Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Марк 13:30. Не прейдёт род сей?
«Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё это будет»
Это было расценено как трудное для понимания высказывание теми, кто считает, что оно относится ко Второму пришествию Христа - Его пришествию во славе. Если Иисус действительно утверждал, что это событие произойдёт в течение поколения с момента Его выступления (что было всего за несколько дней до Его ареста и казни), то, как чувствуется, Он ошибался, и это для многих неприемлемый вывод.

Подлинность этого высказывания оспаривается на том основании, что никто не стал бы выдумывать не исполнившееся пророчество и вкладывать его в уста Иисуса. Если в евангельской традиции Ему приписывается не исполнившееся пророчество, то это может быть (как утверждается) только потому, что он действительно произнёс Его. Однако в более поздние времена это высказывание широко приписывалось не историческому Иисусу, а какому-то пророку из ранней церкви, говорившему от имени Иисуса. Рудольф Бультман расценил рассуждения Марка 13:5-27 как “еврейский апокалипсис с христианской редакцией” и подумал, что это высказывание стало бы подходящим завершением такого апокалипсиса. [Rudolf Bultmann, История синоптической традиции (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1963), стр. 125].

Некоторые исследователи Нового Завета, которые не допускают, что Иисус мог ошибаться, тем не менее убеждены, что речь действительно идёт о Его славном Пришествии. Если "всё это" должно обозначать события, предшествовавшие Пришествию, и само Пришествие, тогда, по их словам, "этому поколению" придётся дать какое-то другое толкование. Рассматриваются другие значения, которые несёт греческое существительное genea (здесь переведенное как “род/поколение”) в определённых контекстах. Это слово иногда используется в смысле “раса”, поэтому, возможно, предполагается, что дело в том, что еврейская раса или даже человеческая раса не исчезнут до Второго Пришествия. Очевидно, что идея о том, что имеется в виду человеческая раса, не может быть принята; каждое описание этого события подразумевает, что люди будут, чтобы стать свидетелями этого, поскольку в противном случае у этого не было бы контекста, чтобы придать ему какое-либо значение. Также мало что можно сказать в пользу идеи о том, что имеется в виду еврейская раса; нигде в Новом Завете нет и намека на то, что еврейская раса прекратит своё существование до конца света. В любом случае, какой смысл в таком расплывчатом предсказании? Это было бы всё равно, что сказать: “Когда-нибудь в неопределённом будущем всё это произойдёт”.

“Род сей” - повторяющаяся фраза в Библии, и каждый раз, когда она используется, она несёт в себе обычный смысл людей, принадлежащих к одной довольно обширной возрастной группе. Одна отчаянная попытка совместить признание этого факта со ссылкой на Второе Пришествие и в то же время оправдать Иисуса от ошибки в Его прогнозе состоит в том, чтобы понимать “род сей” не как “это поколение, живущее сейчас”, а как “поколение, которое будет живо в то время, о котором я говорю”. Тогда смысл был бы таков: “Поколение на земле, когда всё это начнёт происходить, всё ещё будет на земле, когда всё это будет завершено; всё это произойдет в течение одного поколения”. [Сравните G.H. Lang, Откровение Иисуса Христа (Лондон: Гарден Сити, 1945), стр. 387].

Возможно ли это вообще? Я думаю, что нет. Когда мы сталкиваемся с проблемой понимания этого трудного высказывания, всегда безопасно спросить: “Что бы это значило для людей, которые впервые его услышали?” И на этот вопрос может быть только один ответ в связи с нынешним трудным высказыванием. Слушатели Иисуса могли понять, что Он имел в виду только то, что “всё это” произойдёт в их поколении. Мало того, что поколение во фразе “род сей” всегда означает людей, живущих в одно конкретное время; сама фраза всегда означает “поколение, живущее сейчас”. Иисус несколько раз говорил об “этом поколении” в этом смысле, и, как правило, не в лестных выражениях. Фактически, Его использование этой фразы перекликается с её использованием в ветхозаветных записях о скитаниях израильтян по пустыне. Поколение израильтян, покинувшее Египет, не дожило до прихода в Ханаан; оно вымерло в пустыне — все взрослые (с двумя исключениями). И почему? Потому что оно отказалось принять слово Божье, переданное через Моисея. Поэтому оно называется “сей злой род” (Втор 1:35), “род строптивый и развращённый” (Втор. 32:5).

Точно так же поколение, которому служил Иисус, называется “род сей лукав” (Лк. 11:29), “род сей прелюбодейный и грешный” (Мк. 8:38) из-за его неверия и невосприимчивости. “Ниневитяне”, сказал Иисус, “восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы” (Лк. 11:32). На самом деле, “сей род” настолько увенчал печальный послужной список своих предшественников, что все их злодеяния будут наказаны на нём: “Ей, говорю вам, взыщется от рода сего” (Лк. 11:51). Фраза “род сей” слишком часто встречается на устах Иисуса в этом буквальном смысле, чтобы мы могли предположить, что она внезапно приобретает другое значение в высказывании, которое мы сейчас рассматриваем. Более того, если бы подразумевалось поколение последнего времени, то “тот род” было бы более естественным способом обозначения его, чем “род сей”.

Но что такое “все эти вещи”, которые должны произойти до того, как “род сей” уйдёт из жизни? Иисус говорил в ответ на вопрос, заданный ему четырьмя Его учениками. Они были в Иерусалиме на Пасху, и ученики были поражены архитектурным величием храма, недавно восстановленного и расширенного Иродом. “Учитель! посмотри”, - сказал один из них, “какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Пётр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?” (Мк. 13:1-4).

В вопросе учеников “всё сие” означает разрушение храма и сопутствующие события. Представляется разумным рассматривать это трудное высказывание как обобщение ответа на их вопрос. Если это так, то “всё это” будут иметь одно и то же значение в вопросе и ответе. Тогда это трудное для понимания изречение будет означать, что “это поколение не прейдёт до тех пор, пока” храм не будет полностью разрушен. Хорошо известно, что храм был фактически разрушен римлянами при наследном принце Тите в августе 70 года н.э., не более чем через сорок лет после того, как Иисус говорил. Сорок лет - не слишком большой срок, чтобы его можно было назвать поколением; на самом деле сорок лет - это условная продолжительность поколения в библейском словаре. Несомненно, так было и со “злым поколением” скитаний по пустыне: “Сорок лет я скорбел об этом поколении”, - сказал Бог (Пс. 94:10, версия Prayer Book).

Но если это то, что означает это высказывание, почему считалось, что оно предсказывает последнее Пришествие в этом поколении? Потому что в рассуждении, которое происходит между Марка 13:4 и Марка 13:30, переплетается другая тема с предсказанием смутного времени, ведущего к катастрофе 70 года н.э. В частности, есть предсказание о “Сыне Человеческом, грядущем на облаках с великой силой и славой” и посылающем Своих ангелов, и “соберёт избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба” (Мк. 13:26-27). Некоторые толкователи восприняли это как весьма образное описание божественного суда, который многие христиане, и не только христиане, видели в римской осаде и разрушении Иерусалима; но с ними трудно согласиться.

Марк, вероятно, написал своё Евангелие за четыре или пять лет до 70 года н.э. Когда он писал, падение храма и пришествие Сына Человеческого одинаково лежали в будущем, и у него не было возможности узнать, пройдёт ли значительный промежуток времени между этими двумя событиями. Тем не менее, он сохраняет в том же контексте другое высказывание Иисуса, относящееся ко времени будущего события: “О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец” (Мк. 13:32). К какому дню или часу это относится? Конечно, не ко дню или часу разрушения храма: то, что подчеркивает весь контекст, а не только суровое высказывание Марка 13:30 об этом событии, так это его близость и определённость. Событие, время которого неизвестно никому, кроме Отца, не может быть ничем иным, как пришествием Сына Человеческого, описанным в Марка 13:26.

Лука, воспроизводя суть рассуждения Марка 13:5-30, делает больший акцент на судьбе Иерусалима, города, а также храма: “Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников” (Лк. 21:24). Когда окончатся “времена язычников” (период господства язычников в святом городе), не указано. Но это изречение, хотя и характерное для Луки, не является изобретением Луки: оно снова встречается в Апокалипсисе и в той его части, которая, вероятно, написана раньше, чем это произведение в целом, и впоследствии была включена в него. Внешний двор храма, как сказано Иоанну, “внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам” (Откр. 11:2). Это пророческое изречение, переданное Иоанну голосом с небес, но оно имеет то же происхождение, что и слова, записанные в Луке 21:24.

Матфей, писавший своё Евангелие, вероятно, вскоре после разрушения храма, мог видеть, чего, естественно, не мог видеть Марк, разделение во времени между этим событием и пришествием Сына Человеческого. Для Матфея одно событие уже произошло, в то время как другое всё ещё было в будущем. Он перефразирует вопрос учеников к Иисусу так, чтобы он ясно и недвусмысленно относился к обоим событиям. Иисус, как и в Евангелии от Марка, предсказывает, что ни один камень в храме не останется стоять на другом, и ученики говорят: “Скажи нам, (а) когда это произойдёт, и (б) что будет признаком Твоего пришествия и конца века?” (Мф. 24:3). Затем, в конце следующей беседы, Иисус отвечает на их двойной вопрос, говоря, что (а) “это поколение, конечно, не прейдёт, пока всё это не произойдёт” (Мф. 24:34), в то время как (б) что касается Его пришествия и “конца века”, Он говорит им, что “никто не знает о том дне или часе, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец” (Мф. 24:36). Различие между двумя предсказаниями ясно прослеживается у Матфея, для которого более раннее из двух предсказанных событий теперь осталось в прошлом; но оно уже подразумевалось, хотя и не так ясно, у Марка.

Hard Sayings of the Bible
Категория: Библия | Просмотров: 349 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 4.2/4 | |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: храм, Пророчество, библия, Иисус, противоречие, Марк, пришествие
   
Топ
О сайте
Беседка
Книги [2398]
Видео [683]
Аудио [306]
SCOAN [529]
Статьи [2242]
Разное [495]
Библия [237]
Израиль [294]
Новости [545]
История [635]
Картинки [275]
MorningStar [1131]
Популярное [178]
Пророчества [1115]
Пробуждение [308]
Прославление [770]
Миссионерство [316]
It's Supernatural! [676]
Благословить
Комментарии
Оцените сайт!
Всего ответов: 20
500

Онлайн всего: 16
Гостей: 14
Пользователей: 2
Sergey, Роман_Федорец


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2022