«Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»
Почему Иисус обратился к Петру с такой суровостью?
Когда в окрестностях Кесарии Филипповой Пётр признал Иисуса Мессией, Иисус строго наказал ему и его товарищам-ученикам не упоминать об этом ни единой живой душе. Почему? Вероятно, потому, что титул “Мессия” (помазанный царь) был связан в умах большинства людей и в какой-то степени даже в умах учеников с идеями политического правления и военного завоевания, которые были очень далеки от собственного понимания Иисусом Его миссии в мире. Если бы жители Галилеи узнали, что Его ученики считали Его Мессией, их собственные убеждения о Нём, которые Он изо всех сил старался развеять во время кормления толпы, укрепились бы, и это могло иметь катастрофические последствия.
Что касается учеников, то они должны были узнать, что Иисус, далекий от победы над римлянами и ожидающего Его царского трона, столкнётся со страданиями и насильственной смертью. Если они верили, что Он был Мессией, они должны были знать, каким Мессией Он был; если они всё ещё были намерены следовать за Ним, они должны были ясно понимать, за каким лидером они следовали и что лежало в конце пути, по которому Он шёл. Это откровение потрясло их; это было совсем не то, чего они ожидали. Их общее чувство шока было озвучено (как обычно) Петром, который в своём беспокойстве дружеским жестом взял Иисуса за руку и начал увещевать Его: “Помилуй Себя, Учитель! Не говори так. С Тобой этого никогда не случится!” Именно на это возражение Иисус дал свой суровый ответ.
Слова Его ответа напоминают те, которыми Он оттолкнул искусителя в пустыне, и действительно, здесь
... Читать дальше »
«И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит»
Утверждение о том, что двенадцатилетняя дочь Иаира была “не мертва, но спала”, встречается во всех трёх синоптических повествованиях (см. Мф 9:24; Лк 8:52). Но что имел в виду Иисус, когда сказал это? О смерти девочки, безусловно, было сообщено. Когда Иисус направлялся к дому, где она жила, в ответ на мучительную просьбу её отца прийти и возложить на неё Свои исцеляющие руки, пришёл посланник, чтобы сказать, что она умерла; поэтому “что ещё утруждаешь Учителя?” Но Иисус ободрил её отца: “не бойся, только веруй” и пошёл с ним в дом. Именно тогда Он упрекнул толпу за шум, который они производили. Имел ли Он в виду, что она не была мертва (как сообщалось), а только спала в буквальном смысле этого слова? Толпа поняла, что Он имел в виду это, но для них было совершенно очевидно, что она мертва: “они смеялись над ним”, - говорят все три евангелиста; “зная, что она мертва”, - добавляет Лука (и тот факт, что он говорит “зная”, а не “предполагая”, предполагает, что он верил, что она умерла). Или Иисус имел в виду, что её состояние смерти, хотя и реальное, не должно было быть постоянным — что это окажется не более чем временным сном? Другими словами, использовал ли Он слово “сон” в переносном смысле, как Он сделал, когда сообщил о смерти Лазаря Своим ученикам, сказав: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его" (Ин 11:11)? Не имеет смысла говорить, что используются два разных греческих слова для обозначения “сна” — одно в истории дочери Иаира, а другое в повествовании о Лазаре. Оба они могут быть использованы в переносном смысле для обозначения смерти в соответствующих контекстах.
Как же тогда следует воспринимать слова нашего Господа? Мы не можем быть уверены в отсутствии подтверждения, которое п
... Читать дальше »
У каждого христианского рассказчика есть дилемма. Когда вы хотите рассказать об истории своего народа — вашей церкви, вашей деноминации или церкви в целом, — как вы это формулируете? Как обнадеживающая история веры, мужества, послушания и успеха? Или поучительная история о Божьей верности и милосердии, несмотря на грех, смятение и упрямство?
Если вы создаёте виденье или занимаетесь сбором средств, вам понадобится первое. Всем нравится, когда празднуют их победы и отмечают их жертвы. Но если вы читали Ветхий Завет, вы заметите, как часто преобладает последний подход. Во всяком случае, еврейские пророки и поэты изо всех сил стараются заменить веселые ободряющие речи холодными, жесткими взглядами на человеческую непримиримость и божественную благодать.
Дилемма рассказчика состоит в том, как воздать должное обоим сторонам. Простое повторение обнадеживающей версии в цикле (или всякий раз, когда вам нужны деньги) рискует испустить дым, и при этом пелагианский дым; люди будут считать, что их добрые дела заслужили Божье благословение. Но вдалбливая в голову версию наказания, вы рискуете впасть в отчаяние и апатию. Если мы все такие жалкие неудачники, пронизанные некомпетентностью и грехом, тогда зачем беспокоиться?
Писание предлагает увлекательный путь. В Псалтири спрятаны две соседние песни, которые рассказывают историю Израиля противоположными способами. Псалом 104 даёт об
... Читать дальше »
Учитывая, что они являются одними из самых влиятельных слов, когда-либо написанных, в Десяти Заповедях есть ряд любопытных вещей. Для начала, есть две версии, с немного разными формулировками (Исх. 20:1-17; Втор. 5:6-21). Никто не знает, как они были разделены на две таблички. Первое утверждение (“Я Господь, Бог твой...”) на самом деле не является заповедью.
Самое неловкое, что их, похоже, больше десяти. Фраза “ты должен” встречается 12 раз, и это не включает в себя заповеди “помнить субботу” или “чтить своих отца и мать”. Православная церковь и большинство протестантов решают эту проблему, объединяя все заповеди о вожделении в одну. Римские католики обращаются к этому, группируя запреты на идолопоклонство: Августин утверждал, что первая заповедь (никаких других богов) включает в себя то, что многие сочли бы второй (никаких изваяний).
Многие согласились бы с тем, что точное количество заповедей на самом деле не имеет значения, пока мы подчиняемся им всем. Я согласен. Но ещё одна любопытная особенность Десяти Заповедей, которая имеет значение и которая часто остается незамеченной, заключается в том, что в них вплетены десять теологических утверждений — десять атрибутов Бога, если хотите. Если текст говорит нам, кем мы должны быть, он также говорит нам, кто такой Бог. Откровение находится рядом с предписаниями.
... Читать дальше »
«Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей»
В истории женщины с кровотечением мы находим этот стих (также встречается в Матфея 9:22 и Луки 8:48), который указывает на то, что её исцеление произошло благодаря её вере. Аналогичная фраза встречается в историях исцеления в евангелиях от Марка 10:52, от Луки 17:19 и от Луки 18:42, а также в истории прощения в Луки 7:50. Означает ли это, что ответ на наши молитвы определяется силой нашей веры?
Несомненно, вера присутствует в большинстве историй исцеления в Евангелиях. В приведённых выше случаях вера - это вера исцеляемого человека, но такие истории составляют лишь около трети историй исцеления в Евангелиях. В Марка 2:5 упоминается вера тех, кто приводит человека к Иисусу. В Марка 6:6 (и Матфея 13:58) именно общая атмосфера неверия, то есть отсутствие веры, в Назарете сделала Иисуса неспособным сделать что-либо большее, чем исцелить нескольких больных людей. В Марка 9:23-24 Иисус противостоит неверию и поощряет веру в отце бесноватого мальчика. Тем не менее, во многих случаях исцеления единственная вера, которая, по-видимому, присутствует, - это та, которая есть у Иисуса; например, при воскрешении человека в Наине (Лк. 7:11-16) напрасно искать веру в кого-либо, кроме Иисуса, как и в случае с Иоанном 11. Как нам собрать все эти данные воедино?
Во-первых, хотя Иисус может говорить о “великой вере” (в случае сотника, чей слуга был исцелен) или “малой вере” (в случае учеников в Марка), обычно имеет значение не количество веры, а то, присутствует она или нет. В Марка 11:23-24 мы читаем,
Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам ег
... Читать дальше »
«И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи»..
В записи Марка это высказывание находится между притчей о сеятеле (или притчей о четырёх почвах, как некоторые предпочитают её называть) и объяснением этой притчи. Притча, объяснение и высказывание, процитированные выше, все приписываются Самому Иисусу. Но если это высказывание означает то, что оно, по-видимому, означает, то Иисус говорит Своим ученикам, что цель Его использования притч состоит в том, чтобы Его слушатели в целом (те, кто не являются Его последователями) могли слышать Его, но не понимать Его; и трудно поверить, что это было так.
Матфей изменяет смысл, используя союз “потому что” вместо "так что": "Вот почему Я говорю им притчами, потому что видя, они не видят, и слыша, они не слышат, и не понимают" (Мф 13:13, RSV). Иными словами, поскольку широкая публика медленно понимала смысл учения Иисуса, Он воплотил его в притчах, чтобы сделать его более понятным. Таким образом, жесткость высказывания смягчается; легко принять, что Истина, воплощенная в притче, войдёт в скромные двери [Tennyson, In Memoriam, xxvi].
Лука 8:10 повторяет построение Марка с некоторыми сокращениями. Но в чём смысл конструкции Марка? Одно из предположений состоит в том, что это высказывание было полностью создано Марком. Притча, как говорят, была рассказана Иисусом; объяснение получило свою форму в первобытной церкви, но трудное высказывание - это собственный вклад Марка; оно выражает его точку зрения (или точку зрения школы мысли, к которой он принадлежал) о цели притч Иисуса. Но разве может быть и речи о том, что это высказывание представляет собой нечто, сказанное самим Иисусом?
Очевидно, что это высказывание является адаптацией текста Ветхого Завета, Исаии 6:9-10. Когда И
... Читать дальше »
Пару лет назад я написал статью о Послании к Римлянам 13, в которой прошёлся через этот отрывок и занял позицию, согласно которой Павел заповедовал подчиняться всем гражданским властям, за исключением случаев, когда это требуется для совершения греха. Я также утверждал, что юридическое отделение и вмешательство младших судей не являются нарушениями Римлянам 13. Однако сейчас я хочу сосредоточиться на сложном вопросе, который я специально не рассматривал, — допускает ли Римлянам 13 индивидуальное гражданское неповиновение неконституционным или даже несправедливым законам.
Все христиане согласны с тем, что мы, как правило, должны подчиняться гражданским властям, основываясь на таких отрывках, как Римлянам 13:1-7, 1 Петра 2:13-17 и Титу 3:1-3. Это просто до тех пор, пока правительство делает добро — защищает человеческую жизнь, защищает права собственности и обеспечивает соблюдение контрактов. Но разногласия возникают, когда гражданское правительство начинает действовать плохо. Даже здесь все христиане согласны с тем, что есть один такой случай, когда люди должны не подчиняться гражданскому правительству — когда правительство требует, чтобы мы грешили. Например, христианин должен отказаться поклоняться ложному богу, если это предписано правительством.
Но как насчёт того, что находится между этим? Что, если правительство издаст незаконные или злые законы, которые не требуют от нас грешить? Опять же, существует широкое согласие в том, что мелкие магистраты (такие как судьи, губернаторы, законодательные органы и полиция) могут использовать свои законные полномочия для проверки полномочий других правительственных агентов. Однако вмешательство младших
... Читать дальше »
«Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
<…>
<…>
Что же имел в виду Иисус, когда говорил таким образом? Его высказывание сохранилось в двух формах. Лука записывает это как одно из серии высказываний, касающихся Сына Человеческого или Святого Духа (Лк. 12:10), но Марк даёт ему повествовательный контекст. (Формы Марка и Луки объединены в Мф. 12:31-32.)
Согласно Марку, книжники или знатоки еврейского закона пришли из Иерусалима в Галилею, чтобы оценить дела, которые, как они слышали, там совершил Иисус, и особенно
Его служение по изгнанию бесов — изгнанию бесов из жизни тех, кто страдал под их господством. (Этот язык указывает на реальное и печальное состояние, даже если сегодня оно обычно описывается другими терминами). Книжники пришли к странному выводу: “Он одержим Вельзевулом, и князем демонов Он изгоняет бесов” (Мк. 3:22, RSV). (Вельзевул когда-то был именем ханаанского божества, “владыки высокого места", но к этому времени оно использовалось евреями для обозначения правителя Бездны, обители бесов). Когда Иисус узнал об этом, Он разоблачил абсурдность предположения, что власть сатаны может быть свергнута с помощью сатаны. Затем Он продолжил обвинять тех, кто высказал это абсурдное заключение, в богохульстве против Святого Духа. Почему? Потому что они намеренно приписывали деятельность Святого Духа демоническому влиянию.
Таким образом, для каждого вида греха, для каждой формы богохульства или клеветы подразумевается, что прощение доступно — предположительно, когда в грехе раскаиваются. Но что, если бы кто-то раскаялся в богохульстве против Святого Духа? Неужели нет прощения человеку, который раскаивается в этом грехе?
Ответ, по-видимому, заключается в том, что природа этого греха такова, что человек
... Читать дальше »
«Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Девятнадцать веков и более проповеди Евангелия и чтения Нового Завета ознакомили нас с идеей о том, что служение Иисуса было специально направлено на грешников — не просто на грешников в том смысле, в котором большинство людей признают, что “мы все грешники”, но на грешников в том смысле, что их жизнь нарушала принятый моральный кодекс их общины. “Высказывание несомненно и достойно полного принятия, что Христос Иисус пришел в мир, чтобы спасти грешников” (1 Тим 1:15, RSV ); это великий евангельский текст, и если автор продолжает говорить о себе как о первом и главном среди грешников, это служит для того, чтобы подчеркнуть его притязания на спасительную благодать Христа. Но во время служения Иисуса многим уважаемым людям было очень обидно, что религиозный учитель так мало заботился о том, чего от него ожидали, и общался с теми, кто был не лучше, чем они должны были быть. “Видя это, фарисей пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница” (Лк. 7:39). Но Иисус прекрасно знал, что она за женщина, и именно по этой причине Он не помешал ей уделять Ему такое пристальное внимание (см. комментарий к Лк. 7:47).
Среди всех традиционных обозначений Иисуса, вероятно, нет более трогательного, чем “друг грешников”. Но это обозначение было впервые дано ему в качестве критики: “человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам” (Лк 7:34) – мытари (сборщики налогов), занимали самую низкую ступеньку на лестнице респектабельности, с которой могут сравниться только блудницы. Не то чтобы Он терпел таких людей, как будто делал им одолжение, снисходительно обращая на них внимание, но создавалось впечатление, что Ему нравится их общество, что Он даже предпочитает его; Он не осуждайте
... Читать дальше »
Популярная среди харизматов версия Библии подверглась критике как пересказ, выдаваемый за перевод.
Доступная версия, предназначенная для “возвращения эмоций Слова Божьего”, была удалена из Bible Gateway на прошлой неделе. Перевод “Страсть” (TPT) указан как “больше недоступный” среди 90 предложений Библии на английском языке на сайте.
Впервые выпущенный как Новый Завет в 2017 году, перевод “Страсть” включает дополнения, которых нет в исходных рукописях, фразы, призванные подчеркнуть Божий “тон” и "сердце" в каждом отрывке.
Переводчик Брайан Симмонс (Brian Simmons) — бывший миссионер-лингвист и пастор, который сейчас возглавляет “Служение Страсти и Огня”, — рассматривает свою работу по переводу Библии как часть божественного призвания в своей жизни нести Слово народам. Его перевод был одобрен рядом апостольских харизматических христиан, в том числе Лу Энглом из The Call, Биллом Джонсоном из Вефиля и Бобби Хьюстон из Хиллсонга.
Издатель TPT, BroadStreet Publishing Group, подтвердил, что Bible Gateway “принял разочаровывающее решение прекратить действие лицензии на перевод “Страсти” с января 2022 года.
“Хотя никаких объяснений дано не было, BroadStreet Publishing признаёт, что Bible Gateway имеет право принимать решения по своему усмотрению в соответствии с платформами, которыми они управляют”, - говорится в заявлении BroadStreet.
Материнская компания Bible Gateway, HarperCollins Christian Publishing, сообщила: “Мы пер
... Читать дальше »
«И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
И сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твоё, что повелел Моисей, во свидетельство им»
Каждое из Евангелий предназначено для того, чтобы провозгласить, кто такой Иисус, представить Его миру, чтобы люди посвятили себя Ему и стали учениками. Но в Евангелиях, особенно у Марка, есть любопытный феномен: Иисус повелевает людям не говорить другим, кто Он такой. Если Он хочет, чтобы люди верили, почему Он не допускает открытых признаний тех, кто действительно Его знает? В случае с бесноватыми людьми разве это не тот случай, когда бесы говорили правду? Могло ли это означать, что Иисус имел сомнения в том, кем Он был? Это проблема так называемой мессианской тайны в Евангелии от Марка.
Отвечая на такой вопрос, мы должны взглянуть на доказательства. Иисус повелевает молчать в трёх случаях. В первом случае речь идёт о бесах, которые “знали, кем Он был”. Во втором случае речь идёт о людях, которые были исцелены, которые, возможно, не понимают, кто Он такой, но у которых есть история, чтобы рассказать о том, что Он сделал. “Смотри, никому этого не говори”, - говорит Иисус прокаженному, которого Он исцеляет (Мк. 1:44; сравните Мк. 5:43). В третьем случае речь идёт об учениках после того, как они исповедуют Его как “Христа” (Мк. 8:30; 9:9). Какова цель всей этой секретности? Каждая из этих ситуаций имеет несколько иное объяснение. Мы обсудим их в обратном порядке.
Ученики, чьё исповедание Пётр смело излагает в Марка 8:29, со временем пришли к признанию Иисуса. Они следовали за Ним повсюду, слушали Его учение, наблюдали за Его чудесами и ходили, чтобы сделать то же самое по Его приказу. За это время их вера возросла. Что ещё более важно, Иисус смог определить для них, как Он видит Свою собственную мисси
... Читать дальше »
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов»
Первое событие, которое появляется в Евангелии от Марка, — это появление Иоанна Крестителя, проповедующего “крещение покаяния для прощения грехов”. Что подразумевается под этой фразой? Как крещение связано с прощением грехов? Связано ли это с христианским крещением или нет?
В этой проблеме важны три термина. Первое — это крещение, которое просто означает погружение или окунание. В иудаизме человек моется, чтобы удалить определенные виды ритуальной нечистоты. Это было повторное крещение. Позже, и, возможно, в течение периода, охватываемого Новым Заветом, новообращённые в иудаизм (прозелиты) были очищены от своей прошлой языческой нечистоты и переродились как евреи путем прозелитского крещения. Наконец, есть свидетельства как о повторных, так и о инициационных крещений в еврейской сектантской группе, написавшей Свитки Мертвого моря, что соответствует их характеру как группы, которая хотела поддерживать высочайший уровень ритуальной чистоты. Читатели-язычники Марка могли понять эти концепции, поскольку в некоторых языческих группах (например, в так называемых мистериальных религиях) также были крещения в качестве обрядов посвящения или очищения.
Иоанн был идентифицирован как “Креститель”, потому что крещение занимало центральное место в его послании, и это крещение имело особое значение покаяния, второго важного термина в этом отрывке. В еврейском мире покаяние означало не просто изменение мышления (что и означает греческий термин в других контекстах), но изменение жизни или изменение направления в жизни. Раньше человек жил не по Божьему пути (мыслимо как направление, по которому нужно идти, или как дорога, по которой нужно идти), но теперь он изменил своё направление
... Читать дальше »
«И, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».
Во-первых, что значит, что “многие тела усопших святых воскресли”? Это воскрешение или просто появление каких-то призраков? Во-вторых, почему они ждали до воскресения, чтобы войти в “святой город” (Иерусалим)? Наконец, что означает это событие? Это звучит как фантастическая деталь, легенда, которая проскользнула в текст.
Версия распятия у Матфея имеет гораздо более триумфальный финал, чем у Марка. Подчеркнув, что Иисус был распят как царь иудейский и исполнил Писание в Своей смерти (так что это было частью Божьего плана), Матфей включает четыре уникальных события после смерти Иисуса: (1) землетрясение, (2) воскресение святых, (3) постановка стражи у гроба и (4) второе землетрясение до того, как женщины прибыли к гробнице.
Землетрясения, конечно, относительно хорошо известны в Палестине (сравните Амос 1:1). Сама долина реки Иордан является результатом землетрясения, и в стране есть линии разломов, мало чем отличающиеся от тех, что расположены вокруг Сан-Франциско, ещё одного подверженного землетрясениям населенного пункта. Землетрясения также были частью еврейской веры в конец времён (Захария 14:4). Необычным в этом отрывке является время землетрясений, их тесная связь как со смертью, так и с воскресением Иисуса. В каждом случае землетрясения, по-видимому, открывают гробницы. Что само по себе неудивительно. Гробницы более богатых людей, как правило, представляли собой естественные пещеры, соответственно увеличенные, или искусственные пещеры, вырезанные в более мягкой породе. На нескольких склонах холмов вокруг Иерусалима их было много. Гробницы были закрыты каменной перегородкой, которая была похожа на пробку, вставленную в маленькое отверстие пещеры. Землетрясение, которое сдвинуло скалу вокруг него, могло открыть такую дверь. Однак
... Читать дальше »
Многие женщины имели опыт молитвы за ребёнка. Если просьба не будет удовлетворена, она может стать источником огромной боли и печали. Если ответ дарован, то часто приводит к радостному празднованию и благодарению.
Писание даёт нам ряд примеров: Ева, подчеркивающая обетование Божье, Сарра, смеющаяся, Лия, надеющаяся, что её плодовитость заставит мужа полюбить её, Рахиль, восклицающая, что её позор снят, Елизавета, молчащая в течение первых 20 недель (Луки 1:24), и молодая женщина, которая (как известно) радуется своей беременности, несмотря на то, что не молилась о ребёнке и даже не занималась сексом в первую очередь.
Те из нас, кто молился за детей, могут иметь отношение к каждому из этих ответов и, возможно, представить себя реагирующими подобным образом, если бы наши молитвы были услышаны. Но я подозреваю, что никто из нас не стал бы делать то, что сделала Анна — это петь песню о рогах.
Сила и изобилие
“Сердце Моё ликует в Господе; рог мой возвышается в Господе” (1 Цар. 2:1, здесь и далее в переводе ESV). Анна только что родила чудесного ребенка; при чем тут рога? Мы говорим о музыкальных инструментах, о рогах животных или о чём-то совершенно другом? И почему?
Затем, когда Анна заканчивает свою молитву, она возвращается к теме рога. “Господь будет судить концы земли; Он даст силу царю Своему и возвысит рог помазанника Своего” (2:10). Это слово появляется в пер
... Читать дальше »
«После приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам».
Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас»”
Картина людей, прибывающих после того, как дверь закрыта, и обнаруживающих невозможность войти, появляется в другом месте учения Иисуса. В Луке 13:25-28 Иисус говорит о таких людях, которые, видя себя изолированными, протестуют хозяину дома: “Мы ели и пили с тобой, и ты учил на наших улицах”. Но даже в этом случае им отказывают во входе; они исключены из Царства Божьего. Версия Нагорной проповеди Матфея содержит параллель с этим отрывком из Евангелия от Луки; в рассказе Матфея те, кого не пускают, предъявляют то, что можно было бы считать ещё более вескими доказательствами, дающими им право на допуск: “не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” (Мф 7:22) — но всё безрезультатно.
<…>
Эта притча — одна из трёх, которые Матфей добавляет к своей версии елеонской проповеди Иисуса - проповеди, кульминацией которой является славное пришествие Сына Человеческого.
В деревне была свадьба. Свадебная история без упоминания невесты кажется нам очень странной, но в разные времена и в разных странах разные обычаи. Вполне возможно, что она действительно получает упоминание, но если и так, то лишь мимоходом; некоторые авторитетные источники по тексту Матфея 25:1 говорят, что десять дев “пошли навстречу жениху и невесте”. Десять девушек, похоже, не были подружками невесты или даже специально приглашенными гостями; это были деревенские девушки, которые решили устроить факельную процессию и сопроводить жениха и его спутников в дом, где должен был состояться сва
... Читать дальше »
«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах».
В своей критике книжников, содержащейся в рассуждении Матфея 23, Иисус неодобрительно говорит об их любви к почётным титулам: “приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: "учитель! учитель!"" (Мф 23:7). Затем Он обращается к Своим ученикам и говорит им, чтобы они не были такими: “А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья” (Мф 23:8). “Учитель” или “раввин” — это выражение уважения, которое еврейский ученик оказывает своему учителю, а хорошо известный учитель будет известен публике как раввин такой-то. Его ученики и другие люди называли Иисуса “равви”; это было дано Ему в знак вежливости или уважения. Для Матфея, однако, слово “раввин” имеет сомнительный оттенок: в его Евангелии единственным учеником, который называет Иисуса “раввином”, является Иуда Искариот, и он делает это дважды: один раз за ужином, когда он отвечает на объявление Иисуса о присутствии предателя в компании с “не я ли, Равви?” (Мф 26:25), и один раз в Гефсимании, где “радуйся, Равви!”, сопровождающее его поцелуй, является знаком для храмовой стражи, что Иисус является человеком, которого нужно арестовать (Мф 26:25, 26:49). Такое отношение к термину “раввин” может пролить некоторый свет на обстановку, в которой работал Матфей, и на полемику, в которой он участвовал.
Итак, Иисус сказал Своим ученикам: откажитесь от всех титулов вежливости, у вас один Учитель, и вы все члены одной семьи. Члены семьи не обращаются друг к другу по формальным титулам, даже если некоторые из них указывают на высокие отличия. Когда “Джон Смит” посвящен в рыцари, его братья, которые
... Читать дальше »