечатляющей. В небольшом томе, который был впервые опубликован в качестве предисловия к некоторым проповедям Арндта, Пия Дезидерия выразила “благочестивое стремление” Спенера к тому, что церковь и общество ещё переживут “лучшие времена". Её самый влиятельный раздел — заключительный набор из шести кратких практических реформ — начался с пересказа двух идей Мартина Лютера.

Во-первых, “более широкое использование Слова Божьего среди нас. К чему наш святой Лютер стремился более страстно, чем к тому, чтобы побудить людей к прилежному чтению Священных Писаний?” Не только в богослужении и проповеди, но и посредством личного и группового изучения, Спенер надеялся вернуть Библию вниманию простых христиан — не только ради библейского знания, но и потому, что Слово Божье было “мощным средством”, с помощью которого индивидуальная вера была бы “зажжена” и церковь была реформирована.

Во-вторых, Спенер стремился возродить лютеровскую модель церкви как общего священства. Не только рукоположенное духовенство, но и все верующие “становятся священниками своим Спасителем, помазываются Святым Духом и посвящаются совершению духовно-священнических действий”, таких как молитва и учение. В то время как женщины в первоначальной collegia pietatis молча сидели в отдельной комнате, Спенер, тем не менее, рассматривал их как священников. “Во Христе, - писал он в 1677 году, - упраздняется различие между мужчиной и женщиной в том, что касается духовного”.

Первые два предложения Спенера перекликались с Лютером; остальные четыре касались проблемного наследия реформации Лютера. Расколотые на конкурирующие конфессии, протестантские церкви, казалось, больше заботились о сохранении доктринальных границ, чем о духовных потребностях обычных христиан. Поэтому, продолжая свой список предложений, Спенер сделал паузу, чтобы подчеркнуть, “что ни в коем случае недостаточно иметь знания о христианской вере, поскольку христианство состоит скорее из практики”.

Это стало основным убеждением пиетизма. Хотя Спенер был убеждённым лютеранином, который утверждал Аугсбургское исповедание и преподавал катехизис Лютера, он знал, что доктрина может стать “мёртвой ортодоксией”, а кафедра может стать “немым идолом”, если вера не будет активирована в любви. “Поэтому, если мы сможем пробудить горячую любовь среди наших христиан, - надеялся он, - и воплотить эту любовь на практике, практически всё, чего мы желаем, будет достигнуто”.

Под руководством ведущего ученика Шпенера, Августа Германа Франке, пиетисты применяли “любовь на практике” с поразительной энергией. Франкские учреждения в Галле издавали миллионы недорогих Библий, производили и распространяли лекарства, заботились о сиротах, воспитывали мальчиков и девочек всех социальных классов, обучали пасторов, военных капелланов, библеистов и первых протестантских миссионеров в Индии.

Более того, если бы христианство было скорее живой верой, чем набором доктрин, то даже образовательные учреждения должны были бы стремиться к преобразованию всего человека, а не к тренировке ума. Спенер предложил, чтобы школы действовали “как мастерские Святого Духа”, где ученики учились бы “тому, что святая жизнь имеет не меньшее значение, чем усердие и учёба, действительно, что учёба без благочестия бесполезна”.

Даже богословское образование должно быть практическим, готовя пастырей “проповедовать Слово Господне ясно, но мощно”. Предвосхищая пробуждения более поздних веков, Спенер призывал к простой, неприкрытой проповеди, направленной на обращение “внутреннего человека или нового человека, чья душа - вера и чьи выражения - плоды жизни”. Спенер никогда не сообщал о своём собственном прозрении, но последователи, такие как Франк, описывали мощные переживания обращения в широко читаемых духовных автобиографиях.

Экуменический импульс

Именно потому, что он понимал христианство как искреннюю веру, живущую в любви к ближнему, Спенер также предупредил читателей “Пиа Дезидерия": "Остерегайтесь того, как мы ведем себя в религиозных спорах. В лучшем случае гневные споры и жаркая полемика могут привести к интеллектуальному обращению, к вере без чувств. В худшем случае споры и охота за ересью посыплют солью раны религиозного раскола и войны”.

Хотя Спенер был лютеранином, он с удовольствием заимствовал идеи у реформированных религиозных писателей, таких как Льюис Бейли и Жан де Лабади, и его collegia pietatis включала кальвинистов и католиков. Он вслух задавался вопросом, нельзя ли добиться “объединения большинства конфессий среди христиан” — цели, унаследованной его крестником-пиетистом Николаем фон Цинцендорфом, чье моравское возрождение подчеркивало “религию сердца” и стремилось к экуменическому воссоединению всех христиан.

Увы, последние годы служения Спенера были отмечены конфликтами, и его последователи пережили свои собственные расколы. Лютеранские схоласты обвинили его в том, что он отказался от своих традиционных исповеданий, и он провёл пять разочаровывающих лет в качестве “придворной совести” саксонских правителей, которые раздражались на призывы Спенера к религиозной строгости. Последние годы своей жизни он провёл в Берлине, где прусский двор был более восприимчив к практическим выгодам христианского обновления.

Но другие пиетисты, включая Шютца, замечательного учителя и писателя Иоганну Элеонору Петерсен и блестящего ученого Готфрида Арнольда, были готовы порвать с религиозными и политическими авторитетами. В то время как Спенер призывал к обновлению внутри государственной церкви, радикальные пиетисты начали разделяться на свои собственные общины, некоторые из которых стремились к большей религиозной свободе в Новом Свете. Другие ставили под сомнение не только “мёртвую ортодоксию”, но даже основные лютеранские доктрины, которые Спенер утверждал вплоть до своей смерти в 1705 году.

Но если Марк Нолл прав в том, что акцент пиетизма на личном опыте и религиозных чувствах помог ослабить приверженность протестантов исторической ортодоксии, то обновление Спенера также вдохновило евангельское пробуждение современной эпохи. Самое известное - англиканский священник по имени Джон Уэсли почувствовал, как его сердце “странно согрелось” после встречи с моравцами в Лондоне. Его последователи пели пиетистские гимны, встречались в версиях collegia pietatis Спенера и делились своими собственными историями драматического обращения, ведущего к изменению поведения.

В начале 1840-х годов методистский миссионер в Швеции по имени Джордж Скотт помог зажечь пробуждение, главная публикация которого называлась "Пиетистен". “Пиетист, - писали Скотт и его шведский партнер К. О. Розениус, — это тот, кто имеет не только имя, видимость и оболочку благочестия, но и саму вещь, реальность, ядро и является живым продуктом слова Божьего”.

Когда скандинавские пиетисты мигрировали в Северную Америку в конце 19-го и начале 20-го веков, они основали новые деноминации, включая Евангелическую свободную церковь Америки и Евангелическую Церковь Завета. По сей день последняя всё ещё празднует, как Филипп Спенер “бросил вызов церкви к более глубокой духовности” через “свой призыв к широкому чтению и изучению Библии; более широкому участию мирян в работе церкви; простой, ясной и прямой проповеди, ориентированной на потребности людей; и отказ от богословского расщепления волос в пользу практической заботы о том, чтобы жить христианской жизнью”.
Категория: История | Просмотров: 664 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: пиетизм, лютеранство, германия, пасторство
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2687]
Разное [689]
Библия [329]
Израиль [301]
Новости [588]
История [748]
Картинки [385]
MorningStar [1277]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [991]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [776]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 36
500

Онлайн всего: 49
Гостей: 49
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024