В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Это самое трудное из всех трудных для понимания высказываний. Это последнее членораздельное высказывание распятого Иисуса, о котором сообщают Марк и Матфей; вскоре после этого, говорят они, с громким криком (содержание которого не уточняется) Он испустил дух.
П.В. Шмидель привёл это высказывание как один из немногих “абсолютно достоверных” текстов, которые могут быть использованы в качестве “столпов фундамента для истинно научной жизни Иисуса”, на том основании, что оно не может быть результатом поклонения Иисусу в церкви. Никто бы не выдумал его; это была бескомпромиссная данность традиции, которую Евангелист должен был либо воспроизвести в том виде, в каком она существовала, либо оставить без упоминания.
Было бы разумно не использовать это высказывание в качестве основы для реконструкции внутренних чувств, которые испытал Иисус на кресте. Вопрос “для чего?” был задан, но остался без ответа. Тем не менее, есть некоторые теологи и психологи, которые взялись дать ответ, которого нет в летописи. Их примеру не следует следовать. По крайней мере, это должно быть сказано: если это трудное для понимания высказывание для читателя Евангелий, то труднее всего оно было для самого нашего Господа. Заверения, на которых мужчины и женщины Божьи в ветхозаветные времена опирались в вере, были не для него. “Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь”, - сказал псалмопевец (Пс. 33:20), но для Иисуса не явилось избавление.
Кажется несомненным, что эти слова цитируются из начала Псалма 21. Аргументы в пользу обратного неубедительны. Эти слова цитируются не из еврейского текста, а из арамейского пересказа. (Что касается арамейской формы Eloi, “мой Бог”, у Марка, то еврейская форма Eli встречается в Евангелии от Матфея. Любая попытка определить точное произношение должна была бы считаться с тем фактом, что некоторые прохожие подумали, что Иисус призывает Илию прийти и помочь Ему). Псалом 21, хотя и начинается с крика полного отчаяния, на самом деле является выражением веры и благодарения; помощь от Бога, которую так долго ждали и в которой даже отчаивались, наконец-то приходит. Поэтому иногда считается, что, хотя записано, что Иисус произнёс только первый крик отчаяния, на самом деле Он произнёс весь псалом (хотя и неслышно) как выражение веры.
Это невозможно доказать, но есть один новозаветный автор, который, по-видимому, так думал - автор послания к Евреям. Этот автор неоднократно цитирует другие отрывки из Псалма 21, кроме вступительного возгласа, и приписывает их Иисусу. В частности, он говорит, что Иисус “с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного” (Евр. 5:7-9).
В этих словах автор Послания к Евреям излагает в терминах страданий, которые перенёс Иисус, признание Псалма 21:25: Бог “не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему”. Но когда он говорит, что молитва Иисуса к “Могущему спасти Его от смерти” была услышана, он не имеет в виду, что Иисус был избавлен от смерти; он имеет в виду, что, умерев, Он был “воскрешен из мертвых”, чтобы жить впредь “по силе жизни непрестающей” (Евр. 13:20; 7:16).
Тот же автор представляет Иисуса в Его смерти как добровольную и приемлемую жертву Богу. То, что мученики в Израиле должны были пожертвовать своей жизнью, чтобы искупить грехи других, не было беспрецедентным. Вместо того, чтобы Его сердце наполнилось горькой обидой на тех, кто так отвратительно обращался с ним, Иисус, умирая, предложил Свою жизнь Богу во искупление их грехов и грехов мира. Разве Он не сказал однажды, что “Сын Человеческий [пришёл]... отдать свою жизнь в качестве выкупа за многих” (Мк. 10:45)? Но теперь Он сделал это более эффективно, действительно войдя в состояние оставления Богом, которое является уделом грешников, - будучи “соделанным... грехом за нас”, как выразился Павел (2 Кор. 5:21). “В Его смерти всё стало Его, что грех сделал нашим, — все во грехе, кроме Его греховности” [Джеймс Денни, Смерть Христа, 6-е изд., стр. 160.]
Иисус “научился послушанию из того, что Он перенёс”, как говорит автор Послания к Евреям, в том смысле, что Своими страданиями Он узнал цену Своего искреннего послушания Своему Отцу. Его принятие креста увенчало Его послушание, и Он никогда не был более угоден Отцу, чем в этом акте полной преданности; однако это не умаляет реальности Его переживания того, что Он был оставлен Богом. Но эта реальность сделала Его ещё более эффективным освободителем и сторонником Своего народа. Он не пришелец из другого мира, избегающий слишком большого участия в нашем мире; Он полностью вовлечён в человеческую судьбу. Нет такой глубины забвения, известной человеческим существам, в которую бы Он не погрузился; таким образом, Он был “сделан совершенным”, то есть полностью квалифицированным, чтобы быть сочувствующим помощником Своего народа в их самой крайней нужде. Если им хочется взывать к Богу: “для чего Ты Меня оставил?”, они могут подумать, что это то, что кричал Он. Когда они взывают из глубины к Богу, тот, кто взывал из глубины в Страстную пятницу, знает, каково это. Но есть одна разница: Он сейчас с ними, чтобы укрепить их, но никого не было рядом, чтобы укрепить Его.
См. также комментарий к Псалму 21:2; Евреям 2:10; 5:7-9.
это последнее членораздельное высказывание распятого Иисуса, о котором сообщают Марк и Матфей; вскоре после этого, говорят они, с громким криком (содержание которого не уточняется) Он испустил дух. 34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» 35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовёт. 36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придёт ли Илия снять Его. 37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
Евангелие от Марка 15 глава — Библия: https://bible.by/syn/41/15/ После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. 29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. 30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
Евангелие от Иоанна 19 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/19/
"Это последнее членораздельное высказывание распятого Иисуса, о котором сообщают Марк и Матфей" - это действительно так, если прочитать Евангелия от Матфея 27 и Марка 15.
Возможно громким криком и было "совершилось!", о котором написано в Евангелии от Иоанна 19.